Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях
методическая разработка по музыке на тему

Емушинцева Марина Валентиновна

            Использование    здоровьесберегающих   технологий                                                                                                                                              
                                 на   музыкальных  занятиях

Музыкальные занятия с использованием технологий  здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка и его интересов.

Актуальность. Музыка – составная часть нашей жизни, а потому она должна быть такой же разнообразной, как и окружающий нас мир. Мощное положительное влияние музыка оказывает на детей. На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные  здоровьесберегающие технологии. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Проведение  здоровьесберегающих упражнений  занимает совсем немного времени – 5  минут. Это приносит пользу для здоровья и эмоционального благополучия.

Цель: сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Задачи:

•  
регулировать психологическое состояние воспитанников, развивать мелкую моторику;

•  
снимать эмоциональное напряжение (индивидуально и массово на коллектив);

•  
благоприятно воздействовать на общее состояние здоровья воспитанников;

•  
создавать условия к самовыражению, что является неотъемлемой частью становления гармонично развитой личности.


В своей педагогической практике я использую следующие методики:   дыхательную (А.Н.Стрельниковой) и артикуляционную гимнастику.

Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. При наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Игра  на  гитаре  стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление.

Дыхательная артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть  методики  по восстановлению и развитию этой функции в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

•  
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

•  
способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

•  
улучшает дренажную функцию бронхов;

•  
восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. 

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики: обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому и выработки контроля положения рта.
 

Выводы:
Музыкальные занятия с использованием технологий  здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка и его интересов.

Результат использования здоровьесберегающей технологии на занятиях:

•  
закладываются основы здорового образа жизни;

•  
воспитанники настраиваются на позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшается эмоциональный климат на занятиях;

•  
повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память;

•  
формируется образно-ассоциативное мышление;

•  
развиваются двигательные качества, координация, укрепляется речевой аппарат;

•  
воспитанники  легко усваивают  новый  материал.

 

                                                      Литература:                                                     

1.     «Здоровьесберегающие технологии» И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.О.Соколова.

2.     «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе» Н.К.Смирнов.

3.     Журнал «Народное образование» №9, 1999г.

4.     «Игровые оздоровительные технологии» О.А.Степанова.

5.     «Обучение и здоровье» Киколов А.И.

6.     «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» Щетинин М.Н., Изд-во Метафора, 1910г.

7.     «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой» Амосов Т., Москва, 2007г.

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


            Использование    здоровьесберегающих   технологий                                                                                                                                              
                               
на   музыкальных  занятиях

Музыкальные занятия с использованием технологий  здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка и его интересов.

Актуальность. Музыка – составная часть нашей жизни, а потому она должна быть такой же разнообразной, как и окружающий нас мир. Мощное положительное влияние музыка оказывает на детей. На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные  здоровьесберегающие технологии. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Проведение  здоровьесберегающих упражнений  занимает совсем немного времени – 5  минут. Это приносит пользу для здоровья и эмоционального благополучия.

Цель: сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Задачи:


  • регулировать психологическое состояние воспитанников, развивать мелкую моторику;

  • снимать эмоциональное напряжение (индивидуально и массово на коллектив);

  • благоприятно воздействовать на общее состояние здоровья воспитанников;

  • создавать условия к самовыражению, что является неотъемлемой частью становления гармонично развитой личности.


В своей педагогической практике я использую следующие методики:   дыхательную (А.Н.Стрельниковой) и артикуляционную гимнастику.

Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. При наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Игра  на  гитаре  стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление.

Дыхательная артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть  методики  по восстановлению и развитию этой функции в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:


  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

  • улучшает дренажную функцию бронхов;

  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. 

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики: обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому и выработки контроля положения рта.

Выводы:
Музыкальные занятия с использованием технологий  здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка и его интересов.

Результат использования здоровьесберегающей технологии на занятиях:


  • закладываются основы здорового образа жизни;

  • воспитанники настраиваются на позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшается эмоциональный климат на занятиях;

  • повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память;

  • формируется образно-ассоциативное мышление;

  • развиваются двигательные качества, координация, укрепляется речевой аппарат;

  • воспитанники  легко усваивают  новый  материал.

                                                      Литература:                                                    

  1. «Здоровьесберегающие технологии» И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.О.Соколова.
  2. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе» Н.К.Смирнов.
  3. Журнал «Народное образование» №9, 1999г.
  4. «Игровые оздоровительные технологии» О.А.Степанова.
  5. «Обучение и здоровье» Киколов А.И.
  6. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» Щетинин М.Н., Изд-во Метафора, 1910г.
  7. «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой» Амосов Т., Москва, 2007г.

 



Предварительный просмотр:

Обучение  технике  игры  на  гитаре  в   составе  музыкального   ансамбля     предлагается  в  программе «Виртуозы»   для   детей   2-го  года   обучения,   т.е.   для  детей  с  13-16  лет. На  1 году  обучения    проходит  индивидуальная  работа  с  каждым   ребенком.  Ко  2-му  году  обучения   ребенок   должен  знать   уже  музыкальную   грамоту (знать  ноты,  уметь  играть  по  нотам,  знать   длительности, ритмические   особенности  и  т.д.).

Цель моей  работы: заинтересовать  детей  новыми  современными  произведениями, обучить их  технике  игры  на  музыкальных  инструментах  в  ансамбле.

Основные  задачи: развитие музыкальных  способностей  и  навыков  игры  в  ансамбле.

Образовательные  задачи  деятельности  ансамбля  составляют: воспитание  трудолюбия, хорошего  отношения  к  товарищам  и  окружающим, бережности  и  любви  к  родине.

Музыкальный  репертуар, который  предлагают  дети  и  педагог, должны нести  в  себе  духовно-нравственное  воспитание  детей  и  подростков, формировать  их  эстетический  вкус,  повышать  культурный  уровень и расширять  их  кругозор.

 Изученный  и  освоенный  музыкальный  материал  на  уроках, а  также  в  процессе  домашних  упражнений,  затем  отрабатывается  в   коллективе.

Во  время  коллективных  занятий  в  ансамбле  педагог  помогает   каждому   ребенку  развить музыкальные  способности, а  именно  музыкальный  слух,  музыкальную  память, чувство  ритма. Осуществляется  постоянный   контроль  над  исполнением.

В  качестве  музыкального   материала   берется  самый     разнообразный   репертуар:  это  и  современные  песни,  песни  бардов, русские  народные  песни, романсы.  Используются  разнообразные  стили  и  жанры:  рок-музыка,  джазовая   музыка, поп-музыка.

Примерный  репертуар:

        Джаз.

1. «Буги-вуги»  О.Фридом  №1, №4.

2. «Ja-da» B.Carlton.

3. «Девушка  из  Ипанемы» А.Жобим.

4.  «All of me» Simons and Marks.

5.  «Autumn  leaves»  J.Kosma , J.Merser.

6.  «On the sunny side  of  the  street» Jimmy  Mc Hugh.

7.  «Блюз №3» (Now  Hear This).

8.  «Вальс  c-is moll» Ф.Шопен  в  джазовой  обр.

        Рок-музыка.

1. «Master  of  puppets» P.Boyle , J.Hazen.  

2.  «Закат» В.Кипелов («Ария»).

3. «Герои  асфальта» В.Кипелов («Ария»).

4. «Штиль» В.Кипелов («Ария»).

5.  «Осколок  льда».

        Песни  современных  бардов.

1. «Разыгралась  буря» О.Емушинцев.

2. «В  моем  воображении» О.Емушинцев.

Дети  сами  выбирают  репертуар, а  педагог  рассматривает  и  предлагает.

В  методической  разработке  в  качестве  примеров приведены  3  аранжировки  известных  музыкальных  произведений: «Девушка  из  Ипанемы» А.Жобим, «Закат» В.Кипелов,  «Разыгралась буря» О.Емушинцев.

Музыкальные  произведения  расписаны  по  партиям  для  разных  инструментов: бас-гитары, соло-гитары, ритм-гитары, ударных  инструментов.  Есть  вокальные  тексты  песен.

Вначале, я  распределяю  партии  среди  учеников  и  начинаю  с  ними  разучивать их  партии. Например: сначала  разучиваем  партию  бас-гитары по  нотам  или  по  табулатуре (здесь  важна  игра  со  счетом, выдерживание  лиг, пауз  и  т.д.). Затем  отдельно  разбираем  партию  соло-гитары и  позже соединяем эти  две  партии. Потом  разбираем  партию  ритм-гитары (аккорды  в  ритмической  последовательности) и  включаем  в  игру  с  бас и  соло  гитарой. Здесь  важен  дирижерский  жест  педагога. Позже  подключаются  барабаны и  в  последнюю очередь  вокальная  партия.

В  процессе  занятий  дети  знакомятся  с  новыми  произведениями, новыми  стилями  и  жанрами, с  новыми  композиторами, авторами  песен (разучивают  новые  аккорды, ритмы, темпы). Некоторые  ребята  начинают  сами  сочинять  песни  и  предлагают  свои  произведения.

Итогом  ансамблевой  игры  должна  быть  концертная   деятельность, как  внутри  учреждения, так  и в  городе, районе.

Исполнительский  репертуар  постоянно  пополняется  и   обновляется  новыми  произведениями.  В связи  с  этим  программой «Виртуозы»  предусматривается  лишь  примерный  репертуар  ансамбля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных данных. Контакт учителя и ученика. Интерес к музыкальным занятиям.

Современный урок ( урок – поэма, урок – фантазия, урок – экспромт, урок – гимн, урок – путешествие, урок - вернисаж, урок – моноспектакль…) должен удивлять, радовать как произведение искусства....

Конспект музыкального занятия на волшебной музыкальной поляне (средняя группа)

Рассматриваются с детьми средней группы различные музыкальные инструменты, обучение детей игре на них....

Конспект музыкального занятия-развлечения "Космическое путешествие" (по развитию музыкально-ритмических движений посредством моделирования)

Данное занятие-развлечение предназначено для детей подготовительной группы. Дети отправляются в путешествие на Луну, где встречаются с инопланетянином, знакомят его с моделями (карточками, на которых ...

музыкальные шумовые инструменты для использования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

что такое шумовые музыкальные инструменты, использование их на музыкальных занятиях , цели и задачи....

Конспект музыкального занятия для подготовительной к школе группы «Музыкальная палитра Татарстана»

Конспект занятия "Музыкальная палитра Татарстана"Цель занятия: пробуждение и стимулирование творческого потенциала дошкольников в процессе знакомства с музыкой  композиторов ТатарстанаЗадачи:Обра...

Консультация музыкального руководителя на тему: Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях

Краткое изложение информации касающейся условий взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального развития дошкольников...