Надо ли играть в шахматы школьникам
статья на тему
Статья посвящена внедрению программы "Шахматы" в курс основной школы.
Автор приводит свои замечания и возражения на публикации аппонентов, возражающих против введения программы "Шахматы" в школьную программу за счёт уменьшения часов других предметов.
Делается ссылка на авторскую методическую разработку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nado_li_igrat_v_shahmaty.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Надо ли играть в шахматы школьникам
Фомичев В.И. педагог дополнительного образования к.т.н.
Министр образования выступила с инициативой – ввести в школьную программу игру в шахматы. Эту идею поддержали и президент ФИДЕ Илюм-жинов, чемпион мира по быстрым шахматам С. Карякин и другие известные люди нашего государства. Во многих странах ( Армения, Испания, Турция и в других ) в шахматы играют в школах. По числу играющих шахматы зани-мают одно из первых мест среди других видов спорта и являются одной из самых древних видов спорта. Чемпионаты мира по шахматам разыгрываются с 1886 года по правилам, которые мало изменились с тех пор. Многие чем-пионы мира по шахматам были выдающимися специалистами мирового уровня в своей профессиональной деятельности.Так, российский шестикрат-ный чемпион мира М.М.Ботвинник был доктором технических наук и разра-ботал теорию расчета передачи электрической энергии на большие расстоя- ния, которая используется и в настоящее время. Он был руководителем про-граммы и создателем компьютерной программы «Пионер».
Большой опыт использования шахматной игры среди детей показывает, что воспитывает у детей дисциплинированность, усидчивость, умение кон-центрироать внимание и логически мыслить. В результате систематического обучения шахматам улучшаются показатели успеваемости, особенно по та-ким предметам, как математика, физика, химия и другим. В шахматных партиях осуществляется определенный этикет поведения, который привива-ся быстро у детей и они используют его и в других ситуациях. Всё это гово-рит в пользу введения шахмат в школьные программы. В этом учебном году в школах Москвы шахматы введены в школьную программу в двести пяти-десяти школах.
Однако на сайтах компьютера после сообщения министра образования появились и другие отзывы о введение шахмат. Эти отзывов столь много, что даже прочитать их трудно. Подавляющее количество отзывов носит отрица-тельный характер. Анализ этих сообщений позволяет сделать вывод, что по-даляющее число авторов не владеют шахматной игрой и не проходили обуче-ния в каком-нибудь коллективе с педагогом или тренером. Другие авторы призывают учеников танцевать вместо того, чтобы сидеть за шахматным сто-ликом. Эти авторы и не подозревают, что в школе в системе дополнительно-го образования можно заниматься и тем и другим.
Необходимо также учесть, что введение шахматной программы сопряже-но с определёнными техническими и организационными трудностями. Прежде всего необходимо иметь комплект шахмат (доска и фигуры) в зависимости от количества игроков. Деление учеников класса на две под-группы одновременно возможно только при наличии двух комплектов шах-мат и двух педагогов. При оснащении класса компьютером, соединённым с
=2 -
ним проектором и экраном можно проводить уроки со всем классом, с уче- том размещения детей с ослабленным зрением.( 1 ).
С точки зрения возраста учеников наиболее благоприятный вариант обу-чения с первого класса по четвёртый. Программа должна предусматривать постепенное усложнение программы от класса к классу. Наилучший вариант недельной нагрузки два урока в неделю с интервалом в два дня. Этот режим может быть принят при уменьшении объема часов по другим предметам, что нежелательно. В этом случае возможно перемещение одного часа на допол- нительные занятия за пределами расписания занятий. С учителями и педаго-гами также возникнут трудности и видимо нужна срочная подготовка учите-лей и педагогов, что потребует времени.
Большая трудность возникнет при оценке успеваемости учеников. В этом случае можно воспользоваться опытом системы дополнительного обра-зования, где успехи в обучении оцениваются с помощью «Информационной карты освоения образовательной программы обучающимися». Эта карта содержит семь граф, называемые критериями наблюдения, обозначенными буквами алфавита от Ф до Ж. Каждая графа оценивается по пятибалльной системе от единицы до пяти баллов. Результаты систематически заносятся в классный электронный журнал. В программе обучения можно выделить разделы, которые составляют учебго-календарный план с указанием объема часов, в зависимости от общего количества часов в программе. Это особенно будет правильно при совмещении уроков основного и дополнительного об- разования. Заключительным этапом может быть проведен школьный турнир всех учеников обучавшихся по программе или всех учеников играющих в шахматы, для определения победителей турниров и награждения их за ус-пехи в шахматах.
Подводя итоги сказанного, можно с уверенность считать, что все труд-ности перехода к новой школьной программе будут преодолены и несом-нено играть в шахматы в школах обязательно будут.
1. Публикации. Фомичев В.И. Методическая разработка по программе шах-маты с использованием ИКТ, АНОО «АНЭКС», http://aneks.center/.2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»
Конспект интегрированного занятия по шахматам и ИЗО с использованием компьютерных технологий. Для детей 5 лет Знакомство с шахматной фигурой «король», c...
Значимость обучения игре в шахматы в дошкольном возрасте.
Шахматы и другие интеллектуальные игры – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития познавательных процессов....
Обучение младших школьников игре в шахматы с использованием компьютерных технологий(дополнительное образование)
Игра в шахматы развивает навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, чувство ответственности за принятое решение, ориентирует школьника на труд, собственные усилия. Как...
Опыт обучения младших школьников игре в шахматы.
В работе описывается опыт обучения младших школьников игре в шахматы....
Методика обучения школьников 1 класса основам игры в шахматы.
Методическая рекомендация для педагогов и родителей.В тексте расказывается как наиболее эффективно и быстро научить учащегося, игре в шахматы.С помощью набора несложных упражнений учащийся быстро осва...
Мастер-класс «Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для младших школьников»
Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей младшего школьного возраста.Задачи:1. Познакомить участников мастер-класса с игровым...
Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы
В статье рассматривается польза занятия шахматами....