Надо ли играть в шахматы школьникам
статья на тему

Фомичёв Владислав Иванович

Статья посвящена внедрению  программы "Шахматы" в курс основной школы.

Автор приводит свои замечания и возражения на публикации аппонентов, возражающих против введения программы "Шахматы" в школьную программу за счёт уменьшения часов других предметов.

Делается ссылка на авторскую методическую разработку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nado_li_igrat_v_shahmaty.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Надо ли играть в шахматы школьникам

Фомичев В.И. педагог дополнительного образования к.т.н.

Министр образования выступила с инициативой – ввести в школьную программу игру в шахматы. Эту идею поддержали и президент ФИДЕ Илюм-жинов, чемпион мира по быстрым шахматам С. Карякин  и другие известные люди нашего государства. Во многих странах  ( Армения, Испания, Турция и в других ) в  шахматы играют в школах.  По числу играющих шахматы зани-мают одно из первых мест  среди других видов спорта  и являются  одной из самых древних видов спорта. Чемпионаты мира по шахматам разыгрываются с  1886 года по правилам,  которые мало  изменились  с тех пор. Многие чем-пионы  мира по   шахматам   были  выдающимися специалистами мирового                     уровня в своей профессиональной  деятельности.Так, российский шестикрат-ный чемпион мира  М.М.Ботвинник был доктором технических наук и разра-ботал теорию расчета передачи  электрической энергии на большие расстоя- ния, которая используется  и в настоящее время. Он был руководителем про-граммы  и создателем компьютерной программы «Пионер».

Большой опыт использования шахматной игры среди детей показывает, что воспитывает  у детей  дисциплинированность, усидчивость, умение кон-центрироать внимание и логически мыслить. В результате систематического обучения  шахматам улучшаются показатели  успеваемости, особенно по та-ким   предметам, как математика,  физика,  химия и  другим.  В  шахматных партиях осуществляется  определенный этикет поведения, который привива-ся быстро у детей и они используют его  и  в других ситуациях. Всё это гово-рит в пользу введения шахмат в школьные программы. В этом  учебном году в школах Москвы  шахматы введены  в школьную программу в двести пяти-десяти школах.

Однако на сайтах   компьютера   после сообщения министра образования появились и другие отзывы о введение шахмат. Эти отзывов столь много, что даже прочитать их трудно. Подавляющее  количество  отзывов носит отрица-тельный  характер. Анализ этих сообщений позволяет сделать вывод, что по-даляющее число авторов не владеют шахматной игрой и не проходили обуче-ния в  каком-нибудь   коллективе с педагогом или тренером.   Другие авторы призывают учеников танцевать вместо того, чтобы сидеть за шахматным сто-ликом. Эти авторы и  не  подозревают, что в школе в системе дополнительно-го образования можно заниматься и тем и  другим.

Необходимо также учесть, что введение шахматной программы сопряже-но   с  определёнными  техническими  и  организационными   трудностями. Прежде    всего  необходимо   иметь  комплект шахмат  (доска и фигуры)   в зависимости от  количества  игроков. Деление   учеников класса на две под-группы одновременно возможно только при наличии двух комплектов шах-мат и двух педагогов. При оснащении класса компьютером, соединённым  с

=2 -

ним проектором и экраном можно проводить уроки со всем классом, с уче- том размещения детей с ослабленным зрением.( 1 ).

С точки зрения возраста учеников наиболее благоприятный вариант обу-чения с  первого класса  по  четвёртый.  Программа должна предусматривать постепенное усложнение программы от класса к классу. Наилучший вариант недельной нагрузки два урока в неделю с интервалом в два дня. Этот режим может быть принят при уменьшении объема часов по другим предметам, что нежелательно. В этом случае  возможно  перемещение одного часа на допол- нительные занятия за пределами расписания занятий. С учителями и педаго-гами также возникнут трудности и видимо нужна срочная подготовка учите-лей и педагогов, что потребует времени.

Большая  трудность  возникнет  при оценке  успеваемости  учеников.  В этом случае можно воспользоваться опытом системы дополнительного обра-зования, где успехи в обучении оцениваются с помощью  «Информационной карты   освоения  образовательной  программы   обучающимися». Эта карта содержит  семь граф, называемые критериями наблюдения,  обозначенными буквами алфавита от Ф до Ж. Каждая  графа  оценивается  по  пятибалльной  системе от единицы до пяти баллов. Результаты систематически заносятся в классный  электронный   журнал.   В  программе обучения  можно выделить разделы, которые составляют учебго-календарный план  с указанием объема часов, в зависимости от общего количества часов в программе.  Это особенно будет  правильно  при совмещении уроков основного и дополнительного об-  разования. Заключительным  этапом может быть проведен школьный турнир всех  учеников  обучавшихся по программе или  всех  учеников играющих в шахматы, для  определения  победителей  турниров и награждения их за  ус-пехи в шахматах.

Подводя итоги сказанного, можно с уверенность считать, что все труд-ности перехода  к  новой  школьной  программе будут преодолены и несом-нено играть в шахматы в школах  обязательно будут.

 1. Публикации. Фомичев В.И. Методическая разработка по программе шах-маты с использованием ИКТ, АНОО «АНЭКС», http://aneks.center/.2017 г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»

Конспект интегрированного занятия   по шахматам и ИЗО  с использованием  компьютерных технологий.  Для детей 5 лет  Знакомство с  шахматной фигурой «король», c...

Значимость обучения игре в шахматы в дошкольном возрасте.

    Шахматы и другие интеллектуальные игры – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития познавательных процессов....

Обучение младших школьников игре в шахматы с использованием компьютерных технологий(дополнительное образование)

Игра в шахматы развивает навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, чувство ответственности за принятое решение, ориентирует школьника на труд, собственные усилия. Как...

Опыт обучения младших школьников игре в шахматы.

В работе описывается опыт обучения младших школьников игре в шахматы....

Методика обучения школьников 1 класса основам игры в шахматы.

Методическая рекомендация для педагогов и родителей.В тексте расказывается как наиболее эффективно и быстро научить учащегося, игре в шахматы.С помощью набора несложных упражнений учащийся быстро осва...

Мастер-класс «Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для младших школьников»

Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей младшего школьного возраста.Задачи:1. Познакомить участников мастер-класса с игровым...

Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы

В статье рассматривается польза занятия шахматами....