Мастер-класс «Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для младших школьников»
план-конспект
Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми
для обучения детей игре в шахматы.
2. Формировать умение играть в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»
Мастер-класс
«Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для младших школьников»
Карчина О.П., педагог дополнительного образования
Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми
для обучения детей игре в шахматы.
2. Формировать умение играть в шахматы.
(При входе в класс родители берут пешку белого или чёрного цвета , тем самым распределяясь на две команды)
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, который увеличивает интеллектуальные способности ребёнка.
Помимо того, что у него активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.
Сейчас на практике я покажу использование некоторых игровых приемов, которые я использую при обучении детей игре в шахматы.
Чтобы было интереснее, вы должны поделиться на две команды: команда белых пешек и команда чёрных пешек. А я посмотрю, чья команда умнее, сильнее, быстрее.
1 этап. Знакомство с шахматной доской.Моя цель помочь ребятам овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.
-Итак, рассмотрим некоторые приёмы.
-Посмотрите внимательно на доску и скажите, из чего она состоит.
- На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. А сейчас возьмите фишки и выложите на своей доске линии: команда чёрных- горизонтали, команда белых- вертикали.
Задание выполнено, а сейчас назовите линии, которые вы выложили. Правильно, молодцы, все справились.( в знак благодарности команды получают шахматную фигуру)
Каждое поле имеет своё название, для умения правильно ориентироваться на шахматном поле я использую эстафету «Найди своё место».
На доске записаны координаты.
Команда белых- белые пешки
команда чёрных- чёрные пешки
Командам необходимо как можно быстрее разместить правильно пешки на магнитной шахматной доске.
За правильно выполненное задание-фигура.
2 этап. Знакомство с фигурами и пешками, их движение на поле. Для этого использую стихи, игры, сказки,загадки.
На данном этапе к нам в гости приходит помощник Динозаврик Дино. Я предлагаю вам посмотреть как он знакомит ребят с фигурами и способами их передвижения.
( демонстрация программы Динозавры учат шахматам)
После того как ребятапрошли полный курс обучения с Динозавриком Дино, познакомились со всеми фигурами и их движением на шахматном я предлагаю игру «Чудесный мешочек». Цель данной игры – проверить на сколько хорошо запомнили ребята фигуры, их названия, а также первоначальное расположение на поле сражения.
Я предлагаю вам данную игру. Ваша задача на ощупь определить название фигуры и правильно расположить её на поле. Для того, чтобы мы могли проверить правильность выполнения задания один из команды распознанную фигуру располагает на магнитной шахматной доске.
( два волшебных мешочка- с белыми и чёрными отдельно)
За правильно выполненное задание-фигура.
Одним из приёмов являются загадки.Ребятам очень интересно отгадывать о какой фигуре идёт речь.Например:
Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла.
(Пешка)
Стою на самом краю, путь откроют – пойду.
Только прямо хожу, как зовут – не скажу.
(Ладья)
Не живет в зверинце, не берёт гостинцы,
По косой дорожке ходит, хоботом не водит.
(Слон)
Передвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (Конь) 4
Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку -
Прекращается игра.
(Шахматный король) Молодцы1
- А сейчас я предлагаю вам принять участие в эстафете «Расставь фигуры». Посмотрите ещё раз на расположение фигур, уберите фигуры с шахматной доски , посмотрим кто быстро и правильно расставит фигуры на шахматной доске в первоначальную позицию. Начнём по хлопку.
Молодцы.
За правильно выполненное задание-фигура.
-Сейчас внимание на экран я предлагаюигру «Чьи следы». Ваша задача определить какая из фигур движется в данном направлении.
За правильно выполненное задание-фигура.
Наше занятие подошло к концу. Подведём итоги.( количество фигур). Победила команда белых (или чёрных).
Подведем итоги нашего путешествия по шахматному королевству в виде теста. Если вы согласны с ответом, то хлопаете в ладоши 2 раза, если не согласны , то топаете.
1.На шахматной доске 8 горизонталей.( да)
2. Косые ряды полей на шахматной доске называются диаграммами. (нет)-диагонали
3. Самая ценная фигура в шахматном войске пешка.( нет)- король
4. На шахматной доске 64 поля. (да)
5. Пешка ходит только вперёд. (да)
6. Фигура, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры-конь. (да)
Молодцы! Я думаю из вас получатся мудрые шахматисты.
Я прошу вас оценить наше путешествие в мир шахмат. Если вам понравилось, то наклейте пешку на белое поле, а если нет – на черное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"
Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является...
Игровой тренинг для младших школьников "ДРУЖБА"
Игровой тренинг «ДРУЖБА» для младших школьников. Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта. ...
Сценарий новогодней игровой программы для младших школьников.
К сожалению, мои новогодние сценарии привязаны к восточному гороскопу, так что полностью могут использоваться лишь раз в 12 лет. Но конкурсы, идеи вполне годятся....
Сценарий игровой программы для младших школьников "Путешествие в страну здоровья".
В данном статье приводится сценарий игровой программы «Путешествие в страну здоровья», цель которой пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по...
Новогодняя игровая программа для младших школьников.
Очень яркий, веселый и интересный сценарий Новогоднего утренника!...
Сценарий конкурсно- игровой программы для младших школьников «Живая старина»
Сценарий конкурсно- игровой программы для младших школьников «Живая старина» Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.Вы знаете, что такое ...
Мастер класс "Учимся играть в шахматы"
Мастер класс "Учимся играть в шахматы"...