Опыт обучения младших школьников игре в шахматы.
статья на тему

Чернышев Эдуард Николаевич

В работе описывается опыт обучения младших школьников игре в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_shahmaty.docx84.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИИХ ШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В ШАХМАТЫ

Чернышев Э.Н., МБОУ СОШ № 3

г.Красный Сулин

Сегодня  шахматы прочно вошли в нашу духовную жизнь и как вид спорта, и как вид искусства. При игре в шахматы необходимо решать сложные интеллектуальные задачи,  что требует  от  мышления  определённой методичности и последовательности.

В книге «Шахматы как модель жизни»  тринадцатый чемпион мира  по шахматам Гарри Каспаров пишет: «Шахматы - это уникальное познавательное поле, та сфера, где наука и искусство соединяются в человеческом представлении, а затем оттачиваются и совершенствуются по мере накопления опыта».

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой.  к тому же игра в шахматы  является соревнованием, то есть  носит  спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд  социально значимых качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также  элементы науки и искусства, могут вырабатывать у школьников  эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни»

Целенаправленный  процесс обучения школьников игре в шахматы  позволяет реализовать многие  актуальные проблемы современного образования – сделать обучение радостным, лишенным принуждения, поддерживающим устойчивый интерес к знаниям, использующим  многообразные  формы обучения. Стержневым моментом обучения шахматной игре  становится деятельность самих школьников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, прогнозируют, моделируют...

Ориентация на  перечисленные образовательные возможности  игры в шахматы были   реализуются мной в  рамках систематического курса внеурочной  деятельности «Шахматы» во всех классах начальной школы. Курс разработан на основе  авторской  программы И.Сухина ("Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая". М.: Просвещение, 2002, 3-е издание с. 370 – 392. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации; в Интернете И.Г.Сухин опубликовал эту программу по адресу http://chess555.narod.ru/1god.htm).

Цель курса - создание условий для личностного и интеллектуального развития школьников, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.  Процесс обучения  направляю на  создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);  формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого  воображения, умения производить логические операции).    воспитывать потребность в психологически здоровом образе жизни.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
  • принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;
  • принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
  • принцип психологической комфортности - создание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  • принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Об объеме осваиваемого за четыре года  теоретического и практического материала  наиболее характерно свидетельствуют  требования к знаниям и умениям на начальном и завершающем этапе обучения:

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах, мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

К концу четвертого года обучения дети должны знать:

  • некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
  • правила игры в миттельшпиле;
  • основные элементы позиции.

  К концу четвертого года обучения дети должны уметь:

  • правильно разыгрывать дебют;
  • грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
  • проводить элементарно анализ позиции;
  • составлять простейший план игры;
  • находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания;
  • пользоваться шахматными часами.

От первичного знакомства с шахматными категориями выпускник начальной школы проходит путь до начинающего профессионального шахматиста, знающего не только  правила игры,  но и   опыт мастеров, умеющими проектировать шахматную стратегию и проводить их в жизнь.

Смею говорить  о существовании такой психологической категории как шахматное мышление, характеризующееся высшим уровнем логичности и фантазийности. Формирование шахматного мышления у школьника  проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе обучения  преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются при: знакомстве с шахматными фигурами.  изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, школьник  овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения используется при разборе партий мастеров разных направлений, их творческом  осмыслении.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности школьников в поисках решения самых разнообразных задач.

Основными формами и средствами обучения являются:

  1. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  2. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
  3. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  4. Практическая игра из начальной или промежуточной позиции (в том числе, - онлайн игра с компьютером или удаленным партнером).
  5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Стремлюсь разнообразить   средства обучения для поддержки интереса и мотивации.

Систематически использую интернет-ресурсы. Так, на сайте   ГБОУ ДПО  РИПК и ППРО (http://roipkpro.ru/chess/1338-chess-game.html)  в разделе «Шахматный всеобуч» использую  прямые  ссылки на онлайн игры в шахматы с компьютером или удаленным помощников; здесь же расположены   сведения из истории шахмат, авторские  методические разработки по  обучению младших школьников игре в шахматы.

Наиболее удачные шахматные комбинации и этюды (мат в несколько ходов,  атака заданными фигурами и др.)  расположены на  ресурсах  http://chessproblem.ru/, http://chessgames.ru/zadachi-dlya-nachinayushhix/, http://sport-chess.ru/zadachi/10-zadach-na-mat-v-1-xod-konem.html  и др.

На  ресурсе  http://chessok.net/chessonline/   расположен самый доступный и   быстрый  ресурс для игры в шахматы с компьютером.

На ресурсе http://64kletki.ru/  использую онлайн учебник «Как научиться  играть в шахматы за 30 минут», в котором  в сжатой форме  иллюстрируются  правила игры,   общие и частные  шахматные  понятия (взятие на проходе, рокировка, миттельшпиль и др.).

Проблему в использовании интернет-ресурсов создает запрет  сетевого школьного фильтра NetPolice  на открытие ряда из них.

Разрабатываю разнообразные задания, призванные разнообразить учебный процесс.  Школьники с интересом выполняют комплексные задания,  сочетающие тестовую часть и последующие  задачи  по схеме, разгадывают кроссворды

1).Пешка ходит вперед или назад.  2).Конь  ходит буквой «П».  3).Пат – это когда по королю нанесен удар.  4).Короля нельзя убить.  5).Ферзь не  может ходить по диагонали.  6).Король ходит на любое  ближайшее поле, не находящееся под ударом.  7).Ладья ходить по полям  с одинаковыми буквами или цифрами.  8).Пешка бьет вперед по диагонали на ближайших клетках.  9).Слон ходит по диагонали.  10).Сближение короля и ферзя запрещено.

шахматная задача

Создан cовместно с Кроссгеном на сайте http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

л

 

 

6

 

 

 

 

 

 

э

 

9

к

о

р

о

л

ь

 

 

12

к

о

н

ь

 

 

н

 

 

а

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

3

 

д

 

 

 

 

 

 

ш

 

5

ф

е

р

з

ь

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

о

 

я

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

2

 

 

л

 

 

1

м

и

т

т

е

н

ш

п

и

л

ь

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

4

ш

а

х

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

7

м

а

т

 

 

 

 

8

п

а

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение

Учебно – методический комплект:

  • А.А. Тимофеев  "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений", 2011
  • Сборник  программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред.
    Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.

Методические пособия:

  • Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  • Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Интернет-ресурсы:

www.urokionline.com

www.chessok.net

www.student.adelaiderussianschool.org.au

http://playinchess.net/trenager/

http://www.roipkpro.ru/chess-metod.html

http://ermak2012.jimdo.com/

http://chessproblem.ru/

http://playinchess.net/zadachi/2/

http://pensionerka.net/shahmaty/shahmaty.shtml

http://puzzleok.com/

http://chess-advice.ru/

Технические средства обучения:

  • Компьютер с проектором.
  • Интерактивная доска прямой проекции.
  • Шахматы настольные (6-8 комплектов).

Литература:

  1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. / М.: ФиС, 1979.
  2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
  3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
  4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
  5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
  7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
  8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
  9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
  10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
  11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
  12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
  13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
  14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
  15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
  16. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
  17. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
  18. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
  19. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
  20. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
  21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
  22. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
  23. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
  24. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
  25. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
  26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
  27. Сухин И. Шахматы, второй  год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
  28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
  29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.
  30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
  31. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
  32. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
  33. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
  34. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
  35. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-метод обучения младших школьников иностранным языкам

Выступление на МО учителей иностранных языков. Игровой метод является одним из ведущих методов обучения младших школьников. Психологическая природа предмета диктует необходимость широкого применения и...

Дидактическая игра. Её место и роль в обучении младших школьников.

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возрастает новая социальная позиция личности - учащийся, т.е. непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельнос...

Обучение младших школьников игре в шахматы с использованием компьютерных технологий(дополнительное образование)

Игра в шахматы развивает навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, чувство ответственности за принятое решение, ориентирует школьника на труд, собственные усилия. Как...

Статья. Роль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников.

СтатьяРоль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников.       Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность ...

Обучение младших школьников с нарушением интеллекта игре

Игра - естественный способ развития ребенка. Такими создала нас природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. А   умственно отсталым младшим школ...

Доклад по самообразованию "Игра как одна из важных форм обучения младших школьников"

С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения ...