Методика обучения школьников 1 класса основам игры в шахматы.
методическая разработка на тему
Методическая рекомендация для педагогов и родителей.
В тексте расказывается как наиболее эффективно и быстро научить учащегося, игре в шахматы.
С помощью набора несложных упражнений учащийся быстро осваивает азы игры.
Данная методика прошла несколько опробаций и доказала свою эффективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика обучения школьников 1 класса основам игры в шахматы. | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения школьников 1 класса основам игры в шахматы.
Для начинающих шахматистов необходимо подобрать определенный (поэтапный) порядок обучения игре (шахматам). На взгляд автора наиболее эффективна следующая обучающая система. Обучающиеся по очереди (от занятия к канятию) знакомятся со всеми фигурами, это заметно уменьшает вероятность ошибки во время игры в шахматы на следующих этапах. По следующей схеме: Пешка - Конь - Слон - Ладья - Ферзь - Король. В форме игровой теории ученики путешествуют с фигурами по доске. Обычно это очень нравиться им, так как они оказываются включенными в занятие. В практической части занятия учащиеся разыгрывают друг с другом игровые позиции на пройденный материал.
Пешка.
Название занятия – «Путешествие пешки». Обычно все дети знают эту фигуру. А вот дальше могут возникать трудности: ученики хотят ходить пешкой как шашкой - по диагонали перепрыгивая через забираемую фигуру. Следующее игровое упражнение помогает детям: на демонстрационной доске выставляется белая пешка Е2 и ряд черных фигур задача воспитанников каждым ходом пешки забирать фигура черного цвета, а дойдя до поля превращения поставить ферзя. Данное упражнение можно по мере понимания воспитанниками сделать более сложным - добавив условий, которые должны соблюдаться на шахматной доске (разумеется, в рамках шахматных правил). Так, например постановку ферзя можно делать с нападением на короля соперника, таким образом, рассказывая про действие фигуры. Во время упражнения ходят только белые.
В практической части занятия воспитанники играют в игру «Пешечный бой». На доске выставляются по 7 пешек каждого цвета на начальных позициях. У белых отсутствует пешка А2, у черных пешка Н7. Задача провести свою пешку в ферзи, тот, кто первым ставит ферзя на доску - побеждает. В этом упражнении дети должны научиться взаимодействовать пешками и научиться находить слабости в построениях соперника. Задача преподавателя следить за возможными ошибками учеников, в основном это желание ходить забирать пешку соперника по правилу хода и ходить по правилу взятия.
Конь.
Название занятия – «Путешествие Коня». Все ученики знают фигуру Конь, а так же почти все знают что Конь ходит буквой "Г". К сожалению, в большинстве случаев познания учеников на этом заканчиваются. Когда начинаешь спрашивать воспитанника, может ли он показать ход коня, то чаше всего он бывает не совсем точным. Объяснять, что по правилам конь ходит на любое свободное поле не находящееся с ним на соседней вертикали, горизонтали и диагонали это очень сложно, так как дети плохо представляют себе геометрию шахматной доски. На начальном уровне обычно достаточно рассказать считалочку: Прыг - скок - в бок" и продемонстрировать это. На демонстрационной доске выставляется конь - лучше ставить коня В1. Далее выставляются черные фигуры, таким образом, чтобы каждым своим ходом конь съедал фигуру противоположного цвета. Последним своим ходом конь должен объявить шах королю соперника. Во время упражнения ходят только белые.Это упражнение можно усложнить - добавив преграды на пути следования коня в виде своих фигур, а так же поставив условие что какие-то фигуры забирать нельзя. Например защищенные другой фигурой.
В практической части занятия воспитанники самостоятельно играют в игру «Коневые поддавки». Задача подставить под бой фигуры соперника свою фигуру. Это упражнение тоже можно усложнить, добавив дополнительных коней обоим игрокам. Самое главное быть внимательным и успевать отслеживать возможные ошибки учеников, так как ход коня не всегда просто дается на начальном уровне.
Слон.
Название занятия - «Путешествие слона». Ученики часто путают фигуры ладья и слон, это связано с тем, что у этих фигур похожее действие на шахматной доске. Эти фигуры ходят по прямым линиям, с той лишь разницей, что слон ходит по диагоналям, а ладья по вертикалям и горизонталям. Учащиеся могут допускать следующие ошибки: походить слоном как ладьей, перепутать цвет поля, на которое ходит фигура. Вначале занятия нужно рассказать и показать как ходит фигура, рассказать что в игре присутствуют два слона у каждой стороны причем каждых ходит по полям «своего» цвета. Далее на демонстрационной доске выставляется слон на свое начальное поле, лучше ставить на черное поле С1. Затем по черным полям выставляются черные фигуры. Задача пройти слоном по доске и в конце атаковать короля соперника. Это упражнение можно усложнять и разнообразить. Так, например, можно играть одновременно за две стороны делая по очереди. Для этого былые играют чернопольным слоном, а черные белопольным. В процессе упражнения учащиеся очень быстро запоминают особенности игры этой фигурой.
В практической части занятия учащиеся играют в игру «Слоны против пешек». Белые устанавливают двух слонов на начальные позиции, черные устанавливают четыре пешки, по краям доски на полях A7,B7,G7,H7. Задача белых съесть все пешки, до того как они достигнут первой горизонтали, а черных соответственно провести одну из своих пешек в ферзи который не будет сразу же съеден белой фигурой. Упражнение можно усложнить, добавив пешек черным.
Ладья.
Название занятия – «Путешествие ладьи». Дети часто путают фигуры ладья и слон, это связано с тем, что у этих фигур похожее действие на шахматной доске. Эти фигуры ходят по прямым линиям, с той лишь разницей, что слон ходит по диагоналям, а ладья по вертикалям и горизонталям. С ладьей обычно ошибок бывает меньше чем со слоном, так как учащиеся быстро запоминают, что такое вертикаль и горизонталь. Вначале занятия нужно рассказать и показать как ходит фигура, а потом на демонстрационной доске выставляется ладья на свое начальное поле, лучше ставить на черное поле А1. Затем выставляются черные фигуры, таким образом, что бы ладья каждым своим ходом съедала фигуру соперника. Последним ходом ладья должна атаковать короля соперника. Упражнение можно усложнить, поставив условия, какие фигуры соперника можно съедать, какие нет. Например, защищенные фигуры есть нельзя или нельзя. В процессе этого упражнения ученик быстро запоминает особенности хода этой фигуры. Во время упражнения ходят только белые.
В практической части занятия учащиеся играют в игры «Ладья против пешек» и «Слоны против Ладей». Эти игры помогают научиться играть разными фигурами и взаимодействовать ими должным образом. Игра «Ладья против пешек». Выставляется белая ладья на поле Н1, и две черные пешки на поля А7 и В7. Задача белых съесть все пешки соперника, пока одна из них не превратится в ферзя. Задача черных провести одну из пешек на поле превращения и поставить ферзя, которого нельзя будет забрать следующим ходом белых. Учащиеся по очереди играют за каждый цвет. Игру постоянно требуется усложнять добавлением пешек черной стороне. Игра «Слоны против Ладей». На доску, на начальные поля выставляются два белых слона (С1,F1) и две черные ладьи (А8,Н8). Задача съесть фигуры соперника первым. Теоретически это ничейная игра, но обычно кто-то бывает не очень внимательным и подставляет свою фигуру. Учащиеся играют по очереди за оба цвета.
Ферзь.
Название занятия – «Путешествие Ферзя». Фигуру Ферзь дети обычно хорошо знают, ее путают в основном только с королем. В начале занятия ученикам нужно рассказать, как ходит ферзь, что он совмещает в себе ходы ладьей и слоном. Сразу же нужно объяснить, что это самая сильная фигура потому, что под контролем ферзя могут находиться все вертикали, горизонтали и диагонали. После этого на демонстрационной доске выставляется белый ферзь на поле D1. Черные фигуры выставляются таким образом, чтобы каждым своим ходом ферзь забирал фигуру соперника. Так как ферзь сильная фигура, то обязательно нужно выставлять заградительные барьеры из белых фигур. Во время упражнения ходят только белые.
В практической части занятия дети играют в игру «Ферзь против пешек». Для разминки черные пешки можно установить на поля 7 горизонтали. Задача белых ферзем, установленным на начальное поле D1 съесть все пешки соперника, задача черных соответственно, поставить ферзя на поле превращения. Обычно это разминочное упражнение заканчивается победой белых, после задача усложняется, черные пешки устанавливаются на 5 горизонталь. Задача такая же, но за счет далеко продвинутых пешек получается напряженная борьба. Ученики играют обязательно за оба цвета.
Король.
Название занятия – «Путешествие Короля». Так как цель игры поставить мат королю соперника, то целесообразно рассказывать про самую важную фигуру в последнюю очередь. Так как ученики, уже зная действия, и возможности других фигур смогут правильно играть королем. В начале занятия на демонстрационную доску в центр выставляется белый король. Дальше на доску по очереди выставляются фигуры с атакой на короля. В центр доски выставляется король белых, далее выставляется первая черная фигура с шахом, король отходит на свободное от нападение поля, затем с шахом выставляется следующая, и так далее. После этого упражнения на доску устанавливается белый король на поле Е1 и черные фигуры. Задача короля пройти по определенному заданному маршруту не оказавшись ни разу под нападением фигуры соперника. Упражнение можно усложнять, добавляя на доску новые фигуры белого и черного цвета. Во время упражнения ходят только белые. В практической части занятия воспитанники играют «Пешечный бой с Королями». На начальные поля выставляются пешки (по 7 пешек с каждой стороны, отсутствуют пешки А2 и Н7) и короли. Задача провести в ферзи одну из пешек. Выигрывает тот из учеников кто первый ставит на поле превращения ферзя которого нельзя забрать следующим ходом соперника.
В итоге этого комплекса занятий начинающий шахматист запоминает ходы всех фигур участвующих в игре, знает, какими особенностями обладают данные фигуры на шахматной доске. Данный этап помогает оптимально быстро подготовить ученика к игре со всеми фигурами, не путаться во время игры. Если в процессе занятий возникают сложности с освоением материала, то на занятии посвященном повторению материала разбираются все непонятные моменты. Данная методика была апробирована в течении нескольких лет и показала что средний уровень начинающих шахматистов оказывается выше, чем в случае простого объяснения особенностей каждой фигуры на демонстрационной доске, с последующим разыгрыванием позиций. Ученики в форме игры быстрее запоминают материал, а дух соперничества помогает им расти как шахматистам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения школьников игре «Русская лапта»
Презентация направлена на обучение школьников игре «Русская лапта», что способствует проявлению интереса к занятиям, укреплению здоровья, активизирует двигательную деятельность учащихся и ...
Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода
Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка ...
Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода
Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка методических рекомендаций по составлению и использованию текстовых арифметических задач для формирования ключевых ком...
Публикация: Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии.
Сальманова Н.И. Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников математике на основе интегральной технологии // Тенденции и проблемы развит...
методика обучения школьников в игре ""Русская лапта"
презентация...
Семинар-практикум «Обучение педагогов основам игры в шахматы»
Развитие шахматного образования отражается в нормативных документах Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамента физической культуры ...
Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии.
Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии....