Рабочая программа "Развитие познавательных способностей"
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программ внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей", составлена для учащихся 5 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_chumachenko_a.v.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка
МБОУ «СОШ № 41»
Утверждаю
Директор МБОУ«СОШ№ 41»
Фиц С.Н. _______________
Приказ № ___ от __.08.2016
Рекомендовано к работе
педагогическим советом школы
Протокол № 1 от __.08.2016
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Развитие познавательных способностей»
для обучающихся 5 класса Б
Составлено:
Чумаченко А.В.
учитель биологии
Новокузнецк, 2016
Планируемые результаты:
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
правила конструирования определений, формулирования выводов;
правила классификации и сравнения;
методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
- слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
- проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
- владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Содержание курса:
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.
Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношение между понятиями: род-вид.
Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное ( в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания, развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями. Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственых связей. Практические задания.
Сравнение понятий. Выявления сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры
Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.
Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания, развивающие игры.
Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.
Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнения. Уяснение содержание текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры.
Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические задания, развивающие игры.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Задачи занятий |
1 | Человек и его интеллект | 1 | Дать определение понятию «интеллект», «развитие интеллекта», определить значение развития познавательных способностей. |
2 | Диагностическое тестирование | 1 | Диагностика интеллектуального развития. |
3-6 | Обобщение и ограничение понятий | 4 | Дать определение понятиям «обобщение» и «ограничение», научиться обобщать информацию для лучшего её усвоения. |
7-8 | Выделение существенных признаков | 2 | Дать определение понятию «признак». Научиться выделять существенные признаки для обобщения полученной информации. |
9 | Обобщение понятий при построении определений | 1 | Научиться находить общее между предметами, признаками, явлениями и объединять их между собой. |
10 | Отношения между понятиями: рядоположности, часть-целое. | 1 | Дать определение понятиям «рядоположеность», «часть», «целое». Научится пользоваться приёмами «дробление-объединение», «от общего к частному». |
11-12 | Сравнение понятий. Установления сходства и различия. | 2 | Дать определение понятиям «сравнение», «сходство», «различие». Научиться сравнивать между собой предметы, признаки, явления находить у них черты сходства и различия. |
13 | Сравнение понятий. Отношение противоположности. | 1 | Дать определение понятия «противоположность». Научиться сравнивать между собой противоположные предметы и явления. |
14-15 | Установление причинно-следственных связей | 2 | Дать определение понятиям «причина», «следствие», «связь». Научиться определять что является причинной, а что следствием. |
16-17 | Логические задачи | 2 | Решение логических задач по изученному материалу. |
18-20 | Классификация понятий | 3 | Дать определение понятию «Классификация», изучить типы классификаций, научиться классифицировать предметы и явления. |
21-22 | Сравнение понятий. Аналогия. | 2 | Дать определение понятиям «сравнение», «аналогия», «противоречие». Решение задач на сравнение, умение проводить аналогии между различными процессами и явлениями. |
23-27 | Поиск закономерностей | 5 | Дать определение понятию «закономерность». Решение задач на поиск закономерностей. |
28 | Выделение существенных признаков предметов | 1 | Научиться выделять из перечня различных признаков существенные. |
29 | Поиск закономерностей. | 1 | Решение задач на поиск закономерностей. |
30-31 | Объяснение понятий в зависимости от контекста | 2 | Дать определение понятию «контекст», рассмотреть как меняется значение понятия в зависимости от используемого контекста. |
32-33 | Логические задачи. | 2 | Решение задач по изученному материалу. |
34 | Итоговое тестирование. | 1 | Решение теста, подведение итогов курса. |
Итого 34 часа |
Список литературы
- Программа курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
- Сборник заданий для работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие познавательных способностей школьников 5 класс"
Материал для психологов, работающих в классах компенсирующего обучения. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся....
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ”
Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальн...
Рабочая программа курса Развитие познавательных способностей для обучающихся с ЗПР 1 дополнительного класса
Содержание программы составлено с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2....
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...