Рабочая программа "Развитие познавательных способностей"
рабочая программа (5 класс) на тему

Чумаченко Алёна Викторовна

Рабочая программ внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей", составлена для учащихся 5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_chumachenko_a.v.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка

МБОУ «СОШ № 41»

Утверждаю

Директор МБОУ«СОШ№ 41»

  Фиц С.Н. _______________

Приказ № ___ от __.08.2016

Рекомендовано к работе

педагогическим советом школы

Протокол № 1  от __.08.2016

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Развитие познавательных способностей»

для обучающихся 5 класса Б

           

Составлено:

Чумаченко А.В.

учитель биологии

Новокузнецк, 2016

Планируемые результаты:

В результате изучения курса учащиеся должны:  

знать:

правила конструирования определений, формулирования выводов;

правила классификации и сравнения;

методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;

способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;

способы планирования и проведения наблюдений и исследований;

правила сохранения информации, приёмы запоминания;

уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
  • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида  в другой;
  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и  обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Содержание курса:

    Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

    Диагностика интеллектуального развития.

Понятие. Отношение между понятиями: род-вид.

Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее – менее  общее – частное ( в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

    Выделение существенных признаков понятий. 

Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания, развивающие игры.

    Функциональные отношения между понятиями.  Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственых связей. Практические задания.

    Сравнение понятий.  Выявления сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры

     Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение  понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

    Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания, развивающие игры.

      Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.

      Объяснение значения слов.  Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие  смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнения. Уяснение содержание текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры.

     Уяснение смысла вербального материала.  Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические задания, развивающие игры.

Тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Задачи занятий

1

Человек и его интеллект

1

Дать определение понятию «интеллект», «развитие интеллекта», определить значение развития познавательных способностей.

2

Диагностическое тестирование

1

Диагностика интеллектуального развития.

3-6

Обобщение и ограничение понятий

4

Дать определение понятиям «обобщение» и «ограничение», научиться обобщать информацию для лучшего её усвоения.

7-8

Выделение существенных признаков

2

Дать определение понятию «признак». Научиться выделять существенные признаки для обобщения полученной информации.

9

Обобщение понятий при построении определений

1

Научиться находить общее между предметами, признаками, явлениями и объединять их между собой.

10

Отношения между понятиями: рядоположности, часть-целое.

1

Дать определение понятиям «рядоположеность», «часть», «целое». Научится пользоваться приёмами «дробление-объединение», «от общего к частному».

11-12

Сравнение понятий. Установления сходства и различия.

2

Дать определение понятиям «сравнение», «сходство», «различие». Научиться сравнивать между собой предметы, признаки, явления находить у них черты сходства и различия.

13

Сравнение понятий. Отношение противоположности.

1

Дать определение понятия «противоположность». Научиться сравнивать между собой противоположные предметы и явления.

14-15

Установление причинно-следственных связей

2

Дать определение понятиям «причина», «следствие», «связь». Научиться определять что является причинной, а что следствием.

16-17

Логические задачи

2

Решение логических задач по изученному материалу.

18-20

Классификация понятий

3

Дать определение понятию «Классификация», изучить типы классификаций, научиться классифицировать предметы и явления.

21-22

Сравнение понятий. Аналогия.

2

Дать определение понятиям «сравнение», «аналогия», «противоречие». Решение задач на сравнение, умение проводить аналогии между различными процессами и явлениями.

23-27

Поиск закономерностей

5

Дать определение понятию «закономерность». Решение задач на поиск закономерностей.

28

Выделение существенных признаков предметов

1

Научиться выделять из перечня различных признаков существенные.

29

Поиск закономерностей.

1

Решение задач на поиск закономерностей.

30-31

Объяснение понятий в зависимости от контекста

2

Дать определение понятию «контекст», рассмотреть как меняется значение понятия в зависимости от используемого контекста.

32-33

Логические задачи.

2

Решение задач по изученному материалу.

34

Итоговое тестирование.

1

Решение теста, подведение итогов курса.

Итого 34 часа

Список литературы

  1. Программа курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. –  М.: Просвещение, 2012.
  2. Сборник заданий для работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие познавательных способностей школьников 5 класс"

Материал для психологов, работающих в классах компенсирующего обучения. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся....

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ”

Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальн...

Рабочая программа курса Развитие познавательных способностей для обучающихся с ЗПР 1 дополнительного класса

Содержание программы составлено с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...