РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ”
рабочая программа (6 класс)

Кузнецова Лариса Леонидовна

Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и. таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса. Заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rps_5_klass.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

Протокол № 1

от 29 августа 2017 г.

Руководитель ШМО

___________ Л. Л. Кузнецова

СОГЛАСОВАНО

«___»____ 2017 г.

Заместитель  директора по УВР

_____________С. А. Безносова

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ____

от «___»_____ 2017 г.

Директор МБОУ «СОШ № 10»

_______________С.А. Комина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

“РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ”

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

(уровень: базовый, общеобразовательный)

НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы

Учитель информатики

Кузнецова Лариса Леонидовна

Высшая квалификационная категория

2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса “Развитие познавательных способностей” для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 11).
  3. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр; Распоряжение Министерства Иркутской  области от 13.05.2013 г., № 471 мр., 04.06.2014 №55-37-5064/14; «О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области»).
  4. Учебный план МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска на 2017/2018 учебный год.
  5. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

В основу рабочей программы элективного курса “развитие познавательных способностей”  для  5- ых  класса МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена авторская программа Внеурочная деятельность.  Развитие познавательных способностей учащихся 5 – 8 классы /    Н. А. Криволапова. – М. : Просвещение, 2012. – 47 с. -  (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-023274-6

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа за год.

Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и. таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса. Заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основными задачами курса являются:

  • Развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения, у обучающихся  на основе развивающегося предметно – ориентированного тренинга.
  • Формирование учебно – интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся.
  • Формирование собственного стиля мышления.
  • Формирование учебно – информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах.
  • Освоение приемов творчества и методов решения творческих задач.

Тематическое планирование

№ темы

Название темы

Общее количество часов

Практические

задания

1 .

Человек и его интеллект

1

2.

Диагностическое тестирование.

1

3.

Обобщение и ограничение понятий.

2

1

4.

Обобщение и ограничение понятий.

2

1

5.

Выделение существенных признаков.

2

1

6.

Обобщение понятий при построении определений.

1

1

7.

Отношение между понятиями: рядоположности, часть – целое.

1

1

8.

Сравнение понятий. Установление сходства и различий.

2

1

9.

Сравнение понятий. Отношения противоположности.

1

1

10.

Установление причинно – следственных связей.

2

1

11.

Логические задачи.

2

1

12.

Классификация понятий.

2

1

13.

Классификация понятий.

1

1

14.

Сравнение понятий. Аналогия.

2

1

15.

Поиск закономерностей.

2

1

16.

Поиск закономерностей.

2

1

17.

Выделение существенных признаков объектов.

1

1

18.

Поиск закономерностей.

1

1

19.

Объяснение понятий в зависимости от контекста.

2

1

20.

Логические задачи.

2

1

21.

Итоговое тестирование.

1

Перечень обязательных практических заданий

Темы практических заданий  

1 .

Практическое задание. Обобщение понятий.

2.

Практическое задание. Ограничение понятий.

3.

Практическое задание. Существенные  признаки.

4.

Практическое задание. Формулирование  определений.

5.

Практическое задание. Функциональные отношения.

6.

Практическое задание. Тренинг зрительной памяти.

7.

Практическое задание. Тренинг внимания.

8.

Практическое задание. Тренинг внимания.

9.

Практическое задание. Связи между понятиями.

10.

Практическое задание. Правила классификации.

11.

Практическое задание. Классификация понятий.

12.

Практическое задание. Сравнение понятий

13.

Практическое задание. Решение логических задач.

14.

Практическое задание. Представление.

15.

Практическое задание. Существенные и несущественные признаки.

16.

Практическое задание. Практические задания, развивающие игры.

17.

Практическое задание. Составление предложений.

18.

Практическое задание. Классификация.

Содержание программы по темам

Тема

Содержание

Человек и его интеллект – 1 час.

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта.

Обобщение и ограничение понятий – 2 часа.

Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношение между понятиями: род – вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры.

Обобщение и ограничение понятий – 2 часа.

Тренинг внимания. Ограничение понятий.

Практические задания, развивающие игры.

Выделение существенных признаков – 2 часа.

Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры.

Обобщение понятий при построении определений – 1 час.

Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры.

Отношение между понятиями: рядоположности, часть – целое – 1 час.

Функциональные отношения между понятиями: часть – целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры.

Сравнение понятий. Установление сходства и различий – 2 часа.

Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть  - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры.

Сравнение понятий. Отношения противоположности – 1 час.

Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношения противоположности. Практические задания, развивающие игры.

Установление причинно – следственных связей – 2 часа.

Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно – следственных связей. Практические задания, развивающие игры.

Логические задачи – 2 часа.

Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры.

Классификация понятий – 2 часа.

Классификация понятий. Правила классификации. Практические задания, развивающие игры.

Классификация понятий – 1 час.

Классификация понятий. Умение классифицировать понятий по двум и трем признакам. Практические задания, развивающие игры.

Сравнение понятий. Аналогия – 2 часа.

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры.

Поиск закономерностей – 2 часа.

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры.

Поиск закономерностей – 2 часа.

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры.

Выделение существенных признаков объектов – 1 час.

Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры.

Поиск закономерностей – 1 час.

Практические задания, развивающие игры.

Объяснение понятий в зависимости от контекста – 2 часа.

Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений.  Практические задания, развивающие игры.

Логические задачи – 2 часа.

Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Содержание

Количество часов

Конечный результат

Дата проведения

Примечания

по плану

фактически

Развитие интеллектуальных умений 5 класс (34 часа)

1.

Человек и его интеллект

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта.

1

Знать что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта.

Сентябрь 1 неделя

2.

Диагностическое тестирование.

1

Сентябрь 2 неделя

3-4.

Обобщение и ограничение понятий.

Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношение между понятиями: род – вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры.

2

Знать понятие. Отношение между понятиями: род – вид. Обобщение понятий.

Сентябрь 3-4 неделя

5-6.

Обобщение и ограничение понятий.

Тренинг внимания. Ограничение понятий.

Практические задания, развивающие игры.

2

Знать Ограничение понятий.

Октябрь 1-2 неделя

7-8.

Выделение существенных признаков.

Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры.

2

Знать. Что такое признак. Выделение существенных признаков.

Октябрь 3-4 неделя

9.

Обобщение понятий при построении определений.

Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры.

1

Знать Обобщение понятий и формулирование определений.

Ноябрь

1 неделя

10.

Отношение между понятиями: рядоположности, часть – целое.

Функциональные отношения между понятиями: часть – целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры.

1

Понимать. Функциональные отношения между понятиями: часть – целое, последовательности, рядоположности.

Ноябрь

2 неделя

11-12.

Сравнение понятий. Установление сходства и различий.

Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть  - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры.

2

Понимать. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть  - целое, последовательности, рядоположности. 

Ноябрь

3-4 неделя

13.

Сравнение понятий. Отношения противоположности.

Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношения противоположности. Практические задания, развивающие игры.

1

Понимать. Сравнение понятий. Отношения противоположности.

Декабрь

1 неделя

14-15.

Установление причинно – следственных связей.

Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно – следственных связей. Практические задания, развивающие игры.

2

Понимать. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно – следственных связей.

Декабрь

2-3 неделя

16-17.

Логические задачи.

Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры.

2

Понимать. Установление связей между понятиями.

Декабрь

4 неделя

Январь

2неделя

18-19.

Классификация понятий.

Классификация понятий. Правила классификации. Практические задания, развивающие игры.

2

Понимать. классификация понятий. Правила классификации

Январь

3-4

неделя

20.

Классификация понятий.

Классификация понятий. Умение классифицировать понятий по двум и трем признакам. Практические задания, развивающие игры.

1

Понимать. Классификация понятий. Умение классифицировать понятий по двум и трем признакам.

Февраль

1

неделя

20-22.

Сравнение понятий. Аналогия.

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры.

2

Знать. Сравнение понятий и смысловых словосочетаний.

Февраль

2-3

неделя

23-25.

Поиск закономерностей.

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры.

2

Понимать. Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач.

Февраль

4

неделя

Март

1

неделя

26-27.

Поиск закономерностей.

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры.

2

Понимать. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах.

Март

2-3

неделя

28.

Выделение существенных признаков объектов.

Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры.

1

Понимать. Существенные и несущественные признаки.

Март

4

неделя

29.

Поиск закономерностей.

Практические задания, развивающие игры.

1

Активное участие в развивающих играх.

Апрель

1

неделя

30-31.

Объяснение понятий в зависимости от контекста.

Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений.  Практические задания, развивающие игры.

2

Уметь. объяснять значения слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений.  

Апрель

2-3

неделя

32-33.

Логические задачи.

Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры.

2

Знать  отношения между понятиями. Классификация

Май

2

неделя

34.

Итоговое тестирование.

1

Май

3

неделя

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

  • Правила конструирования определений, формулирования выводов.
  • Правила классификации и сравнения.
  • Методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синетики. Преобразование свойств, морфологический ящик.
  • Способы чтения, структурирования, обработка и представление учебной информации.
  • Правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами.
  • Способы планирования и проведения наблюдений и исследований.
  • Правила сохранения информации, приемы запоминания.

уметь:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения.
  • Слушать, владеть приемами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой.
  • Проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах.
  • Владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них.
  • Работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Критерии оценки знаний и умений учащихся

В процессе освоения программы ее результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик, психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования

Учебно-методическое обеспечение курса

Программа

Учебно-методический комплекс

Автор

Другая

Учебник,

учебное пособие

Электронные

издания

Методическое

обеспечение педагога

Криволапова Н.А.

Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А. Криволапова – М,: Просвещение, 2012. (работаем по новым стандартам)

Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по развитию познавательных способностей школьников, 5-8 класс, / - М,; Просвещение, 2012.

Н. А. Криволапова Внеурочная деятельность Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. 2- изд. Москва, «просвещение» 2013

Дополнительная литература для учащихся

Айзенк Г.Дж. проверьте свои интеллектуальные способности / пер. с англ. А.Н. Лука/ - Рига; 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная  рабочая  программа  является  коррекционной  для  обучения  обучающихся  с умственной  отсталостью,  составлена  с  учетом  осо...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы", 5 класс

Цель программы: развитие познавательной сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Задачи:1)проводить диагностику познавательной сферы обучающихся с  легкой...

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» 5-7 классов на 2017-2020 учебные годы

Данная программа предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (легкая степень). Программа по развитию познавательных процессов со...

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательных способностей»

Дефектологическая программа коррекционного курса «Развитие познавательных способностей» для учащихся 5 - 9 классов разработана на основе требований к предметным результатам освоения АООП о...