РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ”
рабочая программа (6 класс)
Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и. таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса. Заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rps_5_klass.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей Протокол № 1 от 29 августа 2017 г. Руководитель ШМО ___________ Л. Л. Кузнецова | СОГЛАСОВАНО «___»____ 2017 г. Заместитель директора по УВР _____________С. А. Безносова | УТВЕРЖДАЮ Приказ № ____ от «___»_____ 2017 г. Директор МБОУ «СОШ № 10» _______________С.А. Комина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
“РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ”
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
(уровень: базовый, общеобразовательный)
НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
Учитель информатики
Кузнецова Лариса Леонидовна
Высшая квалификационная категория
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса “Развитие познавательных способностей” для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 11).
- Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр; Распоряжение Министерства Иркутской области от 13.05.2013 г., № 471 мр., 04.06.2014 №55-37-5064/14; «О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области»).
- Учебный план МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска на 2017/2018 учебный год.
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.
В основу рабочей программы элективного курса “развитие познавательных способностей” для 5- ых класса МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена авторская программа Внеурочная деятельность. Развитие познавательных способностей учащихся 5 – 8 классы / Н. А. Криволапова. – М. : Просвещение, 2012. – 47 с. - (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-023274-6
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа за год.
Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и. таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса. Заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основными задачами курса являются:
- Развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения, у обучающихся на основе развивающегося предметно – ориентированного тренинга.
- Формирование учебно – интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся.
- Формирование собственного стиля мышления.
- Формирование учебно – информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах.
- Освоение приемов творчества и методов решения творческих задач.
Тематическое планирование
№ темы | Название темы | Общее количество часов | Практические задания |
1 . | Человек и его интеллект | 1 | |
2. | Диагностическое тестирование. | 1 | |
3. | Обобщение и ограничение понятий. | 2 | 1 |
4. | Обобщение и ограничение понятий. | 2 | 1 |
5. | Выделение существенных признаков. | 2 | 1 |
6. | Обобщение понятий при построении определений. | 1 | 1 |
7. | Отношение между понятиями: рядоположности, часть – целое. | 1 | 1 |
8. | Сравнение понятий. Установление сходства и различий. | 2 | 1 |
9. | Сравнение понятий. Отношения противоположности. | 1 | 1 |
10. | Установление причинно – следственных связей. | 2 | 1 |
11. | Логические задачи. | 2 | 1 |
12. | Классификация понятий. | 2 | 1 |
13. | Классификация понятий. | 1 | 1 |
14. | Сравнение понятий. Аналогия. | 2 | 1 |
15. | Поиск закономерностей. | 2 | 1 |
16. | Поиск закономерностей. | 2 | 1 |
17. | Выделение существенных признаков объектов. | 1 | 1 |
18. | Поиск закономерностей. | 1 | 1 |
19. | Объяснение понятий в зависимости от контекста. | 2 | 1 |
20. | Логические задачи. | 2 | 1 |
21. | Итоговое тестирование. | 1 |
Перечень обязательных практических заданий
№ | Темы практических заданий |
1 . | Практическое задание. Обобщение понятий. |
2. | Практическое задание. Ограничение понятий. |
3. | Практическое задание. Существенные признаки. |
4. | Практическое задание. Формулирование определений. |
5. | Практическое задание. Функциональные отношения. |
6. | Практическое задание. Тренинг зрительной памяти. |
7. | Практическое задание. Тренинг внимания. |
8. | Практическое задание. Тренинг внимания. |
9. | Практическое задание. Связи между понятиями. |
10. | Практическое задание. Правила классификации. |
11. | Практическое задание. Классификация понятий. |
12. | Практическое задание. Сравнение понятий |
13. | Практическое задание. Решение логических задач. |
14. | Практическое задание. Представление. |
15. | Практическое задание. Существенные и несущественные признаки. |
16. | Практическое задание. Практические задания, развивающие игры. |
17. | Практическое задание. Составление предложений. |
18. | Практическое задание. Классификация. |
Содержание программы по темам
Тема | Содержание |
Человек и его интеллект – 1 час. | Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. |
Обобщение и ограничение понятий – 2 часа. | Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношение между понятиями: род – вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры. |
Обобщение и ограничение понятий – 2 часа. | Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры. |
Выделение существенных признаков – 2 часа. | Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры. |
Обобщение понятий при построении определений – 1 час. | Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры. |
Отношение между понятиями: рядоположности, часть – целое – 1 час. | Функциональные отношения между понятиями: часть – целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры. |
Сравнение понятий. Установление сходства и различий – 2 часа. | Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры. |
Сравнение понятий. Отношения противоположности – 1 час. | Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношения противоположности. Практические задания, развивающие игры. |
Установление причинно – следственных связей – 2 часа. | Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно – следственных связей. Практические задания, развивающие игры. |
Логические задачи – 2 часа. | Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры. |
Классификация понятий – 2 часа. | Классификация понятий. Правила классификации. Практические задания, развивающие игры. |
Классификация понятий – 1 час. | Классификация понятий. Умение классифицировать понятий по двум и трем признакам. Практические задания, развивающие игры. |
Сравнение понятий. Аналогия – 2 часа. | Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры. |
Поиск закономерностей – 2 часа. | Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры. |
Поиск закономерностей – 2 часа. | Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры. |
Выделение существенных признаков объектов – 1 час. | Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры. |
Поиск закономерностей – 1 час. | Практические задания, развивающие игры. |
Объяснение понятий в зависимости от контекста – 2 часа. | Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания, развивающие игры. |
Логические задачи – 2 часа. | Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Содержание | Количество часов | Конечный результат | Дата проведения | Примечания | |
по плану | фактически | ||||||
Развитие интеллектуальных умений 5 класс (34 часа) | |||||||
1. | Человек и его интеллект | Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. | 1 | Знать что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. | Сентябрь 1 неделя | ||
2. | Диагностическое тестирование. | 1 | Сентябрь 2 неделя | ||||
3-4. | Обобщение и ограничение понятий. | Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношение между понятиями: род – вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры. | 2 | Знать понятие. Отношение между понятиями: род – вид. Обобщение понятий. | Сентябрь 3-4 неделя | ||
5-6. | Обобщение и ограничение понятий. | Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры. | 2 | Знать Ограничение понятий. | Октябрь 1-2 неделя | ||
7-8. | Выделение существенных признаков. | Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры. | 2 | Знать. Что такое признак. Выделение существенных признаков. | Октябрь 3-4 неделя | ||
9. | Обобщение понятий при построении определений. | Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры. | 1 | Знать Обобщение понятий и формулирование определений. | Ноябрь 1 неделя | ||
10. | Отношение между понятиями: рядоположности, часть – целое. | Функциональные отношения между понятиями: часть – целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры. | 1 | Понимать. Функциональные отношения между понятиями: часть – целое, последовательности, рядоположности. | Ноябрь 2 неделя | ||
11-12. | Сравнение понятий. Установление сходства и различий. | Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры. | 2 | Понимать. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. | Ноябрь 3-4 неделя | ||
13. | Сравнение понятий. Отношения противоположности. | Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношения противоположности. Практические задания, развивающие игры. | 1 | Понимать. Сравнение понятий. Отношения противоположности. | Декабрь 1 неделя | ||
14-15. | Установление причинно – следственных связей. | Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно – следственных связей. Практические задания, развивающие игры. | 2 | Понимать. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно – следственных связей. | Декабрь 2-3 неделя | ||
16-17. | Логические задачи. | Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры. | 2 | Понимать. Установление связей между понятиями. | Декабрь 4 неделя Январь 2неделя | ||
18-19. | Классификация понятий. | Классификация понятий. Правила классификации. Практические задания, развивающие игры. | 2 | Понимать. классификация понятий. Правила классификации | Январь 3-4 неделя | ||
20. | Классификация понятий. | Классификация понятий. Умение классифицировать понятий по двум и трем признакам. Практические задания, развивающие игры. | 1 | Понимать. Классификация понятий. Умение классифицировать понятий по двум и трем признакам. | Февраль 1 неделя | ||
20-22. | Сравнение понятий. Аналогия. | Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры. | 2 | Знать. Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. | Февраль 2-3 неделя | ||
23-25. | Поиск закономерностей. | Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры. | 2 | Понимать. Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. | Февраль 4 неделя Март 1 неделя | ||
26-27. | Поиск закономерностей. | Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры. | 2 | Понимать. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. | Март 2-3 неделя | ||
28. | Выделение существенных признаков объектов. | Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры. | 1 | Понимать. Существенные и несущественные признаки. | Март 4 неделя | ||
29. | Поиск закономерностей. | Практические задания, развивающие игры. | 1 | Активное участие в развивающих играх. | Апрель 1 неделя | ||
30-31. | Объяснение понятий в зависимости от контекста. | Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания, развивающие игры. | 2 | Уметь. объяснять значения слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. | Апрель 2-3 неделя | ||
32-33. | Логические задачи. | Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры. | 2 | Знать отношения между понятиями. Классификация | Май 2 неделя | ||
34. | Итоговое тестирование. | 1 | Май 3 неделя |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
- Правила конструирования определений, формулирования выводов.
- Правила классификации и сравнения.
- Методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синетики. Преобразование свойств, морфологический ящик.
- Способы чтения, структурирования, обработка и представление учебной информации.
- Правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами.
- Способы планирования и проведения наблюдений и исследований.
- Правила сохранения информации, приемы запоминания.
уметь:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения.
- Слушать, владеть приемами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой.
- Проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах.
- Владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них.
- Работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Критерии оценки знаний и умений учащихся
В процессе освоения программы ее результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик, психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования
Учебно-методическое обеспечение курса
Программа | Учебно-методический комплекс | |||
Автор | Другая | Учебник, учебное пособие | Электронные издания | Методическое обеспечение педагога |
Криволапова Н.А. | Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А. Криволапова – М,: Просвещение, 2012. (работаем по новым стандартам) Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по развитию познавательных способностей школьников, 5-8 класс, / - М,; Просвещение, 2012. | Н. А. Криволапова Внеурочная деятельность Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. 2- изд. Москва, «просвещение» 2013 |
Дополнительная литература для учащихся
Айзенк Г.Дж. проверьте свои интеллектуальные способности / пер. с англ. А.Н. Лука/ - Рига; 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом осо...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы", 5 класс
Цель программы: развитие познавательной сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Задачи:1)проводить диагностику познавательной сферы обучающихся с легкой...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» 5-7 классов на 2017-2020 учебные годы
Данная программа предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (легкая степень). Программа по развитию познавательных процессов со...
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательных способностей»
Дефектологическая программа коррекционного курса «Развитие познавательных способностей» для учащихся 5 - 9 классов разработана на основе требований к предметным результатам освоения АООП о...