Рабочая программа "Развитие познавательных способностей школьников 5 класс"
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Батечко Ольга Вячеславовна

Материал для психологов, работающих в классах компенсирующего обучения. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_5_klassa.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Алексин Тульской области

Принята                                                                                                                                                                    «Утверждаю»

на педагогическом совете                                                                                                                                Директор школы

Протокол № «___» от __________г.                                                                                                                 ____________   Шахов А.В.

                                                                                                                                                                             «___»________________ г.

Рабочая программа

психолого-педагогического сопровождения

учащихся 5 класса компенсирующего обучения

педагога-психолога

Батечко О.В.

Содержание:

  1. Пояснительная записка

  • Актуальность программы

  • Цель программы

  • Задачи программы

  • Количество и длительность занятий, этапы работы

  • Прогнозируемые результаты работы

  • Параметры результативности и диагностика

2) Характеристика целесообразной методики построения курса.

3) Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

4) Список используемой литературы

  1. Пояснительная записка
  • Актуальность программы

         Необходимость психологического сопровождения учащихся класса компенсирующего обучения очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация 5 класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

         Учитывая индивидуальные особенности детей классов компенсирующего обучения, как в познавательной сфере (неустойчивость внимания, своеобразие операций вербально-логического мышления и т. д.), так и в эмоционально-волевой сфере (повышенная возбудимость либо заторможенность нервной системы, обидчивость, тревожность, гиперактивность, повышенная агрессия). Перечисленные факторы, а также особенности возраста – начало пубертатного периода делают психологическое сопровождение пятиклассников еще более актуальным.

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей  и оказание помощи детям этой категории в адаптации к учебному процессу и освоении основной образовательной программы.

  • Цель программы:

Адаптация учащихся к среднему звену школы, развитие и коррекция познавательной сферы.

  • Задачи программы:

  • развитие словесно-логического мышления и связной речи;
  • развитие внимания;
  • развитие памяти;
  • формирование волевой регуляции познавательных психических процессов и поведения;
  • формирование навыков коммуникации;
  • снижение уровня агрессии и тревожности.

  • Количество и длительность занятий, этапы работы:

  1. этап: Психологическая диагностика учащихся (диагностика проводится в 2 этапа: 1 этап – сентябрь, повторная диагностика – май).
  2. этап: Участие в родительском собрании 5 класса. Презентация для родителей: «Адаптация пятиклассников».
  3. этап: Проведение коррекционно-развивающих занятий (см. календарно-тематическое планирование).

Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 32 занятия длительностью 1 ак. час.

  1. этап: оценка эффективности проведенной работы - сравнение  первичной и повторной диагностики.

Прогнозируемые результаты работы:

       Развитие познавательных процессов, повышение уровня волевой    регуляции познавательных процессов и поведения, самоконтроля, улучшение навыков общения, формирование адекватной самооценки, повышение учебной мотивации.

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на данном  возрастном этапе, в рамках возможностей и особенностей учащихся.

1. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

 3. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция.

4. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

  • Параметры результативности и диагностика

В качестве критериев эффективности программы используется сравнительная оценка результатов первичной и повторной диагностики.

Использовали следующие методики:

- Диагностика объема восприятия (источник Л.Ф.Тихомирова)

-Диагностика слуховой памяти «10 слов» ( автор Лурия Л.Р.)

- Исследование внимания «Корректурная проба» (источник Л.Ф.Тихомирова)

- Методика диагностики степени сформированности мыслительных процессов (источник Л.Ф.Тихомирова)

- Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних классах школы (автор Прихожан А.М.)

  1. Характеристика целесообразной методики

построения курса.

В ходе занятий используются групповые и индивидуальны формы работы.

Структура занятий позволяет гибко адаптировать содержание программы к актуальным проблемам и индивидуальным особенностям учащихся, формируя содержание каждого занятия в соответствии с актуальными целями и задачами класса.

Каждое занятие состоит из трех основных этапов.

Первый этап – организационный, в задачи которого входит создание психологического комфорта в группе, положительного психологического климата, знакомство с содержанием  занятия, принятие (повторение) правил работы в группе. В данный этап также включаются психокоррекционные упражнения.

Второй этап – работа по основной теме занятия.

Третий этап - рефлексия деятельности на занятии, задачей которого является выявление степени удовлетворенности участниками совместной деятельностью, и усвоения ими новыми знаниями и умениями.

Используемые педагогические технологии.

       Изложение теоретического материала в форме мини-лекций, практические упражнения – исследование видов и свойств познавательных процессов, психокоррекционные игры и упражнения, беседы с учащимися, техники релаксации, бланковый и раздаточный материал  психолога.

  1. Содержание программы

  • Тема 1: Введение

Информирование: обозначение перспектив занятий, их цели о форме. Создание рабочей обстановки. Тест школьной тревожности Филлипса.

  • Тема 2:Развитие и коррекция познавательной сферы.

Развитие анализа и синтеза. Творческое мышление. Развитие вербального мышления. Решение логических задач. Развитие произвольного внимания. Развитие мыслительных операций. Зрительная память и восприятие.

  • Тема 3: Формирование мотивации к обучению.

Формирование мотивации достижения и учебной мотивации.

  • Тема 4: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.

Мир эмоций. Способы разрешения конфликтов.Профилактика и коррекция агрессии. Формирование толерантного поведения. Профилактика и коррекция школьных страхов. Мимика – язык лица, жесты – язык тела.Профилактика и коррекция тревожности.Формирование адекватной самооценки.

4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

№ п/п

Дата

Тема  занятия

Цель занятия

Содержание занятия, методическое обеспечение

Кол-во часов

1

7.09.13

Общая характеристика познавательных способностей. Восприятие. Виды восприятия.

Знакомство с познаватель-ными процессами. Изучение собственных видов восприятия.

  • Мини-лекция: Общая характеристика познавательных процессов. Восприятие и его виды.
  • Практические упражнения: восприятие времени, расстояния, веса, теплоты, величины, формы, цвета

1

2

14.09.13

 Восприятие и наблюдательность

Развитие восприятия и наблюдательности

  • Обсуждение: что такое наблюдательность?
  • Упр.«Назови все красное (круглое, деревянное …)»
  • Упр. «Найди общие признаки»
  • Упр. «Поиск информации»

1

3

21.09.13

Свойства восприятия: осмысленность, объем, обобщенность

Развитие восприятия

  • Мини-лекция «Свойства восприятия: осмысленность, объем, обобщенность»
  • Упр. «Ищем сокровище»
  • Упр. «Поиск информации»
  • Упр. «Дорисуй рисунок»

1

4

28.09.13

Восприятие

Развитие восприятия

  • Упр. «Рассели жильцов»
  • Игра «На какой странице закладка»
  • Упр. «Чем похожи? Чем отличаются?»
  • Упр. «Разноцветные пуговицы»

2

5

5.10.13

Закрепление и обобщение темы «Восприятие»

Развитие восприятия

  • Упр. «Поиск информации»
  • Решение кроссворда

1

6

12.10.13

Память. Виды памяти: зрительная и слуховая.

1. Ознакомление с видами памяти.

2. Развитие памяти

  • Мини-лекция «Память: зрительная и слуховая»
  • Упр. «Лица»
  • Упр. « Описание портрета»
  • Упр. «Кто больше запомнит?» ( тема: литература)
  • Упр. «Учим стих» (стихи А.Барто)

1

7

19.10.13

Память. Виды памяти: кратковременная и долговременная.

Развитие кратковременной о долговременной памяти

  • Мини-лекция: кратковременная и долговременная память
  • Упр. «Снежный ком - слова по кругу» (тема: математика)
  • Упр. «Запоминаем, рисуя»
  • Упр. «Картина» (история)

2

8

2.11.13

  • Обсуждение понятия агрессивность.
  • Круг «Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?»
  • Обсуждение вопроса о безопасных способах разрядки гнева.
  • Упр. «Выпустим пар», медитация.

1

9

Декабрь

Формирование толерантного поведения

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  • Презентация «Человек среди людей».
  • Анкета-размышление «Толерантен ли ты?»

1

10

Декабрь

Развитие произвольного внимания

Развитие и коррекция познавательной сферы

  • Упр. «Дешифровщик»
  • Упр. «Заполнение фигур»
  • Упр. «Найди слова»
  • Задания из рабочей тетради «Творческое мышление» (УМК психолога) стр.10-11

1

11

Январь

Профилактика и коррекция школьных страхов

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  • Беседа: «Я и школа» - обсуждение пугающих, нервирующих ситуаций в школе.
  • Рисунок: «Школьные кошмарики» (после обсуждения рисунок уничтожить – порвать, спустить в унитаз и т.п.)

1

12

Январь

Развитие мыслительных операций

Развитие и коррекция познавательной сферы

  • Упр. «Парные аналогии»
  • Задания из рабочей тетради «Творческое мышление» (УМК психолога) стр. 12-15

1

13

Январь

Мимика – язык лица, жесты – язык тела

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  • Презентация «Средства выражения эмоций».
  • Игра «Угадай эмоцию»
  • Упр. «Объясни без слов»

1

14

Февраль

Произвольное внимание

Развитие и коррекция познавательной сферы

  • Упр. «Найди слова»
  • Упр. «Найди фрагмент»
  • Упр. «Заполнение фигур»
  • Упр. «Дешифратор» (пословица) (распечатанные материалы из УМК психолога)

1

15

Февраль

Зрительная память и восприятие

Развитие и коррекция познавательной сферы

  • Упр. «Найди буквы в матрице».
  • Упр. «Прочитай пословицу»
  • Упр. «Чего не хватает на картинке».

1

16

Февраль

Профилактика и коррекция тревожности

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  • Беседа с элементами тренинга«Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?»
  • Сказкотерапия: «Рыцарь и темнота» (УМК психолога)
  • Упр. «Я становлюсь увереннее» (УМК психолога)

2

17

Март

Формирование адекватной самооценки

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  • Анкета-размышление «Мои достоинства и недостатки»
  • Упр.«Объявление» (УМК психолога)
  • Рисунок: «Мой герб»

1

18

Март

Формирование мотивации достижения и учебной мотивации

Формирование мотивации к обучению

  • Беседа: «Ученик «может», ученик «должен».
  • Упр. «Шаги достижения цели»
  • Упр. «Дерево моих достижений»

1

19

Март

Итоговое занятие

Итоги

  • Тестшкольной тревожности Филлипса.
  • Заполнение анкеты обратной связи (см. приложение).
  • Упражнение «Коллективное объятие»
  • Прощание.

1

  1. Список используемой литературы

Битянова М. «Организация психологической работы в школе»., М.   «Совершенство», 1998

 Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога \под ред.И. В. Дубровиной/ М. 1987

 Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению». – Я. 1997

Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей»

Овчарова  Р. В. «Справочная книга школьного психолога» - М., 1996

Рогов И. Е. «Настольная книга школьного психолога», - М. 1996

Изард К. «Эмоции человека» Москва, 1980

Самоукина Н. «Практический психолог в школе». М. 1997

Тихомирова Л. Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника». Я., 1996

 Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей», М. 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как условие развития познавательных способностей младшего школьника на уроке английского языка»

В реферате рассматривается "Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся  обучении английскому языку" и даны методические рекомендации к проблемам...

Развитие познавательных способностей школьников

В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобыпостоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которымиучение мо...

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

Познавательные способности школьников и их развитие на уроках английского языка

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет общество пересматривать смысл и значение исследовательского поведения в ней человека, а также роль и место исследовательских методов обучения в практике массов...

Развитие познавательных способностей школьников

В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобыпостоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которымиучение мо...

Групповые технологии как способ активизации познавательных способностей школьников

В статье  приводится  общая характеристика  работы с использованием  технологии группового обучения. На основе теоретической базы даётся практическое применение  опыта, оценив...