Рабочая программа "Развитие познавательных способностей школьников 5 класс"
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему
Материал для психологов, работающих в классах компенсирующего обучения. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_5_klassa.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Алексин Тульской области
Принята «Утверждаю»
на педагогическом совете Директор школы
Протокол № «___» от __________г. ____________ Шахов А.В.
«___»________________ г.
Рабочая программа
психолого-педагогического сопровождения
учащихся 5 класса компенсирующего обучения
педагога-психолога
Батечко О.В.
Содержание:
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цель программы
- Задачи программы
- Количество и длительность занятий, этапы работы
- Прогнозируемые результаты работы
- Параметры результативности и диагностика
2) Характеристика целесообразной методики построения курса.
3) Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
4) Список используемой литературы
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
Необходимость психологического сопровождения учащихся класса компенсирующего обучения очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация 5 класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Учитывая индивидуальные особенности детей классов компенсирующего обучения, как в познавательной сфере (неустойчивость внимания, своеобразие операций вербально-логического мышления и т. д.), так и в эмоционально-волевой сфере (повышенная возбудимость либо заторможенность нервной системы, обидчивость, тревожность, гиперактивность, повышенная агрессия). Перечисленные факторы, а также особенности возраста – начало пубертатного периода делают психологическое сопровождение пятиклассников еще более актуальным.
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей и оказание помощи детям этой категории в адаптации к учебному процессу и освоении основной образовательной программы.
- Цель программы:
Адаптация учащихся к среднему звену школы, развитие и коррекция познавательной сферы.
- Задачи программы:
- развитие словесно-логического мышления и связной речи;
- развитие внимания;
- развитие памяти;
- формирование волевой регуляции познавательных психических процессов и поведения;
- формирование навыков коммуникации;
- снижение уровня агрессии и тревожности.
- Количество и длительность занятий, этапы работы:
- этап: Психологическая диагностика учащихся (диагностика проводится в 2 этапа: 1 этап – сентябрь, повторная диагностика – май).
- этап: Участие в родительском собрании 5 класса. Презентация для родителей: «Адаптация пятиклассников».
- этап: Проведение коррекционно-развивающих занятий (см. календарно-тематическое планирование).
Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 32 занятия длительностью 1 ак. час.
- этап: оценка эффективности проведенной работы - сравнение первичной и повторной диагностики.
Прогнозируемые результаты работы:
Развитие познавательных процессов, повышение уровня волевой регуляции познавательных процессов и поведения, самоконтроля, улучшение навыков общения, формирование адекватной самооценки, повышение учебной мотивации.
Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на данном возрастном этапе, в рамках возможностей и особенностей учащихся.
1. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
2. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
3. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.
4. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
- Параметры результативности и диагностика
В качестве критериев эффективности программы используется сравнительная оценка результатов первичной и повторной диагностики.
Использовали следующие методики:
- Диагностика объема восприятия (источник Л.Ф.Тихомирова)
-Диагностика слуховой памяти «10 слов» ( автор Лурия Л.Р.)
- Исследование внимания «Корректурная проба» (источник Л.Ф.Тихомирова)
- Методика диагностики степени сформированности мыслительных процессов (источник Л.Ф.Тихомирова)
- Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних классах школы (автор Прихожан А.М.)
- Характеристика целесообразной методики
построения курса.
В ходе занятий используются групповые и индивидуальны формы работы.
Структура занятий позволяет гибко адаптировать содержание программы к актуальным проблемам и индивидуальным особенностям учащихся, формируя содержание каждого занятия в соответствии с актуальными целями и задачами класса.
Каждое занятие состоит из трех основных этапов.
Первый этап – организационный, в задачи которого входит создание психологического комфорта в группе, положительного психологического климата, знакомство с содержанием занятия, принятие (повторение) правил работы в группе. В данный этап также включаются психокоррекционные упражнения.
Второй этап – работа по основной теме занятия.
Третий этап - рефлексия деятельности на занятии, задачей которого является выявление степени удовлетворенности участниками совместной деятельностью, и усвоения ими новыми знаниями и умениями.
Используемые педагогические технологии.
Изложение теоретического материала в форме мини-лекций, практические упражнения – исследование видов и свойств познавательных процессов, психокоррекционные игры и упражнения, беседы с учащимися, техники релаксации, бланковый и раздаточный материал психолога.
- Содержание программы
- Тема 1: Введение
Информирование: обозначение перспектив занятий, их цели о форме. Создание рабочей обстановки. Тест школьной тревожности Филлипса.
- Тема 2:Развитие и коррекция познавательной сферы.
Развитие анализа и синтеза. Творческое мышление. Развитие вербального мышления. Решение логических задач. Развитие произвольного внимания. Развитие мыслительных операций. Зрительная память и восприятие.
- Тема 3: Формирование мотивации к обучению.
Формирование мотивации достижения и учебной мотивации.
- Тема 4: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.
Мир эмоций. Способы разрешения конфликтов.Профилактика и коррекция агрессии. Формирование толерантного поведения. Профилактика и коррекция школьных страхов. Мимика – язык лица, жесты – язык тела.Профилактика и коррекция тревожности.Формирование адекватной самооценки.
4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
№ п/п | Дата | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия, методическое обеспечение | Кол-во часов |
1 | 7.09.13 | Общая характеристика познавательных способностей. Восприятие. Виды восприятия. | Знакомство с познаватель-ными процессами. Изучение собственных видов восприятия. |
| 1 |
2 | 14.09.13 | Восприятие и наблюдательность | Развитие восприятия и наблюдательности |
| 1 |
3 | 21.09.13 | Свойства восприятия: осмысленность, объем, обобщенность | Развитие восприятия |
| 1 |
4 | 28.09.13 | Восприятие | Развитие восприятия |
| 2 |
5 | 5.10.13 | Закрепление и обобщение темы «Восприятие» | Развитие восприятия |
| 1 |
6 | 12.10.13 | Память. Виды памяти: зрительная и слуховая. | 1. Ознакомление с видами памяти. 2. Развитие памяти |
| 1 |
7 | 19.10.13 | Память. Виды памяти: кратковременная и долговременная. | Развитие кратковременной о долговременной памяти |
| 2 |
8 | 2.11.13 |
| 1 | ||
9 | Декабрь | Формирование толерантного поведения Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков |
| 1 | |
10 | Декабрь | Развитие произвольного внимания Развитие и коррекция познавательной сферы |
| 1 | |
11 | Январь | Профилактика и коррекция школьных страхов Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков |
| 1 | |
12 | Январь | Развитие мыслительных операций Развитие и коррекция познавательной сферы |
| 1 | |
13 | Январь | Мимика – язык лица, жесты – язык тела Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков |
| 1 | |
14 | Февраль | Произвольное внимание Развитие и коррекция познавательной сферы |
| 1 | |
15 | Февраль | Зрительная память и восприятие Развитие и коррекция познавательной сферы |
| 1 | |
16 | Февраль | Профилактика и коррекция тревожности Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков |
| 2 | |
17 | Март | Формирование адекватной самооценки Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков |
| 1 | |
18 | Март | Формирование мотивации достижения и учебной мотивации Формирование мотивации к обучению |
| 1 | |
19 | Март | Итоговое занятие Итоги |
| 1 |
- Список используемой литературы
Битянова М. «Организация психологической работы в школе»., М. «Совершенство», 1998
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога \под ред.И. В. Дубровиной/ М. 1987
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению». – Я. 1997
Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей»
Овчарова Р. В. «Справочная книга школьного психолога» - М., 1996
Рогов И. Е. «Настольная книга школьного психолога», - М. 1996
Изард К. «Эмоции человека» Москва, 1980
Самоукина Н. «Практический психолог в школе». М. 1997
Тихомирова Л. Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника». Я., 1996
Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей», М. 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра как условие развития познавательных способностей младшего школьника на уроке английского языка»
В реферате рассматривается "Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся обучении английскому языку" и даны методические рекомендации к проблемам...
Развитие познавательных способностей школьников
В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобыпостоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которымиучение мо...
Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...
Познавательные способности школьников и их развитие на уроках английского языка
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет общество пересматривать смысл и значение исследовательского поведения в ней человека, а также роль и место исследовательских методов обучения в практике массов...
Развитие познавательных способностей школьников
В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобыпостоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которымиучение мо...
Выступление на педагогическом совете "Развитие познавательных способностей школьников с ОВЗ в процессе ОЭД" март 2016
Практические рекомендации...
Групповые технологии как способ активизации познавательных способностей школьников
В статье приводится общая характеристика работы с использованием технологии группового обучения. На основе теоретической базы даётся практическое применение опыта, оценив...