КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Газетные жанры журналистики»
методическая разработка (9 класс) на тему
Занятие способствует развитию интереса к работе в газете, совершенствованию навыков устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gazetnye_zhanry.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Газетные жанры журналистики»
Прогнозируемый результат:
обучающиеся получили знания о работе в газете, роли и значении газеты в жизни человека, познакомились с газетными жанрами, выполнили журналистскую работу
Методы:
информационный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Оборудование: ручка, карандаш, бумага писчая, бумага для офисной техники формат А-4
Дидактические материалы: раздаточный материал; презентации «Юный журналист»;
«Что следует публиковать в СМИ»; «Макет информационного бюллетеня».
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран, принтер.
Этапы занятия:
- Организационная часть.
- Основная часть. Изучение нового материала. Выполнение практической работы.
- Заключительная часть.
Цель: занятие должно способствовать интересу к газете и работе в газете;
совершенствованию навыков устной и письменной речи;
знакомясь с газетными жанрами, учащиеся узнают их особенности и учатся
написанию собственных материалов.
Ход занятия:
Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | |
1. Вступительная беседа: - Какую роль в нашей жизни играет газета? - Что общего в профессиях журналиста, медика и педагога в лозунге «Не навреди!»? 2. Обращение к эпиграфу занятия: Я убеждён, что молодому писателю очень полезна работа в газете. Это школа, заменить которую в литературе нечем. К.Федин. - Как вы понимаете слова К.Федина? - Какое отношение имеют эти слова писателя к нам? 3. Итак, сегодня тема нашего занятия «Газетные жанры» (слайд 3) Постановка цели. (Совместно с детьми) Ознакомление с новой темой 1. Лексическая работа; работа со словарем. Даны слова: СТАТЬЯ ЗАМЕТКА РЕПОРТАЖ ИНТЕРВЬЮ Задание: записать определения этих слов в тетрадь¹, проверить по словарю. -Дать определения терминам, с которыми работали самостоятельно - На этом занятии мы будем работать с газетными жанрами, определения которым вы сейчас дали. | Ответы учащихся Ответы учащихся Учащиеся формулируют тему занятия, ставят цели и задачи.
Ответы учащихся |
II. Изучение нового материала | |
Статья – аналитический жанр, предметом исследования в котором оказывается важная общественная проблема. Задача статьи –привлечь внимание людей к этой проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли. Для ее рассмотрения привлекается большой фактический материал, а главная мысль представляет собой формулировку решения проблемы (слайд 4) Заметка – краткое сообщение в печати о каком-либо событии. "Заметка фиксирует конкретный жизненный факт. Ее основное предназначение — сообщать, что, где, когда произошло или должно произойти. Естественно, не каждый факт заслуживает отражения на газетных страницах. Вводимый в коммуникативный канал факт должен иметь социальную значимость". Б.В. Стрельцов Репортаж – дает читателю наглядное представление о событии или интересном факте. Автором репортажа может быть человек, сам наблюдавший событие, а нередко и участвующий в нем. Отсюда – эффект авторского присутствия. Этот эффект возникает, во-первых, за счет выражения авторской оценки происходящего, личного отношения к изображаемым событиям, во-вторых, за счет создания впечатления одновременности рассказа и действия, в-третьих, за счет пространственных и временных обозначений, в-четвертых, за счет детализации описания, повествования. Если темой репортажа становится событие или какое-либо действие, то текст приобретает повествовательный характер. В отличие от заметки, сообщающей о событии как о свершившемся факте, такой репортаж изображает событие как процесс (слайд 6) Интервью (англ. Interview) – жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение. Подразделяется на два вида: И.-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и И.-мнение, комментирующее известные факты и события (слайд 7) | Просмотр слайдов Обсуждение точки зрения Обсуждение |
Ш. Практическая работа | |
Работа с дидактическим материалом. Технология выполнения работы. Учитель раздаёт вырезки из газет. Уч-ся работают с ними и определяют, в каком жанре написан тот или иной материал. Одновременно выявляют особенности каждого жанра. Работа по группам. 1 гр.: составляют заметки в газету на школьную тему. Зачитывают их и доказывают, что это действительно заметки, а не статьи, например (т.е. есть проблема). 2 гр.: рецензенты. Они проводят стилистический анализ: - стиль: публицистический(док-ва); - элементы публицистического стиля; - 3 типа речи использовано в работе; - эмоциональность лексики (эпитеты, сравнения; -обращение к читателям (призыв); -средства художественного стиля употребляются с определённой целью. Вывод: Данный материал не заметка, а статья, т.к. ставится проблема и пути её решения. | Просмотр слайдов Практическая работа в парах
|
IV. Заключительная часть. Закрепление нового материала | |
1 гр. Проводит работу над ошибками (оформляет статью и пишет новые заметки). 2 гр. Проверяет и редактирует. 3 гр. Тем временем работает корреспондентами и берёт интервью у учителей и учащихся школы. (Темы выбирают сами). Беседа: - Как вы готовились к интервью? - Как подбирали темы? - С какими трудностями столкнулись? - От чего зависит успех проведения интервью? Как сделать его интересным? 4. Рефлексия. Подведение итогов. ( Обращение к плану – отзыву). 5. Задания к следующему занятию: Подготовить материал для школьной газеты «ШАГ молодежи»: группам самостоятельно написать заметки, статьи, репортажи, взять интервью. | Проводится практическая работа Ответы учащихся Учащиеся записывают задание к следующему занятию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"
Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...
Методическая разработка учебного занятия по теме «Газетные жанры. Интервью»
Методическая разработка открытого занятия в творческом объединении "Основы журналистики"...
Разбор кейса «Я - редактор» Конспект занятия по программе «Журналистика» (13-15 лет)
Основным практическим занятием становится разбор кейса "Я-редактор", где воспитанники поставлены в определенную ситуацию и у них есть проблема, которую они должны решить....
Методическая разработка занятия ОДОД "Основы журналистики". Заметка в газету. Работа над жанром.
Данная разработка поможет организации работы на начальном этапе работы кружка или отделения ОДОД, особенно если есть проблемы в подготовленности участников кружка....
Конспект занятия "Вечер жанров 2"
Продолжение темы "Вечер жанров"...
Конспект занятия "Вечер жанров "
Конспект занятия, рассказывающий о жанрах театра...
Конспект урока на тему: Жанры журналистики. Газетный дизайн
Конспект урока на тему: Жанры журналистики. Газетный дизайн...