Методическая разработка учебного занятия по теме «Газетные жанры. Интервью»
методическая разработка на тему
Методическая разработка открытого занятия в творческом объединении "Основы журналистики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_intervyu.docx | 84.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия по теме «Газетные жанры. Интервью»
Возраст обучающихся: 12-14 лет (1-й год обучения) Цель занятия: Познакомить обучающихся с художественно-публицистическим жанром «интервью» и сформировать необходимые компетенции (жанровые, стилевые, языковые и т.д.)
Задачи занятия:
Обучающие: 1.Сформировать знания обучающихся об особенностях интервью. 2.Познакомить с историей возникновения жанра интервью. 3.Развивать творческие способности детей (чувство стиля, композиции) 6.Научить применять полученные знания и умения в практической деятельности (например, на уроках русского языка и литературы, в редакции школьной газеты).
Развивающие: 1.Формировать эмоциональный отклик на газетные материалы. 2.Развивать умения самостоятельно усваивать новые знания. 3.Развивать коммуникативные способности у детей . 5.Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитывающие: 1.Воспитывать трудолюбие, внимание, терпение и усидчивость. 3.Научить детей работать в коллективе сверстников, толерантно относиться к мнению собеседников. 4.Воспитывать уважение к нелегкому труду журналистов.
Форма учебного занятия: комбинированное занятие с использованием нетрадиционных форм (ролевая игра, синквейн)
Форма организации работы: групповая
Требования к организации и проведению занятия
Организационные требования: -самоподготовка педагога (изучение специальной литературы) -наличие проектора и доски для демонстрации фрагментов работы -подготовка рабочих материалов (вырезки из газет и журналов с интервью) -хорошо проветриваемое помещение -наличие рабочих мест
Дидактические требования: С помощью использования конкурентно-игровых моментов воспитываются нравственные качества по отношению к окружающим (чуткость, доброжелательность, чувство товарищества, умение работать в коллективе сверстников). Знакомство с газетными материалами прививает обучающимся литературно-художественный вкус и любовь к русскому языку, обогащает словарный запас, делает их духовно богатыми людьми.
Основные формы организации деятельности учащихся на занятии: *групповая (объяснение, постановка задач, выполнение творческих заданий, анализ работы группы)
Методы обучения
По способу организации занятий: - Словесные – рассказ педагога (объяснение нового материала), обсуждение непонятных и сложных моментов, беседа о роли интервью в газете. - Наглядные –подборка газет, использование наглядных пособий и кластера. -Практические – составление вопросов и проведение интервью.
По уровню деятельности детей: - Наглядно-образные – объяснение педагога сопровождается обязательным показом предмета объяснения (интервью, фото, кластера) -Объяснительно – иллюстративные – объяснения основаны на словесном рассуждении с показом газет и интервью разной тематики. -Репродуктивные – ребенок сам воспроизводит полученные умения и навыки по образцу.
Структура учебного занятия
№ | Вид учебно-творческой деятельности | Время (минут) |
1 | Орг.момент. Формулирование целей и задач занятия | 5 |
2 | Основное содержание -новый материал -работа в группах по заданиям -обсуждение результатов | 30 |
3 | -работа в группах с газетами (дидактический материал) | 20 |
4 | Отдых, обмен мнениями (возможно чаепитие) | 15 |
5 | Творческая работа -ролевая игра -обсуждение | 30 |
6 | Самооценка. Обсуждение работы в группах | 10 |
7 | Оценка работы групп и каждого ребенка педагогом | 10 |
Развёрнутый план занятия
I этап – организационный Задача: настроить воспитанников на творческую деятельность Содержание: Приветствие и пожелание всем творческих успехов. Формирование групп. Подготовка рабочего места . Оборудование: словари, газеты и журналы с интервью, проектор, доска. Необходимые материалы и инструменты: бумага, ручки, карандаши.
2 этап – основной (содержательный) Задача: научиться «брать интервью» и придумывать интересные вопросы. Содержание: 1.Новый материал: Интервью как жанр журналистики, его отличие от других видов печатных материалов. Тематика интервью. Найти в словарях слова: интервью, жанр, тема. Работа с кластером «Интервью», который проецируется на доску (приложение 1к конспекту). 2.Работа в группах: обсудить предложенный вопрос и разработать схему работы. 1 группа: Как журналист должен подготовиться к интервью. 2 группа: Как «разговорить» собеседника. 3 группа: Предварительный сбор информации – залог успеха. 4 группа: отношения в паре «интервьюер - интервьюируемый». 3.Обсуждение результатов работы групп. Промежуточная рефлексия (журналист должен хорошо подготовиться к встрече с незнакомым человеком, заранее собрав о нем информацию; быть внимательным к собеседнику, уметь его слушать, не перебивая; быть корректно одетым). 4.Работа в группах. Ребята получают вырезки из газет и журналов с разными интервью. Задание: прочитать текст и выбрать наиболее удачные и неудачные вопросы. Прокомментировать свои ответы. 5. Ролевая игра в группах. Представьте, что вы – сотрудники газеты. Одному из вас поручили (Срочно в номер!) взять интервью (3-4 вопроса) у директора школы, учителя, библиотекаря, уборщицы и т.д. (выбрать того, кто будет в этой роли). Остальные члены группы должны обсудить и принять материал, высказав замечания и предложения. Промежуточная рефлексия: выбор лучших вопросов для предстоящего интервью. 6.Продолжение игры. Рабочий «выезд» журналистов для взятия интервью у конкретных людей (педагог заранее должен договориться с людьми о встрече). Группы разбегаются на задание, оговорив время прибытия. 7. Прибытие групп с задания. Обсуждение: что получилось, какие возникли проблемы и трудности.
3 этап рефлексивный (контрольный) Задача: мобилизация детей на самооценку. Содержание: *Оценка психологического состояния (насколько детям было интересно и комфортно на занятии); *Оценка результативности работы (насколько хорошо они овладели умениями и навыками, которые получили на занятии). Отбор лучших интервью для публикации в школьной газете. Критерий оценки: интересные вопросы, грамотный подбор вопросов для собеседника, качество ответов как показатель степени заинтересованности собеседника. *Оценка полезности работы (насколько эти знания и умения пригодятся в жизни); *Использование диагностических методик (наблюдение, опрос): Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему научились? Что понравилось на занятии? Как проявились у вас творческие способности? Какое у вас сейчас настроение? Здесь можно использовать прием «синквейн», который поможет закрепить эмоционально-творческое восприятие темы занятия. Пример: Интервью. Неспешное, задушевное. Закрутило, познакомило, обогатило. Душу отдали друг другу. Двое.
4 этап - эмоционально-оценочный Задача: дать оценку работы в группе каждого члена команды. Содержание: группа характеризует деятельность каждого члена команды, педагог оценивает успешность работы групп, степень увлеченности и удовлетворенности детей. Обязательно нужно поблагодарить всех за творческую работу и трудолюбие.
5 этап - прокреативный (последействие) Задача: проанализировать учебное занятие. Выявить его плюсы и минусы. Содержание: внутренний самоанализ педагога (реализованы ли цели и задачи занятия, каков результат, нужно ли внести коррективы, каковы перспективы).
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по теме "Румба и Вальс. Совершенствование исполнительского мастерства
На занятии используются приемы технологии ТРИЗ, направленные на развитие интеллектуальных способностей учащихся: мышления, памяти, воображения, а также получение и закрепление знаний в области м...
методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”
Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...
Методическая разработка учебного занятия на тему: "Информация. Информационные объекты. Измерение информации"
Методическая разработка учебного занятия...
Методическая разработка учебного занятия по теме: «В городе…Кто здесь живет?»
Создать условия для систематизации знаний обучающихся в употреблении лексических единиц по теме «В городе…Кто здесь живет»Практиковать в устной речи на базе изучаемого лексического материа...
Методическая разработка учебного занятия по теме: « Глагол»
Методическая разработка учебного занятия по теме: « Глагол» может быть использована при изучении дисциплины "Русский язык" в образовательных учреждениях СПО. Занятие подготовлено...
Методическая разработка учебного занятия по теме: «Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий»
Разработка может быть использована студентами дистанционно для отработки пропущенных занятий и применения знаний и навыков данной темы в своей профессиональной деятельности.Разработка также может быть...
Методическая разработка учебного занятия по теме: «Концентрация растворов» по общеобразовательной учебной дисциплине Химия для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Данная методическая разработка составлена для проведения практико-ориентированного учебного занятия по общеобразовательной дисциплине «химия» для студентов первого курса, обучающихся по об...