«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с тяжелым нарушением речи» 2-3 класс
календарно-тематическое планирование

Попова Марина Юрьевна

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с тяжелым нарушением речи (ТНР) по варианту 5.1 начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_tnr_2-3_klass.docx54.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа № 3» Камышловского городского округа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Коррекционно - развивающие логопедические занятия

с обучающимися с тяжелым нарушением речи»

на 2022 – 2023 учебный год

2 – 3 классы

                                                                                         Учитель-логопед

                                                                                                МАОУ «Школа № 3»

                                                                                   Попова М.Ю.  

г.Камышлов, 2022г.

Содержание:

Пояснительная записка

1. Целевой раздел программы

1.1. Цели и задачи

1.2. Характеристика детей с ТНР

1.3. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

1.4. Этапы реализации коррекционной логопедической программы

1.5. Планируемые результаты освоения адаптированной программы

2. Содержательный компонент рабочей программы

2.1. Основные направления

2.2. План коррекционной работы учителя–логопеда с обучающимся с ТНР

2.3. Тематическое планирование

2.4. Планирование работы с педагогами

2.5. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с ТНР.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-технические условия.

3.2. Методическое обеспечение рабочей программы

Пояснительная записка

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с тяжелым нарушением речи (ТНР) по варианту 5.1 начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического кабинета организуется на основании:

• Конституция РФ;

• Конвенция о правах ребенка;

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2021г № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 N 479-ФЗ);

• Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152 – ФЗ (ред. от 06.02.2023 N 8-ФЗ)

• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

• Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

• Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

• Письмо Министерства просвещения России от 10.08.2020 N ВБ-1589/07 "Об оказании логопедической помощи»;

• Распоряжение Министерства просвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (ред. от 06.04.2021 № Р-77);

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

При разработке программы использовались рекомендации ведущих специалистов в области логопедии: Ястребовой А. В., Козыревой Л, М., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Садовниковой И, П., Лалаевой Р. И., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Лопухиной И. С. и др.

Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» представляет особую важность для учащихся с тяжелым нарушением речи, поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала.

        

1. Целевой раздел программы

1.1. Цель и задачи

Цель - реализация системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы НОО, а также на коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с ТНР, обучающихся в общеобразовательной школе.

Задачи коррекционно-развивающего сопровождения

Общие задачи:

1. Обеспечение своевременного выявления детей с тяжелым нарушением речи.

2. Определение особенностей организации коррекционно-развивающего образовательного процесса для данной категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения.

3. Создание условий, способствующих освоению детьми с тяжелым нарушением речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

4. Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии.

5. Оказание консультативной и методической помощи педагогам в обучении и сопровождении детей с тяжелым нарушением речи по вопросам особенностей речевого развития.

6. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с тяжелым нарушением речи по вопросам возрастных особенностей речевого развития.

Специфические задачи коррекционно-развивающего логопедического сопровождения обучающихся, осваивающих АООП НОО (вариант 5.1):

1. Развитие устной и письменной речи.

2. Формирования произвольной регуляции деятельности и поведения.

3. Коррекция нарушений устной и письменной речи.

4. Формирование универсальных учебных действий.

1.2. Характеристика детей с ТНР

Дети с ТНР – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.

Среди причин возникновения ТНР могут фигурировать органическая и (или) функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.

Детям с тяжелым нарушением речи присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессия и обидчивость. У таких детей могут возникнуть трудности в общении с окружающими и в налаживании контактов со сверстниками. Что повлечет за собой проблемы в дальнейшем обучении ребенка, его профессиональной и социальной адаптации.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ТНР зависит не только от характера и степени выраженности первичного нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

У обучающихся с ТНР наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, которое проявляется в плохой координации движений, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости движений, трудности реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ТНР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности.

Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Различие структуры нарушения речевого развития у обучающихся с ТНР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ТНР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения речевого развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

АООП НОО (вариант 5.1) адресована обучающимся с ТНР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, она разработана для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвития речи (дислалия, легкая выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III – IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п), у которых имеются нарушения всех компонентов языка, дети с нарушениями чтения и письма. У данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Обязательными условиями реализации коррекционно-развивающей логопедической программы развития, адаптированной для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Коррекционно-развивающая помощь детям с ТНР может быть представлена в виде:

•        Коррекции нарушений устной и письменной речи.

•        Развития речевой деятельности.

•        Формирования и развития коммуникативных навыков.

•        Восполнения пробелов предшествующих периодов развития и обучения и предупреждения их возникновения.

•        Формирования и развития различных видов устной речи.

•        Обогащения и расширения словарного запаса, развитие лексической системности, формирование семантических полей.

•        Коррекции отдельных сторон психической деятельности и эмоционально-личностной сферы.

•        Формирования положительной учебной мотивации и механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.

•        Повышения уровня общего развития.

1.3. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

В данной рабочей программе учителя-логопеда для обучающихся с ТНР, учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности и следующие принципы коррекционно-развивающей работы:

•        принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;

•        принцип единства диагностики и коррекции;

•        приоритетности коррекции причинного типа;

•        принцип учёта соотношения первичных и вторичных нарушений;

•        деятельностный принцип коррекции;

•        принцип комплексности методов логопедического, психолого-педагогического и коррекционного воздействия;

•        принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в исправлении речевых нарушений;

•        принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;

•        принцип программированного обучения;

•        принцип возрастания сложности;

•        принцип учета объема и степени разнообразия материала;

•        принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

•        принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

На основе данных принципов реализуются общедидактические и специфические подходы к профессиональной деятельности.

Специфические подходы:

•        системный подход к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы;

•        коммуникативный подход, определяющий последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении детей с нарушением в развитии разных форм словесной речи (устная, письменная, альтернативные формы коммуникации и т.д.) в зависимости от этапа обучения;

•        комплексный подход, который предполагает, что устранение нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов сопровождения;

•        индивидуально-дифференцированный подход к реализации адаптированной образовательной программы;

При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с ТНР школьного возраста.

1.4. Этапы реализации коррекционной логопедической программы

  • Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая

деятельность): оценка контингента обучающихся для учёта особенностей речевого развития детей; определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка материально-технической базы.

  •  Диагностический этап проводится с целью диагностики состояния

речевой функции, коррекция которой ляжет в основу составления или корректировки индивидуальной программы логопедического сопровождения. В «речевой карте» записываются результаты диагностики. Конечной целью диагностического этапа является разработка индивидуальной программы логопедического сопровождения. Диагностический этап длится 1 – 2 недели (4 часа) и включает в себя следующие направления: диагностика речевой функции; разработка путей коррекции и реабилитации; разработка индивидуальной программы логопедического сопровождения.

  • На коррекционно-развивающем этапе осуществляется реализация

разработанной индивидуальной программы логопедического сопровождения. Коррекционно - развивающий этап длится 30 недель и включает: коррекцию и развитие устной и письменной речи ребенка, профилактическую работу по предупреждению нарушений письменной речи.

  • Аналитический этап: оценивается результативность занятий

посредством анкетных, проективных, экспериментальных и др. методов, производится анализ эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги коррекционной логопедической работы, определяются основные направления работы на следующий учебный год.

1.5. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной логопедической программы

Освоение обучающимся коррекционно-развивающей логопедической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ТНР, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознанное, доброжелательное и уважительное отношением к другому человеку, его мнению; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметными результатами коррекционной работы являются: Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда; планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда; работать в соответствии с поставленной задачей; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом; работать по плану и корректировать свою деятельность; определять успешность своей работы и других детей.

Познавательные УУД: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; повторять и воспроизводить по подобию, по памяти слоги, слова, предложения; осуществлять анализ и синтез; составлять описание объекта; строить рассуждение; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста); адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: умение внятно и четко изложить своё высказывание; умение различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке; овладение начальными представлениями нормах русского языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

2. Содержательный компонент рабочей программы

2.1. Основные направления:

•        диагностическое;

•        коррекционно-развивающее;

•        консультативное;

•        информационно-просветительское.

Диагностическая работа: проводится комплексное обследование обучающихся с ТНР: изучаются общие сведения о ребенке, социальной ситуации, их развитие и условия семейного воспитания.

Уровень речевого развития определяется по следующим показателям:

     •        Общая и мелкая моторика

     •        Строение и моторика органов артикуляционного аппарата

•        Звукопроизношение

•        Фонематическое восприятие

•        Слоговая структура слова

•        Понимание речи

•        Лексико-грамматический строй речи

•        Связная речь

•        Письменная речь

Коррекционно-развивающая (логопедическая) работа: выбор специальных методик и программ коррекционно-развивающих курсов, методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ТНР, проведение индивидуальных и групповых коррекционное–развивающих занятий.

Консультативная работа: консультирование учителем-логопедом педагогов по вопросам выбора индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися, консультативная помощь семье.

Информационно-просветительская работа: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с сопровождением обучения детей с ТНР.

2.2. План коррекционной работы с обучающимся с ТНР

Основные методы работы: наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание); словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа); практические (упражнения, графические диктанты, развивающие и логические игры).

Направления коррекционной работы:

  • развитие звуковой стороны речи (формирование полноценных

фонематических процессов, развитие навыка языкового анализа и синтеза; формирование готовности к восприятию правил орфографии, правописание которых основано на представлениях о звуковом составе слова).

В результате реализации направления обучающиеся с ТНР будут уметь: различать понятия «слог», «слово», «предложение», «текст», «буква», «гласный звук», «согласный звук»; будет владеть элементарными навыками языкового анализа и синтеза; фонематического анализа, синтеза, представлений.

Средства: разноцветные круги для звукового анализа; ленты звукобуквенного анализа, схемы для определения места звука, схемы для определения количества слогов; буквы разрезной азбуки, буквы-магниты и т.д., УМК, различные игры и упражнения.

Упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, языкового анализа и синтеза создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, предупреждение общей и функциональной неграмотности.

  • Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и

грамматического строя речи: уточнение, обогащение и активизация словаря, как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладений навыками построения словосочетаний, моделями различных синтаксических конструкций; развитие навыков языкового анализа и синтеза; увеличение объёма знаний об окружающем мире.

     В результате реализации направления обучающиеся с ТНР будут уметь: активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения; правильно использовать слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением); будет владеть навыками языкового анализа и синтеза; будет владеть навыками обобщения, подбора однокоренных слов, синонимов, антонимов.

Средства: схемы для определения количества слов в предложении; значки различных частей речи; карточки с грамматическими заданиями; предметный тематический словарь в картинках, УМК, игры и упражнения.

Таким образом, создаётся основа (предпосылки) для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова.

  • Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного

высказывания: программирование смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности высказывания; отбор необходимых языковых средств.

В результате реализации направления обучающиеся с ТНР будут уметь: строить собственные высказывания в логической последовательности; уметь вести диалог; уметь сравнивать, обобщать, делать вывод, доказывать, рассуждать.

Средства: сюжетные картинки; карточки для установления последовательности событий; карточки с заданиями по развитию связной речи; тексты для пересказов; УМК, игры и упражнения.

  • Развитие и совершенствование неречевых процессов:

совершенствование моторной сферы, пространственно-временных представлений, графо-моторного навыка; совершенствование психологических предпосылок к обучению; развитие социальных навыков; совершенствование полноценных учебных умений; совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков адекватных учебной деятельности.

В результате реализации направления обучающиеся с ТНР будут уметь: знать направления в пространстве с позиции ведущей руки, ориентироваться в схеме собственного тела; создавать пальчиковые пробы, будут владеть навыком каллиграфического письма; уметь планировать предстоящую деятельность, контролировать ход деятельности, уметь работать в определённом темпе, проводить анализ, оценку продуктивности своей деятельности; применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания; соблюдать речевой этикет при общении.

Средства: игры, упражнения, УМК, схемы.

Частота проведения занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка с ТНР, продолжительность занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: в 1 классах – групповое занятие – 30-40 минут, индивидуальное – 20-40 минут, во 2 – 4 классах – групповое занятие – 40 минут, индивидуальное – 20-40 минут.

Контроль реализации программы:

Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:

  • Сравнительным анализом входящей (с 1 – 15 сентября),

промежуточной (анализ письменных работ по русскому языку) и итоговой диагностики (с 15 – 31 мая). На основании этих данных проводится мониторинг развития устной и письменной речи. Планируется коррекционная работа на следующий учебный год.

  • Улучшением текущих оценок по предметам языкового цикла.

2.3. Тематическое планирование

2 класс

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Логопедическое обследование

4

Анализ текста

3

Слова, обозначающие предмет

2

Слова, обозначающие действие предмета

2

Дифференциация слов-предметов и слов-действий

2

Составление предложений из двух слов: предмет-действие. Составление схемы предложения. Составление предложений по графическим схемам.

3

Слова, обозначающие признак предмета

2

Распространение простого двусоставного предложения определением

2

Дифференциация понятий «предложение», «слово»

2

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация гласных [о-е]

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация гласных [а-я]

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация гласных [у-ю]

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация гласных [ы-и]

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация гласных [э—е]

2

Звукобуквенный и слоговой анализ. Дифференциация звуков [в-ф], [в'-ф']

2

Звукобуквенный и слоговой анализ. Согласные звуки [б-б'], буква «б»

2

Звукобуквенный и слоговой анализ. Дифференциация звуков [п-б], [п'-б']

2

Звукобуквенный и слоговой анализ. Согласные звуки [т-т'], буква «т»

2

Звукобуквенный и слоговой анализ. Согласные звуки [д-д'], буква «д»

2

Звукобуквенный и слоговой анализ. Дифференциация звуков [т-д], [т'-д']

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласные звуки [к-к'], буква «к»

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласные звуки [г—г'], буква «г»

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [к-т], [к'-т']

3

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласные звуки [г-д], [г'-д']

3

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [к-г-х], [к'-г'-х']

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласный звук [ш], [ж], буква «ш», «ж»

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [с-ш]

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [з-ж], [ш-ж]

3

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласные звуки [р-р'], буква «р»

3

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [л-р], [л'-р']

3

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласный звук [ч], буква «ч»

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [ч-т']

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [ч-с]

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласный звук [ц], буква «ц»

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [ц-с]

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [ц-ч]

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [щ-с]

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [щ-ш]

2

Звукобуквенный анализ и слоговой синтез.

Дифференциация звуков [щ-ч]

2

Повторное логопедическое обследование. Контрольный диктант.

4

3 класс

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Логопедическое обследование

4

Текст и предложение. Упражнение в составлении предложений. Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по опорным словам.

2

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - предложение».

2

Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении.

2

Упражнение в выделении предложений из рассказа.

2

Слово. Смысловое значение слова. Образные слова и выражения в нашей речи.

2

Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.

2

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.

2

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Ударные и безударные гласные. Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные».

3

Звукобуквенный и слоговой анализ. Согласные звуки и буквы.

2

Дифференциация твердых и мягких согласных.

2

Парные звонкие и глухие согласные.

2

Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

8

Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв.

6

Разделительный ь и ъ. Упражнение в написании слов.

2

Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).

2

Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.

2

Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.

2

Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение.

2

Родственные слова. Корень слова.

2

Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня.

2

Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова. Упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах.

2

Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними.

2

Понятие о приставках и употреблении их в речи.

Тренировочные упражнения в выделении приставок.

2

Понятие о суффиксах и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении суффиксов и образовании слов с суффиксами.

2

Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

2

Понятие об окончании и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении окончаний.

2

Морфологический состав слова. Закрепление материала.

3

Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа.

2

Употребление имен существительных разного рода.

2

Употребление имен существительных в косвенных падежах.

2

Согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже.

3

Согласование глагола и существительного в роде, числе и во времени.

3

Понятие о предлогах и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении предлогов.

2

Дифференциация предлогов и приставок. Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок.

2

Диагностика устной и письменно речи. Итоговый диктант.

4

2.4. Планирование работы с педагогами

Содержание работы

Сроки

1. Приемы педагогической работы по воспитанию у детей с ТНР навыков правильного произношения звуков и профилактика нарушений письменной речи.

Октябрь

2. Приемы обогащения словарного запаса детей с ТНР школьного возраста.

Ноябрь

3. Приемы формирования грамматически правильной речи у детей с ТНР.

Декабрь

4. Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей с ТНР.

Январь

5. Развитие мыслительной и познавательной деятельности детей с ТНР.

Февраль

6. Средства развития мелкой моторики рук у детей с ТНР.

Март

7. Развитие диалогической речи у детей с ТНР.

Апрель

2.5. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с ЗПР.

Направления работы

Виды работы

Включение родителей (законных представителей) во взаимодействие с учителем-логопедом и специалистами учреждения

Беседа,

индивидуальное консультирование

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Индивидуальное консультирование,

родительские собрания

Организация регулярного обмена информацией о развитии ребенка, о ходе реализации коррекционно-развивающей программы и результатах ее освоения

Беседа, индивидуальное консультирование,

посещение учебных занятий родителями, анкетирование.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-технические условия:

Материально-техническая база реализации рабочей программы для обучающихся с ТНР в 2 – 4 классах соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям.

В логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов. Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с ТНР и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:

Документация:

- Нормативные документы (инструктивно-методические письма, законы, постановления, положения).

- Рабочие программы.

- Методические материалы.

- Журнал учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий.

- Журнал обследования устной и письменной речи.

- Журнал движения детей.

- Речевые карты на каждого обучающегося.

- Годовой план работы учителя-логопеда.

- Тетради для письменных работ обучающихся.

- Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.

Диагностический материал: материал для обследования устной и письменной речи, систематизированный по годам обучения и разделам: альбомы, папки и т.д.).

Методический раздел: методическая литература, материал из опыта работы учителей-логопедов образовательных учреждений, документация по взаимодействию с ППк.

Наглядно-дидактический материал:

Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы: пособия по развитию связной речи (предметные и сюжетные картинки для распространения или уточнения сюжетной линии); игрушки для составления рассказов-описаний, сборники сказок, рассказов для составления пересказов; дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам  (согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными, глаголов с местоимениями, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами); дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия, слова-действия, признаки предметов, слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением); наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, буквы, схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов);

альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов.

Оборудование: игрушки, пособия для развития дыхания, зеркала по количеству обучающихся, лента звуков и букв.

Мебель: стеллажи и полки для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы, классная доска, парты и стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, офисные диваны, для проведения консультаций с родителями и педагогами, рабочий стол и стул.

3.2. Методическое обеспечение рабочей программы

Бессонова Т. П. Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». – М., АПКиППРО РФ, 2008.

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. СПб.: Дельта, 1995.

Елецкая О. В. , Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М. – 2006.

Жихарева - Норкина Ю.Б Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и подителей: В 9 вып. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Вып. 7: Звуки Ш, Ж. – 136 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

Жихарева - Норкина Ю.Б Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и подителей: В 9 вып. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Вып. 8: Звуки Ч, Щ. – 135 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб-метод. пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – Екатеринбург: Литур, 2011. – 320.

Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Лениздат; Издательство "Союз". 2002. - 224 с. - (Коррекционная педагогика).

Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Нефедова ЕА., Узорова О.В. Готовимся к школе. М., 2000.

Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма. - С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.

Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М.: Владос,1997.- 256с.

Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников.

Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников// Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С.146 – 180.

Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Выпуск 1). М., 2008.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Выпуск 2). М., 2005.

Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Коноваленко В.В. Безударные гласные в корне слова: рабочая тетрадь для детей 6 - 9лет. - М.: ГНОМ, 2011.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Изд-во Гном и Д, 2006.

Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии (в двух частях). – М.: Изд-во Гном и Д, 2007.

Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Изд-во Гном и Д, 2006.

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Изд-во Гном и Д, 2007.

Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. - Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация ХХI века», 2000.

Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова-названия предметов, действий, признаков предметов. – М.: Первое сентября, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания

В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...

Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)

Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)Тема: Грамматическое оформление предложения. Наречие.Цель: коррекция дисграфии, обусловленной наруш...

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...

Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 1 классе

Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речив 1 классе...