«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с тяжелым нарушением речи» 2-3 класс
календарно-тематическое планирование
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с тяжелым нарушением речи (ТНР) по варианту 5.1 начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_tnr_2-3_klass.docx | 54.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа № 3» Камышловского городского округа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия
с обучающимися с тяжелым нарушением речи»
на 2022 – 2023 учебный год
2 – 3 классы
Учитель-логопед
МАОУ «Школа № 3»
Попова М.Ю.
г.Камышлов, 2022г.
Содержание:
Пояснительная записка
1. Целевой раздел программы
1.1. Цели и задачи
1.2. Характеристика детей с ТНР
1.3. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
1.4. Этапы реализации коррекционной логопедической программы
1.5. Планируемые результаты освоения адаптированной программы
2. Содержательный компонент рабочей программы
2.1. Основные направления
2.2. План коррекционной работы учителя–логопеда с обучающимся с ТНР
2.3. Тематическое планирование
2.4. Планирование работы с педагогами
2.5. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с ТНР.
3. Организационный раздел
3.1. Материально-технические условия.
3.2. Методическое обеспечение рабочей программы
Пояснительная записка
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с тяжелым нарушением речи (ТНР) по варианту 5.1 начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Нормативно-правовое обеспечение:
Работа логопедического кабинета организуется на основании:
• Конституция РФ;
• Конвенция о правах ребенка;
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2021г № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 N 479-ФЗ);
• Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152 – ФЗ (ред. от 06.02.2023 N 8-ФЗ)
• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
• Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
• Письмо Министерства просвещения России от 10.08.2020 N ВБ-1589/07 "Об оказании логопедической помощи»;
• Распоряжение Министерства просвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (ред. от 06.04.2021 № Р-77);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
При разработке программы использовались рекомендации ведущих специалистов в области логопедии: Ястребовой А. В., Козыревой Л, М., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Садовниковой И, П., Лалаевой Р. И., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Лопухиной И. С. и др.
Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» представляет особую важность для учащихся с тяжелым нарушением речи, поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала.
1. Целевой раздел программы
1.1. Цель и задачи
Цель - реализация системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы НОО, а также на коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с ТНР, обучающихся в общеобразовательной школе.
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения
Общие задачи:
1. Обеспечение своевременного выявления детей с тяжелым нарушением речи.
2. Определение особенностей организации коррекционно-развивающего образовательного процесса для данной категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения.
3. Создание условий, способствующих освоению детьми с тяжелым нарушением речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
4. Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии.
5. Оказание консультативной и методической помощи педагогам в обучении и сопровождении детей с тяжелым нарушением речи по вопросам особенностей речевого развития.
6. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с тяжелым нарушением речи по вопросам возрастных особенностей речевого развития.
Специфические задачи коррекционно-развивающего логопедического сопровождения обучающихся, осваивающих АООП НОО (вариант 5.1):
1. Развитие устной и письменной речи.
2. Формирования произвольной регуляции деятельности и поведения.
3. Коррекция нарушений устной и письменной речи.
4. Формирование универсальных учебных действий.
1.2. Характеристика детей с ТНР
Дети с ТНР – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.
Среди причин возникновения ТНР могут фигурировать органическая и (или) функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Детям с тяжелым нарушением речи присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессия и обидчивость. У таких детей могут возникнуть трудности в общении с окружающими и в налаживании контактов со сверстниками. Что повлечет за собой проблемы в дальнейшем обучении ребенка, его профессиональной и социальной адаптации.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ТНР зависит не только от характера и степени выраженности первичного нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
У обучающихся с ТНР наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, которое проявляется в плохой координации движений, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости движений, трудности реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ТНР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности.
Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.
Различие структуры нарушения речевого развития у обучающихся с ТНР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ТНР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения речевого развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
АООП НОО (вариант 5.1) адресована обучающимся с ТНР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, она разработана для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвития речи (дислалия, легкая выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III – IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п), у которых имеются нарушения всех компонентов языка, дети с нарушениями чтения и письма. У данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Обязательными условиями реализации коррекционно-развивающей логопедической программы развития, адаптированной для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Коррекционно-развивающая помощь детям с ТНР может быть представлена в виде:
• Коррекции нарушений устной и письменной речи.
• Развития речевой деятельности.
• Формирования и развития коммуникативных навыков.
• Восполнения пробелов предшествующих периодов развития и обучения и предупреждения их возникновения.
• Формирования и развития различных видов устной речи.
• Обогащения и расширения словарного запаса, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
• Коррекции отдельных сторон психической деятельности и эмоционально-личностной сферы.
• Формирования положительной учебной мотивации и механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.
• Повышения уровня общего развития.
1.3. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
В данной рабочей программе учителя-логопеда для обучающихся с ТНР, учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности и следующие принципы коррекционно-развивающей работы:
• принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;
• принцип единства диагностики и коррекции;
• приоритетности коррекции причинного типа;
• принцип учёта соотношения первичных и вторичных нарушений;
• деятельностный принцип коррекции;
• принцип комплексности методов логопедического, психолого-педагогического и коррекционного воздействия;
• принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в исправлении речевых нарушений;
• принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
• принцип программированного обучения;
• принцип возрастания сложности;
• принцип учета объема и степени разнообразия материала;
• принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;
• принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
На основе данных принципов реализуются общедидактические и специфические подходы к профессиональной деятельности.
Специфические подходы:
• системный подход к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы;
• коммуникативный подход, определяющий последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении детей с нарушением в развитии разных форм словесной речи (устная, письменная, альтернативные формы коммуникации и т.д.) в зависимости от этапа обучения;
• комплексный подход, который предполагает, что устранение нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов сопровождения;
• индивидуально-дифференцированный подход к реализации адаптированной образовательной программы;
При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с ТНР школьного возраста.
1.4. Этапы реализации коррекционной логопедической программы
- Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая
деятельность): оценка контингента обучающихся для учёта особенностей речевого развития детей; определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка материально-технической базы.
- Диагностический этап проводится с целью диагностики состояния
речевой функции, коррекция которой ляжет в основу составления или корректировки индивидуальной программы логопедического сопровождения. В «речевой карте» записываются результаты диагностики. Конечной целью диагностического этапа является разработка индивидуальной программы логопедического сопровождения. Диагностический этап длится 1 – 2 недели (4 часа) и включает в себя следующие направления: диагностика речевой функции; разработка путей коррекции и реабилитации; разработка индивидуальной программы логопедического сопровождения.
- На коррекционно-развивающем этапе осуществляется реализация
разработанной индивидуальной программы логопедического сопровождения. Коррекционно - развивающий этап длится 30 недель и включает: коррекцию и развитие устной и письменной речи ребенка, профилактическую работу по предупреждению нарушений письменной речи.
- Аналитический этап: оценивается результативность занятий
посредством анкетных, проективных, экспериментальных и др. методов, производится анализ эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги коррекционной логопедической работы, определяются основные направления работы на следующий учебный год.
1.5. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной логопедической программы
Освоение обучающимся коррекционно-развивающей логопедической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ТНР, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознанное, доброжелательное и уважительное отношением к другому человеку, его мнению; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются: Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда; планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда; работать в соответствии с поставленной задачей; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом; работать по плану и корректировать свою деятельность; определять успешность своей работы и других детей.
Познавательные УУД: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; повторять и воспроизводить по подобию, по памяти слоги, слова, предложения; осуществлять анализ и синтез; составлять описание объекта; строить рассуждение; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста); адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: умение внятно и четко изложить своё высказывание; умение различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке; овладение начальными представлениями нормах русского языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
2. Содержательный компонент рабочей программы
2.1. Основные направления:
• диагностическое;
• коррекционно-развивающее;
• консультативное;
• информационно-просветительское.
Диагностическая работа: проводится комплексное обследование обучающихся с ТНР: изучаются общие сведения о ребенке, социальной ситуации, их развитие и условия семейного воспитания.
Уровень речевого развития определяется по следующим показателям:
• Общая и мелкая моторика
• Строение и моторика органов артикуляционного аппарата
• Звукопроизношение
• Фонематическое восприятие
• Слоговая структура слова
• Понимание речи
• Лексико-грамматический строй речи
• Связная речь
• Письменная речь
Коррекционно-развивающая (логопедическая) работа: выбор специальных методик и программ коррекционно-развивающих курсов, методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ТНР, проведение индивидуальных и групповых коррекционное–развивающих занятий.
Консультативная работа: консультирование учителем-логопедом педагогов по вопросам выбора индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися, консультативная помощь семье.
Информационно-просветительская работа: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с сопровождением обучения детей с ТНР.
2.2. План коррекционной работы с обучающимся с ТНР
Основные методы работы: наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание); словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа); практические (упражнения, графические диктанты, развивающие и логические игры).
Направления коррекционной работы:
- развитие звуковой стороны речи (формирование полноценных
фонематических процессов, развитие навыка языкового анализа и синтеза; формирование готовности к восприятию правил орфографии, правописание которых основано на представлениях о звуковом составе слова).
В результате реализации направления обучающиеся с ТНР будут уметь: различать понятия «слог», «слово», «предложение», «текст», «буква», «гласный звук», «согласный звук»; будет владеть элементарными навыками языкового анализа и синтеза; фонематического анализа, синтеза, представлений.
Средства: разноцветные круги для звукового анализа; ленты звукобуквенного анализа, схемы для определения места звука, схемы для определения количества слогов; буквы разрезной азбуки, буквы-магниты и т.д., УМК, различные игры и упражнения.
Упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, языкового анализа и синтеза создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, предупреждение общей и функциональной неграмотности.
- Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и
грамматического строя речи: уточнение, обогащение и активизация словаря, как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладений навыками построения словосочетаний, моделями различных синтаксических конструкций; развитие навыков языкового анализа и синтеза; увеличение объёма знаний об окружающем мире.
В результате реализации направления обучающиеся с ТНР будут уметь: активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения; правильно использовать слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением); будет владеть навыками языкового анализа и синтеза; будет владеть навыками обобщения, подбора однокоренных слов, синонимов, антонимов.
Средства: схемы для определения количества слов в предложении; значки различных частей речи; карточки с грамматическими заданиями; предметный тематический словарь в картинках, УМК, игры и упражнения.
Таким образом, создаётся основа (предпосылки) для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова.
- Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного
высказывания: программирование смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности высказывания; отбор необходимых языковых средств.
В результате реализации направления обучающиеся с ТНР будут уметь: строить собственные высказывания в логической последовательности; уметь вести диалог; уметь сравнивать, обобщать, делать вывод, доказывать, рассуждать.
Средства: сюжетные картинки; карточки для установления последовательности событий; карточки с заданиями по развитию связной речи; тексты для пересказов; УМК, игры и упражнения.
- Развитие и совершенствование неречевых процессов:
совершенствование моторной сферы, пространственно-временных представлений, графо-моторного навыка; совершенствование психологических предпосылок к обучению; развитие социальных навыков; совершенствование полноценных учебных умений; совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков адекватных учебной деятельности.
В результате реализации направления обучающиеся с ТНР будут уметь: знать направления в пространстве с позиции ведущей руки, ориентироваться в схеме собственного тела; создавать пальчиковые пробы, будут владеть навыком каллиграфического письма; уметь планировать предстоящую деятельность, контролировать ход деятельности, уметь работать в определённом темпе, проводить анализ, оценку продуктивности своей деятельности; применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания; соблюдать речевой этикет при общении.
Средства: игры, упражнения, УМК, схемы.
Частота проведения занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка с ТНР, продолжительность занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: в 1 классах – групповое занятие – 30-40 минут, индивидуальное – 20-40 минут, во 2 – 4 классах – групповое занятие – 40 минут, индивидуальное – 20-40 минут.
Контроль реализации программы:
Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:
- Сравнительным анализом входящей (с 1 – 15 сентября),
промежуточной (анализ письменных работ по русскому языку) и итоговой диагностики (с 15 – 31 мая). На основании этих данных проводится мониторинг развития устной и письменной речи. Планируется коррекционная работа на следующий учебный год.
- Улучшением текущих оценок по предметам языкового цикла.
2.3. Тематическое планирование
2 класс
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
Логопедическое обследование | 4 | |
Анализ текста | 3 | |
Слова, обозначающие предмет | 2 | |
Слова, обозначающие действие предмета | 2 | |
Дифференциация слов-предметов и слов-действий | 2 | |
Составление предложений из двух слов: предмет-действие. Составление схемы предложения. Составление предложений по графическим схемам. | 3 | |
Слова, обозначающие признак предмета | 2 | |
Распространение простого двусоставного предложения определением | 2 | |
Дифференциация понятий «предложение», «слово» | 2 | |
Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация гласных [о-е] | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация гласных [а-я] | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация гласных [у-ю] | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация гласных [ы-и] | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация гласных [э—е] | 2 | |
Звукобуквенный и слоговой анализ. Дифференциация звуков [в-ф], [в'-ф'] | 2 | |
Звукобуквенный и слоговой анализ. Согласные звуки [б-б'], буква «б» | 2 | |
Звукобуквенный и слоговой анализ. Дифференциация звуков [п-б], [п'-б'] | 2 | |
Звукобуквенный и слоговой анализ. Согласные звуки [т-т'], буква «т» | 2 | |
Звукобуквенный и слоговой анализ. Согласные звуки [д-д'], буква «д» | 2 | |
Звукобуквенный и слоговой анализ. Дифференциация звуков [т-д], [т'-д'] | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласные звуки [к-к'], буква «к» | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласные звуки [г—г'], буква «г» | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [к-т], [к'-т'] | 3 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласные звуки [г-д], [г'-д'] | 3 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [к-г-х], [к'-г'-х'] | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласный звук [ш], [ж], буква «ш», «ж» | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [с-ш] | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [з-ж], [ш-ж] | 3 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласные звуки [р-р'], буква «р» | 3 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [л-р], [л'-р'] | 3 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласный звук [ч], буква «ч» | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [ч-т'] | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [ч-с] | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласный звук [ц], буква «ц» | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [ц-с] | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [ц-ч] | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [щ-с] | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [щ-ш] | 2 | |
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [щ-ч] | 2 | |
Повторное логопедическое обследование. Контрольный диктант. | 4 |
3 класс
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
Логопедическое обследование | 4 | |
Текст и предложение. Упражнение в составлении предложений. Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по опорным словам. | 2 | |
Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - предложение». | 2 | |
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | 2 | |
Упражнение в выделении предложений из рассказа. | 2 | |
Слово. Смысловое значение слова. Образные слова и выражения в нашей речи. | 2 | |
Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | 2 | |
Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. | 2 | |
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Ударные и безударные гласные. Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». | 3 | |
Звукобуквенный и слоговой анализ. Согласные звуки и буквы. | 2 | |
Дифференциация твердых и мягких согласных. | 2 | |
Парные звонкие и глухие согласные. | 2 | |
Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. | 8 | |
Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв. | 6 | |
Разделительный ь и ъ. Упражнение в написании слов. | 2 | |
Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). | 2 | |
Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. | 2 | |
Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. | 2 | |
Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение. | 2 | |
Родственные слова. Корень слова. | 2 | |
Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня. | 2 | |
Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова. Упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах. | 2 | |
Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. | 2 | |
Понятие о приставках и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении приставок. | 2 | |
Понятие о суффиксах и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении суффиксов и образовании слов с суффиксами. | 2 | |
Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 2 | |
Понятие об окончании и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении окончаний. | 2 | |
Морфологический состав слова. Закрепление материала. | 3 | |
Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. | 2 | |
Употребление имен существительных разного рода. | 2 | |
Употребление имен существительных в косвенных падежах. | 2 | |
Согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже. | 3 | |
Согласование глагола и существительного в роде, числе и во времени. | 3 | |
Понятие о предлогах и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении предлогов. | 2 | |
Дифференциация предлогов и приставок. Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок. | 2 | |
Диагностика устной и письменно речи. Итоговый диктант. | 4 |
2.4. Планирование работы с педагогами
Содержание работы | Сроки |
1. Приемы педагогической работы по воспитанию у детей с ТНР навыков правильного произношения звуков и профилактика нарушений письменной речи. | Октябрь |
2. Приемы обогащения словарного запаса детей с ТНР школьного возраста. | Ноябрь |
3. Приемы формирования грамматически правильной речи у детей с ТНР. | Декабрь |
4. Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей с ТНР. | Январь |
5. Развитие мыслительной и познавательной деятельности детей с ТНР. | Февраль |
6. Средства развития мелкой моторики рук у детей с ТНР. | Март |
7. Развитие диалогической речи у детей с ТНР. | Апрель |
2.5. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с ЗПР.
Направления работы | Виды работы |
Включение родителей (законных представителей) во взаимодействие с учителем-логопедом и специалистами учреждения | Беседа, индивидуальное консультирование |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | Индивидуальное консультирование, родительские собрания |
Организация регулярного обмена информацией о развитии ребенка, о ходе реализации коррекционно-развивающей программы и результатах ее освоения | Беседа, индивидуальное консультирование, посещение учебных занятий родителями, анкетирование. |
3. Организационный раздел
3.1. Материально-технические условия:
Материально-техническая база реализации рабочей программы для обучающихся с ТНР в 2 – 4 классах соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям.
В логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов. Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с ТНР и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.
С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:
Документация:
- Нормативные документы (инструктивно-методические письма, законы, постановления, положения).
- Рабочие программы.
- Методические материалы.
- Журнал учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий.
- Журнал обследования устной и письменной речи.
- Журнал движения детей.
- Речевые карты на каждого обучающегося.
- Годовой план работы учителя-логопеда.
- Тетради для письменных работ обучающихся.
- Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.
Диагностический материал: материал для обследования устной и письменной речи, систематизированный по годам обучения и разделам: альбомы, папки и т.д.).
Методический раздел: методическая литература, материал из опыта работы учителей-логопедов образовательных учреждений, документация по взаимодействию с ППк.
Наглядно-дидактический материал:
Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы: пособия по развитию связной речи (предметные и сюжетные картинки для распространения или уточнения сюжетной линии); игрушки для составления рассказов-описаний, сборники сказок, рассказов для составления пересказов; дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам (согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными, глаголов с местоимениями, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами); дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия, слова-действия, признаки предметов, слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением); наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, буквы, схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов);
альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов.
Оборудование: игрушки, пособия для развития дыхания, зеркала по количеству обучающихся, лента звуков и букв.
Мебель: стеллажи и полки для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы, классная доска, парты и стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, офисные диваны, для проведения консультаций с родителями и педагогами, рабочий стол и стул.
3.2. Методическое обеспечение рабочей программы
Бессонова Т. П. Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». – М., АПКиППРО РФ, 2008.
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. СПб.: Дельта, 1995.
Елецкая О. В. , Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М. – 2006.
Жихарева - Норкина Ю.Б Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и подителей: В 9 вып. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Вып. 7: Звуки Ш, Ж. – 136 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
Жихарева - Норкина Ю.Б Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и подителей: В 9 вып. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Вып. 8: Звуки Ч, Щ. – 135 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб-метод. пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – Екатеринбург: Литур, 2011. – 320.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Лениздат; Издательство "Союз". 2002. - 224 с. - (Коррекционная педагогика).
Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Нефедова ЕА., Узорова О.В. Готовимся к школе. М., 2000.
Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма. - С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М.: Владос,1997.- 256с.
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников.
Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников// Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С.146 – 180.
Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Выпуск 1). М., 2008.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Выпуск 2). М., 2005.
Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Коноваленко В.В. Безударные гласные в корне слова: рабочая тетрадь для детей 6 - 9лет. - М.: ГНОМ, 2011.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Изд-во Гном и Д, 2006.
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии (в двух частях). – М.: Изд-во Гном и Д, 2007.
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Изд-во Гном и Д, 2006.
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Изд-во Гном и Д, 2007.
Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. - Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация ХХI века», 2000.
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова-названия предметов, действий, признаков предметов. – М.: Первое сентября, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания
В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...
Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)
Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)Тема: Грамматическое оформление предложения. Наречие.Цель: коррекция дисграфии, обусловленной наруш...
презентация «Использование технологии В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
В презентации представлен опыт работы с технологией В.В. Воскобовича...
«Использование технологии В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в развитии речи детей...
Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи
Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...
Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 1 классе
Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речив 1 классе...