Рабочая программа "Основы проектной деятельности" 5 - 7 классы
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему
Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов.
Для реализации данной программы используется:
- методическое пособие Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_opd_5-7_kl.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2»
Рассмотрено на заседании МО
протокол № _1_ от 31.08.2017_
Председатель МО:_________ /_Можаева О.В._
подпись расшифровка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __Основам проектной деятельности____
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень обучения (класс) __основное общее образование 5 – 7 класс__
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов _85__ Уровень _базовый__(базовый,профильный)
Программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
- Основной образовательной программы образовательного МБОУ «Средняя школа № 2»
Иваново
2017 год
Раздел I. Пояснительная записка.
1.1. Нормативные правовые документы, на основании которых составлена рабочая программа
Рабочая (учебная) программа по основам проектной деятельности (ОПД) для 5-7 классов составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
- Приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1644, от 31 декабря 2015 г. № 1577;
- Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, № 273 – ФЗ;
- Примерной программы учебного курса «Основы проектной деятельности» школьника» Голуб Г.В, Перелыгина Е.А., Чуракова О.В./ под ред. Проф. Е.Я. Когана. – Самара: Учебная литература, 2009;
- Регионального базисного учебного плана (Приказ Департамента образования Ивановской области от 31.05.2012 № 988-0).
- Основной образовательной программы МБОУ «Средняя школа № 2»;
- Учебного плана МБОУ «Средняя школа № 2» г. Иванова;
Рабочая (учебная) программа по ОПД создана с учетом «Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения». В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.
Рабочая (учебная) программа ориентирована на базовый уровень подготовки школьников по ОПД.
Рабочая (учебная) программа по ОПД является приложением к образовательной программе основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 2» города Иванова на 2017/ 2018 -2021/ 2022 годы.
1.2.Информация об используемом учебном пособии
Для реализации данной программы используется:
- методическое пособие Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
- методическое пособие Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
1.3.Вклад учебного предмета в общее образование
Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей обучающихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у обучающихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
1.4.Обоснование выбора программы:
Выбор авторской программы обусловлен тем, что содержание программы, целей, задач обучения и методический аппарат данной программы обеспечивают выполнение требований, представленных в ФГОС. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОПД, которые определены стандартом.
1.5.Общие цели, решаемые при реализации рабочей программы
Основная цель курса – способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории обучающихся через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности в связи друг с другом и с содержанием учебных предметов, как на уроках, так и во внеурочной среде.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Задачи:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- Развитие способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- Воспитание целеустремленности и настойчивости;
- Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- Развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- Формирование умения решать творческие задачи.
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
1.6.Приоритетные формы и методы работы с обучающимися
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему или задачу в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
Информационные проекты – направлены на работу с информацией о каком-либо объекта, явлении для обучения участников проекта целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу и обобщению. Этот тип проекта направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Его цель – обучение участников проекта целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу и обобщению.
Информационный проект является наиболее оптимальным вариантом для обучения азам проектной деятельности.
Проектные работы могут быть представлены в виде дайджестов, электронных и бумажных справочников, электронных страниц в сети Интернет, каталогов с приложением карт, схем, фотографий.
Учебно-исследовательский проект. Совпадает с характеристиками учебно-исследовательской деятельности, дополненной традиционными признаками проекта. Может быть предметным, межпредметным или ориентированным на содержание научного направления, не входящего в перечень школьных предметов. Основная цель – формирование метапредметных результатов и представлений.
Игровые проекты
Под игровыми проектами понимается деятельность обучающихся, результатом которой является создание, конструирование и модернизация (настольных, подвижных, спортивных) на основе предметного содержания. В ходе создания игр развиваются умения моделирования существующих жизненных процессов и отношений, изучаются основные принципы переноса реальных обстоятельств в пространство игры, особенности её построения, организации и правил, назначение элементов, различных видов игр и их возможности для развития и обучения человека.
Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, объектов, в форме электронной игры.
Ролевые проекты
Является подтипом игрового. Под ролевыми проектами понимается реконструкция, проживание определённых ситуаций, имитирующих социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. В ролевых проектах структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты этих проектов намечаются в начале выполнения, но окончательно вырисовываются лишь на заключительном этапе защиты результатов работы.
Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, презентаций фото- и видеоматериалов.
Прикладные (социальные) проекты
Целенаправленная социальная (общественная) практика, позволяющая обучающимся выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений. Является удобным средством формирования социального опыта, социальных компетентностей и компетенций обучающихся, овладения основными социальными ролями, помогает осваивать правила общественного поведения.
Прикладные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности его участников, имеющий конкретного потребителя, назначение и область применения. В случае социального прикладного окружения или определённого сигмента человеческой деятельности и рынка для придания конечному продукту необходимых свойств и качеств.
Прикладной продукт используется для повышения мотивации обучающихся к проектной деятельности, обучения основам исследовательской и инженерной деятельности.
Технология организации работы над проектом представлена в виде следующего алгоритма:
1) создание каталога тем проектных заданий;
2) предложение выбора учащимися с учётом результатов выполнения предыдущих заданий и определением для каждого ученика уровня сложности, ниже которого он не может выбирать;
3) определение порядка и времени консультаций и собеседований в соответствии с этапом работы;
4) защита проекта. Защита проекта может быть организована перед преподавателем (режим зачёта), группой учителей (режим собеседования), конференцией класса (школы) или на проектной школьной олимпиаде (ученики и учителя), на открытой конференции (с приглашением родителей, учеников и учителей других классов).
Технологии обучения
Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача курса ОПД в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить обучающихся добывать их и осваивать самостоятельно.
Уроки ОПД призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогают технологии:
- технология проблемного обучения
- технология дифференцированного обучения
- технология использования опорных конспектов
- технология игрового обучения (викторины, конкурсы, концерт, "мозговой штурм" и т.д.)
- моделирующая деятельность
- компьютерные технологии (презентации, трансформация текста, тесты, использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы, выполнение творческих работ)
- поисковая деятельность
- здоровьесберегающая
- ИКТ и проектная методика
Тип уроков в большинстве случаев комбинированный, включает такие формы как лекция, беседа, самостоятельные и групповые работы.
1.7.Приоритетные виды и формы контроля
Рабочая (учебная) программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, приоритетные виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Формы контроля уровня достижения обучающихся:
Проектная и исследовательская деятельность предполагает значительный объём работы в послеурочное время, поэтому домашние задания обычно заключаются в проведении или завершении дел, начатых в классе. Использование проектов в качестве домашнего задания носит индивидуальный характер, определяемый возрастом и способностями обучающихся.
Предусматривается текущий, промежуточный контроль (наблюдение активности учащихся на занятиях; анализ творческих и исследовательских работ; защита проекта).
1.8.Срок реализации программы – 5 лет
1.9.Структура документа
Рабочая (учебная) программа по ОПД представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2.1. Требования к результатам освоения учебного предмета
Цель и задачи проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения учебного предмета, а именно:
♦формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- развитие компетентности общения;
♦ овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:
- основных этапов, характерных для проектной работы;
- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта;
- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
♦ развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
- предметного и метапредметного содержания;
- владения приёмами и методами проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
♦ общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов проектной деятельности.
Для успешного управления проектной деятельностью обучающихся используются следующие принципы организации данного процесса:
♦ доступности – занятие проектной деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, на высоком уровне трудности. «Высокий уровень трудности» - уровень имеет отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для другого просто и доступно.
♦ естественности – тема проекта, за которую берется обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, реально выполнимой. Ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощущать возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя;
♦ наглядности, или экспериментальности, - позволяет учащемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя;
♦ осмысленности– для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Цели, задачи, проблема, гипотеза исследования (проекта) плод раздумий, своеобразный инсайт ученика. Процесс осмысления хода проектной работы даёт ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию;
♦ культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Принцип творческой проектной деятельности, когда обучающийся привносит в работы что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием;
♦ самодеятельности – ученик может овладеть ходом своей проектной работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партёром и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они, взрослый и ученик, становятся равными.
Принцип самодеятельности является самым главным из всех вышеперечисленных принципов, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебной проектной работы – основной показатель понимания обучающимися изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип самостоятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности, а не наоборот.
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся – формирование компетентности работать на достижение планируемого результата.
Пять основных задач:
- Формирование универсальных учебных и исследовательских действий.
- Освоение продуктивно-ориентированной деятельности.
- Овладение знаниями и навыками целенаправленной творческой деятельности и развитие творческих способностей.
- Формирование рациональных моделей поведения.
- Совершенствование навыков сотрудничества.
Личностные результаты освоения учебного предмета должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты:
▪ приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладение умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;
▪ получение возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы проектной деятельности» является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли и т.д.).
- Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные УУД::
- самостоятельная работа с каталогами в библиотеке;
- поиск информации по заданному параметру;
- работа со справочной литературой; нахождение информации в справочной литературе;
- работать с текстом при помощи разных приемов; работать с понятиями;
- комбинировать разные способы первичной обработки информации;
2.2. Результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
2.3. Инструментарий для оценивания результатов
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования.
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. |
некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно | |
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Шкала перевода первичных баллов в отметку.
Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов.
Качество освоения | Уровень достижений | Отметка в балльной шкале |
10-12 первичных баллов 7-9 первичных баллов 4 первичных (по одному баллу за каждый из четырёх критериев) 1 – 3 первичных баллов | высокий повышенный средний ниже среднего | «5» «4» «3» «2» |
III. Содержание учебного курса
3.1. Содержание предмета
Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
5 класс Модуль «Первые шаги» | 6 класс Модуль «Моя лаборатория» | 7 класс «Мы творим и создаём» |
решает задачу приобщения пятиклассников к общественной жизни своей местности, классного коллектива. В основе занятий – наблюдения, элементы исследования, полезные практические дела. Итогом изучения первого модуля является выявление и формирование устойчивых мотивов, интересов и потребностей школьников в жизненном самоопределении. | формирует аналитические умения и навыки по широкому спектру вопросов, которые значимы для самих учащихся и территории проживания, требуют своего решения. Школьники на основе комплексного применения полученных знаний на практике получают общее представление об алгоритме учебного исследования. Итогом данного этапа изучения курса должно стать ясное понимание избранной проблемы (подтемы) исследования, над которой будет работать ученик индивидуально и в команде с учётом возрастных особенностей. | систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию, выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главной задачей этого этапа деятельности является разработка собственного варианта решения проблемы. Итогом должна стать программа действий, разработка варианта реализации программы с элементами моделирования принятия позитивного решения исследуемой проблемы. В этих целях возможны самые различные акции учащихся: письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, СМИ, общественные организации; личное практическое участие путём создания социального проекта). Практические результаты должны иметь социально значимую направленность. |
Модуль «Первые шаги» ориентирован на освоение учащимися таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и ресурсов. Перечисленные способы деятельности являются базовыми при формировании ключевой компетентности учащегося по разрешению проблем. Общая логика работы в рамках модуля состоит в том, что учащиеся осваивают отдельные способы деятельности на предложенном учителем материале, чтобы впоследствии перенести их на личностно значимую ситуацию в рамках текущей проектной деятельности. На занятии создаются ситуации, в которых учащиеся будут осваивать способы деятельности по работе с проблемой, целеполаганию и планированию. Данный модуль предназначен не только для формирования целей, задач, но и для того, чтобы учащийся получил опыт поиска информации, необходимой для разрешения проблемы. Работа с учащимися проводится в деятельностном режиме. Выполнение работы на всех этапах должно обсуждаться с учащимися, важно найти причины неудач и понять природу достижений. По окончании работы по программе модуля у учащихся должны остаться продукты их работы: алгоритм поиска информации, справочник по теме проекта и т.п. | Модуль предназначен для освоения учащимися умений, связанных с такими способами сбора эмпирических данных, как наблюдение и эксперимент, которые оказываются востребованными на поисковом этапе работы над проектами наряду с использованием информации, выработанной социумом ранее (поиск и реферирование источников информации). Введение данного модуля оправдано, если значительная часть учащихся класса работает над проектом, на поисковом и/или аналитическом этапах которого необходим сбор первичной информации. Учащиеся по итогам освоения модуля должны не столько овладеть теоретическим материалом, сколько научиться выбирать способ сбора эмпирических данных в зависимости от цели. | Целью данного учебного модуля является формирование у обучающихся умения оценивать результат и процесс своей деятельности через: • освоение способа оценки с помощью эталона; • совместное обсуждение значимых для учащихся критериев оценки; • сопровождение деятельности учащихся, выступающих в роли экспертов; • организация рефлексии учащихся по поводу оценочной деятельности. Также модуль направлен прежде всего на формирование той составляющей коммуникативной компетентности, которая связана с продуктивной групповой коммуникацией. В соответствии с задачами проектной деятельности, возрастными особенностями и заявленными в программе модуля результатами, основной акцент делается на формировании следующих результатов: -умения включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы; -умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью (при неспособности самостоятельно устранить эти затруднения); -умения разделять ответственность в процессе коллективного труда. |
3.2. Содержание тем учебного курса
ПЯТЫЙ КЛАСС
Введение
Основы самоопределения: интересы, мотивы, потребности. Определение проекта, типы проектов. Примеры проектов. Планирование деятельности: этапы реализации проекта, планируемый результат.
Познавательные интересы, склонности и способности: диагностика и самодиагностика уровня познавательных интересов и склонностей. Анкета интересов, тест ЧПТЗХ. Сфера жизненных интересов: личностные характеристики. Опросник Айзенка, определение типа личности, темперамента.
Ценностные ориентиры в жизненном самоопределении
Человек стоит того, что он может: Важные жизненные умения. Коллективное составление списка: выбрать 5, что хотел бы уметь. Ценностные ориентиры: «Ценность», «ценностные ориентиры» как нравственно-этические категории. Установить свои приоритеты.
Социальные роли: человек как социальный субъект и его роли. Нравственные основы личности с позиции: я – гражданин, я – житель, я – работник, я – исследователь и т.п. Ролевая игра. Проблемы и противоречия: взаимоотношения человека с природой, обществом. Пути решения проблем. Составление списка проблем (личных или общественных).
Мы ими гордимся: известные люди родного края, их вклад в историю, культуру, развитие области, России.
Воспитание и воспитанность: вежливость, тактичность, деликатность, интеллигентность. Диагностика и самодиагностика уровня воспитанности. Практика полезных дел.
Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды
Информационно-образовательная среда, её компоненты. Семья. Школа. Социум.
Информационные ресурсы: Библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет).
Электронные средства учебного назначения: электронные энциклопедии, справочники, учебные пособия. Интерфейс и возможности электронного пособия. Копирайт, авторское право, торговая марка: Требования к работе с различными источниками информационных ресурсов. Правила цитирования.
Организация информации: план, опорный конспект, логические схемы, таблицы, каталог, аннотация, компьютерная презентация, буклет, web-страница и.т.п. Способы первичной обработки информации. Представление и структурирование информации различными способами. Ключевые слова, лестница сужения и расширения понятий, таблица, коллаж. Поиск и преобразование информации (на основе бумажных и электронных носителей по заданному параметру).
Компьютерная презентация: Правила представления информации в презентации. Оформление слайда. Мои интересы: разработка тематической презентации.
Мои первые исследования
Структура проекта: название, логотип, идея, характеристика, цели и задачи, участники, сроки реализации, этапы, условия, виды деятельности, формы взаимодействия, критерии оценки, результаты, развитие (жизнеспособность) проекта. Этапы работы над проектом: выбор темы, актуальность, формулировка проблемы, исследование проблемы - объекта, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, разработка путей решения – составление плана. Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов
Реализация плана: работа с литературными и другими источниками (архивы, устные), проведение наблюдений, экспериментов, опытов, фиксация результатов. Составление анкет, опросников, проведение интервью, референдума, телефонного опроса. Составление таблиц, схем, диаграмм, построение графиков, обработка анкетных данных. Анализ полученных данных: Структурирование данных, систематизация, соответствие гипотезе, формулировка выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования.
Оформление исследовательской работы: подготовка буклета, презентации, статьи.
Презентация результата: защита работы, вопросы оппонентов.
ШЕСТОЙ КЛАСС
Введение
Моя лаборатория: Оборудование юного исследователя (лупа, микроскоп, секундомер, компас, пробирки, линейка, диск Секки, термометр и т.п.).
Презентация работ Выставка учебных исследовательских и творческих работ. Анализ тематики исследований, оппонирование результатов.
Азбука учебного исследования
Учебное исследование: учебное и научное исследование, их различия и сходство. Предмет, объект, методы исследования. Диагностика и самодиагностика оценки опыта творческой деятельности.
Выбор темы исследования
Проблема исследования: проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос. Целеполагание и мотивация. Требования к постановке целей исследования (реалистичность, ранжируемость, диагностируемость).
Выбор темы исследования: актуальность выбора проблемы исследования. Поиск противоречия, формулировка темы исследования. Групповая дискуссия.
Поиск и способы первичной обработки информации
Источники информации: литературные источники, архивные данные, устные и рукописные источники. Интернет.
Способы текстовой организации информации: картотека (каталог), план, тезис, конспект. Работа с алфавитным и систематическим каталогами. Аннотация перечня литературы.
Список источников: правила оформления списка источников. Обзор литературы. Поиск дополнительных источников информации, в том числе на электронных носителях. Верификация данных.
Графическое представление информации: логические опорные сигналы, картосхемы, диаграммы, графики, таблицы, графы. Компьютерные презентации, web-сайты, электронные таблицы, публикации, документы.
Компьютерная презентация «Моя семья»: размещение текстовых и графических данных на слайдах. Работа со сканером и цифровым фотоаппаратом.
Методы учебного исследования
Теоретические методы исследования. Методы учебного исследования, классификация. Теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, моделирование, индукция, дедукция).
Эмпирические методы исследования (эксперимент, наблюдение, опрос, тест, рейтинг, работа с документами, зарисовка, фото, видео). Виды эксперимента: естественный (полевой) и лабораторный.
Применение теоретических методов при работе с источниками информации по теме исследования (работа в парах, проблемных группах).
Применение эмпирических методов по теме исследования (исследование общественного мнения). Применение эмпирических методов по теме исследования (наблюдение, эксперимент).
Обработка результатов: представление статистических данных в графической форме
Разработка учебного исследования
Алгоритм учебного исследования. Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы.
Организация учебного исследования. Планирование. Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов. Работа с литературными и другими источниками (архивы, устные).
Учебный эксперимент. Постановка экспериментов, опытов, проведение наблюдений, фиксация результатов.
Организация учебного исследования. Статистика. Составление анкет, опросников, проведение интервью, референдума, телефонного опроса.
Оформление результатов исследования. Требования к оформлению результатов исследования. Культура оформления. Дизайн. Фиксация данных на бумажных и электронных носителях. Фото и видеосъёмка. Аудиозапись.
Отчёты. Творческий отчёт. Написание отчёта, эссе, ведение дневника наблюдений. Выставка результатов исследований.
Теоретическое обоснование результатов исследования
Научные основы исследования. Роль научного знания в решении проблем исследования. Анализ теоретических положений на основе различных источников информации, обоснование результатов исследования.
Выводы и заключения. Соответствие гипотезе, формулировка и аргументация выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования.
Приложение. Формирование приложения к исследовательской работе. Структурирование данных, систематизация, методики. Коррекция исследования, поиск дополнительной информации, новых способов решения.
Презентация результатов исследования
Презентация. Презентация, её виды, компьютерная презентация. Требования к презентации. Рецензия.
Защита. Публичное выступление по результатам исследования.
Рефлексия. Оценка деятельности группы и отдельных обучающихся.
СЕДЬМОЙ КЛАСС
Введение
Творчество. Творчество, творческая личность. Признаки творческой деятельности. Примеры коллективной творческой деятельности (КТД) для школы, социума.
КТД. Методика разработки КТД. Ролевая игра.
Выбор темы исследования, проекта: выбор предмета, объекта, темы исследования, проекта. Паспорт проекта.
Анкетирование. Обработка результатов анкетирования по выявлению предпочитаемых направлений КТД.
Организация КТД по постановке эксперимента, исследования
Коллектив. Определение коллектива, его функции. Взаимоотношения в коллективе. Тест на уровень сплочённости коллектива. Референтометрия.
Взаимодействие в группе. Виды взаимодействия в группе. Роль лидера команды. Социометрия. Тренинг. Ролевая игра.
Тайм-менеджмент. Управление временем. Ресурсы времени. Планирование распорядка дня. Тренинг.
Постановка проблемы. Социально значимые проблемы. Стратегия КТД по постановке проблемы. Разработка программы технического решения. Планирование. Разработка плана действий по организации КТД. Формирование микрогрупп, распределение обязанностей, определение сроков.
Реализация проекта. Информационный этап. Сбор сведений о текущем состоянии объекта исследования. Отбор и изучение необходимых информационных источников. Определение методов проведения исследования.
Реализация проекта. Деятельностный этап. Проведение первичных исследований, выявление дополнительных направлений деятельности.
Реализация проекта. Обработка данных. Подведение промежуточных итогов, обработка экспериментальных данных, результатов исследования. Коррекция сроков, видов деятельности, направлений исследования, дополнение методик.
Реализация проекта. Деятельностный этап. Проведение дополнительных исследований, организация информационных акций.
Изучение общественного мнения. Проведение опросов, анкет, референдума. Статистическая обработка данных опросов.
Реализация проекта. Аналитический этап. Систематизация данных. Соотнесение полученных результатов с планируемым. Формулировка выводов. Определение направлений дальнейшего развития исследования. Систематизация данных. Соотнесение полученных результатов с планируемым. Формулировка выводов. Определение направлений дальнейшего развития исследования.
Оформление результатов исследования. Подготовка защиты. Написание работы, оформление приложений, разработка рекомендаций. Разработка презентации, буклетов, написание тезисов выступления, подбор наглядности.
Презентация проекта. Выступление на конференции, защита работы.
Оценочный этап. Оценка уровня и качества проведённого дела, вынесение благодарностей, поощрение участников.
Нравственная культура исследования
Нравственная культура: культура, нравственность, мораль, право.
Патриотизм. Качества гражданина – патриота малой родины, своего Отечества.
Дискуссия и рецензирование. Дискуссия как цивилизованный способ обсуждения разных точек зрения. Правила проведения дискуссии, диспута, оппонирование, рецензирование. Культура дискуссии.
Направленность группы. Ценностно-ориентационное единство работы в группе. Социальная направленность группы.
Обучение рефлексивной деятельности
Рефлексия. Рефлексия как способ оценки результатов. Виды рефлексии. Алгоритм рефлексивной деятельности (что получилось, что нет, причины, какие трудности были, что можно сделать иначе). Критерии оценки. Критерии оценки способов деятельности, результатов, презентации.
Самоанализ и самооценка. Самоанализ и самооценка выполнения исследования, проекта, КТД. Групповая рефлексия. Обсуждение качества самоанализа на основе письменных работ. Объективность и субъективность.
Публичное выступление
Публичное выступление. Особенности выступления перед публикой. Требования к публичному выступлению. Форматы публичных выступлений: доклад, презентация, защита, агитация и т.п.
Конференция. Организация конференции исследователей. Невербальные средства передачи информации. Импровизированная речь. Ролевая игра.
Требования. Требования к полиграфическому оформлению, компьютерной презентации, мини-проекту, структуре содержания, оформлению исследования.
Презентация проекта. Разработка презентации по мини-исследованию.
Творческий отчёт: выставка результатов творческой деятельности, концерт, праздник. Сценарий.
Защита мини-проекта. Подведение итогов работы над общим проектом и мини-проектами.
Рефлексия. Оценка деятельности по разработке проектов, определение перспектив развития
IV. Тематическое планирование.
4.1. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая (учебная) программа
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Основы проектной деятельности» на этапе основного общего образования отводится 85 часов.
класс | Количество часов в год | Количество учебных часов в неделю |
5 | 17 | 0,5 |
6 | 34 | 1 |
7 | 34 | 1 |
85 |
Учебный план МБОУ «Средняя школа № 2» г. Иванова предусматривает ежегодную корректировку количества часов, отводимых на изучение ОПД, согласно годовому календарному учебному графику.
4.2. Тематическое распределение часов
Модуль «Первые шаги». 5 класс | ||
№ п\п | Тема разделов | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Ценностные ориентиры в жизненном самоопределении | 4 |
3 | Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды | 4 |
4 | Мои первые исследования | 5 |
Резерв | 2 | |
ИТОГО | 17 | |
Модуль «Моя лаборатория». 6 класс | ||
№ п\п | Тема разделов | Количество часов |
1 | Введение | 3 |
2 | Азбука учебного исследования | 1 |
3 | Выбор темы исследования | 2 |
4 | Поиск и способы первичной обработки информации | 6 |
5 | Методы учебного исследования | 6 |
6 | Разработка учебного исследования | 7 |
7 | Теоретическое обоснование результатов исследования | 3 |
8 | Презентация результатов исследования | 4 |
Резерв | 2 | |
ИТОГО | 34 | |
Модуль «Мы творим и создаём». 7 класс | ||
№ п\п | Тема разделов | Количество часов |
1 | Введение | 4 |
2 | Организация коллективной творческой деятельности (КТД) по постановке эксперимента, исследования | 14 |
3 | Нравственная культура исследования | 4 |
4 | Обучение рефлексивной деятельности | 2 |
5 | Публичное выступление | 8 |
Резерв | 2 | |
ИТОГО | 34 |
4.3.Информация о внесенных изменениях в рабочую программу
Рабочая (учебная) программа является ориентиром для составления тематического планирования курса учителями МБОУ «СШ № 2». Рабочая (учебная) программа предусматривает резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов учителем в организацию учебного процесса.
Раздел V. Тематическое поурочное планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся (приложение к программе)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарных дисциплин СШ № 2 от ___________ 20__ года № ___ ________ _______________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______ __________ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года |
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа проектной деятельности по информатике "Технологии создания Web-сайтов" (10 класс) на 2012-2013 уч. год
В последнее время особенно стремительно во всём мире идет процесс информатизации, и все больший вес приобретают науки, связанные с общением, информационными и коммуникационными процессами. Этот курс а...
Рабочая программа проектной деятельности по английскому языку для 10-11 классов "Выбор профессии".
Программа предназначена для систематизации знаний по английскому языку, знакомства учащихся с различными профессиями, помощи в решении задач профессионального самоопределения и для приобщения учащихся...
Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».
Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...
Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".
Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....
Рабочая программа проектно - иследовательской деятельности по математике в 5 классе (на основе ФГОС).
Представлена программа работы над интегрированным проектом «Арифметические действия над обыкновенными дробями. Красная книга РФ» с определением основных видов учебной деятельности. Данная работа имеет...
Рабочая программа проектной деятельности по математике в 5 классе
Рабочая программа проектной деятельности по математике в 5 классе и ктп...
Рабочая программа проектной деятельности по математике в 7 классе
Рабочая программа проектной деятельности по математике в 7 классе...