Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".
рабочая программа на тему
Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_raboch_program.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская общеобразовательная школа
Рассмотрено и Утверждена: рекомендована к
утверждению Директор
на заседании педагогического МБОУ Талловеровской СОШ совета ____________ /Переверзева Н.Н./
Протокол №__от__________ Приказ №__от________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся (ФГОС)
1 - 4 классов
« Мои первые проекты ».
Никулиной Елены Валерьевны
учителя I категории
2014-2015 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Метод проектов является базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
С целью обучения учеников начальных классов такому виду деятельности, как работа над проектами, разработана эта программа внеурочной деятельности «Мои первые проекты».
Цель программы: формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.
Задачи:
- формировать навыки сотрудничества;
- формировать навыки презентации;
- обучить способам сбора и первичной обработки информации с использованием компьютерных технологий;
- формировать умение планировать свою работу над проектом;
- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
Программа состоит из трёх разделов:
I. Обучение и формирование навыков работы на компьютере.
II. Основы проектной деятельности.
III. Работа над проектом.
В первом разделе уч-ся изучают основы «Мира информатики»
Во втором разделе ученики знакомятся с правилами работы в команде, со способами первичной обработки информации с помощью компьютера, с правилами публичного выступления. Ученики учатся работать с информацией, задавать вопросы, направляющие проект.
В третьем разделе ученики закрепляют полученные знания при работе над групповыми и индивидуальными проектами. В программу включены часы для работу над проектами по темам из предметных курсов по выбору учителя.
- Актуальность и целесообразность.
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
Получение знаний – теоретических по сути и энциклопедических по широте –долгое время считалось главной целью образования. Теперь получение знаний рассматривается скорее как средство для решения задач, связанных с развитием личности, ее социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры и пр. Иными словами, ориентация на знания, присущая отечественной школе, сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию. Одной из инновационных образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов, который имеет место в новом ФГОСе.
Главным в новом стандарте является личностный результат обучения, воспитания ребенка. Одна из приоритетных задач – сформировать у младшего школьника способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Очень важно, что в новом стандарте меняется оценка качества образования. Кроме того, новый ФГОС предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Предусматривается качественно новое ресурсное обеспечение исполнения ФГОСа.
В последнее десятилетие, в связи с широким применением информационных технологий (ИКТ), проектная деятельность стала более насыщенной и эффективной. Это связано со следующими моментами:
− переместился акцент с внеурочной и факультативной проектной деятельности в классно-урочную;
Применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов. В процессе использования информационных технологий (то есть системы приемов деятельности с привлечением всех возможностей компьютера) в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам) как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. А значит, полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.
Актуальность темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.
Целью работы являлось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся во внеурочной деятельности.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Вовлечь детей в проектную деятельность
2. Научить представлять продукты проектов
3. Научить учащихся использовать средства ИКТ для поиска, обработки и представления информации
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-
ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
В систему работы входят: организация проектной деятельности, направленной на
получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий;
оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной
деятельности для развития творческого мышления учащихся методом проектов;
использование современных ИКТ на уроках и во внеурочное время.
Проектная деятельность с использованием ИКТ дает возможность формировать активную учебно-познавательную деятельность учащихся в условиях увеличивающейся информатизации общества.
Новизна заключается в применении метода проектов в учебно-воспитательной
деятельности образовательного учреждения; расширении зоны ближайшего и актуального
развития в процессе самостоятельного исследования проблемы; в выходе проектов учащихся за рамки учебной деятельности и их применении в образовательной деятельности.
2 Проектная деятельность
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Основываясь на этом, можно выделить несколько групп УУД, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Этапы проектов и их характеристики.
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
I этап – подготовительный.
На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.
II этап – практический.
Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.
3. Информационно- коммуникационные технологии
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. Я считаю, что применение в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий не только дань времени, но и целесообразная необходимость.
О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербальнологическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.
Отсюда следуют цели использования ИКТ:
• Повысить мотивацию обучения;
• Повысить эффективность процесса обучения;
• Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
• Совершенствовать методики проведения уроков;
• Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
• Планировать и систематизировать свою работу;
• Использовать как средство самообразования;
• Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должны быть четко продумана и дозирована.
Информационные технологии – не просто элемент современного образовательного процесса, но и требования завтрашнего дня.
Проект, как уже говорилось «брошенный вперед», т. е. завтрашней день , ИКТ – это так же требования завтрашнего дня. А почему бы их не соединить в одно целое -«Проектная деятельность с использованием ИКТ».
Как можно вызвать устойчивый интерес к проектной деятельности? Необходимо использовать то, что современное поколение знакомится с компьютером раньше, чем начинает читать. Именно поэтому идея создания проектов на персональных компьютерах вызвала массу положительных эмоций, а значит желания самостоятельной творческой работы. Конечно, в начале нужно обучить детей работать на компьютере.
Обучение работе на компьютере построено поэтапно:
1 этап - научить детей включать, выключать компьютер; находить нужную программу, сохранять информацию .
2 этап – использовать в работе графический и текстовый редактор, знакомство с программой Microsoft Office Power Point
3 этап – создание мини- проектов
Отмечу, что многие дети очень быстро втягиваются в работу над созданием проектов с использованием ИКТ, некоторые с большим трудом, но интерес не пропадает ни у кого, т. к. работа персональная, каждый ребенок видит свой результат. Дети самостоятельно подбирают иллюстрации к работе пользуясь графическим редактором, находят дополнительный материал в библиотеках, Интернете самостоятельно печатают находки в текстовом редакторе, сохраняют полученную информацию.
Когда материал по выбранной теме полностью собран, в индивидуальном порядке идет редактирование всего наработанного.
Результатом целенаправленной работы по организации проектной деятельности
учащихся явилась тенденция к творческому сотрудничеству учащегося и учителя, а также появление реальной возможности установления межпредметных связей.
На практике выяснилось, что темы наиболее актуальных проектов и интересных детям напрямую связаны с их личным опытом и интересами Для того, чтобы дети могли сами пользоваться ИКТ возможностями, необходимо заложить основы компьютерной грамотности.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
осознавать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;
анализировать полученные из наблюдений сведения;
обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
объединять предметы по общему признаку;
различать целое и части;
представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
составлять и исполнять несложные алгоритмы;
создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы
организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
использовать информацию для принятия решений;
использовать информацию для построения умозаключений;
понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
производить поиск по заданному условию;
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Требования к обязательному уровню подготовки на этапе пропедевтического обучения
В процессе изучения компьютерной грамотности в начальной школе, обучаемому предоставляется возможность:
выяснить роль и место информации в жизни общества и человека
получить первичное представление о понятии информации, о формах ее представления;
научиться различать виды информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительную, звуковую, вкусовую и т. д.);
научится различать информацию в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, табличная);
научиться различать информацию в зависимости от способа организации информации (таблица, ряд, столбец, список, неупорядоченное множество);
осознать разницу между количественной и качественной информацией и научиться представлять количественную и качественную информацию с помощью чисел;
получить представление о моделировании и целях моделирования;
узнать основные понятия, относящиеся к сбору (получению), представлению, хранению, передаче, преобразованию и использованию информации (объект, знак, модель, носитель информации, источник информации, канал связи, приемник информации, алгоритм, исполнитель);
ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
научиться осуществлять поиск информации в справочниках и словарях, в том числе электронных;
научиться осуществлять преобразование информации из одной формы представления в другую (рисунок — в текст, текст — в таблицу, в схему и т. д.);
овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
В основе разработки тем курса лежит программа CDдиска «Мир информатики» 1-4 год обучения для учащихся начальных классов.
Тематический план занятий ( 33 часа) для учащихся 1 класса.
(I четверть)
№ | Дата проведения | Название темы занятия | Форма проведения |
1. | Инструктаж по т/б. Персональный компьютер. | урок | |
2. | Компьютер и его основные устройства. | урок | |
3. | Клавиатура, работа на клавиатуре. | урок | |
4 | Мышь. Пиктограммы. | урок | |
5 | Графика. «Мои первые проекты». | Пр.занятие | |
6 | «Мои первые проекты». Раскрашивание компьютерных рисунков. | Пр.занятие | |
7 | «Мои первые проекты». Конструирование. | Пр.занятие | |
8 | Обобщение знаний. Гимнастика для рук. | беседа | |
II четверть | |||
1 | Информация вокруг нас. | практикум | |
2 | Как мы получаем информацию. | урок | |
3 | Способы представления и передачи информации. | урок | |
4 | «Мои первые проекты». (Творческая работа). | Пр.занятие | |
5 | Элементы логики. Суждение: истинное и ложное. | урок | |
6 | Множества. План и правила. | урок | |
7 | Исполнитель. Пример исполнителя. | урок | |
8 | Творческий проект по теме «Информация». | практикум | |
III четверть | |||
1 | Творческий проект по теме «Информация». | практикум | |
2 | Проект «Моё имя». | практикум | |
3 | Проект «Моя семья». | практикум | |
4 | Проект «Моя семья». | практикум | |
5 | Проект «Домашние животные» | практикум | |
6 | Проект «Домашние животные» | практикум | |
7 | Проект «Фамильное дерево» | практикум | |
8 | Проект «Фамильное дерево» | практикум | |
9 | Создание аппликаций из фотографий, компьютерных текстов, рисунков. Проект «Стань гражданином своей школы». | Пр.занятие | |
IV четверть | |||
1 | Инструктаж по т/б. Компьютер и его основные устройства. | урок | |
2 | Работа с мышью. | урок | |
3 | Работа на клавиатуре. | урок | |
4 | Графика. Проект «Я – художник». | практикум | |
5 | Конструирование. | практикум | |
6 | Модели. | практикум | |
7 | Виды информации. | Урок. | |
8 | Творческий проект «Мир, в котором я живу». (создание проекта). | Пр.занятие | |
9 | Творческий проект «Мир, в котором я живу». (защита проекта). | Пр.занятие |
Тематический план занятий ( 35 часов) для учащихся 2 класса.
(I четверть)
№ | Дата проведения | Название темы занятия | Форма проведения |
1. | Инструктаж по т/б. Персональный компьютер. | урок | |
2. | Компьютер и его основные устройства. | урок | |
3. | Системный блок. | урок | |
4 | Системный блок. | урок | |
5 | Графика. «Мои первые проекты». Работа с мышью. | Пр.занятие | |
6 | «Мои первые проекты». Раскрашивание компьютерных рисунков. Работа с мышью. | Пр.занятие | |
7 | «Мои первые проекты» -Визитка.. Работа на клавиатуре. | Пр.занятие | |
8 | Обобщение знаний. Гимнастика для рук. | беседа | |
II четверть | |||
1 | Графика. Графические проекты. | практикум | |
2 | Создание графических проектов. Проект «Я – художник». | урок | |
3 | Раскрашивание компьютерных рисунков. Проект «Я – художник». | урок | |
4 | «Мои первые проекты». (Творческая работа). | Пр.занятие | |
5 | Творческая работа. | урок | |
6 | Творческая работа. | урок | |
7 | Конструирование. | урок | |
8 | Творческий проект по теме «Конструирование.». | практикум | |
III четверть | |||
1 | Виды информации. | практикум | |
2 | Проект «Мой домашний милый друг». Виды информации. | практикум | |
3 | Проект «Человек – хозяин природы». | практикум | |
4 | Творческий проект «Школа – светлая гавань детства». | практикум | |
5 | Творческий проект «Улица моего детства.». | практикум | |
6 | Проект «Родные просторы» | практикум | |
7 | Логика. | практикум | |
8 | Множества. | практикум | |
9 | Творческая работа. (обобщение знаний) | Пр.занятие | |
IV четверть | |||
1 | Инструктаж по т/б. Компьютер и его основные устройства. | урок | |
2 | Виды информации. | урок | |
3 | Обобщение. | урок | |
4 | Обобщение | практикум | |
5 | Отношения м\д множествами. | практикум | |
6 | Модели. | практикум | |
7 | Творческая работа на тему « Модель». | Урок. | |
8 | Алгоритм. Способы представления алгоритма. | Пр.занятие | |
9 | Исполнитель алгоритма. | Пр.занятие |
Тематический план занятий ( 34 часов) для учащихся 3 класса.
(I четверть)
№ | Дата проведения | Название темы занятия | Форма проведения |
1. | Инструктаж по т/б. Персональный компьютер. | урок | |
2. | Компьютер и его основные устройства. | урок | |
3. | Хранение информации на компьютере. Мини-проект: «Осень золотая». | урок | |
4 | Проект: «Царство грибов». Файлы и папки.. | урок | |
5 | Графика. «Мои первые проекты». Работа с мышью. | Пр.занятие | |
6 | «Мои первые проекты»(Творческая работа). | Пр.занятие | |
7 | «Мои первые проекты» (Творческая работа) | Пр.занятие | |
8 | Обобщение знаний: Компьютерные программы. | беседа | |
II четверть | |||
1 | Графика. Графические проекты. | практикум | |
2 | Создание графических проектов. Проект «Радуга». | урок | |
3 | Знакомство с программой PowerPoint. | урок | |
4 | Приёмы работы в пр. PowerPoint. | Пр.занятие | |
5 | Приёмы работы в пр. PowerPoint. | практикум | |
6 | Приёмы работы в пр. PowerPoint. | практикум | |
7 | Творческий проект в пр. PowerPoint | практикум | |
8 | Творческий проект в пр. PowerPoint | практикум | |
III четверть | |||
1 | Виды информации. Пиктограммы. | практикум | |
2 | Проект: «Краски Тихого Дона». | практикум | |
3 | Проект: «Школа- светлая гавань детства». | практикум | |
4 | Творческий проект «Школа – светлая гавань детства». | практикум | |
5 | Творческий проект «Моя семья.». | практикум | |
6 | Проект «Моя – родина, моё - село» | практикум | |
7 | Логика. Слова-кванторы. | практикум | |
8 | Множества. Отношения между множествами | практикум | |
9 | Творческая работа. (обобщение знаний) | Пр.занятие | |
IV четверть | |||
1 | Групповой проект.( Творческая работа) | урок | |
2 | Моделирование. Графические проекты. | урок | |
3 | Моделирование. Графические проекты | урок | |
4 | Проект: «История школы, в которой я учусь». | практикум | |
5 | Проект: «Чем богаты недра Донского края». | практикум | |
6 | Проект: «Мир растений Донского края».. | практикум | |
7 | Проект: «Край, в котором я живу, города Ростовской области». | практикум | |
8 | Защита проектов. | Пр.занятие | |
Итого: 34 ч |
Тематический план занятий для 4 класса
(1 четверть)
№ | Дата проведения | Название темы занятия | Форма проведения | |||
1. | 04.09 | Инструктаж по т/б. Гимнастика для рук. | урок | |||
2. | 11.09 | История развития компьютерной техники. | урок | |||
3. | 18.09 | Компьютер в жизни общества. | урок | |||
4. | 25.09 | Работа с мышью. Графический проект. | Практическое занятие | |||
5. | 02.10 | Графика. «Мой проект». | Практическое занятие | |||
6. | 09.10 | Клавиатура, работа на клавиатуре. Текстовый проект. | Практическое занятие | |||
7. | 16.10 | Приемы работы с текстовым проектом. | Практическое занятие | |||
8. | 23.10 | Приемы работы с текстовым проектом. | Практическое занятие | |||
9. | 30.10 | Обобщающее знание. Гимнастика для рук. | беседа | |||
2 четверть | ||||||
1. | Информация вокруг нас. Принтеры, сканеры, цифровые фото и видео камеры. | Практикум | ||||
2. | Как мы получаем информацию. Просмотр web-страниц | урок | ||||
3. | Способы представления и передачи информации. Электронная почта. | урок | ||||
4. | «Мой проект». | Практическое занятие | ||||
5. | Работа с компьютерными программами. | Урок | ||||
6. | Информационные процессы. | Урок | ||||
7. | Передача информации. | урок | ||||
3 четверть | ||||||
1 | Творческий проект по теме «Информация» | практикум | ||||
2 | Проект «Моя родословная» | практикум | ||||
3 | Творческая работа. | практикум | ||||
4 | Творческая работа | практикум | ||||
5 | Кодирование как способ обработки информации. | урок | ||||
6 | Суждения и логические операции. | Урок | ||||
7 | Операции над множествами. | Урок | ||||
8 | Мой проект. | Практикум | ||||
9 | Создание аппликаций из фотографий, компьютерных текстов, рисунков. Проектная работа. | Практическое занятие | ||||
10 | Работа над проектом. | |||||
4 четверть | ||||||
1 | Урок | |||||
2 | Работа над проектом. Моделирование. | Урок | ||||
3 | Моделирование в проектах. | Урок | ||||
4 | Решение задач с использованием компьютера. | практикум | ||||
5 | Тип алгоритмов. Циклический алгоритм. | Практикум | ||||
6 | Составление циклических алгоритмов. | Практикум | ||||
7 | Мо проект. | Урок. Практическое занятие | ||||
8 | Творческий проект. Подготовка к защите проектов. | Практическое занятие | ||||
9 | Защита проектов. | Практическое занятие | ||||
Итого: 34ч + 1 ч резерв |
Предполагаемый результат деятельности: формировать у подрастающего поколения информационно-коммуникативные навыки, представлять и защищать полученные результаты.
В программе следующие формы обучения:
- урок;
- беседа;
- выставка творческих работ;
- практическое занятие.
- Предполагаемый результат деятельности: сформировано представление о информационной культуре, развивать критическое и творческое мышление, обобщать знания в виде проектов.
Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный.
Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный.
Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый;
Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Средства обучения: компьютер, книга, иллюстрации. (обучающий диск «Мир информатики» первый, второй, третий, четвертый год обучения).
Список использованной литературы.
- Курс «Информатика для малышей». Интернет-ресурсы.
- Обучающий диск «Мир информатики» Первый-четвертый год обучения.
- http://www.it-n.ru/
- Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб.пособие.- 3-е изд. испр. — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004.-368 с.
- Бурункин, Д. А. Инновационные проекты муниципальной системы образования / Д. А. Бурункин, Л. В. Шмелькова; ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2005.-102 с.
- Варченко В. И. Способы проведения занятий с использованием ПМК "Радуга в компьютере». Материалы XI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк:"Байтик", 2000.
- Дружинин, В. И. организация инновационной деятельности в образовательных учреждениях./ В. И. Дружинин, Н. А. Криволапова; ИПК и ПРО Курганской области – Курган, 2008.-85 с.
- Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
Приложение 1.
Правила выбора темы проекта
Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас
Приложение 2.
Деятельность учителя и учащихся на разных этапах проектной деятельности
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационный | 1.Формирует проблему (цель). Определяется продукт проекта. | 1. Вхождение в проблему. |
2. Вживание в ситуацию. | ||
2.Вводит в ситуацию. | 3. Принятие задачи. | |
3.Формирует задачу. | 4. Дополнение задач проекта. | |
Планирующий | 4. Помогает в решении задачи. | 5. Объединение в рабочие группы. |
5. Помогает спланировать деятельность. | 6. Распределение амплуа. | |
6. Организует деятельность. | ||
Информационно- операционный | 7. Практическая помощь. | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 8. Готовый продукт деятельности и презентация. | |
Рефлексивно-оценочный | 9. Подготовка к презентации. Презентация. |
Приложение 3.
Специфика действий учителя и учащегося при реализации проекта
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Приложение 4.
Критерии оценки результатов проектной деятельности
Полнота реализации проектного замысла. Этот критерий позволяет оценить, насколько в полученном в результате проектной деятельности продукте нашли воплощение исходные цели, принципы, требования к качеству, все ли задачи оказались решены.
Соответствие контексту проектирования. Данный критерий необходим, чтобы соотнести проектный результат с природой той среды, того пространства, в которое он объективно «вписывается».
Соответствие культурному аналогу. Результат, который планируется получить, как правило, изначально соотносится авторами проекта к какому-либо типу (виду, категории) аналогичных социальных продуктов. Это могут быть бюллетень, газета, журнал, сборник, творческое задание и т. д. Мы предполагаем, что они будут соответствовать общепринятым требованиям, независимо от того, взрослые или учащиеся (студенты) являются авторами.
Социальная (практическая, теоретическая) значимость. Этот критерий позволяет оценить степень потенциального влияния проектного продукта на изменение социально-педагогической, образовательной ситуации, возможность его использования или переноса в другие условия.
Гуманитарность. Критерий гуманитарности очень значим, поскольку направлен на соотнесение полученного результата с потребностями, интересами, возможностями всех людей, попадающих в сферу его распространения.
Эстетичность. Оценка проектного продукта по этому критерию также представляется необходимой. В одном случае речь пойдет об оформлении. В другом – об изяществе теоретического решения проблемы.
Удовлетворенность участием в проекте. Ее показателями служат субъективные ощущения участников, их желание продолжить опыт участия в проектах. Они могут быть выявлены на основе самооценки или проективных методик. В меньшей степени оценить результат по этому критерию помогают внешние впечатления «сторонних» наблюдателей.
Степень освоения процедур проектирования. В данном случае речь идет о нормированных процедурах, выполнение которых обеспечивает прохождение всех необходимых этапов проектной деятельности, ведущих к получению продукта. Сюда входят умение найти и сформулировать проблему, овладение специфическим языком проектирования, способность провести диагностику, сформулировать цель, составить программу и план действий и т. д. Наличие положительных эффектов на индивидуальном уровне (прирост личностных качеств, свойств, характеристик, позитивная динамика отношений). Подобные изменения могут планироваться на этапе целеполагания. Даже если акценты в проектной деятельности делаются на получении продукта, факт проявления каких-либо позитивных изменений в личностном плане служит показателем результативности. Показатели, соответствующие педагогическим критериям оценки результата, выбираются и корректируются в зависимости от конкретного вида проектного продукта.
Наличие у участников потребности в дальнейшем развитии своего проектного опыта. Если проект удался, то возникают перспективы продолжения «творения будущего» и на уровне полученного продукта, и на уровне межличностных связей. Как правило, некий предметный результат, если он оказался социально значимым, требует продолжения и развития. Выполненный по одному предмету учебный проект обычно порождает множество новых вопросов, которые лежат уже на стыке нескольких дисциплин. Творческий опыт совместной деятельности оценивается как наиболее значимое проектное приобретение. Если подобные эффекты наблюдаются, значит, проект достиг своей педагогической цели.
Становление социального партнерства. Это чрезвычайно важный для системы проектирования критерий, производный от свойства проектной деятельности «ветвиться», создавать новые социальные связи по сетевому принципу. Возникновение таких связей, их расширение и укрепление свидетельствуют не только о социальной значимости проекта и его результатов, но и о способности участников устанавливать коммуникативные связи разного уровня на основе кооперации и сотрудничества, т. е. о проявлении определенных личностных характеристик. Природа проектной деятельности требует оценки не только конечного результата, но и результатов промежуточных процедур. В этом случае у педагогов и участников появляется возможность постоянно корректировать ход своих действий.
Одной из форм осуществления промежуточного контроля и оценки ситуации проектирования может быть работа наблюдателей, аналитиков, экспертов с отчетами по каждому из этапов. Отчеты могут иметь формализованную либо свободную структуру. В любом случае их содержанием становится представление проделанных процедур (действий, акций) и полученных результатов конкретного этапа
Приложение 5.
Бланк внешнего оценивания проекта
Параметры внешней оценки проекта: | Оценка |
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; | |
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; | |
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; | |
коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте); | |
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; | |
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; | |
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; | |
эстетика оформления результатов проведенного проекта; | |
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. |
Приложение 6.
Гигиенические требования
по использованию персональных компьютеров
в начальной школе
В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, |но и та, которая находится в эксплуатации.
Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных | помещениях недопустимо.
Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.
Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.
Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6м2 .
Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.
Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более- Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.
При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног.
Необходимо, чтобы размеры учебной мебели (стол и стул) соответствовали росту ребенка: ноги и спина (а еще лучше и предплечья должны иметь опору), а линия взора должна приходиться в центре экрана или немного выше.
Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна не менее 300 лк, а экрана — не более 200 лк.
Для уменьшения зрительного напряжения важно следить тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким, контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.
При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Оптимальные параметры микроклимата в компьютерных классах следующие: температура — 19-21° С, относительная влажность — 55-62%.
Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.
Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдать не только в школе, но и дома.
Для понижения зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:
• оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 мин;
• с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия — не более 60 мин. После 10-15 мин непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения игр такого рода время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках английского языка.
Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Проектная деятельность, личностно-ориентированный подход, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 1- 4 классов
Программа для 1-4 кл "Шахматы - школе"...
Презентация "Развитие творческих способностей детей через проектную деятельность с использованием информационных технологий"
Сегодня компьютерные технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса, способного значительно повысить его эффективность, развить умственные и творческие способности детей, сформирова...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 5-9 классов
Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ БАСКЕТБОЛ для учащихся 5-9 КЛАССОВ
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” предназначена для учащихся 5-9 классов. Рассчитана на 340 занятий (по 40 мин.) Все занятия по в...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Аэробика» для учащихся 3-4 классов.
Аэробика оказывает благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению...
"Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность с использованием информационных технологий"
Возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям....