Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Хохольский лицей" Хохольского муниципального района Воронежской области
«Расмотрено на заседании МО» Руководитель МО ________________ ________________
Протокол № ______ от «___»________2014г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ ______________________________________
Протокол № ______ от «____»_________2014г.
| «Утверждаю» Директор МКОУ «Хохольский лицей» ___________________ ____________________
Приказ №________от «___»___________2014г.
|
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А проектно - исследовательской деятельности по математике в 5 классе.
Разработала: Соболева И.И., учитель математики МКОУ "Хохольский лицей"
2014-2015учебный год 1. Пояснительная записка к рабочей программе курса
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное содержание курса математики начальной школы в большей степени ориентировано на абстрактный материал. Поэтому задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения обучающихся, их математической интуиции, логического мышления, должно уделяться особое внимание. Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение. Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода. Наряду с традиционными формами организации занятий будут применяться такие организационные формы как дискуссия, проекты, диспут, выступление с докладами, презентациями. Для развития познавательной активности обучающихся будут применяться видеофильмы и мультимедиа технологии, интернет-технологии, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся. Цель программы: в направлении личностного развития: - формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении: - развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении: • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Задачи программы: - расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области математики;
- развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
- учить применять математическую терминологию;
- учить проектной деятельности;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта. - Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов. Основные виды деятельности учащихся: - решение математических задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- выполнение проекта, творческих работ;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
2. Общая характеристика учебного спецкурса Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся 5 класса, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. Математическое образование не будет абстрактным, и у обучающихся все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи важны в психологическом отношении, так как формируют интересы обучающихся, развивают их логическое мышление. В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения. 3. Место учебного спецкурса в учебном плане
Данная программа занятий предназначена, для обучающихся 5 класса, проявляющих интерес и склонность к изучению математики. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа рассчитана спецкурс рассчитан на 9 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю во II полугодии учебного года (февраль – апрель) параллельно с изучением темы «Обыкновенные дроби».
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения спецкурса
Изучение математики позволяет достичь следующих результатов в личностном направлении: 1) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; 2) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность; 3) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 4) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; 5) развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. в метапредметном направлении: 1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 2) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 3) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 4) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Результаты | Формируемые умения | регулятивные | - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
| познавательные | - умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета
| коммуникативные | - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
- числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
|
в предметном направлении: 1) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 2) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях ( натуральное число, дробь, геометрическая фигура, уравнение…) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; 3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений. 5. Формы и методы организации учебного процесса.
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа. Методы контроля: презентация, тестирование. Технологии, методики: - уровневая дифференциация;
- проектная деятельность;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Предлагаемый порядок действий: - Знакомство класса с темой.
- Выбор подтем (областей знания).
- Сбор информации.
- Выбор проектов.
- Работа над проектами.
- Презентация проектов.
Творческими работами могут быть рисунок, открытка, викторина, газета, модель, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике, или предлагают свою тему. 6. Содержание курса «Математика вокруг нас»
Тема: «Обыкновенные дроби» История дробей. Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание любых дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Решение текстовых задач.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ п/п | Тема занятия | Тип занятия | Планируемые результаты
|
| 1 | История возникновения дробей. | мета-предметное погружение | Предметные: Знать историю и понимать значимость математики. Регулятивные УУД: развивать готовность и способность к выполнению норм и требований изучения предмета Познавательные УУД: проявлять интерес к основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве Личностные: Сформировать уважительное отношение к истории предмета «математика», формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры |
| 2 | Сравнение дробей. | комбинированный урок | Предметные: Использовать умение приводить дроби к общему знаменателю при решении заданий опережающего характера Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД: договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов Личностные: Иметь критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта. |
| 3 | Действия с дробями. | урок обобщения и систематизации знаний | Предметные: решать задачи на действия с дробями, понимать переход от частной задачи к математической модели Регулятивные УУД: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой для различных сфер человеческой деятельности Познавательные УУД: исследовать несложные практические задачи Коммуникативные УУД: описывать результаты совместной практической работы Личностные: Формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. |
| 4 | Арифметические операции со смешанными дробями. | урок закрепления знаний и умений | Предметные: Находить значения дробных числовых выражений, содержащих смешанные числа Регулятивные УУД: различать способ и результат действия Познавательные УУД: искать новые способы решения задач, делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Личностные: Уметь выбирать желаемый уровень математических результатов |
| 5 | Арифметические операции со смешанными дробями. | урок - беседа | Предметные: Решать задачи прикладного характера Регулятивные УУД: оценивать необходимость изучаемого материала Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Личностные: Формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. |
| 6 | Задачи на дроби. | урок применения знаний и умений | Предметные: Уметь решать задачи на нахождение части от целого и целого, если известна его часть. Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность решений Познавательные УУД: отображать в речи содержание совершаемых действий Коммуникативные УУД: вести совместный поиск решений Личностные: Уметь выбирать желаемый уровень математических результатов. |
| 7 | Задачи на дроби. | урок - исследование | Предметные: Уметь решать задачи на нахождение части от целого и целого, если известна его часть. Регулятивные УУД: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату Познавательные УУД: проводить самооценку своих достижений Коммуникативные УУД: вести совместный поиск решений Личностные: Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, , значимой для различных сфер человеческой деятельности |
| 8 | Решение текстовых задач | урок -творческая лаборатория. | Предметные: Комбинировать известные алгоритмы решения задач Регулятивные УУД: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату Познавательные УУД: строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве Личностные: Развивать интерес к математическому творчеству и математические способности. |
| 9 | Проект «Арифметические действия над обыкновенными дробями. Красная книга РФ» | учебная конференция | Предметные: представлять основные изучаемые понятия как важнейшие математические модели, позволяющие описывать и изучать реальные процессы и явления. Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы Познавательные УУД: отображать в речи содержание совершаемых действий Коммуникативные УУД: вести совместный поиск решений Личностные: Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, , значимой для различных сфер человеческой деятельности |
|
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
1. Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3 / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. – 176с. 2. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239с. 3. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240с. 4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие лоя учащихся 5-6 классов средней школы – М.: Просвещение, 1989. 5. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. – М.: Флинта, 1998. – 224 с. 6. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2003. – 688с. 7. Электронные ресурсы на компакт – дисках: Детская энциклопедия «Хочу все знать» Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Большая советская энциклопедия.
|