Программа профессионального самообразования учителя физики и информатики Хасановой М.М.
материал на тему

В материале представлена Программа профессионального самообразования по теме: «Развитие самостоятельности при реализации компетентностного подхода в обучении физики, информатики».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юлбатская основная общеобразовательная школа Сабинского муниципального района РТ »  

Программа

профессионального самообразования

учителя физики, информатики

Хасановой М.М.

Тема: «Развитие самостоятельности при

реализации компетентностного

подхода в обучении физики, информатики».

2016 г.

Актуальность

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л. Н. Толстой.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения математике на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути.

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Современный этап развития общества выдвигает особые требования к перестройке содержания школьного образования. Сегодня учебно – воспитательный процесс призван решать задачу воспитания социально - активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Поэтому необходимым условием соответствия образовательного процесса современным требованиям, является формирование умений учиться, самостоятельно приобретать знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию.

В настоящее время основным результатом образования является не столько набор знаний, умений и навыков учащегося, сколько выработанная в ходе обучения способность к анализу и дальнейшему разрешению проблемы в сложившихся условиях, в ходе чего и привлекается запас имеющихся знаний и умений из различных предметных областей. Новый результат образования, которым должны обладать учащиеся, получил название «компетентность».

Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Цель профессионального развития:

  • Приобретение более высокого уровня профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС ООО и профессионального стандарта и развитие самостоятельности обучающихся при реализации компетентностного подхода в обучении физики, информатики.

Задачи:

  • Изучение нормативных документов, регламентирующие исполнение требований федерального государственного стандарта по предмету.
  • Разработка и реализация индивидуального плана профессионального развития.
  • Проектирование рабочих программ основного общего образования по предмету в соответствии с ФГОС.
  • Обеспечение хорошего методического уровня проведения всех видов занятий;
  • Повышение качества проведения учебных занятий по ФГОС на основе внедрения современны педагогических технологий;
  • Применение разнообразных форм, методов и средств ИКТ в организации целостного образовательного процесса
  • Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей;
  •  Изучение и совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
  • Сбор и разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов, КИМов.
  • Согласование  цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
  • Подготовка  учеников к сознательному и ответственному обучению;
  • Подготовка учащихся к успеху в жизни;
  • Повышение степени мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
  • Обеспечение единство учебного и воспитательного процессов, различными средствами урочной и внеурочной деятельности.

Источники профессионального развития: научные книги, СМИ, журналы, Интернет-ресурсы,  семинары, конференции, вебинары, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы и др.

Перечень вопросов по самообразованию

  1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми педагогическими  технологиями, введение новых образовательных стандартов.
  2. Распространение педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне.
  3. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
  4. Продолжение изучения педагогического опыта других преподавателей.
  5. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
  6. Изучение, использование в педагогической деятельности здоровьесберегающих технологий и  организация распространения положительного опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.
  7.  Разработать программы внеурочных занятий, программ с одаренными и слабоуспевающими детьми, воспитательный план и распространение опыта в муниципальном образовании.
  8.  Углубить знания в области физики и  информатики.
  9. Наставническая/тьюторская деятельность.

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС ООО и профессионального стандарта и повышение самостоятельности обучающихся на уроках физики и информатики.

Планируемые результаты:

  1. Повышение уровня педагогического образования.
  2. Знание основных нормативных документов, используемых при образовательной деятельности;
  3. Свободное владение психолого-педагогической, методической, информационно-технологической, здоровьесберегающей технологиями и  использование в профессиональной  деятельности;
  4. Разработка рабочих программ по предметам и внеурочным занятиям, программ работы с одаренными и слабоуспевающими детьми, воспитательный план в соответствии с ФГОС.
  5. Создание банка творческих и проектно-исследовательских работ учащихся;
  6. Пополнение банка дидактических материалов, КИМов, олимпиадных заданий;
  7. Подготовка комплекта планов-конспектов открытых уроков с использованием современных педагогических технологий.
  8. Распространение  личного опыта в семинарах, собраниях, публикациях
  9. Совершенствование видов и форм диагностики и контроля. 
  10. Обеспечение единство учебного и воспитательного процессов средствами урочной и внеурочной деятельности.

Реализация программы рассчитана на три года (2015- 2018 гг)

Этапы  реализации программы

1  этап           2016- 2017  учебный год – подборка и изучение  

                                                                                   материалов по теме;

2  этап           2017 – 2018 учебный год -   реализация практической части

                                                                      программы.

3  этап           2018 – 2019 учебный год – завершающий этап.  

Участники:

Учитель физики и информатики,

учащиеся 5-9 классов.

Основные  направления работы

Основные

направления

Действия  и  мероприятия

Профессиональное

1. Постоянно  знакомиться  с  современными  исследованиями  ученых  в  области  преподавания  предмета  «Физики» и знакомиться с новыми технологиями в области предмета «Информатики»

2. Знакомиться  с  новыми  примерными  и  авторскими  программами  по  физике, концепциями  обучения, их  оценками.

3. Изучать  новую  литературу  по  физике  и информатике, методике  преподавания.

4. Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах  для  учителей.

5. Принимать  активное  участие  в  работе  районном МО  учителей  физики и информатики.

6. Принимать  участие  на  научно-практических  конференциях,  конкурсах, фестивалях  различных  уровней.

7. Посещать  уроки  коллег  и  участвовать  в  обмене  опытом.

8. Систематически  интересоваться  событиями  современной  экономической, политической  жизни.

9.Повышать  уровень  своей  эрудиции, правовой  и  общей  культуры.

10. Проводить  открытые  уроки  для  анализа  со  стороны  коллег.

11. Организовывать внеклассную  деятельность  по  предметам.

12. Посещать  семинары, конференции, организованные  на  разных  уровнях.

Психолого-

педагогическое

1. Совершенствовать  свои  знания  в  области  классической  и  современной  психологии  и  педагогики.

2. Изучать  современные  психологические  методики.

Методическое

1. Знакомиться  с  новыми  педагогическими  технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  через  предметные  издания.

2. Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  различных  форм  уроков  физики.

3. Посещать  библиотеки, изучать  научно-методическую  и  учебную  литературу.

4. Разрабатывать  разные  формы  уроков, внеклассных  мероприятий, учебных  материалов.

5. Вести  личную  методическую  веб-страницу (сайт)..

Эстетическое

1. Посещение  выставок, музеев, проведение  экскурсий.

2. Участвовать  в  смотрах  художественной  самодеятельности.

ИКТ

1. Пройти  курсы  повышения  квалификации  по предметам.

2. Обзор  в  Интернете  информации  по  преподаваемому  предмету, психологии, педагогике, педагогических  технологий.

3. Изучать  информационно-компьютерные  технологии  и  внедрять  их  в  учебный  процесс.

Охрана  здоровья

1. Своевременно  обновлять  инструкции  по  ТБ  на  уроках  физики, информатики.

2. Внедрять  в  образовательный  процесс  здоровье- сберегающие  технологии.

3. Вести  здоровый  образ  жизни.

Критерии оценки  эффективности деятельности:

  • Повышение профессиональной компетенций учителей: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования, общепредметные (базовые)  компетенции;
  • Рабочие программы учебных курсов основной школы, внеурочных занятий, программы работ с одаренными и слабоуспевающими учениками, воспитательный план, который соответствует ФГОС ООО;
  • Формирование навыков проведения уроков по ФГОС ООО;
  • Разработка эффективных планов уроков, внеурочных занятий;
  • Динамика образовательных результатов  (по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся);
  • Результативность ГИА;
  • Качественное оформление школьной документации установленной локальными актами;
  • Качество разработки рабочих программ;
  • Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня;
  • Участие в профессиональных конкурсах различного уровня;
  • Публикации  в изданиях, в Интернет-сайтах;
  • Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий на уроках;
  • Знание форм контроля и диагностики по новым образовательным стандартам;
  • Активные ученики, направленные на саморазвитие, самообучение, самовоспитание.

План-график мероприятий

профессионального развития на 2017-2018 учебный год

Основные направления для самообразования педагога

Формы деятельности

Сроки выполнения

Форма

результатов, наставническая работа

1.

профессиональное

  1. Изучение  ФЗ «Об образовании в РФ», нормативно-правовых документов в сфере образования.

август

Рабочие программы учебных курсов основной школы, внеурочных занятий, программы работ с одаренными и слабоуспевающими учениками, воспитательный план.

  1. Изучение новых образовательных стандартов.

август

  1. Изучение профессионального стандарта.

август

4. Изучение примерной

основной образовательной программой основного общего образования.

август

5. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС.

сентябрь

6.Разработка рабочих программ по физике и информатике, по внеурочным занятиям, программ работы с одаренными и слабоуспевающими учениками, воспитательный план

август

2.

психолого-педагогическое

1.Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики и психологии .

август -март

Выступление на ШМО «Современные инновационные педагогические технологии на уроках физики и информатики»

2.Изучение теоретических основ системно-деятельностного подхода

июль

3.Расширение своих знаний о современных  эффективных технологиях

Июнь-сентябрь

4.

методическое

1.  Изучение авторских основных образовательных программ основного общего образования

август

Выступление на педагогическом совете «Способы контроля знаний учащихся с учетом УУД»

Проекты и творческие работы одаренных учащихся

Комплекты дидактических материалов и КИМов для уроков физики и информатики

Банк олимпиадных заданий

Отчет по самообразованию

Комплект планов-конспектов открытых уроков с использованием современных педагогических технологий

2.Знакомство с новыми эффективными технологиями обучения.

август-сентябрь

3. Изучение различных форм контроля знаний на уроках физики и информатики с учетом УУД

сентябрь

4. Участие в работе школьного МО учителей математики, физики, информатики.

август - март

 5. Участие в экспертной предметной комиссии по проверке ГИА по информатике

июнь

6.Участие в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях, конкурсах. олимпиадах и т.д. различных уровней

Сентябрь - март

7. Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

Октябрь-февраль

8.Самоанализ  профессиональной деятельности.

март

9. Создание комплекта планов-конспектов открытых уроков с использованием современных педагогических технологий

март

9.

информационно-компьютерные технологии

1.Внедрение разнообразных форм и средств ИКТ  в учебный процесс.

Сентябрь-март

Комплект

мультимедийных продуктов для уроков физики

 2. Сбор и анализ в Интернете информации по педагогике и психологии, методике.

августь-май

 3.Размещение опыта работы на школьном сайте

март

4. Обновление личного сайта на социальном портале учителей

Сентябрь - май

10.

Здоровьесберегающие технологии

1.Изучение здоровьесберегающих технологий

Август- декабрь

Разработка памятки использования здоровьесберегающих технологий на уроках физики и информатики

Сбор физкультминуток для уроков физики и информатики.

2.Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.

ежедневно

3. Своевременное  обновление  инструкций  по  ТБ  на  уроках  физики и информатики.

Август-сентябрь

4. Соблюдение здорового образа жизни.

ежедневно

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

Программа профессионального самообразования учителя английского языка

Программа профессионального самообразования  учителя английского языкаЧурковой Анастасии ВладимировныМБОУ СОШ № 35г.Брянскана 2012-2015 уч. год «Специфика ФГОС на уроках английского яз...

Программа профессионального самообразования учителя английского языка Нестерук Е. В. МБОУ «СОШ» пгт. Синдор на 2014 – 2017 гг.

Программа профессионального самообразования  учителя английского языка Нестерук Е. В. Тема  самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках английского языка для развити...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

Программа профессионального самообразования учителя физики

ИКТ – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразо...

План профессионального самообразования учителя физики

  В основе Концепции образования нашей школы заложена гуманистическаяпозиция, требующая осознания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе,признания его способностей и права ...

План профессионального самообразования учителя физики

Реалии современной школы таковы, что учитель должен быть компетентен в организации образовательного процесса, обеспечивающего формирование у обучающихся компетенций, необходимых для инновационной экон...