Программа профессионального самообразования учителя физики и информатики Хасановой М.М.
материал на тему
В материале представлена Программа профессионального самообразования по теме: «Развитие самостоятельности при реализации компетентностного подхода в обучении физики, информатики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_professionalnogo_samoobrazovaniya_uchitelya_fiziki_i_informatiki_hasanovoy_m.m.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юлбатская основная общеобразовательная школа Сабинского муниципального района РТ »
Программа
профессионального самообразования
учителя физики, информатики
Хасановой М.М.
Тема: «Развитие самостоятельности при
реализации компетентностного
подхода в обучении физики, информатики».
2016 г.
Актуальность
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л. Н. Толстой.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения математике на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути.
Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Современный этап развития общества выдвигает особые требования к перестройке содержания школьного образования. Сегодня учебно – воспитательный процесс призван решать задачу воспитания социально - активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Поэтому необходимым условием соответствия образовательного процесса современным требованиям, является формирование умений учиться, самостоятельно приобретать знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию.
В настоящее время основным результатом образования является не столько набор знаний, умений и навыков учащегося, сколько выработанная в ходе обучения способность к анализу и дальнейшему разрешению проблемы в сложившихся условиях, в ходе чего и привлекается запас имеющихся знаний и умений из различных предметных областей. Новый результат образования, которым должны обладать учащиеся, получил название «компетентность».
Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Цель профессионального развития:
- Приобретение более высокого уровня профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС ООО и профессионального стандарта и развитие самостоятельности обучающихся при реализации компетентностного подхода в обучении физики, информатики.
Задачи:
- Изучение нормативных документов, регламентирующие исполнение требований федерального государственного стандарта по предмету.
- Разработка и реализация индивидуального плана профессионального развития.
- Проектирование рабочих программ основного общего образования по предмету в соответствии с ФГОС.
- Обеспечение хорошего методического уровня проведения всех видов занятий;
- Повышение качества проведения учебных занятий по ФГОС на основе внедрения современны педагогических технологий;
- Применение разнообразных форм, методов и средств ИКТ в организации целостного образовательного процесса
- Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей;
- Изучение и совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
- Сбор и разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов, КИМов.
- Согласование цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
- Подготовка учеников к сознательному и ответственному обучению;
- Подготовка учащихся к успеху в жизни;
- Повышение степени мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
- Обеспечение единство учебного и воспитательного процессов, различными средствами урочной и внеурочной деятельности.
Источники профессионального развития: научные книги, СМИ, журналы, Интернет-ресурсы, семинары, конференции, вебинары, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы и др.
Перечень вопросов по самообразованию
- Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми педагогическими технологиями, введение новых образовательных стандартов.
- Распространение педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне.
- Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
- Продолжение изучения педагогического опыта других преподавателей.
- Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
- Изучение, использование в педагогической деятельности здоровьесберегающих технологий и организация распространения положительного опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.
- Разработать программы внеурочных занятий, программ с одаренными и слабоуспевающими детьми, воспитательный план и распространение опыта в муниципальном образовании.
- Углубить знания в области физики и информатики.
- Наставническая/тьюторская деятельность.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС ООО и профессионального стандарта и повышение самостоятельности обучающихся на уроках физики и информатики.
Планируемые результаты:
- Повышение уровня педагогического образования.
- Знание основных нормативных документов, используемых при образовательной деятельности;
- Свободное владение психолого-педагогической, методической, информационно-технологической, здоровьесберегающей технологиями и использование в профессиональной деятельности;
- Разработка рабочих программ по предметам и внеурочным занятиям, программ работы с одаренными и слабоуспевающими детьми, воспитательный план в соответствии с ФГОС.
- Создание банка творческих и проектно-исследовательских работ учащихся;
- Пополнение банка дидактических материалов, КИМов, олимпиадных заданий;
- Подготовка комплекта планов-конспектов открытых уроков с использованием современных педагогических технологий.
- Распространение личного опыта в семинарах, собраниях, публикациях
- Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
- Обеспечение единство учебного и воспитательного процессов средствами урочной и внеурочной деятельности.
Реализация программы рассчитана на три года (2015- 2018 гг)
Этапы реализации программы
1 этап 2016- 2017 учебный год – подборка и изучение
материалов по теме;
2 этап 2017 – 2018 учебный год - реализация практической части
программы.
3 этап 2018 – 2019 учебный год – завершающий этап.
Участники:
Учитель физики и информатики,
учащиеся 5-9 классов.
Основные направления работы
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | 1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физики» и знакомиться с новыми технологиями в области предмета «Информатики» 2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физике, концепциями обучения, их оценками. 3. Изучать новую литературу по физике и информатике, методике преподавания. 4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей. 5. Принимать активное участие в работе районном МО учителей физики и информатики. 6. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней. 7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 8. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни. 9.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. 10. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег. 11. Организовывать внеклассную деятельность по предметам. 12. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях. |
Психолого- педагогическое | 1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Изучать современные психологические методики. |
Методическое | 1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания. 2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физики. 3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу. 4. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов. 5. Вести личную методическую веб-страницу (сайт).. |
Эстетическое | 1. Посещение выставок, музеев, проведение экскурсий. 2. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности. |
ИКТ | 1. Пройти курсы повышения квалификации по предметам. 2. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий. 3. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс. |
Охрана здоровья | 1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физики, информатики. 2. Внедрять в образовательный процесс здоровье- сберегающие технологии. 3. Вести здоровый образ жизни. |
Критерии оценки эффективности деятельности:
- Повышение профессиональной компетенций учителей: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования, общепредметные (базовые) компетенции;
- Рабочие программы учебных курсов основной школы, внеурочных занятий, программы работ с одаренными и слабоуспевающими учениками, воспитательный план, который соответствует ФГОС ООО;
- Формирование навыков проведения уроков по ФГОС ООО;
- Разработка эффективных планов уроков, внеурочных занятий;
- Динамика образовательных результатов (по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся);
- Результативность ГИА;
- Качественное оформление школьной документации установленной локальными актами;
- Качество разработки рабочих программ;
- Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня;
- Участие в профессиональных конкурсах различного уровня;
- Публикации в изданиях, в Интернет-сайтах;
- Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий на уроках;
- Знание форм контроля и диагностики по новым образовательным стандартам;
- Активные ученики, направленные на саморазвитие, самообучение, самовоспитание.
План-график мероприятий
профессионального развития на 2017-2018 учебный год
№ | Основные направления для самообразования педагога | Формы деятельности | Сроки выполнения | Форма результатов, наставническая работа |
1. | профессиональное |
| август | Рабочие программы учебных курсов основной школы, внеурочных занятий, программы работ с одаренными и слабоуспевающими учениками, воспитательный план. |
| август | |||
| август | |||
4. Изучение примерной основной образовательной программой основного общего образования. | август | |||
5. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС. | сентябрь | |||
6.Разработка рабочих программ по физике и информатике, по внеурочным занятиям, программ работы с одаренными и слабоуспевающими учениками, воспитательный план | август | |||
2. | психолого-педагогическое | 1.Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики и психологии . | август -март | Выступление на ШМО «Современные инновационные педагогические технологии на уроках физики и информатики» |
2.Изучение теоретических основ системно-деятельностного подхода | июль | |||
3.Расширение своих знаний о современных эффективных технологиях | Июнь-сентябрь | |||
4. | методическое | 1. Изучение авторских основных образовательных программ основного общего образования | август | Выступление на педагогическом совете «Способы контроля знаний учащихся с учетом УУД» Проекты и творческие работы одаренных учащихся Комплекты дидактических материалов и КИМов для уроков физики и информатики Банк олимпиадных заданий Отчет по самообразованию Комплект планов-конспектов открытых уроков с использованием современных педагогических технологий |
2.Знакомство с новыми эффективными технологиями обучения. | август-сентябрь | |||
3. Изучение различных форм контроля знаний на уроках физики и информатики с учетом УУД | сентябрь | |||
4. Участие в работе школьного МО учителей математики, физики, информатики. | август - март | |||
5. Участие в экспертной предметной комиссии по проверке ГИА по информатике | июнь | |||
6.Участие в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях, конкурсах. олимпиадах и т.д. различных уровней | Сентябрь - март | |||
7. Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом. | Октябрь-февраль | |||
8.Самоанализ профессиональной деятельности. | март | |||
9. Создание комплекта планов-конспектов открытых уроков с использованием современных педагогических технологий | март | |||
9. | информационно-компьютерные технологии | 1.Внедрение разнообразных форм и средств ИКТ в учебный процесс. | Сентябрь-март | Комплект мультимедийных продуктов для уроков физики |
2. Сбор и анализ в Интернете информации по педагогике и психологии, методике. | августь-май | |||
3.Размещение опыта работы на школьном сайте | март | |||
4. Обновление личного сайта на социальном портале учителей | Сентябрь - май | |||
10. | Здоровьесберегающие технологии | 1.Изучение здоровьесберегающих технологий | Август- декабрь | Разработка памятки использования здоровьесберегающих технологий на уроках физики и информатики Сбор физкультминуток для уроков физики и информатики. |
2.Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. | ежедневно | |||
3. Своевременное обновление инструкций по ТБ на уроках физики и информатики. | Август-сентябрь | |||
4. Соблюдение здорового образа жизни. | ежедневно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы
Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны Программа ...
Программа профессионального самообразования учителя английского языка
Программа профессионального самообразования учителя английского языкаЧурковой Анастасии ВладимировныМБОУ СОШ № 35г.Брянскана 2012-2015 уч. год «Специфика ФГОС на уроках английского яз...
Программа профессионального самообразования учителя английского языка Нестерук Е. В. МБОУ «СОШ» пгт. Синдор на 2014 – 2017 гг.
Программа профессионального самообразования учителя английского языка Нестерук Е. В. Тема самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках английского языка для развити...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
Программа профессионального самообразования учителя физики
ИКТ – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразо...
План профессионального самообразования учителя физики
В основе Концепции образования нашей школы заложена гуманистическаяпозиция, требующая осознания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе,признания его способностей и права ...
План профессионального самообразования учителя физики
Реалии современной школы таковы, что учитель должен быть компетентен в организации образовательного процесса, обеспечивающего формирование у обучающихся компетенций, необходимых для инновационной экон...