Перспективный план по самообразованию учителя русского языка и литературы
материал на тему
Цели и задачи:
1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
2) формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
4) повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты:
- повышение качества успеваемости и уровня обученности учащихся по русскому языку;
- успешная сдача государственных экзаменов по русскому языку.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию намечены основные направления работы по самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr._2015g.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ваховская общеобразовательная школа»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
УЧИТЕЛЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
И.В. Фёдоровой
Ваховск 2015
Образование: высшее, 1995 год - Бийский государственный педагогический институт, специальность - русский язык и литература.
Квалификационная категория – первая.
Курсы повышения квалификации: «Практика преподавания русского языка и ФГОС», 2015г.
Проблема школы:
Урок как современная форма организации учебной работы и его модель в условиях реализации ФГОС
Проблема МО:
Организация современного урока в условиях перехода к ФГОС ООО – основа качества образования
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
Применение инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС
Работа над темой начата в 2015 году
Предполагается закончить работу над темой в 2018 году.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2015 – 2018 ГГ.
Цели и задачи:
1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
4) повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты:
- повышение качества успеваемости и уровня обученности учащихся по русскому языку;
- успешная сдача государственных экзаменов по русскому языку.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию намечены основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования. 2.Систематически знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3.Систематически выписывать журналы «Русский язык в школе» и «Литература в школе». 4.Вести каталог статей из этих журналов. 5. Повышать квалификацию на курсах для учителей русского языка и литературы. | Январь 2015
регулярно
регулярно
регулярно
По плану и самостоятельно через Интернет |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
|
регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по русскому языку и литературе. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения русскому языку и литературе. 3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, округа через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 10. Выступать с докладами по теме самообразования. 11.Выступить с творческим отчётом работе на МО |
регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно
регулярно
2015-2018
2015-2016
По плану
регулярно 2018 |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии. 3. Доклад на МО «Использование тестов на уроках русского языка и литературы». 5. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. | Регулярно регулярно
2016
2016
|
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно
регулярно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2015-2016 | 1.Курсы повышения квалификации учителей по предмету. 2.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла. 3.Подписка на методическую литературу «Русский язык в школе», «Литература в школе». 4.Изучение литературы по теме. 5.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Прогностический Практический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. 4.Внедрение опыта работы. 5.Формирование методического комплекса. | 2016-2017 | 1.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла по теме. 2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 2.Открытые уроки на школьном и муниципальном уровнях. |
Обобщающий Внедренческий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. Корректировка работы. 3. Распространение опыта работы. | 2017-2018 | 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как средство контроля знаний и повышения качества образования школьников». 2.Открытые уроки на школьном и муниципальном уровнях. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4 Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте.
|
Реализовать целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся позволяет технология развивающего обучения, являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.
Чтобы эффективно использовать технологию развивающего обучения необходимо и достаточно
- диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;
- создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;
- выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения:
- метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
- компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
- дифференциация обучения - обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
- мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
План реализации проблемы:
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Концепция федерального ядра образования.
2. ФГОС ОО.
3. Цветкова Г.В. Проектная деятельность учащихся 5 – 11 классов. - Волгоград: 2011.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
6. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
8. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
9. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя русского языка и литературы»
10. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
4. Участие в системе школьной методической работы:
- провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
- установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
- участие в заседаниях РМО гуманитарного цикла, педагогических советах.
- практические выходы (доклады, рефераты) – на МО школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
- взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Предполагаемые результаты самообразования
1)Повысить качество преподавания по русскому языку до 50%.
2)Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
3)Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
4)Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
5)Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
6)Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
7)Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
8)Обобщить опыт по исследуемой теме.
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2015 – 2016 ГГ.
№ | Направление деятельности | Сроки | Отметка о выполнении |
1. | Составление плана работы над темой. | Январь | |
2. | Составление списка литературы по теме | Февраль | |
3. | Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме | В течение года | |
4. | Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности, каталога статей из методических журналов. | В течение года | |
5. | Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности | В течение года | |
6. | Разработка плана подготовки учащихся к школьной и районной олимпиаде по русскому языку и литературе. | Октябрь | |
7. | Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/ | В течение года | |
8. | Начать сбор тестов по теме «Предлог» для 7 кл. | Май | |
9. | Посещение уроков коллег с целью обмена опытом. | В течение года | |
10. | Провести открытые уроки по методической теме. | По графику | |
11. | Принять участие в научно – исследовательской конференции учащихся. | Апрель | |
12. | Подготовить выступления на заседания МО, педсоветах, семинарах, конференциях учителей. | В течение года | |
13. | Пополнение базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, медиатеку. | В течение года | |
14. | Подготовка тестов по теме «Союз», 7 класс. | Май | |
15. | Участие в предметной неделе | Апрель | |
16. | Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании МО. | Май |
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2016 – 2017 ГГ.
№ | Направление деятельности | Сроки | Отметка о выполнении |
1. | Составление плана работы над темой. | Сентябрь | |
2. | Составление списка литературы по теме | Сентябрь | |
3. | Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме | В течение года | |
4. | Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности, каталога статей из методических журналов. | В течение года | |
5. | Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности | В течение года | |
6. | Разработка плана подготовки учащихся к школьной и районной олимпиаде по русскому языку и литературе. | Октябрь | |
7. | Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/ | В течение года | |
8. | Начать сбор тестов по теме «ССП» для 9 кл. | Ноябрь - май | |
9. | Посещение уроков коллег с целью обмена опытом. | В течение года | |
10. | Провести открытые уроки по методической теме. | По графику | |
11. | Принять участие в научно – исследовательской конференции учащихся. | Апрель | |
12. | Подготовить выступления на заседания МО, педсоветах, семинарах, конференциях учителей. | В течение года | |
13. | Пополнение базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, медиатеку. | В течение года | |
14. | Подготовка тестов по теме «СПП», 9 класс. | В течение года | |
15. | Участие в предметной неделе | ||
16. | Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании МО. | Май |
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2017 – 2018 ГГ.
№ | Направление деятельности | Сроки | Отметка о выполнении |
1. | Составление плана работы над темой. | Сентябрь | |
2. | Составление списка литературы по теме | Сентябрь | |
3. | Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме | В течение года | |
4. | Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности, каталога статей из методических журналов. | В течение года | |
5. | Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности | В течение года | |
6. | Разработка плана подготовки учащихся к школьной и районной олимпиаде по русскому языку и литературе. | Октябрь | |
7. | Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/ | В течение года | |
8. | Начать сбор тестов по теме «БСП» для 9 кл. | Ноябрь - май | |
9. | Посещение уроков коллег с целью обмена опытом. | В течение года | |
10. | Провести открытые уроки по методической теме. | По графику | |
11. | Принять участие в научно – исследовательской конференции учащихся. | Апрель | |
12. | Подготовить выступления на заседания МО, педсоветах, семинарах, конференциях учителей. | В течение года | |
13. | Пополнение базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, медиатеку. | В течение года | |
14. | Подготовка тренировочных вариантов для сдачи ОГЭ в 9кл.. | В течение года | |
15. | Участие в предметной неделе | ||
16. | Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании МО. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя русского языка и литературы на 2010 - 2012 уч. г.
В представленном плане самообразования по теме " Формирование мотивации школьников в контексте разноуровневого обучения" указаны цели, ожидаемые результаты и план рабоы....
Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы
Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны Программа ...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....
Перспективный план самообразования учителя русского языка и литературы
Овладение новыми формами, методами и приёмами обучения при написании сжатого изложения на экзамене в 9 классе. Освоение элементами методики формирования УУД на уроках и во внеур...
Перспективная программа самообразования (план самообразования) учителя русского языка и литературы Томиной Юлии Валерьевны.
Программа повышения профессионального мастерства.Основные принципы моей перспективной программы самообразования: принцип системности осуществления самообразования, принцип применения результатов ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...