Перспективный план по самообразованию учителя русского языка и литературы
материал на тему

Федорова Инна Витальевна

 Цели и задачи:

1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;

2) формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,

3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;

4) повышение своего методического уровня.

Ожидаемые результаты:

- повышение качества успеваемости и уровня обученности учащихся по русскому языку;

- успешная сдача государственных экзаменов по русскому языку.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию  намечены основные направления работы по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobr._2015g.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ваховская общеобразовательная школа»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

УЧИТЕЛЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

И.В. Фёдоровой

Ваховск 2015

  Образование: высшее, 1995 год -   Бийский государственный педагогический институт, специальность -  русский язык и литература.

Квалификационная категория – первая.

Курсы повышения квалификации: «Практика преподавания русского языка и ФГОС», 2015г.

Проблема школы:

Урок как современная форма организации учебной работы и его модель в условиях реализации ФГОС

Проблема МО:

Организация современного урока в условиях перехода к ФГОС ООО – основа качества образования

                             Индивидуальная проблемная тема самообразования:

Применение инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС

 Работа над темой начата в 2015 году

 Предполагается закончить работу над темой в 2018 году.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2015 – 2018 ГГ.

 

 Цели и задачи:

1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;

2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,

3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;

4) повышение своего методического уровня.

Ожидаемые результаты:

 - повышение качества успеваемости и уровня обученности учащихся по русскому языку;

- успешная сдача государственных экзаменов по русскому языку.

   Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию  намечены основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:

 

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые  программы и учебники, уяснить их особенности и

требования.

2.Систематически знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3.Систематически выписывать журналы «Русский язык в школе» и «Литература в школе».

4.Вести каталог статей из этих журналов.

5. Повышать квалификацию на курсах для учителей русского языка и литературы.

Январь  2015

 

 

 регулярно

 

 

регулярно

 

регулярно

 

 По плану и  самостоятельно

через Интернет

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

 

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по русскому языку и литературе.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения русскому языку и литературе.

3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного  цикла.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, округа через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

11.Выступить с творческим отчётом   работе на МО

 

регулярно

 

 

регулярно

 

регулярно

 

ежегодно

 

  регулярно

 

регулярно

 

регулярно

 

2015-2018

 

 

2015-2016

 

 

 По плану

 

регулярно

2018

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии.

3. Доклад на МО «Использование тестов на уроках русского языка и литературы».

5. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

Регулярно

регулярно

 

2016

 

2016

 

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

регулярно

 

регулярно

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2015-2016

1.Курсы повышения  квалификации учителей  по предмету.

2.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла.

3.Подписка на методическую литературу «Русский язык в школе», «Литература в школе».

4.Изучение литературы по теме.

5.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Прогностический

Практический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

4.Внедрение опыта работы.

 5.Формирование методического комплекса.

2016-2017

1.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла по теме.

2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

2.Открытые уроки на школьном и муниципальном уровнях.

Обобщающий

Внедренческий

 1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы. Корректировка работы.

3. Распространение опыта работы.

2017-2018

1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:

«Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как средство контроля знаний и повышения качества образования школьников».

2.Открытые уроки на школьном и муниципальном уровнях.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

4 Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте.

 

 

   Реализовать целенаправленную встречу ученика  и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся позволяет технология развивающего обучения,  являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.

Чтобы эффективно использовать технологию развивающего обучения необходимо и достаточно

- диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;

- создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;

- выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

   В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения:

 - метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

 - компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

 - дифференциация обучения - обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

 - мультимедиа  технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

План реализации проблемы:

                             

 Изучить  литературу по данной проблеме:

1. Концепция федерального ядра образования.

2. ФГОС ОО.

3.  Цветкова Г.В. Проектная деятельность учащихся 5 – 11 классов. - Волгоград: 2011.

4.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

5.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

6.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

7.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

8. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»

9.  Изучить  вопрос «Профессиональная компетенция учителя русского языка и литературы»  

10.  Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся  к стратегии модернизации образования.

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета

Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.

4. Участие в системе школьной методической работы:

 - провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.

 - установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.

 - изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.

 - участие в заседаниях РМО гуманитарного цикла, педагогических советах.

 - практические выходы (доклады, рефераты) – на МО школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.

 - взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.

Предполагаемые результаты самообразования

1)Повысить качество преподавания по русскому языку  до 50%.

2)Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

3)Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.

4)Создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.

5)Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

6)Разработать  дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

7)Результаты работы над темой самообразования  поместить на школьном сайте.

8)Обобщить опыт по исследуемой теме.

 ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2015 – 2016 ГГ.

Направление деятельности

Сроки

Отметка о выполнении

1.

Составление плана работы над темой.

Январь

2.

Составление списка литературы по теме

Февраль

3.

Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме

В течение года         

4.

Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности, каталога статей из методических журналов.

В течение года

5.

Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности

В течение года

6.

Разработка плана подготовки учащихся к школьной и районной олимпиаде по русскому языку и литературе.

Октябрь

7.

Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/

В течение года

8.

Начать сбор тестов по теме «Предлог» для 7 кл.

Май

9.

Посещение уроков коллег с целью обмена опытом.

В течение года

10.

Провести открытые уроки по методической теме.

По графику

11.

Принять участие в научно – исследовательской конференции учащихся.

Апрель

12.

Подготовить выступления на заседания МО, педсоветах, семинарах, конференциях учителей.

В течение года

13.

Пополнение базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, медиатеку.

В течение года

14.

Подготовка  тестов по теме «Союз», 7 класс.

Май

15.

Участие в предметной неделе

Апрель

16.

Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании МО.

Май

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2016 – 2017 ГГ.

Направление деятельности

Сроки

Отметка о выполнении

1.

Составление плана работы над темой.

Сентябрь

2.

Составление списка литературы по теме

Сентябрь

3.

Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме

В течение года         

4.

Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности, каталога статей из методических журналов.

В течение года

5.

Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности

В течение года

6.

Разработка плана подготовки учащихся к школьной и районной олимпиаде по русскому языку и литературе.

Октябрь

7.

Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/

В течение года

8.

Начать сбор тестов по теме «ССП» для 9 кл.

Ноябрь - май

9.

Посещение уроков коллег с целью обмена опытом.

В течение года

10.

Провести открытые уроки по методической теме.

По графику

11.

Принять участие в научно – исследовательской конференции учащихся.

Апрель

12.

Подготовить выступления на заседания МО, педсоветах, семинарах, конференциях учителей.

В течение года

13.

Пополнение базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, медиатеку.

В течение года

14.

Подготовка  тестов по теме «СПП», 9 класс.

В течение года

15.

Участие в предметной неделе

16.

Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании МО.

Май

                             

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2017 – 2018 ГГ.

Направление деятельности

Сроки

Отметка о выполнении

1.

Составление плана работы над темой.

Сентябрь

2.

Составление списка литературы по теме

Сентябрь

3.

Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме

В течение года         

4.

Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности, каталога статей из методических журналов.

В течение года

5.

Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности

В течение года

6.

Разработка плана подготовки учащихся к школьной и районной олимпиаде по русскому языку и литературе.

Октябрь

7.

Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/

В течение года

8.

Начать сбор тестов по теме «БСП» для 9 кл.

Ноябрь - май

9.

Посещение уроков коллег с целью обмена опытом.

В течение года

10.

Провести открытые уроки по методической теме.

По графику

11.

Принять участие в научно – исследовательской конференции учащихся.

Апрель

12.

Подготовить выступления на заседания МО, педсоветах, семинарах, конференциях учителей.

В течение года

13.

Пополнение базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, медиатеку.

В течение года

14.

Подготовка тренировочных вариантов для сдачи ОГЭ в 9кл..

В течение года

15.

Участие в предметной неделе

16.

Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании МО.

Май

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя русского языка и литературы на 2010 - 2012 уч. г.

В представленном плане самообразования по теме " Формирование мотивации школьников в контексте разноуровневого обучения" указаны цели, ожидаемые результаты и план рабоы....

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Перспективный план самообразования учителя русского языка и литературы

Овладение новыми формами, методами и приёмами обучения при  написании сжатого  изложения на экзамене в 9 классе. Освоение элементами  методики формирования УУД на уроках и во внеур...

Перспективная программа самообразования (план самообразования) учителя русского языка и литературы Томиной Юлии Валерьевны.

Программа повышения профессионального мастерства.Основные принципы моей перспективной программы самообразования: принцип системности осуществления самообразования, принцип применения результатов ...