Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
Программа по самообразованию
учителя русского языка и литературы
«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Сроки реализации программы 2023-2026
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu_russkiy_i_literatura.docx | 52.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию
учителя русского языка и литературы
«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Сроки реализации программы 2023-2026
Цель методической деятельности.
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер
Необходимым условием профессиональной деятельности педагога является самообразование. Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, растущей потребности педагога в самореализации.
Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя - цель методической деятельности любого педагога. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения стандартов нового поколения в образовательный процесс.
Функции методической деятельности:
- -аналитическая;
- -проектировочная, (связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности)
- - нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
- - исследовательская ( педагогическое творчество и мастерство).
- рефлексивная (результат деятельности учителя и учеников).
Рефлексивный анализ педагогической деятельности.
Цель моей педагогической деятельности - создать оптимальные условия для личностного развития ученика путем выстраивания его индивидуальной траектории обучения и развития, что сформировать стремление к самостоятельной и качественной подготовке как к учебным занятиям, так и к итоговой аттестации.
Для осуществления поставленной цели использую следующие виды деятельности: дифференцированный подход - подбираю такое содержание, методы и формы учебного занятия, которые нацелены на конечный результат – формирование определенных ключевых компетентностей учащихся.
Применяю на уроках элементы технологии индивидуально - ориентированной системы обучения: целеполагание и составление плана деятельности; выбор учащимися содержания различной сложности; использование проблемных заданий; рефлексию учащимися своей деятельности. Сам урок стараюсь строить как систему задач, которые предстоит решить ученикам при помощи учителя. Таким образом, реализую в работе системно - деятельностный подход.
Применяю на уроках такие виды и формы заданий, которые соответствуют целям и задачам на каждом этапе урока и психолого-педагогическим особенностям детей: анализ документа, выполнение теста, описание по заданному алгоритму, составление кроссворда или синквейна, выполнение заданий по индивидуальной карточке учета знаний.
Сделать уроки разнообразными помогает использование нестандартных форм: урок-путешествие, урок-конференция, урок-игра, урок-дискуссия, дебаты.
Подготавливая выпускников к сдаче единого государственного экзамена, не только еженедельно провожу консультации, но и организую самостоятельную работу по подготовке к итоговой аттестации через составление индивидуальных программ учащихся. Использование современных педагогических технологий позволяет добиваться хороших результатов при проведении ВПР и сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
Провожу уроки с использованием ИКТ: практикую составление учащимися презентаций по изучаемой теме, видеороликов, использую на уроке фрагменты электронных учебников для освоения нового материала и контроля знаний, уроки – лекции с иллюстративным материалом, взятым из интернета; интернет – уроки. Имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы.
Проблемы
Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является, прежде всего, изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения, процесс обучения должен быть практико-ориентированным, т.е. результаты обучения могли бы применяться за пределами системы образования - в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.
Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Базовой основой функциональной грамотности является читательская грамотность.
Читательская грамотность выражается в читательских умениях:
1) найти доступ к информации и извлечь ее (найти и извлечь);
2) сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать);
3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).
Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. По результатам тестирования PISA в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации мы далеко не первые. Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:
- неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
- неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
- не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
- не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
- отсутствие навыка целостного анализа информации.
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу попытаться решить выше перечисленные проблемы, обратившись к теме: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Гипотеза (с указанием предполагаемых результатов деятельности по самообразованию).
Ожидаемые результаты:
- формирование умений работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах и при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- изменение взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» в сторону сотрудничества
- совершенствование педагогической компетентности в организации образовательного процесса с применением современных образовательных технологий
- формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД.
Тема самообразования: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Цель изучения данной темы:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи изучения данной темы.
- сформировать умение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
- анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
- сформировать навыки преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
- научить извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
- сформировать навыки целостного анализа информации
- продолжить внедрение инновационных технологий в преподавании истории и обществознания, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания предмета
- продолжить работу по обобщению личного опыта, обеспечению программирования своей деятельности и творческой рефлексии
- разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
План самообразования по форме:
Этапы самообразования | Содержание деятельности | Сроки | Подведение итогов |
1.Диагностический | 1.Изучение и анализ литературы по теме самообразования. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010 Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10 Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009 Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html Cметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя.М.:Баласс,2011 2. Обучение на дистанционных курсах по заявленной теме 3.Посещение уроков педагогов школы 4. Использование результатов школьного мониторинга | Январь –май 2024 | ШМО |
2. Прогностический | 1.Корректировка учебно-методического сопровождения по предметам русский язык, литература с учетом результатов школьного мониторинга 2.Разработка приёмов для формирования читательской грамотности учащихся 3.Участие в обмене опытом по теме самообразования через работу в творческой группе школы. 4. Разработка комплекса заданий по заявленной теме 5.Выступление на заседании ШМО и РМО учителей по теме: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» | Сентябрь2023- май 2024 | Методсовет, ШМО |
3. Практический | 1.Участие в работе школьного и районного методических объединений 2.Проведение внеурочной деятельности по предмету в соответствии с заявленной темой 3.Проведение открытых уроков по теме самообразования 4. Публикации разработок уроков на сайтах педагогических сообществ 5. Участие в вебинарах по теме самообразования с получением сертификата. 6.Проведение самоанализа деятельности по формированию читательской грамотности учащихся 7.Повторный мониторинг уровня читательской грамотности учащихся 8.Составление сравнительной таблицы по изменению уровня читательской грамотности учащихся | Сентябрь2023-май 2025 | Открытые уроки, собеседования с коллегами, заместителем директора, ШМО |
4. Обобщающий | 1.Разработка рекомендаций по использованию приёмов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 2.Консультативная помощь учителям 3. Оформление и описание результатов работы по теме самообразования. 4.Составление РП по предмету с учётом полученных результатов. 5. Публикация статьи о результатах работы по теме на сайте «nsportal.ru». | Сентябрь 2025-май 2026 | Выступление метод. совете, ШМО, педсовете |
5. Внедренческий | 1.Проведение мастер-класса по заявленной теме 2.Размещение результатов работы по теме самообразования на персональном сайте 3. Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок». | Сентябрь 2025-май 2026 | сайт, педсовет, творческая группа и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...
Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»
Обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках ....
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
Данная презентация является приложением к выступлению на семинаре по популяризации опыта в рамках семинара "Формирование и оценка читательской грамотности"...
«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
выступление на педсовете, РМО...
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
Чтение – это не только процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя &ndash...