Индивидуальный маршрут жизнеустройства воспитанников
материал на тему
«Без зачатков положительного и
прекрасного нельзя входить в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь».
Федор Михайлович Достоевский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metodobedinenii.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное образовательное учреждение РМ
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Ялгинский детский дом-школа»
Индивидуальный маршрут жизнеустройства воспитанников
(выступление на методическом объединении)
Воспитатель: Игонченкова Н.Н.
«Без зачатков положительного и
прекрасного нельзя входить в жизнь из детства,
без зачатков положительного и прекрасного
нельзя пускать поколение в путь».
Федор Михайлович Достоевский
Работа педагогов детского дома направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом об опеке и попечительстве № 48-ФЗ от 24.04.2008года, Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 года № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», является организационной основой деятельности образовательного учреждения в сфере воспитания детей.
Задача воспитателей предусматривает различные формы устройства детей сирот, определённые этапы подготовки ребенка к жизни в семье.
Исходя из общечеловеческих ценностей в воспитании ребенка, необходимо дать ему жизненный стержень (в современном изложении социализировать ребенка), чтобы он мог самостоятельно ориентироваться и плыть по бурному океану жизни, оказать помощь в осознанном выборе его самореализации и самоутверждения.
Этот путь лежит через семью, через систему семейных отношений. Вне семьи и без семьи все это невозможно. Для растущего человека семья – ближайшие партнеры, главная опора в жизни, ось социализации.
Семья выступает как мощный инструмент социальной адаптации, восстановление позитивных убеждений, уверенности в себе и в завтрашнем дне.
Каждый ребенок, по тем или иным причинам попадающий в детский дом живет одной лишь надеждой обрести любящих родителей и жить дома, в семье. Каждый ребенок мечтает, что однажды откроется дверь и войдут его родители, которые будут ему рады, будут понимать его, и будут любить. Но не нужно никогда забывать, что у каждого ребенка, поступающего в детский дом, есть своя история жизни, свой опыт, зачастую исключительно негативный, свое видение семьи и семейных отношений, если он вообще успел узнать, что это значит. А это значит, что не только будущих приемных родителей нужно готовить для встречи с ребенком, но и самого ребенка нужно готовить к встрече с будущими возможными родителями, к смене сложившегося образа жизни, т е разрабатывать индивидуальный маршрут жизнеустройства воспитанников.
Определенные этапы подготовки ребенка к переходу в новую семью.
1.Комплексная диагностика развития ребенка.
Педиатр, психиатр и другие врачи, медицинская сестра детского дома изучают состояние здоровья ребенка на данный момент.
Педагог-психолог обследует уровень развития психических функций, состояние развития эмоционально-волевой, личностной сфер.
Социальный педагог подготавливает сведения о прошлом ребенка, его семье, причинах разлучения с ней, правовом статусе.
На основании заключений, выполненных специалистами, определяются потребности и нужды ребенка не только в лечении, обучении, личностном развитии, но и планируются жизненные перспективы, дальнейшее жизнеустройство.
На основе полученных данных, наряду с основными вопросами, мы решаем и дальнейшую судьбу ребенка - подлежит ли он передаче в семью, или правовой статус, состояние здоровья и психологическое состояние ребенка не позволяют этого сейчас сделать.
Есть дети, которые сами не хотят быть переданными в замещающие семьи и по достижении совершеннолетия мечтают вернуться к маме, чтобы помочь ей реабилитироваться.
Есть дети, которые из-за своих личностных качеств или особенностей поведения не приживутся в новой семье и прекрасно чувствуют себя в среде сверстников. Но, в то же время, есть «домашние» дети, которым противопоказано проживание в детском доме.
Все это тщательно анализируется, прежде чем принимается решение о дальнейшей судьбе ребенка: может ли он быть усыновлен, передан под опеку или в приемную семью, или же он будет находиться в государственном учреждении для детей – сирот.
2. Этап реабилитации и компенсации отрицательного опыта и моральных травм.
При подготовке к жизни в семье важно построить представления ребенка о своем прошлом, историю его жизни, причинах перемещения из семьи в детский дом и перспективах на будущее. Это необходимо сделать, чтобы дети понимали произошедшие с ними изменения, и представляли, какое их ждет будущее. Важно объяснить им, что произошло в их жизни и почему они не могут сейчас жить со своими родителями.
Для этого педагог – психолог и воспитатели используют такие приемы:
- составление карты жизни ребенка,
- используют приемы активного слушания,
- беседы о жизненном пути ребенка.
Нужно помочь ребенку понять разницу между биологическим и психологическим родительством и то, что он не виноват в происшедшем. Нужно довести до его осознания, что есть объективные причины, по которым он не может жить в биологической семье. Объяснить, что его родителям нужна помощь, они не могут сейчас позаботиться о нем.
Итак, можно отметить, что подготовительный этап работы в детском доме включает специальную психолого-педагогическую работу, помогающую переосмыслить имеющийся, (чаще негативный) жизненный опыт. Одновременно с этим ведется работа над актуальными проблемами ребенка, особенностями эмоционального реагирования, адекватного поведения, корректируются педагогическая запущенность, пробелы в развитии интеллектуальной сферы, образовании.
В этот период идет формирование навыков общения, рефлексии, самоконтроля и необходимых навыков для жизни в новой семье.
Здесь может возникнуть вопрос, а нужно ли готовить ребенка к переходу в новую семью, не лучше ли приготовить ему сюрприз? Ответ однозначен – готовить к любому изменению ребенка необходимо, исходя из особенностей психики.
Любое человеческое существо испытывает естественную тревогу, волнение, дискомфорт, переходя от одного, уже привычного способа существования, к другому. Тревожность усиливается, когда предстоит новое событие, непривычное действие, или новый непривычный образ жизни.
В том, что даже меленькие дети испытывают тревогу, когда их собираются помещать в семью, убеждается каждый, кто знакомится с этой процедурой. Легко заметить изменения в привычном поведении детей.
Работа на данном этапе подготовки должна быть направлена на снятие естественного опасения, уменьшения чувства тревоги.
Подготовка необходима еще и потому, что в новую семью ребенок идет, имея прошлый, порой негативный опыт жизни в семье. Но, несмотря на это, многие хотят попасть в семью (либо вернуться к своим родителям).
Основной смысл подготовки на этом этапе – управление ожиданиями ребенка.
Для того, чтобы подобрать ребенку семью, важно знать привязанности и ожидания ребенка. Кроме того, на данном этапе для формирования образа семьи педагогами используются книги, рассказы, стихи, фильмы. Хорошими средствами являются обучающие игры, ролевые игры в семью, инсценировки, походы в гости в разные семьи.
Все эти методы помогают детям менее болезненно переживать новое состояние, пережить опыт прошлого, успокоиться и адекватно воспринимать информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьей.
3. Заочное и личное знакомство ребенка с семьей.
Следующий этап подготовки наступает тогда, когда точно известна семья, пожелавшая заменить ребенку биологических родителей. Содержание и методы работы здесь определяются возрастом ребенка.
Заочное знакомство.
Самый распространенный способ – обмен письмами и фотографиями. Лучше, если это будут фотографии крупного плана (лицо, фигура), по одному и вместе. Этот прием подходит для детей любого возраста.
Есть оправданный риск, что другие дети могут завидовать ребенку, передаваемому в семью, здесь нужно искусство педагога, внушающего детям, что жизнь разная, люди разные, у каждого своя судьба. И мы, окружающие тебя взрослые люди, будем делать все, чтобы и твоя жизнь сложилась. Мы заботимся о тебе здесь и сейчас. И порадуемся, что мы живы, здоровы, сыты, в уюте и тепле!
В последний, но очень значимый момент подготовки – личное знакомство. Успешность его зависит от времени и места проведения первой встречи. Первая встреча должна происходить в помещении детского дома, там, где уютно и просторно, есть мягкая мебель для общения и много игрушек для установления первого контакта с ребенком. В этот момент станет ясно подготовлен ли ребенок: не подготовленные дети жмутся к сопровождающему педагогу. Не хотят отходить от него, капризничают; подготовленные дети вначале как бы замирают, присматриваются, но потом идут на контакт.
Совместные прогулки, времяпрепровождение с будущими родителями помогают устанавливать первые контакты, налаживать общение.
Однако, для успеха семейного устройства необходимо: специально готовить ребенка к помещению в семью, проводить обучение и подготовку семей к приему детей, профессионально помогать, сопровождая семью после помещения ребенка в нее. Успех социализации также зависит от того, насколько ребенка принимают в новой семье, а также от качества отношений ребенка с новыми родителями.
Цели и задачи работы педагогов по подготовке воспитанников к жизни в семье.
Цель:
- преодоление сиротства и создание условий для полноценного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье, их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации;
- предупреждение возвратов детей из семьи в детский дом, досрочное прекращение договоров.
Задача:
- пропаганда и развитие семейных форм устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация этой цели осуществляется через приоритетные направления деятельности всего коллектива:
- работа по устройству детей в семью;
- воспитание социальной адаптированной личности, формирование позитивного образа семьи;
- укрепление психосоматического здоровья воспитанников.
Вся система воспитательной работы органично связана с работой по устройству детей в замещающие семьи граждан. Это в свою очередь выдвигает ряд проблем в практической реализации данного направления:
- планомерная подготовка воспитанника к жизни в приёмной семье;
- выявление мотивации выбора у кандидатов в будущие родители и технологии работы с ними;
- изучение их воспитательного потенциала психологической готовности к родительским функциям;
- определение степени психологической совместимости ребенка и будущих родителей;
- выбор характера и объема помощи будущим родителям, в адаптации их к ребенку в новой социальной роли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут жизнеустройства воспитанников
Исходя из общечеловеческих ценностей в воспитании ребенка, необходимо дать ему жизненный стержень (в современном изложении социализировать ребенка), чтобы он мог самостоятельно ориентироваться и плыть...
Система работы по подготовке, реализации и анализу индивидуальных планов развития и семейного жизнеустройства воспитанников, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Настоящая система работы по подготовке и реализации и анализу индивидуальных планов развития и семейного жизнеустройства воспитанников, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся бе...
Анализ работы по жизнеустройству воспитанников
Приведен анализ работы по жизнеустройству воспитанников и проблеме трудоустройства...
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников 1 класса, как средство адаптации к школе.
Выступление на Педагогическом совете...
Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника
Содержит направления работы специалистов с воспитанником по развитию и коррекции личностных особенностей, направлениям подготове к проживанию в приёмной семье...
Индивидуально-образовательный маршрут на воспитанника, имеющего 3 уровень речевого развития
Данный материал будет полезен учителям-логопедам при написании ИОМ на воспитанника, имеющего 3 уровень речевого развития...
Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника.
При расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных является курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимальн...