Анализ работы по жизнеустройству воспитанников
статья на тему

Приведен анализ работы по жизнеустройству воспитанников и проблеме трудоустройства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_sots.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы соц. педагога по жизнеустройству воспитанников

       Детство является периодом, в котором закладывается фундамент личности и в этом возрасте дети зависят от взрослых.

      Чем раньше ребенок начинает совершенствовать свои личностные качества, тем легче он обретает способность правильно организовывать свое восприятие окружающей действительности.

       Формирование личностного самосознания, самооценки, представления  выработать  ответственность критически  мыслить, умение ставить себе социально – значимые  цели и  принимать  ответственные  решения.    Такой ребенок себя в будущем, позволяет воспитаннику, ученику имеет чувство  ответственности  и  трудолюбия.  

      В школе огромное значение для детей с ОВЗ играет трудовое воспитание

  Трудовое воспитание – это отработка навыков и умений учебного поведения, формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.

  • Осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться;
  • овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда, профессионального самоопределения, анализа перспектив;
  • развитие способностей строить картину воображаемого будущего, соотнося ее с рядом факторов.

Такие задачи ставим мы в процессе обучения детей в школе, для дальнейшей социализации наших выпускников.

  Общая практика показывает, что значительная доля выпускников, завершившая профессиональное образование в специальных группах ПУ, затем испытывает затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
  • неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
  • неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей ;
  • сокращение набора и подъем образовательной планки в учреждения начального профессионального образования;
  • слабая заинтересованность работодателей в решении проблемы образования и трудоустройства выпускников с ОВЗ
  • отсутствие в учреждениях НПО возможности освоения востребованных и хорошо оплачиваемых профессий (выпускник школы не имеет возможности широкого выбора профессии в силу интеллектуального дефекта);
  • недостаточная ориентация ОУ на новые возможности рынка труда;
  • низкий уровень социально-бытовых умений и навыков   обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вследствие социальной депривации и имеющихся нарушений психофизического развития.

     Таким образом, существует ряд проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Поэтому наша работа по профориентации нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.

     

 Основная направленность занятий в 9 классах :

- углубление знаний о требованиях профессии к человеку;

- развитие механизмов самопознания;

 -коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе посредством выполнения профессиональных проб;

- формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда;

- контроль и коррекция профессиональных планов;

 - оценка результатов достижений в избранной деятельности;

- социально-профессиональная адаптация.

      Продолжая очное обучение в профессиональных училищах Московской области выпускники практически начинают самостоятельную жизнь. Они имеют много свободного времени, самостоятельно выполняют санитарно-гигиенические процедуры, по своему усмотрению тратят денежные средства, поэтому должны уметь организовать свой отдых и приобретать покупки, воспринимать учебный материал, следить за внешним видом, вести здоровый образ жизни.

       Большая часть наших выпускников, попадая в другую социальную среду, а это профессиональные училища Московской области, продолжают очное обучение, хорошо адаптируются,  спокойно  и социально правильно  вливаются  в коллектив сверстников.  Умеют адекватно общаться со взрослыми и своей возрастной группой. В течение последних лет профессии, которые могут получить наши выпускники в Московской области- это мастер отделочных работ и маляр - штукатур для мальчиков, оператор швейного оборудования и садовод для девочек.

     К сожалению перспектива трудоустроиться не очень благоприятная, сказывается неготовность выпускников к преодолению определенных профессиональных трудностей в самостоятельной жизни и высокая конкуренция со стороны легальных (и нелегальных) мигрантов.

     Прослеживая дальнейший жизненный путь выпускников можно отметить, что из 29 человек (выпуск 2011-2013) – 15 ребят продолжают обучение и получают вторую специальность. Из них как минимум половина явно осознано подошли к выбору второй профессии, дальнейшего образования. А значит, они понимают свое место в жизни и реально оценивают свои возможности на рынке труда. Остальные выпускники продолжают свое обучение «по инерции».

    Есть выпускники, которые получив начальное первое образование, не имея сформированных социально-бытовых навыков, критической самооценки, ответственности и трудолюбия, эти дети не видят себя в будущем, не знают чем будут заниматься, не надеются, что смогут самостоятельно решать свои жизненные вопросы, не работают, не учатся, стоят в центре занятости, находятся в поисках работы. Проанализировав ситуацию, можно сказать что к выпускному классу мы видим достаточно выраженную общественную направленность учащихся, воспитанников, они становятся более серьезными,  осознанно участвуют в трудовых  делах.  Все это способствует положительной мотивации к обучению не только в школе, но и в ПУ. Что в дальнейшем дает больше шансов на получение хорошей стабильной работы и благополучную самостоятельную жизнь.

     Основными причинами неудач является (в порядке убывания значимости):

  1. Ограниченные   возможности трудоустройства обучающихся с нарушением интеллекта,
  2. Неконкурентоспособны на рынке труда,
  3. Нет рядом взрослого, который может помочь, поддержать в преодолении социально-профессиональных трудностей,
  4.  Неспособность реализовать свои умения и навыки в профессиональной деятельности, вследствие ограниченных возможностей здоровья.

     Готовность к самостоятельной жизни предполагает, что выпускник правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу, любит и умеет трудиться и т. д.

 Характерная черта ранней юности - выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. То есть это план жизненного самоопределения, план того, чего человек хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы по возвращению воспитанников детского дома в родные (кровные) семьи или передаче воспитанников под опеку родственникам «Семь Я»

В последние годы неуклонно увеличивается число детей- сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиес...

Оценочно-диагностический инструментарий (анализ подготовки и участия воспитанников театральной студии )

Оценка творчества многомерна и многогранна. Такая оценка стимулирует  ученика;воспитанников студии, способствует повышению интереса к творческой деятельности....

Индивидуальный маршрут жизнеустройства воспитанников

Исходя из общечеловеческих ценностей в воспитании ребенка, необходимо дать ему жизненный стержень (в современном изложении социализировать ребенка), чтобы он мог самостоятельно ориентироваться и плыть...

Индивидуальный маршрут жизнеустройства воспитанников

                                                      ...

Система работы по подготовке, реализации и анализу индивидуальных планов развития и семейного жизнеустройства воспитанников, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Настоящая система работы по подготовке и реализации и анализу индивидуальных планов развития и семейного жизнеустройства  воспитанников, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся бе...

Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника

Содержит направления работы специалистов с воспитанником по развитию и коррекции личностных особенностей, направлениям подготове к проживанию в приёмной семье...