Технологическая карта урока
учебно-методический материал (7 класс) на тему
Технологическая карта урока
Первая помощь при кровотечениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Бурыгин Р.М.
Предмет: ОБЖ
Класс: 7
Тип урока: открытие нового знания
Уровень: базовый
УМК: Марков В. В., Латчук В. Н., Миронов С. К., Вангородский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа.
Технологическая карта урока
Тема | Первая помощь при кровотечениях |
Цель | Формирование знаний о видах, причинах и признаках кровотечений, о способах временной остановки кровотечений и умений применять их для оказания первой помощи при кровотечениях; развивать навыки работы с различными источниками информации, учебного взаимодействия, учебной самостоятельности (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД). |
Задачи | Формирование умения классифицировать и различать средства, используемые при оказании первой помощи в конкретных ситуациях: определять последовательность оказания первой помощи. Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации. Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью. |
Основные понятия | Кровотечение, виды кровотечений, признаки артериального и венозного кровотечения, способы временной остановки кровотечений, внутреннее кровотечение. |
Межпредметные связи | Биология, физика |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник. Компьютеры, мультимедийный проектор, доска, экран. |
Информационно-образовательная среда | Учебный фильм «Оказание первой помощи при кровотечениях», фильм –пособие МЧС «Первая помощь при кровотечениях» |
Этапы и цели этапов урока | Деятельность | Время | Задания обучающимся, для достижения запланированных результатов | Планируемые результаты | УУД | |
Педагогического работника | Обучающихся | |||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Учитель обращается к обучающимся с высказыванием травматолога Р. Адамс Коули и организует полилог с помощью вопросов: «Как вы поняли высказывание?» Учитель обобщает высказывания выводом о важности оказания первой помощи в течение первых минут после травмы. | Обучащиеся высказываются. | 5 мин. | Осмыслить высказывание Р. Адамс Коули «Между жизнью и смертью есть золотой час. Если вы тяжело ранены, у вас осталось менее 60 минут, чтобы выжить. Разумеется, вы не обязательно умрёте именно через час, это может случиться три дня или две недели спустя — но в вашем теле за этот период уже произойдёт нечто непоправимое». | Характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; | Личностные: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Регулятивные: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; - принимать и сохранять учебную задачу; -оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -строить понятные для собеседника высказывания; -аргументировать свою точку зрения; -формулировать и аргументировать свое мнение, позицию. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Учитель предлагает вспомнить, знания о механизме кровообращения, сердечном цикле, артериальной и венозной системах, капиллярах. | Обучащиеся самостоятельно работают с места, отвечая на вопросы; -делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал; | 5 мин. | Указать последовательность оказания первой помощи при обширной ране (Приложение 1). | Классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях | Познавательные: -фиксировать собственные затруднения в знаниях, умениях, навыках, выявлять их причины (этап актуализации знаний); Регулятивные: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; - принимать и сохранять учебную задачу; -оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -строить понятные для собеседника высказывания; -аргументировать свою точку зрения; -формулировать и аргументировать свое мнение, позицию. |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Учитель создает проблемную ситуацию; Что такое кровотечение? Приходилось ли вам останавливать кровотечений? Учитель создает условия для формулирования учащимися темы урока спрашивает: - Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? - Какую цель мы наметим? Почему задание вызвало у вас затруднения? В чем причина ваших затруднений? | Учащиеся отвечают, фиксируя причины индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия: Я пока не знаю, как определить вид кровотечения и способы остановки кровотечений. | 3 мин. | Ответить на вопросы: «Что такое кровотечение? Приходилось ли вам останавливать кровотечений?» Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? - Какую цель мы наметим? Почему задание вызвало у вас затруднения? В чем причина ваших затруднений?». | Классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях. | Познавательные: -выявлять сущность, особенности объектов, устанавливать аналогии; -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме; - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Регулятивные: -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - определять учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Учитель предлагает сформулировать цель учебной деятельности на уроке и тему урока. | Учащиеся формулируют цель: Узнать, как определить вид кровотечения и способы остановки кровотечений. Учащиеся формулируют и записывают в тетрадь тему урока. | 4 мин. | Сформулировать и записать в тетрадь тему урока. | Классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях. | Познавательные: -выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме; - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Регулятивные: - определять и формулировать цель урока с помощью учителя или самостоятельно; - планировать реализацию целей и задач; -принимать и сохранять учебную цель и задачи; -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - определять учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. |
V. Реализация построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Учитель обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми темы. Объяснение понятия «кровотечение», о видах, причинах и признаках кровотечений, о способах временной остановки кровотечений. | Учащиеся просматривают учебный фильм «Оказание первой помощи при кровотечениях» | 10 мин. | Просмотреть учебный фильм, с помощью комментариев учителя, усвоить виды, признаки кровотечений, способы временной остановки кровотечений. | Определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях. | Познавательные: -Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов - структурировать знания; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; -обобщать и систематизировать по признакам; Регулятивные: -осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Коммуникативные: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - контролировать действия партнёра. |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Учитель предлагает применить новые знания при выполнении задания. | Учащиеся выполняют задание. Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение. | 4 мин. | 1. Дать определения понятию кровотечение 2. Установить соответствие признаков кровотечению 3. Дополнить таблицу способов временной остановки кровотечения (Приложение 2) | Определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях. | Познавательные: - умение классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; Коммуникативные: -осуществлять устную, письменную коммуникацию в соответствии с поставленной задачей. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | Учитель предлагает учащимся просмотреть фильм –пособие МЧС «Первая помощь при кровотечениях», определить и записать в тетрадь ошибки, допущенные демонстратором при выполнении при показе способов остановки кровотечений. | Учащиеся просматривают фильм –пособие МЧС «Первая помощь при кровотечениях», находят ошибки, допущенные демонстратором и записывают их в тетрадь. | 4 мин. | Просмотреть фильм –пособие МЧС «Первая помощь при кровотечениях», определить и записать в тетрадь ошибки, допущенные демонстратором при выполнении при показе способов остановки кровотечений. | Определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях. | Познавательные: умение классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - использовать новую информацию для решения учебных заданий; Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Коммуникативные: - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
VIII. Включение в систему знаний повторение. Цель: повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Учитель предлагает учащимся при повторном просмотре фильм –пособие МЧС «Первая помощь при кровотечениях». При виде ошибки поднять руку и после постановки фильма на паузу объяснить вид ошибки и указать правильный порядок действий. | Учащиеся при повторном просмотре фильм –пособие МЧС «Первая помощь при кровотечениях», при виде ошибки, подымают руку. Фильм ставится на паузу, а учащиеся объясняют вид ошибки и указывают правильный порядок действий. | 5 мин. | Просмотреть фильм –пособие МЧС «Первая помощь при кровотечениях», при виде ошибки поднять руку и после постановки фильма на паузу объяснить вид ошибки и указать правильный порядок действий. | Определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях. | Познавательные: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - анализировать, сравнивать, группировать; - применять знания в нестандартной ситуации; Коммуникативные: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - выслушивать мнение партнера в рамках диалога; Регулятивные: - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Учитель организует рефлексию и оценивание учащимися собственной учебной деятельности, предлагая заполнить лист самооценки. Учитель предлагает варианты домашнего задания, предлагая учащимся выбрать одно из них с учетом результатов их деятельности на уроке. | Заполняя лист самооценки, учащиеся анализируют собственную учебную деятельность, делая вывод о степени овладения тем или иным учебным действием. Выбирают вариант домашнего задания | 5 мин. | Заполнить лист самооценки (Приложение 3), проанализировать собственную учебную деятельность, сделать вывод о степени овладения тем или иным учебным действием. Выбрать вариант домашнего задания (Приложение 4) | Определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях. | Познавательные: -систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения. |
Приложение 1
Укажите последовательность оказания первой помощи при обширной ране.
1. Положить пострадавшего на спину.
2. Края раны обработать йодом промокательными движениями от раны к периферии.
3. Загрязнённую рану промыть перекисью водорода.
4. Доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
5. Наложить давящую повязку и забинтовать её.
6. Наложить на рану стерильную повязку (чистую ткань) и плотно прижать её к ране.
7. Если повреждена конечность, приподнять её выше уровня сердца.
8. Остановить кровотечение.
9. Следить за состоянием пострадавшего. Если надо, дать ему обезболивающее.
Приложение 2
1. Дайте определения понятию кровотечение — ________________________________
2. Установите соответствие признаков кровотечению
Кровотечение | Признаки |
1) кровь ярко-красного цвета 2) кровь спокойно вытекает из раны 3) кровь темно-красного или бордового цвета 4) ильная боль в повреждённой части тела 5) кровь бьёт из раны фонтаном | А) Венозное кровотечение Б) Артериальное кровотечение |
3. Способы временной остановки кровотечения
Дополните таблицу.
№ | Способы временной остановки кровотечения |
1 | |
2 | Пальцевое прижатие артериального сосуда несколько выше раны |
3 | |
4 | Максимальное сгибание конечности |
5 |
Приложение 3
Лист самооценки учебной деятельности на уроке
Учебные действия | 2 справился полностью | 1 вызвало затруднение, справился частично | 0 не справился |
постановка цели учебной деятельности | |||
совместная деятельность в группе/паре | |||
поиск информации, выделение в ней главного и второстепенного | |||
устные высказывания | |||
построение логического рассуждения | |||
создание письменного текста |
Приложение 4
1 вариант - на повторение и закрепление новых знаний для преодоления неразрешенных затруднений (по результатам самостоятельной работы): устно ответить на вопросы после параграфа учебника.
2 вариант – на применение новых знаний при выполнении творческого задания: используя учебную литературу, ресурсы сети Интернет, другие информационные источники изучить теоретический материал и подготовить памятку или составить буклет «Первая помощь при кровотечениях».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...