Технологическая карта урока
учебно-методический материал (7 класс) на тему

Бурыгин Ришат Миркатович

Технологическая карта урока 

Первая помощь при кровотечениях 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока 29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.  Бурыгин Р.М.

Предмет: ОБЖ

Класс: 7

Тип урока: открытие нового знания 

Уровень: базовый

УМК: Марков В. В., Латчук В. Н., Миронов С. К., Вангородский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник. — М.:                                Дрофа.

Технологическая карта урока

Тема

Первая помощь при кровотечениях

Цель

Формирование знаний о видах, причинах и признаках кровотечений, о способах временной остановки кровотечений и умений применять их для оказания первой помощи при кровотечениях; развивать навыки работы с различными источниками информации, учебного взаимодействия, учебной самостоятельности (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД).

Задачи

Формирование умения классифицировать и различать средства, используемые при оказании первой помощи в конкретных ситуациях: определять последовательность оказания первой помощи.

Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации. Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Основные понятия

Кровотечение, виды кровотечений, признаки артериального и венозного кровотечения, способы временной остановки кровотечений, внутреннее кровотечение.

Межпредметные связи

Биология, физика

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник.

Компьютеры, мультимедийный проектор, доска, экран.

Информационно-образовательная среда

Учебный фильм «Оказание первой помощи при кровотечениях», фильм –пособие МЧС «Первая помощь при кровотечениях»

Этапы и цели этапов урока

Деятельность

Время

Задания

обучающимся, для достижения запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Педагогического работника

Обучающихся

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Учитель обращается к обучающимся с высказыванием травматолога Р. Адамс Коули и организует полилог с помощью вопросов: «Как вы поняли высказывание?» Учитель обобщает высказывания выводом о важности оказания первой помощи в течение первых минут после травмы.

Обучащиеся высказываются.

5 мин.

Осмыслить высказывание Р. Адамс Коули «Между жизнью и смертью есть золотой час. Если вы тяжело ранены, у вас осталось менее 60 минут, чтобы выжить. Разумеется, вы не обязательно умрёте именно через час, это может случиться три дня или две недели спустя — но в вашем теле за этот период уже произойдёт нечто непоправимое». 

Характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- принимать и сохранять учебную задачу;

-оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-строить понятные для собеседника высказывания;

-аргументировать свою точку зрения;

-формулировать и аргументировать свое мнение, позицию.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель предлагает вспомнить, знания о механизме кровообращения, сердечном цикле, артериальной и венозной системах, капиллярах.

Обучащиеся самостоятельно работают с места, отвечая на вопросы;

-делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал;

5 мин.

Указать последовательность оказания первой помощи при обширной ране (Приложение 1).

Классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях

Познавательные:

-фиксировать  собственные затруднения в знаниях, умениях, навыках, выявлять их причины (этап актуализации знаний);

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- принимать и сохранять учебную задачу;

-оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-строить понятные для собеседника высказывания;

-аргументировать свою точку зрения;

-формулировать и аргументировать свое мнение, позицию.

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Учитель создает проблемную ситуацию;

Что такое кровотечение? 

Приходилось ли вам останавливать кровотечений? 

Учитель создает условия для формулирования учащимися темы урока спрашивает:

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- Какую цель мы наметим?

Почему задание вызвало у вас затруднения? В чем причина ваших затруднений?

Учащиеся отвечают, фиксируя причины индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия: Я пока не знаю, как определить вид кровотечения и способы остановки кровотечений.

3 мин.

Ответить на вопросы: «Что такое кровотечение? 

Приходилось ли вам останавливать кровотечений?» 

Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- Какую цель мы наметим?

Почему задание вызвало у вас затруднения? В чем причина ваших затруднений?».

Классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях.

Познавательные:

-выявлять сущность, особенности объектов, устанавливать аналогии;

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Регулятивные:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- определять учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Учитель предлагает сформулировать цель учебной деятельности на уроке и тему урока.

Учащиеся формулируют цель: Узнать, как определить вид кровотечения и способы остановки кровотечений.

Учащиеся формулируют и записывают в тетрадь тему урока.

4 мин.

Сформулировать и записать в тетрадь тему урока.

Классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях.

Познавательные:

-выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Регулятивные:

- определять и формулировать цель урока с помощью учителя или самостоятельно;

- планировать реализацию целей и задач;

-принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- определять учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

V. Реализация построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Учитель обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми темы.

Объяснение понятия «кровотечение», о видах, причинах и признаках кровотечений, о способах временной остановки кровотечений.

Учащиеся просматривают учебный фильм «Оказание первой помощи при кровотечениях»

10 мин.

Просмотреть учебный фильм, с помощью комментариев учителя, усвоить виды, признаки кровотечений, способы временной остановки кровотечений.

Определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях.

Познавательные:

-Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов

- структурировать знания;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

-обобщать и систематизировать по признакам;

Регулятивные: 

-осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- контролировать действия партнёра.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Учитель предлагает применить новые знания при выполнении задания.

Учащиеся выполняют задание. Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение.

4 мин.

1. Дать определения понятию кровотечение

2. Установить соответствие признаков кровотечению

3. Дополнить таблицу

способов временной остановки кровотечения

 (Приложение 2)

Определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях.

Познавательные: 

- умение классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Коммуникативные:

-осуществлять устную, письменную коммуникацию в соответствии с поставленной задачей.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Учитель предлагает учащимся просмотреть фильм –пособие МЧС «Первая помощь при кровотечениях», определить и записать в тетрадь ошибки, допущенные демонстратором при выполнении при показе способов остановки кровотечений.

Учащиеся просматривают фильм –пособие МЧС «Первая помощь при кровотечениях», находят ошибки, допущенные демонстратором и записывают их в тетрадь.

4 мин.

Просмотреть фильм –пособие МЧС «Первая помощь при кровотечениях», определить и записать в тетрадь ошибки, допущенные демонстратором при выполнении при показе способов остановки кровотечений.

Определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях.

Познавательные: 

умение классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Коммуникативные:

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

VIII. Включение в систему знаний повторение.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Учитель предлагает учащимся при повторном просмотре фильм –пособие МЧС «Первая помощь при кровотечениях». При виде ошибки поднять руку и после постановки фильма на паузу объяснить вид ошибки и указать правильный порядок действий.

Учащиеся при повторном просмотре фильм –пособие МЧС «Первая помощь при кровотечениях», при виде ошибки, подымают руку. Фильм ставится на паузу, а учащиеся объясняют вид ошибки и указывают правильный порядок действий.

5 мин.

Просмотреть фильм –пособие МЧС «Первая помощь при кровотечениях», при виде ошибки поднять руку и после постановки фильма на паузу объяснить вид ошибки и указать правильный порядок действий.

Определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях.

Познавательные:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- анализировать, сравнивать, группировать; - применять знания в нестандартной ситуации;

Коммуникативные:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- выслушивать мнение партнера в рамках диалога;

Регулятивные:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Учитель организует рефлексию и оценивание учащимися собственной учебной деятельности, предлагая заполнить лист самооценки.

Учитель предлагает варианты домашнего задания, предлагая учащимся выбрать одно из них с учетом результатов их деятельности на уроке.

Заполняя лист самооценки, учащиеся анализируют собственную учебную деятельность, делая   вывод о степени овладения тем или иным учебным действием. Выбирают вариант домашнего задания

5 мин.

Заполнить лист самооценки (Приложение 3), проанализировать собственную учебную деятельность, сделать вывод о степени овладения тем или иным учебным действием. Выбрать вариант домашнего задания

(Приложение 4)

Определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях.

Познавательные:

-систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения.

Приложение 1

Укажите последовательность оказания первой помощи при обширной ране.

1. Положить пострадавшего на спину.

2. Края раны обработать йодом промокательными движениями от раны к периферии.  

3. Загрязнённую рану промыть перекисью водорода.

4. Доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

5.  Наложить давящую повязку и забинтовать её.

6.  Наложить на рану стерильную повязку (чистую ткань) и плотно прижать её к ране.

7.  Если повреждена конечность, приподнять её выше уровня сердца.

8.  Остановить кровотечение.

9.  Следить за состоянием пострадавшего. Если надо, дать ему обезболивающее.

Приложение 2

1. Дайте определения понятию кровотечение —        ________________________________

2. Установите соответствие признаков кровотечению

Кровотечение

Признаки

1) кровь ярко-красного цвета

2) кровь спокойно вытекает из раны

3) кровь темно-красного или бордового цвета

4) ильная боль в повреждённой части тела

5) кровь бьёт из раны фонтаном

А) Венозное кровотечение

Б) Артериальное кровотечение

3. Способы временной остановки кровотечения

Дополните таблицу.

Способы временной остановки кровотечения

1

2

Пальцевое прижатие артериального сосуда несколько выше раны

3

4

Максимальное сгибание конечности

5

Приложение 3

                              Лист самооценки учебной деятельности на уроке

Учебные действия

2

справился полностью

1

вызвало затруднение, справился частично

0

не справился

постановка цели учебной деятельности

совместная деятельность в группе/паре

поиск информации, выделение в ней главного и второстепенного

устные высказывания

построение логического рассуждения

создание письменного текста

Приложение 4

1 вариант - на повторение и закрепление новых знаний для преодоления неразрешенных затруднений (по результатам самостоятельной работы): устно ответить на вопросы после параграфа учебника.

2 вариант – на применение новых знаний при выполнении творческого задания: используя учебную литературу, ресурсы сети Интернет, другие информационные источники изучить теоретический материал и подготовить памятку или составить буклет «Первая помощь при кровотечениях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...