2 Развитие творческого воображения через театральную деятельность.
методическая разработка (5 класс) по теме

Орехова  Марина Васильевна

Театральное творчество развивает у детей воображения. Много методов и приемов для всех возрастов, используются в работе педогогами для развития воображения у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждения дополнительного образования

 Дом детского творчества

Творческая разработка

«Формирование творческого воображения у младших школьников»

        Составила и разработала: педагог дополнительного образования

Орехова Марина Васильевна

Осинниковский городской округ 20017 год

           

Содержание

Введение  ---------------------------------------------------------------------------------

1.1Общая характеристика младшего школьного возраста ---------------------- 2.1Творческое воображение ------------------------------------------------------------

2.2  Развитие творческого воображения черезтеатральную деятельность

ВВЕДЕНИЕ

Проблемам  развития творческого воображения школьников посвящены труды таких выдающихся психологов и педагогов, как

Л.С.Выгодский, В.В.Давыдов, Е.И. Игнатьев, В.А.Крутецкий, Н.С. Лейтес

Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети бы не услышали сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы дети смогли усваивать школьную программу без воображения?

Проще сказать – лишите человека воображения и прогресс остановится! Значит, развитие воображения у младших школьников является одной из важнейших задач учителя, так как особенно интенсивно воображение развивается в возрасте от 5 до 12 лет.

Мы живем в век современных технологий, когда любопытного ребенка не возможно, оторвать от телевизора, или компьютера. Дети теряют счет времени, погружаясь в компьютерные игры. Некоторые игры приводят к компьютерной зависимости, что тормозит развитие образного мышления у ребенка. Дети начинают мыслить стереотипно. У них не остается места для собственного неповторимого воображения.

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей саамы различных областей знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и другие. Это связанно с постоянно возрастающими потребностями  современного общества в активных личностях, способных находить качественное решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенства накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становится залогом экономического процветания и средством национального престижа»

  1. Общая характеристика младшего школьного возраста.

Младший школьник – еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально психологическими особенностями. Этот возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу в верх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления[4]

В этом период в жизнь во всем ее разнообразии, не иллюзорная и фантастичная, а самая настоящая, реальна, всегда нас окружающая – вот что возбуждает его деятельность. В этот период он уже мало – помалу покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Ребенок тяготеет к реальной жизни. Он уже не мистик и мечтатель. Он реалист.

Младший школьный возраст характеризуется активизацией воображения, вначале воссоздающего а затем творческого. Этот период сенситивных для формирования воображения. Процесс этого формирования заключается в подчинении воображения сознательным намерениям, в результате чего оно становится произвольным.

2.1 Творческое воображение.

Продукты творческого воображения художника начинают действовать перед вашим зачарованным взором … ваши собственные представления становятся бледнее и бледнее. Ваши новые воображения более занимают вас, чем факты. Эти чарующие гости, которые появились здесь, теперь живут своими собственными жизнями и будят ваши ответные чувства. Они требуют, чтобы вы смеялись и плакали с ними. Подобно волшебникам, они вызывают в вас непобедимое желание стать одним из них. От пассивного состояния ума воображение поднимает вас к творческому»

М. Чехов

Творческое воображение – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческого воображения вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкости мышления, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что воображение человека следует признать одной из самых существенных частей его интеллекта и задачу его развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Художественно-творческие потенциал является одним из компонентов общей структуры личности. Развитие его способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой воображения являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Многие психологи отмечают, что благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его воображения. Именно воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

Воображение у младшего школьника развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они не были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые он получает в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разнообразнее его опыт, тем выше потенциал его воображения.

Игровая методика театральных занятий дает ему эту возможность и ребенок многократно может проигрывать сюжеты любимых сказок, историй, чтобы пережить еще и еще раз удовольствие победы своего успеха хоть в чем-нибудь. Этот тренинг обогащает внутренний мир ребенка.

     Творческое воображение у детей проявляется и развивается на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Безусловно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей. Поэтому методы и приемы его развития — одна из актуальных проблем современного образования.

2.2 Развитие творческого воображения через театральную деятельность.

Решение данной проблемы побуждает изучить и проанализировать особенности развития воображения и творчества детей, выявить методы и приемы его развития путем детской театральной деятельности.

С точки зрения психологии наиболее актуален вопрос о формировании творческого воображения именно для детей младшего школьного возраста как первой ступени среднего образования. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

Игровая методика театральных занятий дает ему эту возможность и ребенок многократно может проигрывать сюжеты любимых сказок, историй, чтобы пережить еще и еще раз удовольствие победы своего успеха хоть в чем-нибудь. Этот тренинг обогащает внутренний мир ребенка.

Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми составляют творческие упражнения и сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения.

Работа по развитию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. При разработке системы занятий были использованы методики и разработки Давыдова В., Гиппенрейтер Ю.Б, Гатанова Н.С., Заика Е.Е., Дьяченко О.М., Чехова М. Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами, или индивидуально.

Отдельные занятия и упражнения могут вплетаться в занятия по развитию актерского мастерства, речи, движения и вводиться в свободное время как игра. В задачи таких занятий входит: Расширение кругозора детей; обогащение сенсорного опыта детей; включение всех анализаторов для создания более полной и обширной основы для воображения.

Активизация и развитие речи; обучение детей комбинированию и воспроизведению опыта; приемам оперирования представлениями – для развития собственного воображения.

Структура занятий предполагает использование творческих приемов и разных методов, включающих: фантазирование; изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач); психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции; сказкотерапию; элементы групповой дискуссии.

Основная цель занятий – развитие воображения и творческого потенциала обучающихся; осознание собственных творческих возможностей; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение уровня мыслительных способностей обучающихся, творческого воображения, мотивов учебной деятельности

Анкетирование позволяет изучить уровень мыслительных способностей обучающихся: операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования. Изучение творческого воображения основано на критериях Гилфорда....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Различные формы внеурочной деятельности создают оптимальные условия для развития одаренной личности обучающегося.Театрально-литературная гостиная позволяет ребенку наиболее полно проявить себя....

Развитие воображения через театральные этюды.

Данный материал данный материал поможет сформировать навыки КТД (форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, пол...

План по самообразованию "Развитие конструктивных способностей и творческого воображения через обучение оригами"

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие конструктивных способностей и творческого воображения через обучение оригами»...