Развитие воображения через театральные этюды.
план-конспект занятия (7 класс)
Данный материал данный материал поможет сформировать навыки КТД (форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей);
- научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_voobrazheniya_cherez_teatralnye_etyudy.docx | 994.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие воображения через театральные этюды.
Цель: знакомство учащихся с видами театральных этюдов.
Задачи:
Образовательная:
- дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;
- познакомить с видами театральных этюдов;
Развивающая:
- развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;
- развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
- формировать способности к импровизации;
- развивать навыки актерского мастерства через работу над этюдами;
- развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок;
- развивать умения взаимодействовать с партнёром;
Воспитательная:
- прививать навыки взаимодействия с партнером;
- сформировать навыки КТД (форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей);
- научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков.
Ожидаемый результат: развивать индивидуальные способности учащихся к перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего использования в работе над ролью.
Методы обучения: Словесный метод, метод практической работы, метод получения новых знаний, метод игры.
Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: компьютер
Продолжительность занятия: 120 мин в зависимости от сложности упражнений и этюдов.
План занятия:
- Приветствие 3 мин.
- Разминка 22 мин
- Теоретическая часть 15 мин.
- Практическая часть 45 мин. (перемена:15 мин)
- Домашнее задание 10 мин.
- Заключение, рефлексия 5 мин.
Ход занятия.
I. Приветствие. Организационный момент
Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия.
1) Упражнение-игра «Здравствуйте».
Педагог здоровается с воспитанниками, показывая: радость, печаль, удивление, обиду, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность.
Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
Вопрос педагога: Что такое эмоции?
Ожидаемые ответы воспитанников: проявление чувства, переживания.
II. Разминка.
1) Артикуляционная гимнастика (традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики).
Цель: подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы
1.Упражнение «Заборчик».
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.
2.Упражнение «Трубочка».
Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.
3.Упражнение «Заборчик +трубочка».
4.Упражнение «Уколы».
Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
5.Упражнение «Весёлый пятачок».
сомкнутые вытянутые губы двигаются сначала вверх и вниз, вправо и влево;
затем делаем круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.
(закончить упражнение – фыркнуть как лошадка.)
6.Упражнение «Шарик». В спокойном темпе поочерёдно надуваем правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
Упражнение «Почистим зубчики». Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние и нижние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
2).Упражнения на три вида выдыхания.
Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер – ССССССССС…
Шумят деревья – ШШШШШШШ….
Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…
Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!
Сверлит дрель – ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила – С! С! С! С! С!
Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!
3).Дикционное упражнение на силу голоса на основе скороговорок.
Описание упражнения:
1.Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговарению.
От топота копыт пыль по полю летит
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, убыка бела губа была тупа
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку
2.Упражнение «Кнопки»
«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.
4). Актёрский тренинг (элементы актёрского мастерства по системе К.С. Станиславского).
1.Упражнение «Камень, бревно, собака»:
Встать напротив педагога стайкой, в свободном положении. По команде начать бег на месте. Педагог может регулировать бега, показывая рукой «выше/ ниже», что означает «быстрее/медленнее». Согласно следующим командам, выполнять определённые действия:
- «камень слева!» - отклониться вправо
- «камень справа!» - отклониться влево
- «камень сверху!» - пригнуться или присесть
- «бревно!» - подпрыгнуть на месте
- «собака!» - повернуться назад и гавкнуть.
Начать со средней скорости, затем увеличить скорость, к концу выполнения
Упражнения - снова замедлить.
2. Упражнение «Мизансцена».
3. Упражнение «Оправдать свою позу»
Ребята ходят по кругу. По хлопку педагога каждый должен бросить свое тело в неожиданную для себя позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. По команде «Отомри» продолжайте это действие.
4. Упражнение «Расслабление по счёту».
Вся группа стоит. Руки вверх, ноги на ширине плеч. Педагог считает. Во время этого счета учащиеся расслабляют постепенно все части тела.
На счет «раз» - расслабляются кисти рук,
На счет «два» - расслабляются локти рук,
«три» - плечи, руки;
«четыре» - голова,
«пять» - туловище полностью расслаблено, держится только на ногах;
«шесть» - полное расслабление, учащиеся садятся в «точку».
Затем по хлопку, учащиеся встают.
III. Теоретическая часть.
Цель: мотивирование воспитанников к изучению нового материала
Итак, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию.
Тема нашего занятия «Театральные этюды, как источник творческого воображения».
Театральный этюд — это упражнение для развития актёрской техники, основанное на импровизации. Этюды — необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, стилистике, задачам, сложности.
Задача этюдов — научить актёра работать в неожиданных условиях, например, если на сцене актёр или его партнёр забыли текст или происходит другая непредвиденная ситуация, то актёр должен не растеряться, а быстро подхватить, действием или словом, сцену. В этюде актёр учится ощущать пространство, видеть партнера. Также благодаря импровизационной практике можно познать свои способности и недостатки игры на сцене.
В учебном процессе этюд – это:
- средство «вспомнить жизнь» и на основе этого создать правду сценической
жизни;
- средство постижения творческих законов органической природы и приемов
психотехники;
- средство обучения (постижение основ профессии: погружение в
предлагаемые обстоятельства, освоение понятия «действие» и событие);
- средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.
Этюд – это самостоятельный поиск действенной линии поведения в
заданных (придуманных) обстоятельствах. С точки зрения профессиональной
обученности это основной профессиональный навык.
ПРЕДЛАГАЕМЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ театральном искусстве называется совокупность условий и ситуация, в которой действует актер.
Предлагаемые обстоятельства бывают:
∙ обстоятельства места – где происходит действие (страна, город, дома/на улице, где именно дома: на кухне, в спальне и так далее).
∙ обстоятельства времени – когда происходит действие (эпоха, год, время года, месяц, время дня и так далее).
∙ личные обстоятельства отвечают на вопрос, КТО действует на сцене (возраст, пол, социальное положение, профессия и так далее). психическое физическое психо-физическое словесное ГЛАГОЛ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ (физическое действие) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ (физическое действие) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ (физическое действие, слово)
∙ ситуативные обстоятельства отвечают на вопросы, определяющие, чем живет человек в данной ситуации:
- откуда я пришел?
- куда я направляюсь?
- зачем я пришел сюда?
- чего я хочу?
- что мне мешает получить желаемое (добиться желаемого)?
Процесс этюда (актерской пробы) непрерывен! Актер не имеет право отвлекаться и самостоятельно прерывать пробу. Непрерывность, прежде всего, характеризуется непрерывностью внутреннего текста
Этюд - это маленькая история, разыгранная на сцене.
Вопрос: чем отличается этюд от упражнения?
Ожидаемые ответы воспитанников.
Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.
Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Этюды — необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, задачам, сложности.
Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);
2. События;
3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Вопрос: Какие этюды мы с вами уже выполняли?
Ожидаемые ответы воспитанников: на логичность и последовательность действий. Исполнение такого этюда требует ряд логических и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах.
IV.Практическая часть.
Педагог: Сегодня мы познакомимся с этюдами на развитие творческого воображения.
Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т. е. с предлагаемых обстоятельств.
Вот несколько тем для подобных упражнений: (педагог читает, а ребята выполняют задание)
1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:
королевский трон
аквариум с рыбками
костер
куст цветущих роз.
2. Передать книгу друг другу так, будто это:
кусок торта
хрустальная ваза
кирпич
3. Взять со стола карандаш, как будто это:
горячая печеная картошка
маленькая бусинка
червяк.
4. Выполнять различные действия:
чистить картошку
нанизывать на нитку бусы
есть пирожное.
5.Упражнение «Напишите письмо»
Возьмите воображаемый лист бумаги, воображаемую чернильницу, воображаемую ручку. Обмакните воображаемое перо и пишите. Пишем письмо-протест, письмо-разоблачение, шутливую записку, прощальное письмо, анонимку. Письмо пишет малограмотный человек, может - близорукий. Письмо можно писать лениво, небрежно, осторожно выбирая слова. Наконец, саму ручку можно взять в пальцы нежно, зло, аккуратно, брезгливо.
6.Упражнение “Зонтик”
Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.
Представьте себе, что пошел дождь. Нужно открыть зонтик, а он никак не открывается – вы сосредоточенны и огорчены.
Но вот зонтик открылся, и вы стоите под зонтиком. Вдруг налетел сильный ветер и стал вырывать у вас из рук зонтик. Еще чуть-чуть – и зонт улетит. Вы сопротивляетесь, тянете зонт к себе.
Ветер стих, дождь кончился, вы складываете зонт и улыбаетесь.
7. «Интервью»: неважно в какой эпохе происходит действие, тем более, что
интервью можно адаптировать и нафантазировать в любом месте и времени.
Педагог или участник студии задает вопросы. Интервьюируемый должен
отвечать на них от имени своего персонажа.
8. «Мое утро» (память физических действий): утро – время сугубо личное и
интимное, начало дня характеризует персонажа, его образ жизни.
Необходимо показать пробуждение и основную часть утренней жизни героя,
особенно важна вера, непрерывность и последовательность линии
физической жизни.
Педагог: А теперь, давайте проверим ваше домашнее задание: театральные этюды на логичность и последовательность действий.
Вопросы для обсуждения:
Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет?
Вы угадали цель партнера? Если нет, почему и в чем причина?
В чем в данном виде деятельности заключается взаимодействие друг с другом?
V. Заключительная часть.
В обучении артиста к этюду мы приходим через упражнения.
Этюд – упражнение, но не всякое упражнение – этюд.
Этюд – упражнение, в котором есть содержательный отрезок жизни. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.
Итак, мы познакомились на занятии с театральными этюдами творческого воображения.
Что получилось, понравилось? Что оказалось самым трудным?
Хотели бы вы продолжить изучать эту тему?
Рефлексия.
Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».
Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.
Воспитанники прощаются друг с другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие) с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абалкин Н.А. Система Станиславского и Советский театр [текст]: Работа
актера над собой/ Н.А. Абалкин, П.А. Маркова - 3-ее изд. - М.: Искусство
1948. - 508с.
2. Блок В.И. Система Станиславского и проблемы драматургии [текст]/ В.И
Блок. - М.: Книга, 1963. - 31с.
3. Волков Н.Д. Режиссерские уроки К.С. Станиславского [текст]: Беседы и
записи репетиций/ Н.Д Волков. - М.: Искусство, 1995. - 572с.
4. Гиппиус С.В. Актерский тренинг [текст]: Гимнастика чувств/ С.В. Г
иппиус. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. - 377с.
5. Горчаков Н.И. Режиссерские уроки К.С. Станиславского [текст]/ Н.И.
Горчаков. - 3-ее изд. - М.: Искусство, 1952. – 68с.
6. М.Е. Кипнис Актерский тренинг [текст]: Более 100 игр, упражнений и
этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актерам/ М.Е. КипнисМ.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. - 249с.
8. Редакция журнала [текст]: под ред. В.Г. Горецкий. 12-ое изд. - М.:
Начальная школа, 2009. - 112с.
9. Селиванова Е.Д. Театральная литературные композиции в школе [текст]/
Е.Д. Селиванова. - М.: Просвещение, 1942. - 72с.
10. Сибиряков Н.Н. Мировое значение Станиславского [текст]/ Н.Н.
Сибиряков. - М.: Искусство, 1974. - 262с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция м развитие речи у детей с ОВЗ через театрально - игровую деятельность.
Коррекция и развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность....
Развитие творческого мышления и воображения через вариативные формы музыкального образования.
Раскрывает принципы развития творческого мышления на уроке музыке...
Театральный этюд как источник творческого воображения подростков
В данной работе собраны методические рекомендации для работы над этюдами детей среднего школьного возраста, обучающихся по программе Мастерство актёра. Театральный этюд — это упражнени...
2 Развитие творческого воображения через театральную деятельность.
Театральное творчество развивает у детей воображения. Много методов и приемов для всех возрастов, используются в работе педогогами для развития воображения у детей....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Различные формы внеурочной деятельности создают оптимальные условия для развития одаренной личности обучающегося.Театрально-литературная гостиная позволяет ребенку наиболее полно проявить себя....
Развитие связной речи через театральную деятельность
Тема по самообразованию...
План по самообразованию "Развитие конструктивных способностей и творческого воображения через обучение оригами"
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие конструктивных способностей и творческого воображения через обучение оригами»...