Рабочая программа внеурочной деятельности Православная культура для 2-4 классов
рабочая программа на тему
Материал содержит рабочую программу и КТП внеурочной деятельностипо православной культуре для 2-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_2-4_klass_1.doc | 338.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ
«Рождественская СОШ»
____________Ряполова Н.Н.
№______ от «___» _________ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(курса внеурочной деятельности «Православная культура» для 2-4 классов)
возраст обучающихся – 8-10 лет
Учитель:
Подерягина Наталья Юрьевна
2016- 2017 учебный год
программа курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» (1-11 годы обучения) Л.Л. Шевченко (сборник Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и учебные программы дошкольного и школьного (1-11 годы) образования. Изданние 5-е. – М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2012. – 186с.)
Автор программы: Подерягина Наталья Юрьевна
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
от « ____»__________2016 г., протокол № ________
Председатель _________ _________________________
подпись ф.и.о.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.
Объектом изучения предмета «Православная культура» является процесс развития феномена «религиозная культура» (духовно-нравственная культура). Религиозная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием традиционной религии страны. В России научным сообществом христианство считается культурообразующим фактором для складывавшей на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку оно оказывало определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности и специфики страны в пространстве мировой цивилизации. Изучение общества, человека, культуры в содержании общего образования в настоящее время осуществляется в комплексе социально-гуманитарных дисциплин. Изучение православной культуры в содержании общего образования не подменяет собой историческое, обществоведческое, филологическое, искусствоведческое образование. Каждое из них, будучи содержательно связано со всеми другими, имеет свой особый предмет и свои задачи в общем образовании - обучении, воспитании и развитии школьников.
Духовно-нравственная (православная) культура как область знания связана с образовательными областями «Обществознание», «Искусство» и «Филология». Выделение отдельной предметной области является необходимым, так как этот учебный предмет имеет самостоятельный и специфический объект изучения - процесс развития духовно-нравственной культуры и сложную структуру содержания, которая в полном объеме не может быть усвоена в составе других образовательных областей. Специфической особенностью предметной области «Духовно-нравственная культура. Православная культура» является наличие в ее структуре компонента «духовная культура», который в вышеуказанных характеристиках не раскрывается в составе других образовательных областей оазисного учебного плана средней общеобразовательной школы. В то же время духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой. В содержание этого предмета включаются материалы, изучение которых будет способствовать формированию нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе положительной системы ценностей. Предметами изучения являются феномены религиозной культуры, отраженные в произведениях искусства (архитектура, живопись, музыка), духовной и светской литературы, источниках краеведения.
Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, история, обществознание, русская литература, русский язык, мировая художественная культура, другими учебными модулями, изучающими религиозные культуры мира.
Общая характеристика курса. Христианская культура России обнимает собой большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы жизни. Прежде всего, это сфера духовной жизни общества и культуры, которая включает в узком понимании, мировоззренческие феномены культуры: философию, идеологию, религию, в широком - все специфические человеческие формы жизнедеятельности. Это область мировоззрения личности, формирования ценностных ориентаций, установок межличностных отношений, сфера культуры православного отношения к природе, труду, производству, семейно-бытовым отношениям. Большая часть национального, культурного наследия страны, выраженного в материальной культуре российского народа - исторические здания, материальные памятники истории и искусства, предметы повседневного быта и материального производства принадлежит христианской культуре или несет ее отпечаток.
Любое гуманитарное знание формирует мировоззрение личности. Это связано с тем, что мировоззрение включает в себя оценочное отношение к знаниям, к нравственным нормам, эстетическим проявлениям. Если такое отношение не формируется в процессе обучения, человека нельзя считать культурным. Так Закон РФ «Об образовании» определяет образование как комплексный процесс воспитания и обучения. Отсюда вытекает важный вывод: содержание программы учебных программ по основам православной культуры должно формировать отношение к традиционным культурно-историческим ценностям страны и принятой в обществе системе ценностей. Предметная область «Духовно-нравственная культура», интегрируя в себе теологические, исторические, эстетические, филологические знания, имеет исключительные возможности для решения указанных образовательных задач. Учебный предмет «Православная культура» носит культурологическое содержание, ставит задачи систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные культурные ценности, является курсом духовно-нравственной и эстетической направленности, дает возможность познакомить детей с моральными ценностями, основанными на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.
Место курса в учебном плане.
Изучение учебного предмета «Православная культура» во 2- 4 классах осуществляется за счёт части, формируемой участниками образовательного процесса по 1 часу в неделю (34 часа за год) в каждом классе на добровольной основе в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и на основании образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей)
Основными методами учебной деятельности обучающихся являются:
рисование, пение, ритмические движения, игры, чтение, сочинение сказок, слушание рассказа учителя, обсуждение,уроки на природе, экскурсии, проведение праздников.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств еѐ осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учѐта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей еѐ достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;
- знакомство с основными нормами православной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- общие представления об исторической роли православия в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Содержание курса внеурочной деятельности
2 класс.
Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем.
Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог – Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам – любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.
В ожидании Рождества – самого красивого события зимы.
Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди, Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди, Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.
Праздники-радости.
Рождество Христово – самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.
Пасха: цвета и звуки весны.
Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность человека – сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?
3 класс
Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм — православная икона — православный праздник). Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радости. Грех. В чем проявляется искажение красоты в человеке?
Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Слово, письмо, их цель и религиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл.
Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Благодать в мире. Благочестие. Честность. Лицемерие. Где и как празднуют православные праздники. Православный храм, его духовное и культурное значение, Изображение. Украшение. Постройка. Храм—хранитель памяти. Что может отражать земная красота? Как православные мастера видели и узнавали красоту Божиего присутствия в мире? О душе человека. Как создавались произведения православного искусства? Каждый ли мастер может -создать красивое произведение? Подготовка мастера. Молитва. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают его стены? Радость в каменных узорах.
О чем рассказывают иконы? Икона и картина. Лик. Лицо. Образ. История первой иконы. Спас Нерукотворный. Чудотворные иконы. Икона и благодать. Поэтическое описание иконы, Что в иконе самое главное? Как научиться понимать, о чем рассказывают иконы? Сюжет, символика, дидактический смысл, духовное содержание. Какими качествами должен обладать иконописец? Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? «О Тебе радуется». Содержание и духовный смысл. О Царствии Небесном. Какими силами укрепляется человек? Божия сила. Премудрость Божия.
Радость православных песнопений. Акафист. Ведущий рефрен акафиста «Радуйтесь». Чему радуются христиане?
Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Понятие искупления: от чего нас искупил Господь.
Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека. К.Ж.ВД праздники празднуют сегодня православные христиане? Покрой Пресвятой Богородицы. Чудеса. Радостные гимны Преподобного Романа Сладкопевца. Добрые дела, добродетели, радость. Образ Божий в человеке. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека? Акафист Божией Матери. О чем в нем поется?
Какими законами Бог сохранял красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Почему человек не может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? Кто ему может помочь в этом?
Почему люди забывают о Божиих законах? Кто напоминает человеку о правилах жизни, данных Богом? Почитание святых. Царь и пророк Давид. Тропари -г песни, прославляющие Бога и святых. Когда к человеку возвращается радость? Как ее получить? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид?
Радость праздника .«Введение во храм Пресвятой Богородицы». Что в нем радостного? Чему радовались наши предки в этот праздник?
Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор?
Радость православной веры. Рождество Христово. Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мученики. К кому обращались за помощью три отрока Анания, Азария и Мисаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? К чему стремились в своей жизни?
Христиане - создатели православной культуры. Почему на Рождество украшают елку? Пророчество Исайи.
Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. Два мира в иконе: земной и небесный.
Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме. Церковное богослужение. Божественная литургия. Встреча человека с Богом. Когда человек может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.
Иоанн Креститель. Почему было предсказано, что «многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являются примером для людей?
Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. Как восстановить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. Добродетель смирения. Грех гордыни. Древо добродетелей.
Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека. Пророк Даниил, Преподобный Герасим и лев Иордан. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сергий Радонежский. «Дивен Бог во святых Своих» (Псалом 67 стих 36).
Как сохранить красивый Божий мир? «Небеса проповедуют славу Божию». Нагорная проповедь. Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн.
Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость и несчастье. Любовь как исполнение закона Божиего. «Небесное веселье». Христианские мученики. Во имя ч терпели, чему радовались 40 мучеников севастийских? Мученические венцы. Кого следует называть умным?
Радости православной веры. Великий Пост. Крестопоклонная неделя. Почему христиане называли это время «веселое время поста»? Преподобномученик Андрей Критский. Великий покаянный канон.
О чем рассказывают создатели православной культу (иконописец, зодчий, поэт, певчий)? Какими качествами обладали православные мастера?
Благовестие спасения. Предвестие Великого праздника. Праздник «Вход Господень в Иерусалим». Воля Божия и воля че: века. Праздничные песнопения. Светские и церковные композиторы. .
Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Чему радовались праведные? Радость нашей жизни.
Праздник праздников и торжество торжеств.
Чудеса в жизни человека. Вера. Доверие. Благодарение.
Защита веры. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Чему радовался апостол Андрей Первозванный? Доброта милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он — христианин? Праведники. Равноапостольные. Какими средствами выражается радость в православной культуре
4 класс
Раздел 1.Отечество Небесное. Бог
Бог просвещающий
О вере, знании и культуре в жизни людей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой.
Что говорит о Боге православная культура?
Явление Троицы Аврааму. Зачем Бог прислал в мир Своего Сына? Жертвенная любовь. Как люди говорили о тайне Троицы? Представление иконы «Троица» Андрея Рублёва.
Свет на горе Фавор
В лучах славы Господа. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о Царствии Небесном. Христианское понимание смысла человеческой жизни, отраженное в поэзии для детей.
Бог спасающий
Милость Божия к людям. Христос – Пастырь добрый. Спасительная чудесная помощь. Вера и примирение с ближним как условия получения помощи. О Царствии Небесном.
Что говорит о человеке православная культура?
Притча о талантах. Что такое талант? Смысл выражения «зарыть в землю». Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божии. Где они скрыты в человеке? Человек – образ и подобие Божие.
Христиане в православном храме
Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл православного храма. Во что веруют православные христиане? Символ православной веры. Таинства православной веры. Православное Богослужение.
Золотое правило жизни.
Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Заповеди Блаженства. Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Иисуса Христа в иконописи. Церковно-славянская азбука.
Раздел 2. Добродетели в жизни христианина.
Добро и зло. Как Бог строил дом спасения человека.
Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появилось в мире. Грех как проявление зла. Связь человека с окружающим миром. Христианское поведение. Что было открыто Богом о будущем спасении человека? Таинственный сон Иакова. Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя. О Богородице – лествице, послужившей соединению небесного и земного.
Воеводы сил любви. Добродетели.
Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Притча о сеятеле. Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами смертными.
Непобедимое оружие христиан.
Как Иисус Христос учил людей. Духовная пища. О духовном рождении христианина. Блага духовные и материальные.
Защита святынь. Силы тьмы.
Священная история о падении людей исполинов. Страсти гнева, тщеславия, гордости. Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы.
Небесные помощники.
Воевода Сил бесплотных – Архангел Михаил. Чудо Михаила Архангела в Хонех. Почитание Небесных Сил бесплотных.
Увенчанные венцами. Христианская семья.
Пример проявления добродетелей в жизни христианской семьи. Семья – малая Церковь. Добродетели христианской семьи. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев.
Добрый ответ.
Ответственность человека. Почему человек не может справиться со своими недостатками? Притча о бесплодном дереве. Рассказ о Страшном Суде.
Раздел 3.Отечество земное и Небесное. Человек преображённый. Святые.
Как преображался человек? По ступенькам восхождения
Как преображался человек? О чём возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Житийная литература.
Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга.
Начало подъёма по ступенькам духовного преображения. Прообраз – 15 ступеней Иерусалимского храма. Соборность Церкви. Иоанн Богослов.
Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники.
Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Православное паломничество.
Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец.
Как Илья Муромец богатырём стал. Христианские добродетели, почитаемые на Руси.
Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской.
О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Житие князя в поэзии.
Ступенька « Надежда на Бога». Смиренный чудотворец.
О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Троице-Сергиева Лавра в русской поэзии, прозе, религиозной живописи.
Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец.
О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную добродетель проявил Серафим Саровский. Христианское прощение. Серафимо – Дивеевский монастырь.
Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних.
Что такое страх Господень? Почему мудрый царь Соломон называл страх Господень премудростью? Учитель кротости и смирения Николай Мирликийский.
Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста.
Жертвенная любовь. Любовь Матери. Почему Матерь Божию почитают как Честнейшую Херувим. Апостол Павел о христианской любви.
Раздел 4.Отечество земное и Небесное.
Принявший венец Победы.
Святые и герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Храмы России, освящённые в честь Георгия Победоносца.
Доброе имя – в славе моего Отечества.
Наука побеждать полководца – христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. Верность памяти предков.
Россия помнит. Святыни родного края.
Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Защита отечества. Как был построен храм Христа-Спасителя. Святыни Бородина. Храмы Старого Оскола.
Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские.
Что такое подвиг? Русская Голгофа. Места скорби и памяти: Соловки, Бутово. Добро и зло в душе человека созидателя – православного зодчего; разрушителя святынь – вандала. Новомученики и Исповедники Российские. Священномученик Онуфрий (Гагалюк).
Священный долг.
Всенародный подвиг. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии.
Ступенька «Благодарение». Перед престолом Небесным.
Заступница Усердная. Чудотворные иконы Божией Матери. Основные иконографические типы изображений Божией Матери. Смысл слов апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите».
Благословение.
Благословение детей. Как христиане понимали смерть. «Символ Веры» о воскресении. Пробуждение души. Христианская заповедь любви.
Богомудрые учителя веры и благочестия.
Путешествия по святым местам Русской земли. Оптина пустынь – центр духовной жизни. Старчество. Оптинские страдальцы за Христа. Духовная поэзия и песнопения иеромонаха Василия (Рослякова) о родной обители.
Календарно-тематическое планирование курса «Православная культура»
2 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Универсальные учебные действия |
1. | Красота в окружающем мире | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
2. |
Поиски красивого вокруг себя
| 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
3. | Красота рукотворная и нерукотворная
| 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
4. | Бог – Творец красивого мира | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
5. | Сотворение человека | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
6. | Правила жизни, данные людям | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
7. | Как изобразить доброе и красивое | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
8. | Повторение по теме: Красота окружающего мира | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
9. | Обобщающее занятие по теме: «Красота в окружающем мире» | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
10. | Как люди покинули Рай | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
11. | Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
12. | Добрые и злые люди | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
13. | За что были наказаны люди | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
14. | Как Бог простил людей | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
15. | В ожидании праздника | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
16. | Обобщающее занятие по теме: «Добро и зло» | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
17. | Чему мы радуемся зимой?
| 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| ||
18. | Праздник Рождества Христова | 1ч | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
19. | Зимние радости. Святки | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
20. | Праздник Крещения | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
21. | Праздники в нашем доме: День Ангела, День рождения | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
22. | Праздник для защитников Отечества | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
23. | Радости масленицы. Прощенное воскресенье | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
24-25. | Как люди предали Христа | 2ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
26. | Обобщающее занятие по теме: «Зимние радости» | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
27. | Весенние радости | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текстаКоммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
28. | В ожидании праздника | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
29. | Какого цвета праздник Пасхи? | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
30. | Праздник Дня победы | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| ||
31. | Родословие моей семьи | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
32. | Мои обязанности | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
33. | Экскурсия в храм Рождества Христова | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
34. | Обобщение и систематизация знаний учащихся | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Универсальные учебные действия |
1. | Красота и радость в жизни людей
| 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
2. | Буквица славянская . История славянской азбуки | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
3. | Праздники-радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы | 1 ч | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
4 | Православный храм – дом Божий | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
5 | О чем рассказывают иконы | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
6 | Радостный мир православной иконы | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
7 | Скорби и торжество в православной иконе | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
8 | Повторение | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
9 | Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
10. | Радостные гимны Романа сладкопевца | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| ||
11. | Какими законами Бог сохранял красоту мира | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
12. | Синайское законодательство | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
13. | История Царя Давида. Псалтирь | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
14. | Введение во храм Пресвятой Богородицы | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
15. | Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
16. | Что мы видим в православном храме | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
17. | Рождество Христово | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
18. | Красота и радость в иконах «Рождество Христово» | 1ч | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
19. | Праздник Сретения Господня. | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
20. | Праздник Крещения | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
21. | Для чего Бог пришел к людям. Христос Спаситель | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
22. | Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
23. | Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
24 | Радость послушания. Дети и родители | 1ч | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
25. | «Небесное веселье.» Христианские мученики | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
26. | Радости православной веры | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
27. | О чем рассказывают создатели православной культуры. | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
28. | Благовестие спасения | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
29. | Воля Божия и воля человеческая | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
30. | Радость праведных | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
31. | Праздник праздников. Торжество торжеств | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
32. | Защита веры. Святые люди | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
33. | Доброта и милосердие христианина | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
34. | Какой он, христианин? | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые/фактич сроки прохождения | Универсальные учебные действия | |
Раздел 1. Отечество Небесное. Бог | |||||
1. | Бог просвещающий | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
2. |
Что говорит о Боге православная культура? | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
3. | Свет на горе Фавор | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
4. | Бог спасающий | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
5. | Что говорит о человеке православная культура? | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
6. | Христиане в православном храме | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
7. | Золотое правило жизни | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
Раздел 2. « Добродетели в жизни христианина» | |||||
8. | Добро и зло | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
9. | Как Бог строил дом спасения человека | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
10. | Воеводы сил любви. Добродетели | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
11. | Непобедимое оружие христиан | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
12. | Защита святынь. Силы тьмы | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
13. | Небесные помощники | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
14. | Увенчанные венцами. Христианская семья | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
15. | Добрый ответ | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
16. | Экскурсия к мету старого Храма Рождества Христова | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
Раздел 3. «Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображённый. Святые.» | |||||
17. | Как преображался человек? По ступенькам восхождения | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
18. | Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
19. | Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники | 1ч | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
20. | Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысливсоответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
21. | Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
22. | Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
23. | Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
24. | Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
25. | Ступенька «Любовь к Богу и к ближним». Матерь Божия у Креста | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
Раздел 4. «Отечество земное и Небесное. Человек преображённый. Герои.» | |||||
26. | Принявший венец победы | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
27. | Доброе имя – в славе моего Отечества | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
28. |
Россия помнит. Святыни родного края | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
29. | Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
30. | Священный долг | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
31. | Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
32. | Благословение | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
33. | Богомудрые учители веры и благочестия | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Формирование понятия «информация» Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
34. | Экскурсия в Храм Рождества Христова | 1ч. | Личностные УУД: актуализация примеров и сведений из личного опыта. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации, умения выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: работа в группах, развитие умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Материально-техническое обеспечение
учебно-методические ресурсы
1.Федеральный образовательный стандарт начального общего образования
- Фундаментальное ядро содержания начального общего образования
- Экспериментальное учебное пособие «Православная культура» Шевченко Л.Л. 1 год обучения. Ч.1,2., Изд.дом «Покров» 2007г.
- Экспериментальное учебное пособие «Православная культура» Шевченко Л.Л. 2 год обучения. Ч.1,2., Изд.дом «Покров» 2007г.
- Экспериментальное учебное пособие «Православная культура» Шевченко Л.Л. 3(4) год обучения. Ч.1,2., Изд.дом «Покров» 2007г.
- Белгородские силуэты. Очерки, рассказы, заметки и стихи из общественных нравов провинциального Белгорода начала 20 столетия.- Белгород.- МП «Квант», 1993г.
- Белгородчина духовная.- Белгород, 2005г.
- Бородина А.В. История религиозной культуры: основы православной культуры. Учебно-методическое пособие.- М.: Православная педагогика, 2004г.
- Главный храм Святого Белогорья/ Протоирей О.Кобец,- Белгород: Издательство «Константа», 2005г.
- Журнал «Божий мир»
- Половинкин А.И. Православная духовная культура.- М.: Владос – ПРЕСС,2003г.
- Русские монастыри /серия «Монастыри мира»/ М.- «Троица», 2006г.
- Святое Белогорье /фотокнига/.- Белгород.- «Истоки», 1993г.
Материально-технические ресурсы
- Проектор.
- Операционная система Windows.
- Офисный пакет.
- Принтер.
- Колонки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"
Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.
Пояснительная записка Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 9 классов образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия№50» Канавинского района города Нижнего Новгорода на 2014-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 9 классов образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАна 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения.
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура общения" 5 класс.
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здорового питания" 3- 4 классы
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта в области здорового питания населения...
Рабочая программа внеурочных занятий "Культура здоровья"
Рабочая программа внеурочных занятий "Культура здоровья" предназначена для учащихся 5 класса....