Рабочая программа по геометрии 7-9 (Атанасян,ФГОС)
учебно-методический материал на тему
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС 2016 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7-9_geometriya_fgos_rabochaya_programma.docx | 46.05 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
7 - 9 класс
Содержание
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета …………. 3
2. Содержание учебного предмета …………………………………… 6
3. Тематическое планирование ………………………………………. 9
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата:
1) владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
2) умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использование специального оборудования;
3)способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
4)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
1) владение специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и умение использовать персональные средства с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
2) умение использовать персональные средства доступа.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета, входящего в состав предметной области «Математика», должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и должны отражать:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
- осознание роли математики в развитии России и мира;
- возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:
- применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
- составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация
3) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
- оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок. Прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, прямоугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
- выполнение измерения длин, расстояний. Величин углов с помощью инструментов для измерения длин и углов;
4) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:
- оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углов между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
- проведение доказательств в геометрии;
- оперирование на базовом уровне понятиями: сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
- решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
5) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
- распознавание верных и неверных высказываний;
- оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
- выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
- использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других предметов;
- решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
- выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни;
2. Содержание учебного предмета
7 КЛАСС
Геометрические фигуры
Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Точка, линия, отрезок, прямая, луч, плоскость. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Окружность, круг. Элементы окружности: центр, радиус, диаметр, хорда.
Треугольники. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.
Решение задач на вычисление с использованием свойств изученных фигур.
Отношения
Равенство геометрических фигур. Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Свойства и признаки прямоугольных треугольников.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида.
Перпендикулярные прямые. Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Измерения и вычисления
Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла. Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний). Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Расстояние между фигурами. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Геометрические построения
Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.
Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному, перпендикулярных прямых, середины отрезка.
Построение треугольников по трем сторонам, двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам. Деление отрезка в данном отношении.
Решение задач на построение.
История математики
Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.
Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных систем координат.
От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель.
8 КЛАСС
Геометрические фигуры
Ломаная. Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Сумма внешних углов выпуклого многоугольника.
Средняя линия треугольника. Четырехугольники. Сумма углов выпуклого четырехугольника. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция, прямоугольная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.
Окружность, круг, их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Отношения
Теорема Фалеса. Четыре замечательных точки треугольника. Свойства биссектрисы и серединного перпендикуляра. Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Измерения и вычисления
Градусная мера дуги окружности. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°. Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, трапеции. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Геометрические преобразования
Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование». Подобие. Практические приложения подобия треугольников. Подобие произвольных фигур. Решение практических задач с использованием свойств изученных фигур.
История математики
История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных систем координат.
От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель.
Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира. Софизмы, парадоксы.
9 КЛАСС
Геометрические фигуры
Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности для правильных многоугольников. Окружность, круг, круговой сектор.
Средняя линия трапеции.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Геометрические фигуры в пространстве (объемные тела)
Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.
Отношения
Синус, косинус, тангенс, котангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Измерения и вычисления
Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников
Формула для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Формулы длины окружности, площади круга и площади кругового сектора. Формулы для вычисления координат точки.
Представление об объеме и его свойствах. Измерение объема. Единицы измерения объемов.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Геометрические преобразования
Движения. Поворот и параллельный перенос. Комбинации движений на плоскости и их свойства.
Решение практических задач с использованием свойств изученных фигур.
Векторы и координаты на плоскости
Понятие вектора, действия над векторами, использование векторов в физике, разложение вектора на составляющие, скалярное произведение.
Координаты. Основные понятия, координаты вектора, расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Уравнения фигур.
Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач.
История математики
Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.
Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.
Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира. Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса. Софизмы, парадоксы.
Тематическое планирование
7 класс
Изучаемая тема | Количество часов |
Раздел 1. Начальные геометрические сведения | 10 |
Тема 1.1. Прямая и отрезок | 1 |
Тема 1.2. Луч и угол | 1 |
Тема 1.3. Сравнение отрезков и углов | 1 |
Тема 1.4. Измерение отрезков | 2 |
Тема 1.5. Измерение углов | 2 |
Тема 1.6. Перпендикулярные прямые | 1 |
Тема 1.7. Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 |
Тема 1.8. Контрольная работа по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 |
Раздел 2. Треугольники | 17 |
Тема 2.1. Первый признак равенства треугольников | 3 |
Тема 2.2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 4 |
Тема 2.3. Второй и третий признаки равенства треугольников | 4 |
Тема 2.4. Задачи на построение | 4 |
Тема 2.5. Решение задач по теме «Треугольники» | 1 |
Тема 2.6. Контрольная работа по теме «Треугольники» | 1 |
Раздел 3. Параллельные прямые | 13 |
Тема 3.1. Признаки параллельности двух прямых | 5 |
Тема 3.2. Аксиома параллельных прямых | 5 |
Тема 3.3. Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 2 |
Тема 3.4. Контрольная работа по теме «Параллельные прямые» | 1 |
Раздел 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 |
Тема 4.1. Сумма углов треугольника | 2 |
Тема 4.2. Соотношения между сторонами и углами | 4 |
Тема 4.3. Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 |
Тема 4.4. Прямоугольные треугольники | 4 |
Тема 4.5. Построение треугольника по трем элементам | 4 |
Тема 4.6. Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 2 |
Тема 4.7. Контрольная работа по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам» | 1 |
Раздел 5. Повторение | 10 |
Сравнение, измерение отрезков и углов. | 1 |
Признаки равенства треугольников. | 3 |
Параллельные прямые. | 2 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 3 |
Контрольное тестирование за курс геометрии 7 класса | 1 |
итого | 68 |
8 класс
Изучаемая тема | Количество часов |
Раздел 1. Четырехугольники | 14 |
Тема 1.1. Многоугольники | 2 |
Тема 1.2. Параллелограмм и трапеция | 5 |
Тема 1.3. Прямоугольник, ромб, квадрат | 4 |
Тема 1.4. Решение задач по теме «Четырехугольники» | 1 |
Тема 1.5. Контрольная работа по теме «Четырехугольники» | 1 |
Раздел 2. Площадь | 14 |
Тема 2.1. Площадь многоугольника | 2 |
Тема 2.2. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 6 |
Тема 2.3. Теорема Пифагора | 4 |
Тема 2.4. Решение задач по теме «Площадь» | 1 |
Тема 2.5. Контрольная работа по теме «Площадь» | 1 |
Раздел 3. Подобные треугольники | 18 |
Тема 3.1. Определение подобных треугольников | 2 |
Тема 3.2. Признаки подобия треугольников | 5 |
Тема 3.3.Контрольная работа по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 |
Тема 3.4. Применение подобия к доказательству теорем | 4 |
Тема 3.5. Соотношения между сторонами и углами | 3 |
Тема 3.6. Решение задач по теме «Подобные треугольники» | 2 |
Тема 3.7. Контрольная работа по теме «Подобные треугольники» | 1 |
Раздел 4. Окружность | 17 |
Тема 4.1. Касательная к окружности | 3 |
Тема 4.2. Центральные и вписанные углы | 4 |
Тема 4.3. Четыре замечательные точки треугольника | 3 |
Тема 4.4. Вписанная и описанная окружности | 4 |
Тема 4.5. Решение задач по теме «Окружность» | 2 |
Тема 4.6. Контрольная работа по теме «Окружность» | |
Раздел 5. Повторение | 5 |
Четырехугольники | 1 |
Площадь | 1 |
Подобные треугольники | 1 |
Окружность | 1 |
Итоговое тестирование за курс геометрии 8 класса | 1 |
итого | 68 |
9 класс
Изучаемая тема | Количество часов |
Раздел 1. Векторы и метод координат | 18 |
Тема 1.1. Понятие вектора | 2 |
Тема 1.2. Сложение и вычитание векторов | 2 |
Тема 1.3. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | 3 |
Тема 1.4. Координаты вектора | 2 |
Тема 1.5. Простейшие задачи в координатах | 3 |
Тема 1.6. Уравнения окружности и прямой | 4 |
Тема 1.7. Решение задач по теме «Векторы и метод координат» | 1 |
Тема 1.8. Контрольная работа по теме «Векторы. Метод координат» | 1 |
Раздел 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 |
Тема 2.1. Синус, косинус, тангенс, котангенс угла | 2 |
Тема 2.2. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 3 |
Тема 2.3. Скалярное произведение векторов | 4 |
Тема 2.4. Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 |
Тема 2.5. Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 |
Раздел 3. Длина окружности и площадь круга | 12 |
Тема 3.1. Правильные многоугольники | 4 |
Тема 3.2. Длина окружности и площадь круга | 5 |
Тема 3.3. Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | 2 |
Тема 3.4. Контрольная работа по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 |
Раздел 4. Движения | 8 |
Тема 4.1. Понятие движения | 3 |
Тема 4.2. Параллельный перенос и поворот | 3 |
Тема 4.3. Решение задач по теме «Движения» | 1 |
Тема 4.4. Контрольная работа по теме «Движения» | 1 |
Раздел 5. Начальные сведения из стереометрии | 7 |
Тема 5.1. Многогранники | 4 |
Тема 5.2. Тела и поверхности вращения | 3 |
Раздел 6. Об аксиомах планиметрии | 2 |
Раздел 5. Повторение за курс 7-9 классов | 10 |
Треугольники | 2 |
Многоугольники | 2 |
Окружность | 2 |
Решение заданий ОГЭ | 3 |
Итоговое тестирование за курс геометрии 7-9 классов | 1 |
итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебнику "Геометрия,7-9" Л.С.Атанасян (ФГОС)
Аннотация к рабочей программе по ГЕОМЕТРИИ для 7б класса 1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы.Учебный предмет Геометрия включен в образовательную ...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
рабочая программа по геометрии 7 класс Атанасян ФГОС
КТП знать, уметь, УУД...
Рабочая программа по геометрии 7 класс, автор Л.С. Атанасян, ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, КТП...
Рабочая программа по геометрии 8 класс, автор Л.С. Атанасян, ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, КТП....