Методическая разработка на тему: «Лечение музыкой. «Благотворное воздействие музыки на ребенка».
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Подскребалина Лариса Александровна

Методическая разработка на тему: «Лечение музыкой. «Благотворное воздействие музыки на ребенка».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.r.lechenie_muzykoy.docx81.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  НЕКОММЕРЧЕСКОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

                              ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

                  ДОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

       МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

Методическая разработка

на тему:

 «Лечение музыкой.

«Благотворное воздействие музыки на ребенка».

                                                     

                                                      концертмейстер

                                                      Подскребалина Лариса Александровна

                                        Кореновск – 2017 г.

                                     План:

1.Введение.

а) Сила музыки  и ее благотворное влияние  на человека.

б) Значение и влияние музыки на человека – в исследованиях ученых, философов, мыслителей древности.

2. Основная часть.  Музыкотерапия и ее составляющие.

а) Звукотерапия.

б) Ритмотерапия.

в) Логоритмотерапия.

3. Использование  примеров классической музыки на занятиях хореографией и результаты их целительного воздействия на учащихся.

4. Заключение.

5.Список литературы.

6. Приложение.

1.Введение. Сила музыки и её благотворное влияние на человека.

    Ничто так не умиротворяет душу человека как прикосновение к миру прекрасного: живой природе и искусству. Слияние природы и искусства создает поразительный эффект животворящей силы. Эта сила вливается в человека и заставляет слепого играть на музыкальных инструментах,  глухого - слышать и сочинять божественную мелодию, немощного – преодолевать отчаяние, бороться с недугом и побеждать, слабого делает сильным, уставшего – бодрым. И сила эта в Музыке. Музыка звучит и в шуме водопадов, и в шелесте листьев, и в пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к солнцу. Музыка – единый язык планеты. Она охватывает все века и эпохи, все расы, религии, национальности и является общепонятным языком.

        Человечеству давно известно о потенциале, который заложен в музыке, о различных психофизиологических реакциях, возникающих у людей под ее воздействием. В древности выделяли три направления влияния музыки на человека:

-на духовную сущность человека;

-на интеллект;

-на физическое тело.

         Использование музыки с целью терапии имеет давнюю историю.                 Кельтские жрецы (друиды) древней Британии придавали музыке настолько большое значение, что в их Ордене была установлена специальная категория – барды, которые  занимались изучением и распространением музыки. Они имели понятие о цветовых оттенках музыки, об инструментах, которые позволяют управлять, о том, как создать инструмент, способный исцелить или причинить вред.

        В античной мифологии содержатся многочисленные образы и представления, в которых музыка осознается и переживается, как явление магического характера. Бог Света, златокудрый Аполлон  (покровитель художников, поэтов, певцов, музыкантов) с серебряным луком за плечами и с кифарой (музыкальный инструмент античной Греции) в руках проносился над морской пучиной, над горами, ущельями, разил стрелами злых врагов в образах чудищ и, притрагиваясь к золотым струнам кифары, пел торжественную, победную песнь. Аполлон взрастил двух сыновей. Эскулапа, который, овладев врачебным искусством, стал богом целителем и Орфея – певца и музыканта. Орфей своим пением не только смягчал нрав людей, но и укрощал диких зверей и птиц (аллегория человеческих страстей).

       В эпосе об Одиссее сказано, что от музыки и пения рана Одиссея перестала кровоточить, а древнегреческий герой Ахилл приступы своей ярости усмирял пением и игрой на лире. Лира считалась символом человеческой конституции: корпус инструмента представлял физическое тело, струны – нервы, а музыкант – дух.

         Пифагор создал учение о музыке сфер и музыкальном звукоряде, в котором каждой планете соответствует определенная нота, положил начало музыкальной психотерапии как средству воспитания и лечения души и тела.

Пифагор начинал и заканчивал свой день пением: утром для того, чтобы очистить ум от сна и возбудить активность для дневной жизни, а вечернее пение должно было успокоить и настроить на отдых. Он лечил многие болезни души и тела, играя составленные им специальные композиции.

          Авиценна применял музыку для лечения и утверждал о связи музыки и пульса.

Античные мыслители рассматривали музыку как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, как средство исправления и воспитания характеров, создания определенной психологической настроенности личности.

В Древней Спарте воины шли в бой под звуки авлоса – деревянных духовых инструментов.

           Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни, и даже выписывали «музыкальные рецепты» для воздействия на тот или иной орган.

А. В. Суворов подобное влияние музыки определил так: «Музыка удваивает, утраивает силы армии». Марш, бодрая ритмичная музыка, барабанная дробь и звуки трубы заставляют забыть усталость, повышают мышечную работоспособность.

Истории известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса. Эпидемия быстро прекращалась там, где властям удавалось вовремя призывать музыкантов, игравших  медленную, спокойную, умиротворяющую музыку. В XVI веке в Италии население некоторых крупных провинций охватила необычайная психическая эпидемия, тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, застывали неподвижно, переставали есть и пить. Все они были одержимы убеждением, что укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных «тарантизмом» выводила особая танцевальная мелодия (начиналась с очень медленного темпа и постепенно ускорялась до неистовой пляски).

В Средние века во время эпидемии чумы в городах, не переставая, звонили в колокола. Ученые установили, что активность микробов, «наслушавшихся» колокольного звона и церковной музыки, падает на 40%.

В Китае, Индии, Египте, Персии врачи и жрецы, философы и музыканты использовали звуки музыки для врачевания.

         Культуру, какой бы страны мы не взяли, везде можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, применении звуков музыки для врачевания. Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль.

2. Основная часть.  Музыкотерапия.

          Начиная с 50-х годов XX - го столетия в различных странах мира были созданы центры музыкотерапии, которые успешно работают  и  по сей день. 

             Специалисты считают, что больной орган, благодаря воздействию гармоничных звуков, способен самостоятельно возвращаться к своему изначальному здоровому состоянию.

        Доктор Джейк Брайт (Филадельфия, США) использовал для лечения пациентов музыкальную терапию. Он отметил улучшения у пациентов с ишемической болезнью сердца, за счет снижения артериального давления и сердечного ритма.

        Американский врач Гордон Шоу, много лет изучавший влияние музыки, говорит, что вибрация звуков заставляет клетки организма резонировать. Звуковые волны воздействуют на центральную нервную систему, стимулируя ее к выработке биологически активных веществ, регулирующих работу органов и систем организма. Воздействие музыки зависит от ее темпа, ритма, мелодии и т.д.  

        А что касается отечественной медицины, то еще в 1913 году наш выдающийся психоневролог академик  В. М. Бехтерев организовал Комитет по изучению воспитательного и лечебного действия музыки. Он считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придает физическую бодрость, а так же неоднократно подчеркивал важную роль колыбельных песен для полноценного развития маленького ребенка. А несколько лет назад в Московском центре восстановительного лечения доктор М. Л. Лазарев начал использовать музыку для оздоровления беременных женщин и их будущих детей.

         Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, в частности: отклонения в развитии; эмоциональной нестабильности; поведенческих нарушениях; сенсорном дефиците; спинно - мозговых травмах; психосоматических заболеваниях; внутренних болезнях; психических отклонений; аутизме.

          Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Музыкотерапия  в  переводе  с  греко-латинского  означает  «исцеление  музыкой». В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

О свойстве музыки влиять на физическое состояние человека, его настроение - люди знали издавна. Это всегда использовали, и в наши времена тоже. Например, в торговых сетях, когда хотят, чтобы поток людей двигался быстрее, ставят динамичную музыку, а когда людей мало, включают спокойную, чтобы клиенты задержались у них подольше.
         Дело в том, что звуки музыки – это физическое явление, в котором роль играют длина волны и частота ее колебаний. Созвучие из нескольких звуков создает определенные аккорды, которые могут благотворно воздействовать на головной мозг и соответствовать длине волны его собственных импульсов.

Достоинствами музыкотерапии  являются:
1. Абсолютная безвредность; 
2. Легкость и простота применения; 
3. Возможность контроля; 
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени; 
В основе музыкотерапии лежит несколько видов воздействия:

1.Психо-эстетическое - возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд;

2. Физиологическое - с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма;

3. Вибрационное - звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне.

            С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: 
самые различные настроения — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу; 
интеллектуальный и волевые процессы — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;
обобщенные свойства явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность; 
самые разнообразные характеристики движения — быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые.

Мы живем в сложное время, когда отравлена практически вся экология. Мы дышим выхлопными газами, пьем хлорированную воду, едим странные продукты. В первую очередь страдают самые незащищенные - дети.

В настоящее время определяется у 70% детей функциональная незрелость структур головного мозга. В первую очередь тех его отделов (базально – лобных отделов), которые расположены в глубине мозга и первыми принимают информацию извне. Если их тонус снижен, то «полуспят» и отделы мозговой коры, обеспечивающие хранение и переработку информации – слуховой, зрительной, дыхательной.

Как помочь своим детям? Существуют приемы в нейропсихологии, которые способны ускорить созревание данных разделов мозга. И один из них – обучение игре на музыкальных инструментах.

Медики считают, что игра на музыкальном инструменте обеспечивает одновременную и разную работу не только обеих рук, но и каждого пальца в отдельности, что в свою очередь, заставит энергично работать оба полушария головного мозга сразу. Врачи психотерапевты считают, что:

- кларнет положительно влияет на систему кровообращения;

- скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию. Игра на скрипке развивает память и креативность мышления (хобби литературного образа Шерлока Холмса с его поразительными  дедуктивными  способностями – эта игра на скрипке).

- орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии «космос - земля - космос»;

- пианино очищает щитовидную железу. Игра на пианино действует общеукрепляюще и продлевает жизнь. Так же она помогает при депрессии. Швейцарские медики рекомендуют практиковать игру на фортепиано не только юным дарованиям, но и людям в более зрелом возрасте, так как это помогает даже в старости сохранить уверенную походку, координацию движений.

- барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;

- флейта очищает и расширяет легкие;

- арфа гармонизирует работу сердца;

- виолончель благотворно действует на почки;

- цимбалы «уравновешивают» печень;

- баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;

- саксофон, самый «сексуальный» инструмент, активизирует сексуальную энергию;

- гитара благотворно влияет на развитие речи, дикции, лечит речевые расстройства. Замечено, что люди, владеющие игрой на гитаре, обаятельны и очень общительны. Этому наблюдению есть объяснение - на кончиках пальцев находятся рецепторы и акупунктурные точки, связанные с отделами головного мозга, отвечающего за речевые функции. Известны случаи, когда игра на гитаре позволяла восстанавливать нарушения речи после тяжелых травм, инсультов.

          Дело в том, что звуки музыки – это физическое явление, в котором роль играют длина волны и частота ее колебаний. Созвучие из нескольких звуков создает определенные аккорды, которые могут благотворно воздействовать на головной мозг и соответствовать длине волны его собственных импульсов.

          Каждая музыкальная нота непосредственно связана с тем или иным органом чувств, а также с определенными системами организма. Поэтому, слушая и пропевая отдельные нотки, мы можем помочь своему телу и своей душе побыстрее восстановить силу и гармонию, а значит, и здоровье.

         Исцеление нотами - простой, приятный и безопасный способ. Ведь можно просто петь понравившийся тебе звук, погружаясь в него и наслаждаясь им, чтобы исцеление от недуга пошло быстрее. 
Не нужно забывать, что можно подбирать для себя не только определенные ноты, но и их сочетания. В этом случае надо следить за своей реакцией. Нужные аккорды обязательно найдут отклик в вашем сердце.

    Целительное воздействие музыкальных звуков на основные системы и органы человеческого организма – явление совершенно доказанное. 

    Определенные ноты влияют на определенные органы.

- ДО - влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы. Эта нота помогает избавиться от неуверенности. Это нота лидеров, ведь она идет самой первой в гамме. Она добавляет энергии эгоцентризма и улучшает кровообращение. 

- РЕ – влияет на желчный пузырь и печень. Нота ре хороша при глаукоме, так как она регулирует водный обмен в организме. Кроме того, нота ре помогает организму очиститься от шлаков и токсинов.

- МИ – влияет на органы слуха и  имеет самое непосредственное отношение к зрению. Ее вибрации совпадают с колебаниями этого органа чувств. Поэтому ее можно прослушивать при любых глазных болезнях, нарушениях зрения и утомлении глаз. 
- ФА – влияет на мочеполовую систему, повышает иммунитет и рекомендуется к прослушиванию при частых ячменях и конъюнктивитах. Она оказывает дезинфицирующее действие и помогает справиться с воспалениями.

- СОЛЬ – влияет на функции сердца, обновляет клетки организма и улучшает обмен веществ.

- ЛЯ – влияет на легкие и почки, снимает боль и благотворно действует на нервную систему, снимает отеки и улучшает общее состояние организма. 

- СИ – влияет на функцию энергообмена, согревая тело, нормализует все тело, поддерживает баланс калия и натрия.

         Нужные для исцеления ноты можно подбирать с помощью различных музыкальных инструментов, камертонов, а еще можно прослушивать или играть произведения, написанные в ключе нужной ноты.

 Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие с верхней (головой).

Когда вы выбираете нужную ноту, то прежде всего прислушивайтесь к себе, к своим ощущениям, к своей интуиции. Ваша реакция на звучание ноты - вот лучший показатель того, подходит вам нота или нет. 
          Музыка – явление физическое. В каждом конкретном случае она представляет собой определенную совокупность звуковых сигналов, которые проходят сложнейшую обработку в корковых структурах головного мозга.

Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию.

 Как же на нас влияют основные составляющие музыки: ритм, мелодия, гармония и тембр? 

         РИТМ  - считается сердцем музыки и оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Согласно другой теории, ритм является основным целебным фактором в музыке. В природе все подчинено определенным ритмам, и человеческий организм не исключение. Каждый opган  в системе «человек» вибрирует по-своему, и его вибрации совпадают с ритмом энергией вполне определенных звуков и инструментов. Доказано, что когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций.

       Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, различных движений, активности и отдыха, не говоря уже о более тонких ритмах на уровне клеток и молекул. 
Психологическое состояние личности тоже имеет свои непростые ритмы: окрылённости и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости и прочее. Все эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Так как ритм – основной целебный фактор, то появилась
ритмотерапия, использумая педагогами – хореографами.

Ритмотерапия - специфические упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом. Для полноценного развития человека необходимо выявить «ритмические рефлексы» и приспособить его организм отвечать на определенные (слуховые и зрительные) раздражители. Наиболее полно решить эту задачу позволяет выявление воздействия музыкального ритма на сферу психомоторики человека. Музыкальный ритм изменяет деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма, растормаживает моторные центры, создает бодрое, радостное настроение, воспитывает активное внимание и торможение. Ритмические упражнения позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, который легко увязывается с характером музыки.

        МЕЛОДИЯ является также главной составляющей музыки, и она воздействует на слушателя особенно интенсивно и многообразно. Мелодия пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы и убеждения, сильно влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение. 
       ГАРМОНИЯ производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом, которые формируют аккорды.  Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие.  Преобладание диссонансов в современной музыке является выражением разлада, конфликтов, кризисов, которые приносят страдания современному человеку. 
        ТЕМБР. Каждый, кто обладает музыкальным слухом, по-разному чувствует очарование скрипки или флейты, арфы или сопрано. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию, целые стадионы... 
        Мелодия, гармония, тембр – относятся к  звукотерапии – комплексе психосоматической регуляции свойств человеческого организма, основанном на использовании звука в лечебных целях. Следование ритму и характеру услышанных звуков может изменить психологическое и физиологическое состояние человека, повлиять на его здоровье. Вместе с тем не надо забывать, что человек - существо эмоциональное, и услышанные им приятные звуки, например шума морских волн, способны вызвать сильный эмоциональный отклик в душе, который также даст толчок для физических изменений в организме. Дело в том, что звук, это, прежде всего волна, она воздействует на барабанную перепонку уха, она так же воздействует и на все наше тело. Если звуковые волны гармонично сочетаются с ритмами нашего тела – нам комфортно и приятно. Если же наоборот – весь наш организм протестует, мы не желаем слышать неприятные для нас звуки. Звук может стать настоящей пыткой, но может и исцелять. Лечение музыкой и звуками отличается от других способов лечения тем, что оно приносит удовольствие. При этом применение звукотерапии не всегда расслабляет и успокаивает. Иногда оказывается возбуждающее и тонизирующее действие, если это необходимо больному. Но всегда звукотерапия вызывает положительные эмоции, это одно из основных правил при назначении этого лечения. Часто лечебные звуки повышают восприятие образов, отмечается релаксация или повышение тонуса мышц.  В настоящее время, с использованием передовых технологий,   терапевты добиваются значительных улучшений при лечении психических и физических расстройств организма: реабилитация после инсульта, снятие боли, синдроме усталости и так далее.  Методы звукотерапии используются не только для лечения, они успешно применяются с профилактической целью. Испытывая постоянные стрессы, уставая на работе и учебе, чувствуя раздражительность и напряжение, человек может заболеть. Но вовремя обратившись к лечебным звукам, можно  расслабиться и при этом получить еще и положительные эмоции, можно избежать появления болезни.

Сторонники звукотерапии заявляют, что регулярное применение звука может усилить энергию и запустить механизм самолечения в организме человека. Индийские философы говорили, что в начале человеческой истории не было языка, была, как поется в песне, «вечная музыка». Люди выражали свои мысли и чувства звуками: низкими или высокими, долгими или короткими. Глубина тембра свидетельствовала о силе и мощи, а высота тона выражала любовь и мудрость.         Звук пропитывает все человеческое существо и в соответствии с определенным своим влиянием замедляет или ускоряет ритм циркуляции крови, возбуждает нервную систему либо успокаивает ее, пробуждает в человеке более сильные страсти или умиротворяет его, приносит покой. Очень часто люди излечивались от болезни с помощью неоднократных повторений определенных слов и мантр, потому что их звучание давало соответствующему энергетическому центру тела необходимую вибрацию для его оживления. В шаманских ритуалах звуки барабана, ритмичные заклинания и песнопения, проникают в глубину сознания людей, заставляют вибрировать каждую их клеточку, вводят в состояние экстаза. И тогда они могут прыгнуть в огонь и не сгореть, резать себя мечом и мгновенно исцеляться, глотать огонь и не обжечься. Данные измененные состояния сознания близки к тем, которые бывают при чтении молитвы, причем независимо от того, на каком языке они выполняются, все дело в вибрационной структуре ритма.

Логоритмотерапия -  также используется на занятиях хореографией. Эта система разнообразных упражнений и игр, в которых используется  лексический материал, сопровождающийся соответствующими движениями: игры, упражнения, этюды для развития мимики; зрительного, слухового внимания и памяти; ориентировки в пространстве; чувства ритма; волевых качеств; общей и мелкой моторики, а также игры с пением, хороводы, игры-драматизации. Подвижные музыкальные игры имеют мощный лечебный фактор. Благодаря музыкально-подвижным играм ребёнок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения, решается проблема адаптации младших школьников через игровую психотерапию, снижается  состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности, многие осознают отрицательные черты своего характера, происходит сплочение в классах.

        Лечебное воздействие оказывает не только звучание инструментов, но и музыкальные произведения.

  3.   Использование  примеров классической музыки на занятиях хореографией и результаты их целительного воздействия на учащихся.

  Наибольшим терапевтическим эффектом, по мнению ученых и медиков, обладает классическая музыка (используемая в классическом экзерсисе для учащихся, партерном экзерсисе, в этапе релаксации и т.д.), которая нормализует сердечный ритм и повышает в крови уровень иммуноглобулина.

(Приложение №1)

          Объясняется это тем, что ритмы классической музыки и ритмы сердца человека совпадают (в минуту 60-70 ударов), что объясняет их благотворное влияние на все функции организма.

При хронической усталости обеспечит зарядом бодрости и энергии «Скрипичный концерт» и «Венгерские танцы» Брамса.

Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя.  Медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича - держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность). Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным.

Универсальным действием обладает музыка Моцарта - и в этом единодушны все специалисты. Медицинские и психологические исследования очень широко проводились американцем Д. Кемпбеллом – одним из ведущих просветителей в области связи музыки и целительства – и его коллегами более 20 лет подряд. Именно Д. Кемпбелл ввел термин «эффект Моцарта». По мнению многих врачей (психоневрологов, отоларингологов) мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от душевных расстройств, улучшает речь, слух. Гастроэнтерологи утверждают, если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта – исчезнут многие проблемы с пищеварением. Ученые из Института нейропсихологии г. Вены благодаря ЭЭГ (электроэнцефалограмме) определили, что у слушателей долго сохраняется, так называемый «эффект Моцарта».

          Яркий пример сильнейшего «эффекта музыки Моцарта» - это интересный факт из биографии известного французского актера Жерара Депардье. В далекие 60-е годы Депардье не отличался красотой речи, был достаточно косноязычным молодым человеком, кроме этого еще и заикался. Депардье мечтал стать актером, но какая уж тут карьера актера, если не можешь довести до конца ни одного предложения. Это была очень большая проблема. Причин этому много и прежде всего - это семейные неурядицы, к этому прибавились еще и низкая самооценка, проблемы с получением хорошего образования. Но, несмотря ни на что, Депардье очень хотел стать актером. Наставник Депардье поступил очень мудро. Он отправил начинающего актера в Париж к известному врачу Альфреду Томатису – доктору медицинских наук, посвятившему много лет изучению целительного эффекта музыки и особенно произведений Моцарта. Томатис определил, что причина голосовых срывов и проблем с памятью у Депардье лежит глубже его чисто физиологических трудностей – в эмоциональной сфере, и пообещал помочь ему. Депардье спросил, что будет входить в курс лечения: операция, лекарственные средства или психотерапия. Ответ врача поразил Депардье.

Томатис ответил: «Да, все верно, я хочу, чтобы Вы приходили ко мне в лечебницу каждый день на два часа в течение нескольких недель и .... слушали Моцарта».
«Моцарта?» – переспросил озадаченный Депардье.
«Моцарта», – подтвердил Томатис.

Через несколько «музыкальных процедур» он почувствовал значительное улучшение в своем состоянии. У него наладился аппетит и сон, он ощутил прилив энергии. Вскоре его речь приобрела большую четкость. Прошло несколько месяцев и Депардье вернулся в актерскую школу намного более уверенным в себе, а после окончания школы, стал одним из наиболее востребованных актеров.

 «Феномен музыки Моцарта объясняют тем, что вибрации его произведений совпадают с вибрациями здоровых нейронов клеток. Так, в Голландии увеличивают надои молока, используя музыку Моцарта. Тесто поднимается в несколько раз быстрее и становится лучше, пышнее и вкуснее от музыки Моцарта. Используя музыку Моцарта при подготовке к экзаменам, студенты быстрее и успешнее усваивают и запоминают учебный материал и проходят тесты. Музыка Моцарта и Чайковского способствует лечению болезней Паркинсона и Альцгеймера». Музыка Моцарта развивает интеллект, повышает умственные способности, обладает обезболивающим эффектом, улучшает периферийное зрение.

       Проведённые в Соединённых Штатах Америки, недавние опыты в области музыкальной терапии, показали, что прослушивание в определённых тональностях классических произведений, значительно (в разы) ускоряет процесс выздоровления заболеваний отдельных (соответствующих тональности) органов:

- Ре бемоль мажор («Ноктюрн» Ф. Шопена) - исцеляет от болезней глаз и мигрени.

- Ре мажор (вальс «Голубой Дунай» И. Штраус)- исцеляет мочевой пузырь и почки.

-Ми бемоль мажор (концерт для фортепиано Френца Листа)  - лечит ушные болезни (отит), помогает при болезнях шейных позвонков и горла (тонзиллитах).

-Фа диез минор (прелюдии и фуги, том 1 ХТК  И.С. Бах)  - ускоряет выздоровление при заболеваниях сердца и органов дыхания (бронхит, пневмония, астма).

 -Соль диез минор (прелюдии и фуги, том I, ХТК И. С. Баха)  - помогает избавиться от камней в жёлчном пузыре, при болезнях желудочно-кишечного тракта (такие болезни как язва и несварение желудка) и излечивает воспаление поджелудочной железы (панкреатит).

 -Ля диез минор («Авэ  Мария» Ф. Шуберта) - положительно влияет на состав крови и улучшает состояние позвоночника.

 -До мажор (Ф. Мендельсона «Свадебный марш» из 5-ой симфонии) - помогает при лечении заболеваний кишечника, в том числе колитах, при болезнях печени (гепатите), а также воспаление аппендикса (червеобразного отростка слепой кишки).

 -Ми мажор (Концерта для скрипки с оркестром  И.С. Бах) - лечит болезни носовой полости (гайморит, ринит).

 -Фа мажор («Токката» И. С. Бах)  - при прослушивании музыки ревматизм менее беспокоит.

- Си мажор (прелюдии и фуги, том I, ХТК И. С. Баха)  - помогает при болезнях суставов (артритах) и болезнях стоп.

 - Ля мажор («Крейцерова соната» Людвига ван Бетховена)  - при звучании этой музыки уменьшаются отеки и варикозное расширение вен.

Наблюдения показали, что мелодии, создающие приятное настроение и доставляющие ребенку удовольствие, благотворно влияют на сердце и кровеносные сосуды. Сокращения сердца усиливаются, пульс замедляется, артериальное давление нормализуется, кровеносные сосуды расширяются. Есть, соответственно, музыкальные произведения, которые нравятся многим детям, например, вальсы. Ритм вальса три четверти близок ритму человеческого сердца. Мелодия вальса успокаивает нервную систему, благоприятно воздействует на сердечно - сосудистую систему и в целом на организм. На занятиях хореографией очень широко используется музыка вальса: в классическом экзерсисе, партерном экзерсисе, а также само разучивание и исполнение этого танца. Подбор музыкального произведения часто повышает настроение детей, и на занятиях чувствуется больше отдача и результативность в изучении техники движений различных танцев.

Музыка может стать чрезвычайно мощным средством, чтобы разбудить, облагородить, преобразовать, усовершенствовать мир в нас и вокруг нас, но может и навредить.

         Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью, большой громкостью и «бешенностью» своих ритмов. Она олицетворяет собой состояние стресса современного ума и его напряжение, сочетает перевозбуждение с угнетающим влиянием. Это вредно отражается на психике. 
К тому же,  рок-музыка воздействует  ультра- и инфра звуками, которые мы не слышим, но которые «слышат» все наши органы, и способна разрушать мозг по принципу известного «25-го кадра», когда зритель смотрит фильм, в который вмонтирован лишний невидимый глазу кадр с рекламным лозунгом. 
Экспериментами установлено, что если бой барабанов типа «там-там» превышает 100 децибелов, то слушатели впадают в обморочное состояние.

Ученые доказали, что рок – музыка замедляет рост пшеницы, под его воздействием число молока у кормящих матерей снижается, ритмы «тяжелого рока» вызывают в мозгу образование веществ, действие которых аналогично действию наркотиков.

- Под звуки рок-музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут.

- Африканские племена, приводя в исполнение смертный приговор, убивали барабанным боем и криками.

- В средневековом Китае была такая казнь «под колокол», когда осужденного на смерть, приковывали под колоколом и убивали звуковыми колебаниями низкой частоты.

- Использование наушников резко снижает слух.

Поэтому искусство, в частности музыка, должна дарить всем людям  хорошее настроение, избавлять от депрессии, укреплять иммунитет. Под влиянием  такого искусства люди становятся добрее, приветливее, внимательнее.

      Ученые и врачи отлично знают, что ребенок, посещающий уроки хореографии, делает значительные успехи в общем развитии относительно своих сверстников.

4.Заключение.

Занятия детской хореографией — это уникальный метод профилактики заболеваний, а так же значительного укрепления иммунитета ребенка и, естественно, прекрасный общеукрепляющий и оздоровительный комплекс.

Эффект от занятий  хореографией охватывает весь организм, активизируя все его системы и формируя правильное развитие опорно-двигательного аппарата у маленького человека. Конечно же, все дети любят играть, веселиться и танцевать, а особенно им нравится это делать под музыку. Музыкальное сопровождение, используемое в классической хореографии, делает движения ритмичными, что, как утверждают ученые и врачи, способствует гармонии в нагрузках и большей активизации всех систем детского организма.

Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведение золотого фонда музыкальной культуры. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии (классический экзерсис), не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки  можно найти не мало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях. Современными учёными доказано, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки. 
На практике я убедилась, что здоровье сберегающие технологии должны носить творческий характер. Только в атмосфере творческого процесса создаются благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья.

По жизнеописаниям людей, достигших весьма преклонного возраста, по астрологическим исследованиям, а так же изучив психологические факторы, обеспечивающие активную, здоровую, долгую жизнь, ученые пришли к выводу, что все долгожители – люди творческие, стремившиеся и сумевшие реализовать свои способности.

Впрочем, как она была лекарством и для польского композитора Ф. Шопена. Жизнь Шопена прошла под знаком сознания близкой смерти. В 19 лет врачи определили наихудший вариант туберкулеза. Он никак не должен был прожить и трех лет. Но, против всякого ожидания, с этим диагнозом Шопен прожил еще 20 лет. Болезнь иссушила его, при росте 176 см - весил около 50 кг, бесконечно кашлял кровью. И здесь, как это часто бывает в искусстве, мы сталкиваемся с необъяснимыми явлениями. За роялем, во время концерта, он мог играть и по несколько часов подряд, болезнь отступала, он ни разу не кашлял.

         Используя во время своих занятий здоровьесберегающие технологии, я пришла к выводу:

         Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появляется у ребенка сама по себе, а формируется постоянно, регулярно и маленькими «шажками». Методы и приемы обучения, привлечение внимания воспитанников к своему здоровью, обеспечивают в органичном единстве решение задач и проблем воспитания здорового поколения.

  

 5. Литература:

1.  Кэмпбелл Д. Дж. «Эффект Моцарта» /Пер. с англ. Л.М. Щукин. – Мн.: ООО «Попурри», 1999г.

2.Лихолет Н. «Лечебные свойства музыки».

http://zdd.1september.ru/2005/02/14.htm

3.Шушарджан С. В. «Музыкотерапия и резервы человеческого организма» - М.,1998 г.

 4.Ахутина Т.В. «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход» / Школа здоровья. 2000 г. Т. 7. №2. С.21 – 28.

5. Сергиенко Т.Е. «Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников» /Методист. – 2006 г. - №10. - С.63-68.

6. Журнал «Образование в современной школе» №9 (70). 2005 г. С.15-17.
7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003г. С.86, 92-95.

  

6.  ПРИЛОЖЕНИЕ №1.


Музыкальный репертуар для классического экзерсиса.
1 год обучения.
Название упражнения экзерсиса. Автор и название использованных музыкальных фрагментов.
1. Plie           -             М. Кадамцев «Элегия»
                                   П. Чайковский «Дуэт Одеты и принца» (б. «Лебединое                 озеро»)
2. Battemets      -           Ф. Шуберт фрагмент («Розамунда»)
  tendu                           П. Чайковский «Полька» («Детский Альбом»)
3. Battemets       -          Л. Бетховен «Менуэт» (сон. №20GL)
  Tendus jetes               Ф. Гаврилин «Каприччио»
4. Rond de jambe  -       П. Чайковский «Вальс» (О. «Е.О.»)
  Par terre                      Ж. Бизе «Хабанера»
5. Petit              -            Б. Захаров «Полька»
 battements                   Ф. Бургмюллер Фрагмент
6. Battemets     -             И. Дудаевский «Лунный вальс»
 developpe                     А. Хачатурян «Андантино»
7. Grand battemet    -      Ц. Кюи «Галоп»
jetes                                 С. Прокофьев «Марш»
1 год обучения.
Название упражнения экзерсиса. Автор и название использованных музыкальных фрагментов.
1. Plie                  -          Л. Бетховен «Прощание с фортепиано»
                                       Д. Шостакович «Романс»
2. Battemets         -           В. Мурадели «Студенческий вальс»
  tendu                             М. Глинка «Вариации»
3. Battemets         -          И. Штраус «Полька»
  Tendus jetes                  М. Глинка Фрагмент (о. «Руслан и Людмила»)
4. Rond de jambe  -           И. Делиб «Вальс» (б. «Капелия»)
  Par terre                         И. Дунаевский «Колыбельная»
5. Petit                 -            Л. Бетховен «Контрданс»
  battements                     Д. Шостакович «Шарманка»
6. Battemets         -            М. Глинка «Ноктюрн» (Es-dur)
  developpe                       П. Чайковский «Грустная песенка»
7. Grand battemet   -          В. Соловьёв-Седой «Марш»
  jetes                                 Ж. Бизе Фрагмент (опера «Кармен»)
2  год обучения.
Название упражнения экзерсиса. Автор и название использованных музыкальных фрагментов.
1. Plie                 -           Д. Верди «Дуэт Альфреда и Виолетты»
                                      П. Чайковский «Вальс» (б. «Спящая красавица»)
2. Battemets        -           А. Дворжак «Юмореска»
  tendu                            А. Рубинштейн «Полька»
3. Battemets        -           Ф. Шопен «Мазурка» (В)
 Tendus jetes                   Б. Асафьев «Танец»
4. Rond de jambe    -       М. Глинка Фрагмент (О. «Руслан и Людмила»)
  par terre                        П. Чайковский «Вальс»
5. Battemets           -         Ф. Бургмюллер «Тарантелла»
  fondus                           Ф. Бургмюллер Отрывок
6. Battemets          -         П. Чайковский Фрагмент (Б. «Лебединое озеро»)
  frappes                          Р. Дриго «Полька»
7. Anler                -          М. Титов «Вальс»
                                       Т. Хренников «Вальс»
8. Battemets       -              А. Лепин «Вальс» (a-moll)
  developpe                      Ц. Франк Отрывок
9. Grand battemet     -       Р. Шуман Фрaгмeнт (цикл «Карнавал»)
 jetes                                П. Чайковский «Мазурка»
2 год обучения.
Название упражнения экзерсиса. Автор и название использованных музыкальных фрагментов.
1. Plie            -            Доницетти Отрывок (опера «Норма»)
                                  А. Адан Отрывок из сцены (балет «Жизель»)
2. Battemets   -           М. Глинка «Детская полька»
   tendas                     В. Моцарт «Рондо в турецком стиле»
3. Battemets     -         М. Глинка «Галлопада»
  tendas jetes             П. Чайковский «вариации Зигфрида» (балет «Лебединое озеро»)
4. Rond de jambe -     А. Лепин «Вальс» (E-moll)
   par terre                 Л. Минкус «Адажио» (балет «Дон Кихот»}
5. Battemets     -         Л. Минкус «Па-де-де» (балет «Дон Кихот»)
  fondus                     П. Чайковский «Сладкая грёза»
6. Battemets      -         К. Караев «Игра»
  frappes                      Э. Сигмейстер «Охота»
                                  Ф. Мендельсон «Песня без слов»
                                  Л. Бетховен Фрагмент (сон №8)
7. Adagio            -        Ф. Шопен «Ноктюрн» (Cis-moll)
  developpe                 Фон Флотов Отрывок (опера. «Марта»)
8. Grand battemet  -     С. Лайок «Чардаш»
  jetes                          Ю. Милютин Отрывок (опера «Девичий переполох»)
3 год обучения.
Название упражнения экзерсиса. Автор и название использованных музыкальных фрагментов.
1. Plie                      -      Р. Глиэр «Танец»
                                     Ф. Бах «Пробуждение весны»
2. Battemets            -      П. Чайковский Отрывок (балет «Щелкунчик»)
  tendu                            А. Дюкомен «Полька»
3. Battemets            -       Н. Сизов «Полька»
  tendus jetes                   Д. Шостакович «Полька»
4. Rond de jambe     -      В. Желобинский «Вальс»
  parterre                          М. Глинка «Прощальный вальс»
5. Battemets             -       А. Адан Фрагмент (балет «Жизель»)
  fondas                           А. Адан «Танец Виллис»
6. Battemets             -       Л. Бетховен «Рондо»
  frappes                           В. Дешевое «Галоп»
7. Adagio               -          Б. Асафьев «Вальс конькобежцев»
                                        А. Аренский «Вальс» (ор34 №4)
8. Grand battemet     -       А. Рубинштейн «Трепак»
  jetes                                Н. Раков «Скерцино»
3 год обучения.
Название упражнения экзерсиса. Автор и название использованных музыкальных фрагментов.

1.Plie                     -         А. Адан Отрывок из сцены (балет «Жизель»)
                                       Д. Верди «Ария Жермона» (опера «Травиата»)
2. Battemets           -         А. Адан «Танец Жизели» (балет «Жизель»)
  tendu                             В. Заславский «Полька»
3. Battemtts           -          А. Адан «Праздничный танец»
  Tendus jetes                  Ш. Лекок Отрывок (опера «Дочь Анго»)
4. Rbeonddejam     -         Р. Глиэр «Вальс» (A-dur)
  Par terre                         И. Байер «Лендлер»
5. Battemets         -           В. Калинников «Элегия»
  fondas                           А. Гречанинов «Вальс»
6. Battemets         -           Ф. Шуберт «Экосез» (ор 18а №1)
  frappes                           Л. Делиб «Пиццикато» (балет «Сильвия»)
7. Adagio             -            Р. Глиэр Отрывок избалета «Красный мак»
                                         М. Матвеев «Вальс»
8. Grand battemet   -          П. Чайковский «Мазурка»
  jetes                                Р. Глиэр «Монгольская песенка.

Приложение   №2.

Игры на знакомство.
Представленные игры помогают ребятам познакомиться, наладить взаимодействие  внутри коллектива. Эти игры помогают сформировать благоприятный психологический климат, поднимают общий тонус, способствуют возникновению традиций.
Снежный ком.
 В игре принимают участие 12-16 человек, но можно и больше (35-40).
Задачи игры – поименно (под музыку) представить всех членов нового коллектива и постараться сделать так, чтобы ребята запомнили эти имена. Для ее проведения участникам необходимо сесть или встать в круг. Игра проводится по часовой стрелке. Начинает игру ведущий. Лучше, если у него в руках будет находиться какой-нибудь предмет (значок, еловая шишка, мяч и т. д.).
Ведущий (под музыку, на сильную долю такта) называет свое имя и передает предмет, находящийся у него в руках, игроку, сидящему (стоящему) слева от него. Второй игрок называет имя ведущего, свое имя и передает предмет дальше. Третий называет имена предыдущих игроков и свое и т.д. Труднее всего придется последнему игроку – он должен без ошибок произнести имена всех участников игры и не забыть сказать свое.

Замечания:

* Можно усложнить правила игры: если участник ошибается при повторении имен, попросить его назвать все имена сначала. Но подумайте, так ли уж это необходимо.

* Когда в эту игру играют младшие дети (7-9 лет), то им необходима помощь взрослого, так как они часто не способны самостоятельно справиться с заданием.

* В конце игры необходимо всех поздравить со знакомством и обязательно поаплодировать друг другу.

Великолепная Валерия.
Количество игроков от 12 до16  человек.
Игра очень похожа на «Снежный ком» и может послужить ее логическим продолжением. Правила ее несколько усложнены: каждый участник называет не только свое имя, но и прилагательное к нему. Причем это прилагательное должно начинаться с той буквы, с которой начинается имя очередного участника. Например: великолепная Валерия; серьезный Сергей; очаровательная Ольга; героический Гриша и т. д.
Ведущим, как правило, выступает педагог. Он объясняет правила игры и объясняет, что у ребят есть несколько секунд или минут (в зависимости от того, как далеко они сидят от первых участников), чтобы придумать себе подходящее, на их взгляд, прилагательное.

 Затем он называет (под музыку, на сильную долю такта) свое имя и соответствующее ему прилагательное. Далее игра идет как в «Снежный ком».

Замечания:

- Иногда в детском коллективе встречаются ребята с одинаковыми именами. Это не значит, что и «их прилагательные» должны быть одинаковыми, ведь это абсолютно разные люди.

-  Если вы проводите игру с 1 - классниками, нужно объяснить им, что такое прилагательное, иначе можно попасть в неловкое положение.

-  Нужно обязательно поблагодарить всех ребят за проявленную творческую смекалку. Имеет смысл сказать о том, что у всех ребят, помимо перечисленных достоинств и качеств, имеется еще много других ничуть не менее значимых.

Игры, на развитие музыкально – ритмического слуха.

«ПОВТОРИ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК».

 Необходимо сделать карточки с разным ритмическим рисунком на всех участников. Правила игры заключаются в том, что каждый из детей выходит и показывает свою карточку, прохлопывает ритмический рисунок, который изображен на ней. Сначала это делает педагог. Остальные дети запоминают его, затем педагог закрывает  карточку, а дети должны прохлопать или простучать этот ритмический рисунок. Далее выходит другой участник и показывает свою карточку с другим ритмическим рисунком, и т. д., пока все дети не выполнят задания.

Ритмический рисунок представляет собой изображение нот разной длительности без нотного стана. Значит, дети должны, прохлопывая рисунок, произносить ноты. Ноты разной длительности произносятся следующим образом: четвертная нота – та; восьмая нота, равная по длительности половине четвертной – ти; две восьмых – ти-ти; восьмая с точкой (пунктирный ритм) – ти-с; шестнадцатые ноты (обычно используют две шестнадцатых) – ти-ли-ти-ли; половинная нота, равная по длительности четвертной + 1 восьмая, – та (жест четвертной ноты, только немного дольше); целая нота, равная по длительности двум четвертным, – та (ладонь еще дольше задерживается на ладони левой руки).

Можно ритмический рисунок просто простучать каким-нибудь предметом (карандашом, ручкой и др.), одновременно произнося длительности.

Руководитель должен следить за тем, чтобы все дети произносили и прохлопывали рисунок правильно.

Можно простучать ритмический рисунок каждому игроку индивидуально. Если ребенок не справляется с заданием (не запомнил или неверно прохлопал), нужно задание повторить, или предложить другой, более простой ритмический рисунок. Необходимо повторять упражнение несколько раз, чтобы ребенок в конце концов запомнил ритмический рисунок и смог его воспроизвести, уже не глядя на карточку.

Победителей в этой игре нет. Она развивает у детей способность запоминать показанный рисунок и точно его воспроизводить, а также развивает чувство ритма. Если отмечать победителя, у ребенка можно отбить желание научиться понимать ритмический рисунок, и тем самым затормозить развитие музыкальных способностей.

Метроритм:

1) прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий воспитанников, затем на карточках найти ритмические имена друг друга;

2) прохлопывание простейших ритмических рисунков музыки руками, затем ногами;

3) игра «Эхо» - прохлопывание простейших ритмических рисунков по показу педагога, затем по показу самих детей.

«ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК»? 

В этой игре понадобится настоящий музыкальный инструмент - фортепиано. Теперь надо выбрать ведущего, того, кто хоть немного знает, как расположены клавиши на клавиатуре (знать их название при этом не нужно).  Этот ведущий должен уметь запоминать высоту звука и именно ту клавишу, которая будет извлекать этот звук. Все остальные участники игры отворачиваются, а ведущий нажимает на одну из клавиш. Затем он выбирает кого-либо из ребят и предлагает ему отгадать, на какую клавишу он нажимал.

Причем, если используется настоящее фортепиано – значит, поскольку клавиатура у него длинная, необходимо выделить небольшой отрезок клавиш (в пределах октавы), чтобы облегчить начинающему игроку угадывание. Методом «тыка» угадывающий должен остановиться на одном варианте. Остальные участники игры могут высказать свое согласие или несогласие. Если ведущий признает правильность выбора, то ведение игры переходит к этому участнику. Если же нет, то угадывающего можно сменить. Но учитывайте, что звук, скорее всего, нужно будет повторить, так как не у всех людей такая замечательная память, чтобы после многочисленных ошибок предыдущего игрока можно было точно вспомнить первоначально заданный звук.

«КАЛЕЙДОСКОП».

Это устный музыкальный диктант. На диск записать отрывки популярной музыки, классической музыки, народной музыки и т.д. Паузы между отрывками музыки должны быть не слишком маленькими, чтобы все успели вспомнить и определить, что за музыка прозвучала. Можно проиграть на фортепиано разнообразные отрывки классической, народной музыки …

Чемпионом становится, конечно, тот, кто набирает больше очков.Таким образом, победители каждый раз возможны разные. Все зависит от объема памяти того или иного участника и его реакции.
В этой игре лучше всего развивается музыкальный кругозор учащихся.

«Угадай-ка» (музыкальный регистр).
Слышите как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и с разным ритмическим рисунком. Музыкальные примеры - птички, медведь, солнышко, тучка-дождик, труба, лесенка, грустный и веселый ослик, и т. д. А теперь поиграем в «Угадай мелодию».

 «Тик-так» (сильная и слабая доли).
Что такое сильная и слабая доли? Часы ходят и ровно стучат свои доли.

1). Чередование хлопков рук с ударами ног.  Во время исполнения музыкального  произведения, на сильную долю хлопаем, на слабую - топаем. То же самое можно использовать для определения размера музыки, начала такта - дети двигаются по кругу под музыку.  Во  время движения хлопают на сильную долю.

2). Игра «Умный платочек». Дети стоят по кругу, в руках одного -
платочек. Во время музыки передаем платочек следующему на сильную
долю. Игра развивает внимание и ощущение сильной доли в музыке. По мере
усвоения - добавляем еще 2-3 платочка, чтобы одновременно работали
несколько человек.

Полька - 2/4, вальс - 3/4. Как нужно правильно станцевать и сильную долю показать?


Игры с правилами, подвижные игры.
От детей требуется выделение различных средств выразительности музыки, внимание к изменению ритма, темпа, динамических оттенков и пр. Дети должны уметь переходить от плавных движений
 к более энергичным, ускорять движения в соответствии с увеличением темпа, замедлять темп при завершении музыкальной фразы или целого произведения и т. д. Даже одни и те же игры в группах разных лет обучения, должны быть различными по сложности и по предъявляемым требованиям.
- Игра «У оленя дом большой»;

У оленя дом большой

(на ускорение)
У оленя дом большой (руки домиком над головой),
Он глядит в своё окошко (руки перед лицом – окошком)
Зайка по лесу бежит (кисти рук перед грудью, пружинка).
В дверь к нему стучит (кулачком «стучим» в дверь)
Тук-тук, дверь открой (стучим)
Там в лесу охотник злой (изображаем пистолет кистью руки, стреляем в воздух)
Зайка, зайка, забегай (зовём – машем рукой к себе)
Лапу мне давай! (правая рука вперёд, ладонью вверх

- Игра « Если весело живется – делай так…»

- Игра  «Мы пойдем налево, мы пойдем направо…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН - ЖЕНЩИНА С РЕБЕНКОМ НА РУКАХ».

Классный час к дню матери "Самая пректасная из женщин-женщина  с ребенком на руках" для учащихся 11 класса коррекционной школы....

Методическая разработка урока по альтернативному чтению для пятого класса "Особый ребенок"

Разработка представлена для педогогов, реализующих программы обучения  детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью....

Методическая разработка «Один из методов диагностики, позволяющий выявить особенности личности ребенка и учесть их в практической деятельности педагога»

В данной методической раработке представлен один из способов диагностики тестов и опросников обучающихся на основе методики Рене Жиля. Такой метод анализа позволяет пеагогу лучше узнать способности об...

Методическая разработка родительского собрания по теме "Организация личностно-развивающего досуга ребенка"

Данный материал будет полезен классным руководителям пятиклассников. В ходе данного родительского собрания появится возможность открытого общения родителей с учителем как через проблемные ситуации, та...

Методическая разработка Интегрированный урок по физической культуре и музыке в 5 классе Тема: «Языческое племя на охоте» (Давыдкова Наталья Викторовна учитель физической культуры Смирнова Екатерина Анатольевна учитель музыки)

В интегрированном уроке  (физическая культура и музыка) в 5-м классе используется идея сюжета и музыка балета "Весна Священная" Игоря Стравинского. Учащиеся совместно с учителем придумы...

Методическая разработка социального педагога. «Табакокурение и его воздействие на организм человека».

Тема вреда табакокурения является актуальной в современном мире.Главной цель разработки - познакомить детей с  фактами, свидетельствующими  о  вреде  курения;  способствовать ...

Методическая разработка: Технологическая карта урока "Героическая тема в музыке". Предмет: музыка, 7 класс.

Актуализация отражения героико-патриотического исторического прошлого Родины в произведениях искусства....