Методическая разработка «Один из методов диагностики, позволяющий выявить особенности личности ребенка и учесть их в практической деятельности педагога»
методическая разработка по физкультуре
В данной методической раработке представлен один из способов диагностики тестов и опросников обучающихся на основе методики Рене Жиля. Такой метод анализа позволяет пеагогу лучше узнать способности обучающегося, выявить его интересы и пихологические потребности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_gorachev_103.docx | 527.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Горбачев Денис Станиславович
Учитель физкультуры
ГБОУ СОШ №103
Методическая разработка
«Один из методов диагностики, позволяющий выявить особенности личности ребенка и учесть их в практической деятельности педагога»
Залог успешной работы коллектива непременно зависит от работы руководителя. Я, как руководитель ансамбля современного танца, считаю необходимым учитывать потребности, интересы, характер и психологический уровень каждого обучающегося.
Мной была разработана система диагностики потребностей, психологического состояния и интересов обучающихся на основе методики Рене Жиля. Главной целью методики является изучением социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Тест состоит из картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий, которые направлены на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Данные тесты помогают выявлять зоны конфликта в системе межличностных отношений.
Методика (тесты) очень просты и легко воспринимаются обучающимися.
Цель моего теста, как Я уже упоминал, в первую очередь интересы детей, а заодно узнать, как будет вести себя обучающийся в той или иной ситуации.
Сотворив анкету на четырёх листах, Я незамедлительно отдал его обучающимся для заполнения. С огромным интересом и желанием они отвечали на вопросы, ставили галочки и крестики.
Далее в своей работе я приведу примеры анкет и результаты анкетирования.
Детям было интересно заполнять анкету. Вот перечень вопросов в анкетах:
Что любишь делать в свободное время Петь Читать Рисовать Ходить в кино Коллекционировать Встречаться с друзьями Находиться в сети интернет Подчеркни ответ | Ещё что любишь делать в свободное время Напиши ниже |
Какой герой или героиня из фильмов и сказок больше всего нравится и как его зовут Напиши ниже | Почему нравится Какой он или какая она Напиши ниже |
С кем ты любишь играть? с товарищами твоего возраста Подчеркни один ответ | Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже |
Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты. | Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где идешь ты. |
Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек? | Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты. |
Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже. | Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать? Будешь плакать? Подчеркни один из ответов. |
Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты. | Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты. |
Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Напиши ниже | Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже. |
Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты. | Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты. |
Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать? Будешь плакать? Подчеркни один из ответов. | Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь? Будешь плакать? Подчеркни один из ответов. |
Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты. | Ты пошел в кино вместе со всеми. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой? |
Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже. | Ты приходишь сюда потому что Интересно Хочу выиграть Хочу научиться красиво двигаться Подчеркни ответ |
Сколько Тебе лет Напиши ниже | Твои Имя и Фамилия Напиши ниже |
Участвовало 20 человек, из них 7 мальчиков, 13 девочек, возраст от 7 до 12 лет.
После всех действий Я сделал вывод:
Итак, первый вопрос: Что любишь делать в свободное время
Здесь Я понял, что встречаться с друзьями любят 14 человек, а коллекционировать – никто!
Узнал, кто любит петь, а кто делать стенгазету.
Вопрос №2 Ещё что любишь делать в свободное время
8 человек любят танцевать, остальные:
лошадь,танцы |
играть в копм. |
магазины, см. ТВ |
гулять |
собирать лего |
танцевать,ролики |
играть с сестрой, готовить |
играть с собакой |
спать |
Всё это Мне очень пригодилось, когда Я довожу новый материал до обучающегося. Провожу аналогию или пример из того, что мы любим делать, и с интересом и пониманием быстро информация доходит до головного мозга девочки или мальчика.
Следующий вопрос: Какой герой или героиня из фильмов и сказок больше всего нравится и как его зовут, Почему нравится?
Фамилия , имя | пол | возраст | Какой герой нравится? | Почему нравится? |
Галактионова Лиза | ж | 11 | принцесса | красивая |
Светличная Маша | ж | 10 | Анжелика из ф. Пираты Карибского Моря | смелая |
Шульгина Алина | ж | 8 | Хана Монтана | прикольная |
Бусарев Вадим | м | 12 | Робинзон Крузо | смелый |
Кильганов Кирилл | м | 9 | Буратино | весёлый |
Александрова Катя | ж | 9 | Симба | добрый |
Матвеев Глеб | м | 9 | Финн Макмисл тачки 2 | разведка |
Литвинова Юля | ж | 8 | Белоснежка | красивая |
Травкин Миша | м | 8 | Человек паук |
|
Усикова Настя | ж | 8 | Стелла | решительная |
Беликова Полина | ж | 8 | Хана Монтана | модная |
Заятдинов Кирилл | м | 8 | Человек паук |
|
Родионова Олеся | ж | 7 | Учитель танцев |
|
Чижикова Аня | ж | 11 | Русалочка | красивая |
Коротков Егор | м | 8 | Карлсон и Малыш | смешные |
Червякова Арина | ж | 11 | Мари Лоран | справедливая |
Исаченко Марина | ж | 11 | К.Уинслет Л. Ди Каприо | загадочные |
Барбина Настя | ж | 7 | Блум | хорошая |
Крюк Юля | ж | 11 | Остер | смешной |
Горбачев Паша | м | 11 | Кхан | хороший |
Здесь, очень полезная для Меня информация.
Плюс последняя колонка - это характерная черта ребёнка. Я подтверждаю, в жизни они такие!
Ещё вопрос: С кем ты любишь играть?
Здесь, половина коллектива любит играть со сверстниками.
Следующий вопрос: Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение?
13 из 20 способны!
Дальше. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
Фамилия , имя | пол | возраст | Стол. К кому ближе | ||
Мама | между | Папа | |||
Галактионова Лиза | ж | 11 |
| 1 |
|
Светличная Маша | ж | 10 | 1 |
|
|
Шульгина Алина | ж | 8 | 5 |
|
|
Бусарев Вадим | м | 12 |
| 1 |
|
Кильганов Кирилл | м | 9 | 3 |
|
|
Александрова Катя | ж | 9 |
| 1 |
|
Матвеев Глеб | м | 9 | 5 |
|
|
Литвинова Юля | ж | 8 |
| 1 |
|
Травкин Миша | м | 8 |
|
| 4 |
Усикова Настя | ж | 8 | 1 |
|
|
Беликова Полина | ж | 8 | 4 |
|
|
Заятдинов Кирилл | м | 8 | 4 |
|
|
Родионова Олеся | ж | 7 | 2 |
|
|
Чижикова Аня | ж | 11 |
|
| 6 |
Коротков Егор | м | 8 | 2 |
|
|
Червякова Арина | ж | 11 |
| 1 |
|
Исаченко Марина | ж | 11 | 2 |
|
|
Барбина Настя | ж | 7 |
| 1 |
|
Крюк Юля | ж | 11 |
| 1 |
|
Горбачев Паша | м | 11 | 2 |
|
|
Здесь Я отметил кол-во препятствий до мамы или до папы.
Выделил красным цветом, к кому присмотрюсь повнимательнее.
Далее: Вот твои товарищи идут на прогулку. Где идешь ты.
Вот такой строй получился. Трое любознательных-впередиидущих, остальные за ними.
Двое замыкающих. Их Я запомнил.
Ещё вопрос: Решено преподнести одному человеку сюрприз.
Сюрпризы любят делать все, кроме двух равнодушных. Будем знать.
Далее: Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой?
Ответы были такие:
8 друга или подругу |
2 бабушку |
2 маму |
1 сестру |
1 себя |
1 племянницу |
1 никого |
2 учителя танцев |
Интересно, что маму взяли с собой только 2 человека.
Следующий вопрос: Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
6 в первом ряду, 7 во втором, 4 в третьем, 2 в четвёртом, 1 в шестом
Какие внимательные!
Далее: Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
14 чел. заинтересовались, остальные увлечены собой.
Группа вопросов: Если товарищ …
Смеётся над тобой | Смеётся над твоим другом | Нарочно свалил с ног | ||||||||||
будешь плакать | пожмёшь плечами | сам будешь смеяться над ним | будешь обзывать его, бить | будешь плакать | пожмёшь плечами | сам будешь смеяться над ним | будешь обзывать его, бить | будешь плакать | пожалуешься учителю | ударишь его | сделаешь замечание | не скажешь ничего |
0 | 4 | 16 | 2 | 0 | 3 | 9 | 8 | 0 | 2 | 6 | 12 | 2 |
На вопрос «если смеются над тобой» коллектив однозначно ответил: «Сам буду смеяться» (активно отреагировали).
Над другом смеяться - 17 неравнодушных детей! Похвально.
И 12 человек сделают замечание (нейтрально отреагировали), если свалили с ног.
Группа вопросов на игровой площадке:
площадка для игр | драка на площадке | спор на площадке | ||||||||
резвящиеся | тройки | парочки | один | куча -мала | разнимающие | наблюдатели | убегающий | внутри спора | не интересно | один |
5 | 6 | 7 | 2 | 4 | 4 | 10 | 2 | 14 | 4 | 2 |
Здесь Мне интересно было узнать где какой обучающийся, возможно будет находиться, насколько общителен.
Также на прогулке:
- Группа 3 ребёнка + взрослый - отметило 10 человек.
- Группа 3 ребёнка - отметило 4 человека.
- Группа 2 ребёнка - отметило 5 человек.
- Совсем один - отметило 2 человека.
Те, кто по одному - будем приобщать к коллективу.
Следующий вопрос: Как близко сядешь к человеку во главе стола?
10 человек рядом с авторитетом.
Трое в конце стола.
Фамилия , имя | пол | возраст | кому расскажешь о неприятности | скучаешь по |
Галактионова Лиза | ж | 11 | маме | маме |
Светличная Маша | ж | 10 | друзьям | маме |
Шульгина Алина | ж | 8 | подруге | родителям |
Бусарев Вадим | м | 12 | другу | маме |
Кильганов Кирилл | м | 9 | маме | маме |
Александрова Катя | ж | 9 | маме | маме |
Матвеев Глеб | м | 9 | родителям | родителям |
Литвинова Юля | ж | 8 | папе | бабушке |
Травкин Миша | м | 8 | родств. | деду маме |
Усикова Настя | ж | 8 | другу | всем |
Беликова Полина | ж | 8 | никому | маме |
Заятдинов Кирилл | м | 8 | родителям | маме |
Родионова Олеся | ж | 7 | никому | маме |
Чижикова Аня | ж | 11 | сестре | родным |
Коротков Егор | м | 8 | другу | маме |
Червякова Арина | ж | 11 | подруге | маме |
Исаченко Марина | ж | 11 | подруге | маме |
Барбина Настя | ж | 7 | маме | бабушке |
Крюк Юля | ж | 11 | маме | маме |
Горбачев Паша | м | 11 | маме | родным |
Почти все скучают по маме.
А про неприятность рассказывают большинство друзьям и родителям
.
Вопрос с кинозалом: Ты пошел в кино вместе со всеми. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь?
14 человек комфортно себя чувствуют посередине ряда
6 человек с краю
10 человек на первом ряду, остальные чуть подальше.
И, наконец, Мне интересно было знать: Зачем Ты приходишь на танцы?
Есть целеустремленные дети, и есть, кому просто интересно.
Проанализировав все ответы на Мои вопросы, Я сделал смелый вывод: Анкетирование проведено с пользой для дела. Интересно было ребятам отвечать, а Мне узнавать ответы.
Итак, Я узнал:
- Любимых героев каждого ребёнка
- Способности и наклонности каждого ребёнка, кроме танцев
- Где, возможно, будет находиться каждый ребёнок в разной обстановке
- Насколько каждый ребёнок внимателен к взрослым и сверстникам
- Возможные действия каждого ребёнка в различных ситуациях
- Кто ближе всего к ребёнку (кто для него авторитет и кого он больше всего любит).
Всё это очень важно для Меня и, конечно, поможет в оздоровительном лагере, в который Я жду, не дождусь поехать в августе с моим коллективом.
Список литературы
- "Применение теста Рене Жиля", или в публикации "Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью “Фильм-теста” Рене Жиля" (Вопросы психологии. М., 1997. №1. С.55-62.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка « Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей в творческой деятельности»
Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу . В докладе расскрываются формы и ...
Методическая разработка «Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений деформаций личности педагога»
Работники сферы образования являются наиболее уязвимой категорией, подверженной профессиональной деформации. Возникновение и развитие профессиональной деформации снижает продуктивность выполнения...
Методическая разработка "Формы и методы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию"
Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность Тверского суворовского военного училища. Он отражает педагогическую деятельность автора по гражданско-патриотическому воспит...
Методическая разработка «Формы и методы работы над развитием личности в классе фортепиано»
Музыкальное обучение обусловлено потребностями общества во всесторонне и гармонически развитой личности. Поэтому в последние годы особое внимание уделяется усилению не только воспитывающего, но и разв...
"Реализация положений Конвенции ООН о правах ребенка в практической деятельности педагога.»
Цель: рассмотреть Конвенцию ООН о правах ребенка в системе воспитательной работы в МсСВУ, формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни обще...
Методическая разработка: Один из видов речевой деятельности – обучение лексике.
Данная разработка освещает опыт работы с лексикой на уроках английского языка....
Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи
Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие р...