Методическая разработка урока по альтернативному чтению для пятого класса "Особый ребенок"
методическая разработка (5 класс) на тему

Мулкахайнен Любовь Михайловна

Разработка представлена для педогогов, реализующих программы обучения  детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_stihov_pro_zimu_i_novyy_god.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

интегрированного урока «Альтернативное чтение»

 для 5 класса «Особый ребенок» по теме:

«Чтение стихов про зиму и Новый Год»

Пояснительная записка

Методическая разработка данного урока будет интересна для учителей коррекционных школ восьмого вида, прежде всего, для учителей классов «Особый ребенок».  Освоение учащимися с тяжелой умственной отсталостью литературных произведений весьма затруднено.

Приведу краткую характеристику класса: все четверо учащихся класса «Особый ребенок» являются воспитанниками ДДИ №4 г.Павловска. В классе две девочки и два мальчика в возрасте от 11 до 14 лет. Учащиеся имеют множественные нарушения как двигательной, так и интеллектуальной сферы. Все дети  имеют диагноз тяжелая умственная отсталость.

Обучение проходит по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой (Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2011)

Данный урок по типу является интегрированным (межпредметные связи: развитие речи и окружающий мир, социально-бытовая ориентировка).

Тема урока: «Чтение стихов о зиме и Новом Годе».

Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала.

Цель урока: повторить и закрепить умение учащихся воспроизводить  короткие стихи для детей о зиме и Новом Годе при помощи различных техник альтернативной коммуникации.

Задачи:

Образовательная – продолжать обучать учащихся воспринимать короткие стихи, создавать соответствующие образы. Продолжать закреплять умения использования средств альтернативной коммуникации (жесты, пиктограммы, картинки, коммуникативные кнопки, Gotalk)

Коррекционная – коррегировать и развивать зрительное и слуховое восприятие, долговременную память.

Воспитательная – поддерживать и развивать   мотивацию к занятиям, развивать представления учащихся о национальных праздниках и их атрибутах (Новый Год).

Материалы и оборудование  к уроку: колокольчик;  проектор, компьютер, видеофильмы и презентации о зиме и Новом Годе; пиктограммы  и картинки (праздничный колпачок День Рождения, Новый Год, зима, Дед Мороз, украшенная новогодняя ель, подарок, снег, дождь, облачно), фланелеграфы; коммуникативные кнопки с закрепленными пиктограммами и рисунками и Gotalk; карточки с цифрами, 2 искусственнаых ели (маленькая с искусственным снегом – ватой и большая украшенная),  елочная гирлянда; мягкая игрушка «медведь»; «снежинки» и «листики» на палочках; запись детских новогодних песен («Серебристые снежинки»).  

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка темы  урока.

Учитель звонит в колокольчик: «Вот звенит у нас звонок – начинается урок! Ребята, давайте посмотрим небольшой мультфильм»

Просмотр отрывка из мультфильма «Дед Мороз и серый Волк» с песней «Скоро Новый Год».

Учитель показывает пиктограмму «Новый Год» и праздничный колпачок «День Рождение»: «Ребята, какой праздник скоро?»

Учитель: «Правильно, ребята. Скоро Новый Год! Какой же это праздник? Что происходит на Новый Год?"

Учитель крепит на фланелеграф пиктограммы «зима», «новогодняя ель», «Дед Мороз», «подарок».

Учитель, показывая на картинки и пиктограммы: «Новый Год бывает зимой. На Новый Год мы украшаем елку, к нам приходит Дед Мороз и дарит подарки».  Обращается к ученикам: «Кто может повторить по картинкам, что я сказала?» (Показывает ученик, высказавший желание отвечать). «На Новый Год дети рассказывают стихи. И сегодня  мы с вами будем повторять стихи про зиму, про новогоднюю елку, про Деда Мороза (показывает еще раз на картинки)».

2. Основная часть. Чтение стихов.

Учитель: «Ребята, сейчас зима. Новый год бывает зимой. Главный признак зимы – снег». Учитель крепит на фланелеграф пиктограммы «зима», «снег», «дождь», «облачно».

«Кто может повторить?» Несколько учеников повторяют главный признак зимы.

Учитель показывает на елку со снегом, на игрушечного медведя, лежащего под елкой: «Мы с вами учили стихотворение про снег, про елку и про медведя. Что медведь делает?» Ученики жестом отвечают.

Учитель: «Кто может рассказать стихотворение?»

Кто сказал или показал «Я!», тот и рассказывает с помощью коммуникативных кнопок (запись слов «снег, снег», «медведь»  и «не шуметь!») и жестов. Могут рассказывать один или два ученика.

Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
Как  на ёлке — снег, снег,
И под ёлкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!

Учитель: «Молодцы, ребята! Хорошее стихотворение про зиму и про снег! Теперь нам надо рассказать стихотворение про елку:

В лесу родилась елочка – в лесу она росла.

Зимой и летом стройная, зеленая была.

Трусишка зайка серенький под елочкой скакал.

Порою волк, сердитый волк рысцою пробегал.

И вот она нарядная на праздник к нам пришла,

И много-много радости детишкам принесла!

Ученики с помощью Gotalk и мнемических картинок рассказывают стихотворение.

Учитель: «Теперь давайте отдохнем. Слушаем песню. (Звучит песня «Серебристые снежинки») О чем песня?» Учитель предлагает на выбор снежинки и листики на палочках. Дети разбирают снежинки и машут ими под музыку.

Учитель, показывая на фланелеграф с пиктограммами: «Вы рассказали стихи про снег и про елочку. А сейчас мы с вами посмотрим и послушаем одно стихотворение (просмотр презентации про Деда Мороза).

«Про кого было стихотворение? (Выбор пиктограммы Дед Мороз).

 Кто может рассказать  стихотворение про Деда Мороза?»

Один из учеников рассказывает стихотворение по мнемическим картинкам на Gotalk.

За окошком снег идёт,
Значит, скоро Новый год.
Дед Мороз уже в пути,
Долго к нам ему идти.

По заснеженным полям,

По сугробам, по лесам.
Принесёт он ёлочку
В серебряных иголочках.
С Новым годом нас поздравит
И подарки нам оставит.

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Учитель: «Ребята! Наш урок закончился! Мы повторили с вами стихи про снег и зиму, про новогоднюю елочку, про Деда Мороза и про подарки, которые он нам приносит!»  Еще мы потанцевали  со снежинками. Вы все молодцы! Но посмотрите, на нашей елочке не горят огоньки! Кто хочет быть волшебником и зажечь нашу елочку?»

Один из учеников «говорит волшебные слова»: «Один, два, три – елочка, гори!» при помощи карточек с цифрами на фланелеграфе и коммуникативной кнопки.

Учитель: «С наступающим Новым Годом!»

Звонок с урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Вязание на пяти спицах"

На уроке учащиеся знакомятся с историей создания носков, с техникой вязания....

Методическая разработка урока по французскому языку для пятого класса с использованием элементов развития критического мышления

Методическая разработка урока по французскому языку для пятого класса с использованием элементов развития критического мышления...

Методическая разработка урока по литературному чтению С.А.Есенин "Бабушкины сказки" в 4 классе коррекционной школы седьмого вида.

Методическая разработка открытого урока в 4 классе в коррекционной школе седьмого вида на тему  "С.А.Есе...

Методическая разработка урока литературы внеклассного чтения в 6 классе: Как научиться любить ближнего?

Знакомство с православной книгой А.Ткачева "Ступени к небу". Доступное разъяснение заповедей Христовых для читателей. Как научиться любить людей?...

Методическая разработка урока литературы внеклассного чтения в 6 классе: Как научиться любить ближнего?

Знакомство с православной книгой А.Ткачева "Ступени к небу". Доступное разъяснение заповедей Христовых для читателей. Как научиться любить людей?...

Методическая разработка по предмету «Альтернативное чтение» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (надомное обучение) 6 класс

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 6 класса (обучающихся с умеренной умственной отсталостью) является приложением к Адаптированной основной обра...