Технологическая карта к уроку ОПК 4 класс
план-конспект урока на тему
Общая цель: воспитание нравственных принципов на основе понимания значения заповедей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_zapovedi.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество | Куприянова Людмила Леонидовна |
Модуль | Основы православной культуры |
Тема урока | Заповеди |
Тип урока | ОНЗ |
Цель, задачи | Общая цель: воспитание нравственных принципов на основе понимания значения заповедей . Задачи:
Воспитывающая: на примере заповедей показать правильное отношение к человеку, создать представление о заповедях как нравственном внутреннем критерии поведения. |
Необходимое оборудование | Учебник, интерактивное оборудование, доска, мультимедийный диск, презентация " "Заповеди Божьи". |
Дидактическое обеспечение | Толковый словарь Ожегова |
Планируемые результаты | |
| Воспитание человечности и чувства любви и уважения к людям. |
| Знание, понимание слов «заповеди», заветы, священные слова. |
| Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы. Умение осушествлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёра. Овладение логическими действиями анализа и синтеза. |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД(с указанием конкретных действий) | ||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | 1. Анализ выставки рисунков на тему «Счастливый человек». 2. Организует работу в группах «блиц-опрос» Задание: «Как жить в радости?» | 1.Авторы рисунков, поясняют свои работы на тему «Счастливый человек» 2. Работа в группах «блиц-опрос» Задание: «Как жить в радости?» (презентация) Высказывают своё мнение, отвечая на поставленный вопрос. 1.Не помнить зло, а хранить в памяти добро. Не отвечать на зло злом. 2. Не оставаться равнодушным к несправедливости, поступать по совести. Быть в ладу со своей совестью. 3. «Собирайте себе сокровища на небе…» - добро, сделанное бескорыстно. | Познавательные УУД: Умение отвечать на поставленные вопросы. Анализ лексики и её сопоставление формулировать определение. Регулятивные УУД: Определение границ своего знания. Коммуникативные УУД: Умение точно и полно выражать свои мысли. | ||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Кто учил людей не отвечать на зло злом, не ставить целью жизни обогащение и когда это было? Вывод учителя: Но истинны эти остаются важными, актуальными и по сей день. А какие ориентиры были у людей до рождения Иисуса Христа? Что помогало им отличать добро от зла? |
Иисус Христа, Нагорная проповедь, более 2000 лет назад. (презентация). Ответы детей: -голос совести -заповеди | Познавательные УУД: Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Умение отвечать на вопросы. Регулятивные УУД: Поиск ответа на поставленный вопрос | ||
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. Построение проекта выхода из затруднения | Больше 1000 лет до рождения Иисуса Христа Бог дал людям заповеди, исполнение которых означало сохранение верности Творцу и завету с ним. Откройте учебник на стр.40 Найдите, о чём ещё вы узнаем на уроке? Вот и наметился план нашего урока. | Какие вопросы возникают у вас? Что такое заповеди? Как Бог дал людям заповеди? Какие заповеди дал Бог людям? Что общего у убийства и воровства? Как зависть гасит радость? (презентация) вопросы | Познавательные УУД: Умение пользоваться новыми понятиями, применять их в своей речи. Регулятивные УУД: Анализ и соотнесение по смыслу суждений. | ||
4 5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания | Учитель организует работу по группам. Дети ищут в толковом словаре и в учебнике ответы на вопрос №1,2? Осмысление и запоминание прочитанного. Учитель организует проверку работы в группах. Дети задают по одному вопросу друг другу или учителю. Какие заповеди Бог дал людям? Третий вопрос нашего урока. Всего 10 заповедей. 4 из них об отношении человека и Бога, а остальные об отношении людей между собой. Как ещё можно получить информацию? ( спросить у знающего человека, профессионала) Как вы думаете к кому можно обратиться за разъяснениями? (к священнослужителю). Он расскажет о 5-ой заповеди «Почитай отца твоего и матерь твою», прослушайте внимательно, позже в тексте учебника вам надо будет найти о чем не сказал священнослу-житель. Дополнение учителя: Пятой заповедью Бог велит почитать и тех людей, которые заботятся о нас: учителя, старшие, священники, разные начальники. Если мы будем делать всё хорошо, то и начальники у нас будут хорошие. | Откуда мы можем получить ответ на наши вопросы? (Из словарей, учебника) 1 группа работает с толковыми словарями и отвечает на первый вопрос « Что такое заповеди?» Остальные группы ищут ответ на второй вопрос «Как Бог дал людям заповеди?» и готовят вопросы по содержанию текста (один вопрос записать в маршрутный лист). Капитан выбирает самый интересный вопрос и задаёт детям или учителю? "Заповедь - это религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества". «Заповеди – заветы, предписания Божии людям, закон жизни человека» Есть связь между словами заповедь, заповедник? Дети слушают фрагмент телепередачи «Купелька». Прочитайте абзац, посвящённый этой заповеди. Что ещё вы бы дополнили. Заботиться о престарелых и немощных родителях на закате их жизни. | Познавательные УУД: Ответы на вопросы, анализ качеств человека, умение пользоваться новыми понятиями, применять их в своей речи. Личностные УУД: Формирование нравственно- этической модели поведения детей. | ||
. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Учитель организует самостоятельную работу с учебником и маршрутным листом урока. Дети получают задание прочитать текст о заповедях и заполнить таблицу. | Самостоятельная работа с учебником и таблицей. Обсуждение ответов таблицы в группах. | Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации. Анализ поступков героев, умение формулировать свою точку зрения. Установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: Умение точно выражать свои мысли. Умение слушать мнение других людей | ||
6-ая заповедь «Не убивай» На слайде проиллюстрирована эта заповедь. Как бы вы прокомментировали её. Учитель организует фронтальный опрос. | Фронтальная работа (примерные ответы)
| Познавательные УУД: Ответы на вопросы, анализ качеств человека, умение классифицировать поступки и качества характера. Открытие нового знания. Развитие творческого мышления. Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника, оценивать полноту и правильность высказывания товарища. Личностные УУД: Определение собственной нравственной позиции | |||
7-ая заповедь. «Не прелюбодействуй». Прочитайте о чем она? Прочитайте седьмую заповедь Дополнение учителя. Эта заповедь запрещает любить, дружить корыстно. Корысть влечёт за собой предательство. Надо быть верным дружбе, любви. Дружат двое, но вот появляется третий и вдруг друг становится не интересен, а более приятен новый. нарушается закон верности дружбе, любви. | Ответ детей. Эта заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. | ||||
8 заповедь. «Не кради» На какой вопрос мы должны были ответить, связанный с этой заповедью? Попробуйте ответить, прочитав текст учебника. Дополнение учителя: Кража бывает разная: воруют люди тихонько, отнимают силой, выманивают обманом. Начинают с мелочей, а потом доходят и до большого. Лучше никогда не брать чужого ни крошки. Красть можно не только вещи, деньги, но и время, идеи, настроение. Лентяй тот же вор. | Ответ детей. Убийца, и вор расценивают другого как помеху. Оба бесчеловечны. | ||||
9 заповедь. «Не лги, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Какая особенная причина есть у христиан, что бы не лгать?
Дополнение: Ложное свидетельство на ближнего - это клевета. Например, человека начнут называть вором, а он ничего не брал – это клевета. Клевета обижает, ранит. Не нужно говорить про людей плохое, мы можем ошибаться. И никто нас не назначил судить других людей. | Ответ детей. Бога не обманешь. Бог видит любой обман. | ||||
10 заповедь. Почему зависть гасит радость? Что произошло со старухой?
Дополнение учителя. Так и человек, пустивший в свою душу зависть желает себе всё больше и не может остановиться. Жадность руководит им. Завистник любит одного себя, а других ненавидит. Он не умеет радоваться чужому счастью. Его душа не имеет покоя. | Ответ детей. Зависть не знает границ. Осталась у разбитого корыта. | ||||
7. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Организует работу в группах.
| Каждая группа получила набор пословиц. Нужно подобрать пословицы соответствующие определённой заповеди. У каждой группы своя заповедь. Для проверки работы в группе пословицы вывешиваются на доску. | Познавательные УУД: Анализ и синтез. Регулятивные УУД: Формирование способности к соморегуляции. Самооценка. | ||
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | А теперь давайте проверим, как вы в конкретных жизненных ситуация сможете определить, какая заповедь нарушается. Задаёт детям вопросы о важности соблюдения заповедей: Нужны ли заповеди современному человеку? Как изменился бы наш мир, если бы все люди на Земле жили по заповедям- Законам Бога? Расскажите о случаях преодоления себя. | Дети работают вместе с учителем со слайдами презентации. Дети вместе с учителем делают выводы: Православному человеку по дороге жизни помогает идти вера. Это мост между Богом и человеком. Мост устремлен вверх, он как - бы символизирует духовный рост православного человека. Вверх идти труднее, скатиться вниз можно легко и быстро. Совесть и заповеди помогают человеку на жизненном пути. | Познавательные УУД: Построение логической цепи рассуждений. Личностные УУД: Формирование нравственной модели поведения детей. | ||
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… мне надо… Даёт оценку работы групп. Домашнее задание: Каждая группа готовит проект к следующему уроку. | Учащиеся дают оценку работы в группах, записывают домашнее задание: Группы готовят толковые словарики в виде книжки-малышки "Заповеди" и рисунки по теме: "Как жить в радости?" или выбрать свою тему по желанию. | Регулятивные УУД: Формирование самооценки, умение оценивать работу товарищей. Планирование. |
:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта интегрированного урока, 7 класс
Технологическая карта интегрированного урока география и информатика поможет учителю провести урок в соответствии ФГОС....
Технологическая карта открытого урока 5 класс Баскетбол
5 класс Баскетбол...
Технологическая карта открытого урока 5 класс Волейбол
5 класс Волейбол...
Технологическая карта открытого урока 1 класс Гимнастика
1 класс Гимнастика...
технологическая карта открытого урока 2 класс
Технологическая карта изучения темы, тематического раздела План-конспект урока английского языка в рамках темы "Моя семья" по УМК "Английский язык» 2-й класс, авторы: В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э...
технологическая карта открытого урока 5 класс " Поход в кафе"
Технологическая карта урока Предмет: английский язык учитель: Домброван Анна Ивановна Класс: 5 МБОУ "СОШ №23" Автор и название УМК: English 5 Кузовлев В.П. Тема урока:Как насчет того, чтобы пойт...
Технологическая карта к уроку. 6 класс, "Время праздников".
Это технологическая карта урока-открытия нового знания по теме "Праздники" ( 6 класс, модуль 5)....