Технологическая карта к уроку ОПК 4 класс
план-конспект урока на тему

Куприянова Людмила Леонидовна

Общая цель: воспитание нравственных принципов на основе понимания значения заповедей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_uroku_zapovedi.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

Куприянова Людмила Леонидовна

Модуль

Основы православной культуры

Тема урока

Заповеди

Тип урока

ОНЗ

Цель, задачи

Общая цель: воспитание нравственных принципов на основе понимания значения заповедей .

Задачи:

  • Обучающая: познакомиться с понятием "заповеди"; привести к пониманию того, что заповеди - это проявление любви и заботы о людях, лежат в основании жизни.
  • Развивающая: учить  устанавливать взаимосвязь между православной культурой и поведением людей, вести проблемный диалог с детьми.

Воспитывающая: на примере заповедей показать правильное отношение к человеку, создать представление о заповедях как нравственном внутреннем критерии поведения.

Необходимое оборудование

Учебник, интерактивное оборудование, доска, мультимедийный диск, презентация

 "  "Заповеди Божьи".

Дидактическое обеспечение

Толковый  словарь Ожегова

Планируемые результаты

  • личностные

Воспитание человечности и чувства любви и уважения к людям.

  • предметные

Знание, понимание слов «заповеди», заветы, священные слова.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы.

Умение осушествлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёра.

Овладение логическими действиями анализа и синтеза.

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

 1. Анализ выставки рисунков на тему «Счастливый человек».

 2. Организует работу в группах «блиц-опрос»

Задание: «Как жить в радости?»

1.Авторы рисунков,  поясняют свои работы на тему «Счастливый человек»

2. Работа в группах «блиц-опрос»

Задание: «Как жить в радости?»

(презентация)

Высказывают своё мнение, отвечая на поставленный вопрос.

1.Не помнить зло, а хранить в памяти добро. Не отвечать на зло злом.

2. Не оставаться равнодушным к несправедливости, поступать по совести. Быть в ладу со своей совестью.

3. «Собирайте себе сокровища на небе…» - добро, сделанное бескорыстно.

Познавательные УУД:

Умение отвечать на поставленные  вопросы. Анализ лексики и её сопоставление формулировать определение.

Регулятивные УУД:

Определение границ своего знания.

Коммуникативные УУД:

Умение точно и полно выражать свои мысли.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Кто учил людей  не отвечать на зло злом, не ставить целью жизни обогащение и когда это было?

Вывод учителя:

Но истинны эти остаются важными, актуальными и по сей день.

А какие ориентиры были у людей до рождения Иисуса Христа? Что помогало им отличать добро от зла?

 

Иисус Христа, Нагорная проповедь, более 2000 лет назад.

(презентация).

Ответы детей:

-голос совести

-заповеди

Познавательные УУД: Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Умение отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД:

Поиск ответа на поставленный вопрос

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

 Построение проекта выхода из затруднения

Больше 1000 лет до рождения Иисуса Христа Бог дал людям заповеди, исполнение которых означало сохранение верности Творцу и завету с ним.

Откройте учебник на стр.40

Найдите, о чём ещё вы узнаем на уроке?

Вот и наметился план нашего урока.

Какие вопросы возникают у вас?

Что такое заповеди?

Как Бог дал людям заповеди?

Какие заповеди дал Бог людям?

Что общего у убийства и воровства?

Как зависть гасит радость?

(презентация)

вопросы

Познавательные УУД:

Умение пользоваться новыми понятиями, применять их в своей речи.

Регулятивные УУД:

Анализ и соотнесение по смыслу суждений.

4 5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания

Учитель организует работу по группам. Дети ищут в толковом словаре и в учебнике ответы на вопрос №1,2?

Осмысление и запоминание прочитанного.

Учитель организует проверку работы в группах. Дети задают по одному вопросу  друг другу или учителю.

Какие заповеди Бог дал людям?

 Третий вопрос нашего урока.

Всего 10 заповедей. 4 из них об отношении человека и Бога, а остальные об отношении людей между собой.

Как ещё можно получить информацию? ( спросить у знающего человека, профессионала) Как вы думаете к кому можно обратиться за разъяснениями? (к священнослужителю). Он расскажет о 5-ой заповеди «Почитай отца твоего и матерь твою», прослушайте внимательно, позже в тексте учебника вам надо будет найти о чем не сказал священнослу-житель.

Дополнение учителя:

Пятой заповедью Бог велит почитать и тех людей, которые заботятся о нас: учителя, старшие, священники, разные начальники. Если мы будем делать всё хорошо, то и начальники у нас будут хорошие.

 Откуда мы можем получить ответ на наши вопросы? (Из словарей, учебника)

1 группа работает с толковыми словарями и отвечает на первый вопрос « Что такое заповеди?»

Остальные группы ищут ответ на второй вопрос «Как Бог дал людям заповеди?»

 и готовят вопросы по содержанию текста (один вопрос записать в маршрутный лист). Капитан выбирает самый интересный  вопрос и задаёт детям или учителю?

"Заповедь - это религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества".

«Заповеди – заветы, предписания Божии людям, закон жизни человека»

Есть связь между словами заповедь, заповедник?

Дети слушают фрагмент телепередачи «Купелька».

Прочитайте абзац, посвящённый этой заповеди. Что ещё вы бы дополнили.

Заботиться о престарелых и немощных родителях на закате их жизни.

Познавательные УУД:

Ответы на вопросы, анализ качеств человека, умение пользоваться новыми понятиями, применять их в своей речи.

Личностные УУД:

Формирование нравственно- этической модели поведения детей.

. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Учитель организует самостоятельную работу с учебником и маршрутным листом урока. Дети получают задание прочитать текст о заповедях и заполнить таблицу.

Самостоятельная работа с учебником и таблицей.

Обсуждение ответов таблицы в группах.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации. Анализ поступков героев, умение формулировать свою точку зрения. Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

Умение точно выражать свои мысли. Умение слушать мнение других людей

6-ая заповедь «Не убивай»

На слайде проиллюстрирована эта заповедь. Как бы вы прокомментировали её.

Учитель организует фронтальный опрос.

Фронтальная работа (примерные ответы)

  1. Беречь своё и чужое здоровье, жизнь.
  2. Бранное слово, обидное.

Познавательные УУД:

Ответы на вопросы, анализ качеств человека, умение классифицировать поступки и качества характера. Открытие нового знания. Развитие творческого мышления.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать собеседника, оценивать полноту и правильность высказывания товарища.

Личностные УУД:

Определение собственной нравственной позиции

7-ая заповедь.

 «Не прелюбодействуй». Прочитайте о чем она?

Прочитайте седьмую заповедь

Дополнение учителя.

Эта заповедь запрещает любить, дружить  корыстно. Корысть влечёт за собой предательство. Надо быть верным дружбе, любви. Дружат двое, но вот появляется третий  и вдруг друг становится не интересен, а более приятен новый. нарушается закон верности дружбе, любви.

Ответ детей.

Эта заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою.

8 заповедь. «Не кради»

На какой вопрос мы должны были ответить, связанный с этой заповедью? Попробуйте ответить, прочитав текст учебника.

Дополнение учителя:

Кража бывает  разная: воруют люди тихонько, отнимают силой, выманивают обманом.

Начинают с мелочей, а потом доходят и до большого. Лучше никогда не брать чужого ни крошки. Красть можно не только вещи, деньги, но и время, идеи, настроение. Лентяй тот же вор.

Ответ детей.

Убийца, и вор расценивают другого как помеху. Оба бесчеловечны.

9 заповедь. «Не лги, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Какая особенная причина есть у христиан, что бы не лгать?

 

Дополнение:

 Ложное  свидетельство на ближнего - это  клевета. Например, человека начнут называть вором, а он ничего не брал – это клевета. Клевета обижает, ранит. Не нужно говорить про людей  плохое, мы можем ошибаться. И никто нас не назначил судить других людей.

Ответ детей.

Бога не обманешь. Бог видит любой обман.

10 заповедь.

Почему зависть гасит радость?

Что произошло со старухой?

 

Дополнение учителя.

Так и человек, пустивший в свою душу зависть желает себе всё больше и не может остановиться. Жадность руководит им. Завистник любит одного себя, а других ненавидит. Он не умеет радоваться чужому счастью. Его душа не имеет покоя.

Ответ детей.

Зависть не знает границ.

Осталась у разбитого корыта.

7. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Организует  работу в группах.

  1. Шила в мешке не утаишь.
  2. Лучше по миру собирать, чем чужое брать.
  3. Худой мир лучше доброй драки.
  4. Не коси глаз на чужой квас. Друг познаётся в несчастии.
  5. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
  6. Делай не ложью – всё выйдет по Божьи.
  7. Почитай учителя как родителя.
  8. Не бранись: не чисто во рту будет.
  9. С виду хорош, а продаст за грош.
  10. Кто чужого желает, скоро своё потеряет.
  11. В чужих руках пирог велик, а как нам достанется, мал покажется.
  12. Знает кошка, чьё мясо съела.
  13.      И собой не хвалюсь и людей не хаю.

Каждая группа получила набор пословиц. Нужно подобрать пословицы соответствующие определённой заповеди. У каждой группы своя заповедь. Для проверки работы в группе пословицы вывешиваются на доску.

Познавательные УУД:

Анализ и синтез.

Регулятивные УУД:

Формирование способности к соморегуляции.

Самооценка.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

А теперь давайте проверим, как вы в конкретных жизненных ситуация сможете определить,  какая заповедь нарушается.

Задаёт детям вопросы о важности соблюдения заповедей:

Нужны ли заповеди современному человеку?

Как изменился бы наш мир, если бы все люди на Земле жили по заповедям- Законам Бога?

Расскажите о случаях преодоления себя.

Дети работают вместе с учителем со слайдами презентации.

Дети вместе с учителем делают выводы:

Православному человеку по дороге жизни помогает идти вера. Это мост  между Богом и человеком. Мост устремлен вверх, он как - бы символизирует духовный рост православного человека. Вверх идти труднее, скатиться вниз можно легко и быстро. Совесть и заповеди  помогают человеку на жизненном пути.

Познавательные УУД:

Построение логической цепи рассуждений.

Личностные УУД:

Формирование нравственной модели поведения детей.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

мне надо…

Даёт оценку работы групп.

Домашнее задание:

Каждая группа готовит проект к следующему уроку.

Учащиеся дают оценку работы в группах, записывают домашнее задание:

Группы готовят толковые словарики в виде книжки-малышки "Заповеди" и рисунки по теме: "Как жить в радости?" или выбрать свою тему по желанию.

Регулятивные УУД:

Формирование самооценки, умение оценивать работу товарищей.

Планирование.

:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока, 7 класс

Технологическая карта интегрированного урока география и информатика поможет учителю провести урок в соответствии ФГОС....

технологическая карта открытого урока 2 класс

Технологическая карта изучения темы, тематического раздела План-конспект урока английского языка в рамках темы "Моя семья" по УМК "Английский язык» 2-й класс, авторы: В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э...

технологическая карта открытого урока 5 класс " Поход в кафе"

Технологическая карта урока Предмет: английский язык учитель: Домброван Анна Ивановна Класс: 5 МБОУ "СОШ №23" Автор и название УМК: English 5 Кузовлев В.П. Тема урока:Как насчет того, чтобы пойт...

Технологическая карта к уроку. 6 класс, "Время праздников".

Это технологическая карта урока-открытия нового знания по теме "Праздники" ( 6 класс, модуль 5)....