Программы по фольклору "Возрождая традиции России" -5кл, 6кл, фольклорный ансамбль "Родничок"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему
Календарно-тематический план по фольклору(5кл) на 2017-18уч.г
Календарно-тематический план по фольклору (6кл) на 2017-18уч.г
Календарно-тематический план занятий с фольклорным ансамблем "Родничок" 2017-18уч.г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 61
Выборгского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета Прокол № ___ от «____»_______2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ гимназия №61 _____________Т.А. Казеева Приказ №_____ от _______2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность
«Возрождая традиции России»
(русский фольклор)
5–а, б, в класс
|
Составитель:
Родинская Елена Степановна, СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по ВР Андреева Н.С. __________ «____»________2017 г. |
Санкт-Петербург
2017-2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по фольклору для 5-х классов разработана на основе авторской программы «Возрождая традиции России», напечатанной в сборнике «Возрождая традиции России» Северо-Западного отделения Российской Академии Образования по решению Экспертного Совета при комитете по образованию мэрии С-Петербурга в 1994г. Программа дорабатывалась в 2000, 2004, 2010г.
В соответствии с учебным планом гимназии на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
I полугодие -15недель3дня, II полугодие – 18 недель2дня
Занятия проходят в фольклорном кабинете ввиде русской горницы, класс делится на 2 подгруппы, это максимально выявляет индивидуальность каждого обучающегося и даёт возможность согласовывать совместные действия в песне, игре, инсценировке, музыкальном оркестре.
Тип программы - изучение фольклора на уровне внеурочной деятельности
Направленность – духовно-нравственная
Форма организации учебных занятий- 1) урок-беседа и практическое освоение фольклорного материала, 2)урок-репетиция, 3)фольклорный праздник ( с вовлечением родителей).
Цели и задачи учебного предмета фольклор Образовательные цели и задачи курса:
- познакомить и приобщить к традициям, обычаям русского народа;
- познакомить с различными жанрами музыкального фольклора;
- научить различать жанры песенного фольклора;
- научить слушать и исполнять народную песню.
Развитие творческих способностей:
Развитие творческих способностей школьников реализуется в индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую и игровую деятельность учащихся.
- способствовать развитию внимания, воображения, восприятия, мышления, творческих способностей.
- развивать музыкальную, слуховую, зрительную и др. виды памяти;
- способствовать развитию голоса и формированию певческих навыков;
- развить артикуляцию, характерную для народного певческого исполнительства
- способствовать развитию и укреплению дыхательной системы, формированию певческого дыхания;
- способствовать формированию у детей понимания синкретичности природы народного творчества: единства напева, текста, движения;
- способствовать развитию навыков чистого интонирования и ритмичного исполнения музыкального материала;
- развивать координацию слуха и ритма;
- способствовать формированию устойчивого интереса к народной культуре
.
Воспитательные цели и задачи курса:
воспитать уважительное отношение к народной культуре;
воспитать бережное отношение к родной природе;
привить навыки общения в коллективе;
способствовать воспитанию нравственных качеств – трудолюбие, милосердие;
воспитать интерес к творчеству;
воспитать любовь к Отечеству и уважение к старшему поколению
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету
«Фольклор» -5 класс (внеурочная деятельность)
Требования к знаниям
В результате изучения фольклора обучающийся должен
знать/понимать:
праздники календарного круга
традиционные обряды и обычаи
тексты песен, закличек, колядок, частушек
основные движения народной хореографии
основные ритуалы народного праздника
элементы народных театральных представлений
Требования к умениям
В результате изучения фольклора обучающийся должен
Уметь
самостоятельно завести игру, хоровод
участвовать в народных театрализованных сценках
исполнять народные песни
правильно и чисто интонировать
петь без музыкального сопровождения
петь с музыкальным сопровождением
играть на простейших народных инструментах
у учеников должны быть сформированы:
коммуникативные навыки работы в группе
уважение к традициям своего народа
Требования компетенции
-развитие индивидуальности каждого ученика
-формирование этической, гражданской, коммуникативной компетентности
-формирование этнической, культурной компетентности
-формирование чувства патриотизма
-понимание системы ценности традиций своего народа
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белов В.И. Очерки по народной эстетике. - М.: Молодая Гвардия, 1982.
- Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М.: Изд-во Родникъ; Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996. 60 С, нот.
- Данилов С, Илюшин Л. Третья четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
- Данилов С, Илютин Л. Вторая четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
- Жаворjнушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Сост. ГЛ1. Науменко. - М.: Советский композитор, 1984. Вып. 3.
- Заинька во садочке. Сборник народных игр / Сост. Л.В. Барбутько, Н.А. Тарасевич. -Новосибирск, 2000.
- Зимние катания Новгородских крестьян / Сост. М.И. Васильев. - Новгород, 1992.
- Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост. А.Ф. Некрылова. - М.: Правда, 1991.
- Морозову И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. - М.: Роман-газета, 1994.
- Народные русские легенды. - М: Новь, 1998г.
- Обрядовая поэзия: Кн.2. Семейно-бытовой фольклор / Сост., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. - М.: Русская книга, 1997. (Б-ка русского фольклора; Т.З)
12 Озаровская О.Э. Пятиречие. - СПб: Тропа Троянова, 2000. (Полное собрание русских
сказок. Довоенные собрания. Т. 4)
14. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - СПб: Фирма «Ланс», 1994.
15. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб: Азбука, 1995.
16. Русская бытовая сказка (Библиотека народно - поэтического творчества). - Л.: Лениздат, 1987.
- Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 768 с: ил.
- Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглое. - СПб: Отделение издательства «Просвещение», 1993.
19. Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова: В 2 кн. - СПб: Тропа Троянова, 1998, Кн.1, 2 (Полное собрание русских сказок. Предреволюционные собрания - Т. 1).
20. Сказки писателей России. Книга для чтения в начальной школе. - СПб: Спец. лит-ра, 1997.
21. Старинные исторические песни. Сборник. - М.: Детская лит-ра, 1971.
22_Старостдш В А. Илья Муромец: Богатырские былины. - М.: Сов. Россия, 1979.
23. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь / Сост.
В Ж Байтуганов, Т.Ю. Мартынова. - Новосибирск: Книжица, 2001.
24. Периодический народно-популярный журнал « Народное творчество»
25. Русские народные песни и канты. Сергиев Посад.2010
26. Казачьи песни. Москва. «Современная музыка»2004
Календарно - тематическое планирование
к программе внеурочной деятельности
«Возрождая традиции России»
2017-2018 учебный год
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата | Основные вопросы при изучении темы | Тип урока | Ключевые компоненты | |
План | Факт | ||||||
1 | Вводный урок | 1 | Фольклор и народная культура. Знакомство с русской избой. | Урок изучения нового материала | Рукотворное и нерукотворное творчество. | ||
Раздел 1 « | Народный календарь-Осень» | ||||||
2 | Древние верования восточных славян | 2 | Земледельческие обряды - жатва.
Семён день -первая встреча осени. | Урок изучения нового материала | Знать 4 новинки перврого дня осени (возжигание огня в очаге. новоселье, хлеб из муки нового урожая, дитя постригай и на коня сажай) Хоровод-стенка на стенку. | ||
3. | Христианская вера на Руси | 2 | - | «Рождество Богородицы» вторая встреча осени «Воздвижение»- третья встреча осени | Урок изучения нового материала | Знать: Пословицы об осени, Инструмент..исполне- ние р.н.п.»Я рассею своё горе» (бубны,ложки, трещотки) | |
4 | Народные игры.. | 1 | Игровые хороводы, подвижные игры | Урок изучения нового материала | «Сидит Дрёма»-игровой хоровод. «Прянична доска» -подвижная игра. | ||
5 | «Покров Пресвятой Богородицы»- народное осмысление праздника | 1 | Посиделки будничные и праздничные. | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Вдоль по улице молодчик идёт» р.н.песня . «Калечина-малечина»,.«Тетёра» Игра с платочком» «Во саду ли»-бытовой танец. | ||
6 | Фольклорный праздник | 1 | Традиционные осенние посиделки | Подведение итогов пройденного | Исполнение песен, хороводов Игра на нар. инструментах, подвижные игры, танцы, угощение пирогами. |
Раздел 2 «Зимние праздники» | |||||||
7 | «Кузьминки - | 1 | Мир народных | Урок | «Посмотрите, как | ||
первый | ремесел | изучения | у нас-то в | ||||
зимний | нового | мастерской» | |||||
праздник | материала | р.н.п. | |||||
8 | Зимние | 5 | . | Приход зимы по | Уроки | «Дударь» | |
календарные | народным | изучения | игровой хоровод, | ||||
обряды | представлениям и приметам. Святочная обрядность, типы колядок Святочное ряженье. Вождение козы-пожелание хорошего урожая Мир комических персонажей ряженья - «Старик и старуха» Мир персонажей ряженья- «Цыган и медведь» Праздник «Рождества Христова» - церковная и народная традиции. | нового материала, повторение пройденного | пословицы о зиме Разучивание колядок»Вот свят вечор», «Богатые мужички» Колядка»Мы козу ведём», «Шла коза дорогою»- игра Сцена со «стариком и старухой» Сцена и танец с «цыганом и медведем» Повторение КОЛЯДОК. «Рождество Христово» христославление, Полька - бытовой танец. | ||||
9 | Фольклорный праздник | 1 | Обряд колядования и традиционные | Подведение итогов | Исполнение колядок, | ||
« А мы ходим- | святочные посиделки | пройденного | христославлений. сценок с | ||||
походим, | ряжеными, игры, | ||||||
колядов- | танцы, угощения. | ||||||
щички» |
*.' | ||||||||
10 | Вертепный театр | 1 | День памяти младенцев, Иродом убиенных. | Урок изучения нового материала | Народная кукольная вертепная драма»Царь Ирод» | |||
11 | Святочные гадания | 1 | Праздник Крещения в церковной и народной традиции | Урок изучения нового материала | Подблюдные песни | |||
12 | Мороз - как персонаж русских народных сказок | 1 | День «Афанасия -ломоноса» | Урок изучения нового материала | Сказки и пословицы о Морозе | |||
Раздел 3 «Проводы зимы, весенне-летние праздники» | ||||||||
13 | Солнечный культ в обрядах Масленицы | 1 | Названия дней масленичной недели. Понедельник -Встреча масленицы. Вторник-Заигрыш | Урок изучения нового материала | «А мы Масленицу дожидали», « Едет Масленица» масленичные песни | |||
14 | Масленичные угощения- традиция укрепления семейных связей | 1 | Среда -Лакомка.Четверг-Широкйй разгул.Пятница -Тёщины вечёрки.Суббота -Золовкины посиделки. | Урок изучения нового материала | Мы давно блинов не елй» разучивание р.н.п..кулачные бои. Танец Краковяк | |||
15 | Прощённое воскресение, проводы Масленицы | 1 | Языческий обряд сжигания чучела Масленицы,Православ-ный обряд прощённого дня.Народный театр. | Урок изучения нового материала, и повторение пройденного | Изучение частушек, повторение масленичнх песен и игр.Сцена Петрушки и Доктора. | |||
16 | Фольклорный праздник «А мы Масленицу встречаем» | 1 | Встреча Масленицы -проводы зимы | Подведение итогов пройденного | Исполнение Масленичных песен, частушек, сцен народного театра,игр и танцев. Угощение блинами. |
17 | Великопостные обряды | 1 | Церковные и народные представления о великом посте | Урок изучения нового материала | Легенды и предания | ||
18 | Народный весенний календарь | 3 | «Евдокия-весновка»-первая встреча весны -Обряд закликания. «День сорока мучеников»- вторая встреча весны. Обряды, приметы. «Благовещение» - третья встреча весны. Обряд птиц на волю отпущенья. | Урок изучения нового материала | «Нам весну гукать»-закличка «Жаворонушки, прилетите к нам» -закличка «Ой, кулики» -закличка | ||
19 | Пасхальные ДНИ. | 3 | Вербная неделя Светлое Христово Воскресение - церковная и народная обрядность. Радоница -поминальные обряды. Красная горка –игры. Качели, хороводы. | Урок изучения нового материала | «Вербочка кудрявая»-игровой хоровод Пасхальные игры, «Селезень» игровой хоровод | ||
20 | Святой Георгий-Победоносец-ВОИН, земледелец, пастырь | 1 | Егорьев день-пастуший праздник -первый выгон скота в поле | Урок изучения нового материала | «Ой, вставала я ранёшенько»-инсценировка р.н.п. Исторические и военные песни. |
21 | Зелёные святки | 1 | «Вознесение» в церковной и народной традиции Троица -обряд завивания берёзки, Обряд кумления. | Урок изучения нового материала | Орнаментальные хороводы, «Вью-вью я венок» «Мы покумимся, кумушка» | ||
22 | Фольклорный праздник | 1 | «Весенние обряды» «Даты календаря и главные народные праздники в году» | Повторение пройденного материала | Заклички, хороводы, песни, сценки, угощения. Игры | ||
23 | Заключительный урок | 1 | Значение народных традиций в жизни человека | Подведение итогов | Награждение, анкетирование. |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №61
Выборгского района Санкт-Петербурга
____________________________________________________________________
ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета Прокол № ___ от «____»_______2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ гимназия №61 _____________Т.А. Казеева Приказ №_____ от _______2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность
«Возрождая традиции России»
(русский фольклор)
6–а, б, в, г класс
Составитель: Родинская Елена Степановна,
|
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по ВР Андреева Н.С. __________ «____»________2017 г. |
Санкт-Петербург
2017-2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе
«Возрождая традиции России»
Рабочая программа по фольклору для 6-х классов разработана на основе авторской программы «Возрождая традиции России», напечатанной в сборнике «Возрождая традиции России» Северо-Западного отделения Российской Академии Образования по решению Экспертного Совета при комитете по образованию мэрии С-Петербурга в 1994г. Программа дорабатывалась в 2000, 2004, 2010г.
В соответствии с учебным планом гимназии на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
I полугодие -15недель3дня, II полугодие – 18 недель2дня
Занятия проходят в фольклорном кабинете ввиде русской горницы, класс делится на 2 подгруппы, это максимально выявляет индивидуальность каждого обучающегося и даёт возможность согласовывать совместные действия в песне, игре, инсценировке, музыкальном оркестре.
Тип программы - изучение фольклора на уровне внеурочной деятельности
Направленность – духовно-нравственная
Форма организации учебных занятий- 1) урок-беседа и практическое освоение фольклорного материала, 2)урок-репетиция, 3)фольклорный праздник ( с вовлечением родителей).
Цели и задачи учебного предмета фольклор Образовательные цели и задачи курса:
- познакомить и приобщить к традициям, обычаям русского народа;
- познакомить с различными жанрами музыкального фольклора;
- научить различать жанры песенного фольклора;
- научить слушать и исполнять народную песню.
Развитие творческих способностей:
Развитие творческих способностей школьников реализуется в индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую и игровую деятельность учащихся.
- способствовать развитию внимания, воображения, восприятия, мышления, творческих способностей.
- развивать музыкальную, слуховую, зрительную и др. виды памяти;
- способствовать развитию голоса и формированию певческих навыков;
- развить артикуляцию, характерную для народного певческого исполнительства
- способствовать развитию и укреплению дыхательной системы, формированию певческого дыхания;
- способствовать формированию у детей понимания синкретичности природы народного творчества: единства напева, текста, движения;
- способствовать развитию навыков чистого интонирования и ритмичного исполнения музыкального материала;
- развивать координацию слуха и ритма;
- способствовать формированию устойчивого интереса к народной культуре
.
Воспитательные цели и задачи курса:
воспитать уважительное отношение к народной культуре;
воспитать бережное отношение к семейным ценностям;
привить навыки общения в коллективе;
способствовать воспитанию нравственных качеств – трудолюбие, милосердие;
воспитать интерес к творчеству;
воспитать любовь к Отечеству и уважение к старшему поколению
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету
«Фольклор» -6 класс (внеурочная деятельность)
Требования к знаниям
В результате изучения фольклора обучающийся должен
знать/понимать:
праздники календарного круга, семейные
традиционные обряды и обычаи
тексты песен, игр.
основные движения народной хореографии
основные ритуалы народного праздника
элементы народных театральных представлений
Требования к умениям
В результате изучения фольклора обучающийся должен
Уметь
самостоятельно завести игру, хоровод
участвовать в народных театрализованных сценках
исполнять народные песни
правильно и чисто интонировать
петь без музыкального сопровождения
петь с музыкальным сопровождением
играть на простейших народных инструментах
у учеников должны быть сформированы:
коммуникативные навыки работы в группе
уважение к традициям своего народа
Требования компетенции
-развитие индивидуальности каждого ученика
-формирование этической, гражданской, коммуникативной компетентности
-формирование этнической, культурной компетентности
-формирование чувства патриотизма
-понимание ценности традиций своего народа
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белов В.И. Очерки по народной эстетике. - М.: Молодая Гвардия, 1982.
- Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М.: Изд-во Родникъ; Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996. 60 С, нот.
- Данилов С, Илюшин Л. Третья четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
- Данилов С, Илютин Л. Вторая четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
- Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Сост. ГЛ1. Науменко. - М.: Советский композитор, 1984. Вып. 3.
- Заинька во садочке. Сборник народных игр / Сост. Л.В. Барбутько, Н.А. Тарасевич. -Новосибирск, 2000.
- Зимние катания Новгородских крестьян / Сост. М.И. Васильев. - Новгород, 1992.
- Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост. А.Ф. Некрылова. - М.: Правда, 1991.
- Морозову И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. - М.: Роман-газета, 1994.
- Народные русские легенды. - М: Новь, 1998г.
- Обрядовая поэзия: Кн.2. Семейно-бытовой фольклор / Сост., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. - М.: Русская книга, 1997. (Б-ка русского фольклора; Т.З)
12 Озаровская О.Э. Пятиречие. - СПб: Тропа Троянова, 2000. (Полное собрание русских
сказок. Довоенные собрания. Т. 4)
14. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - СПб: Фирма «Ланс», 1994.
15. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб: Азбука, 1995.
16. Русская бытовая сказка (Библиотека народно - поэтического творчества). - Л.: Лениздат, 1987.
- Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 768 с: ил.
- Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглое. - СПб: Отделение издательства «Просвещение», 1993.
19. Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова: В 2 кн. - СПб: Тропа Троянова, 1998, Кн.1, 2 (Полное собрание русских сказок. Предреволюционные собрания - Т. 1).
20. Сказки писателей России. Книга для чтения в начальной школе. - СПб: Спец. лит-ра, 1997.
21. Старинные исторические песни. Сборник. - М.: Детская лит-ра, 1971.
22_Старостдш В А. Илья Муромец: Богатырские былины. - М.: Сов. Россия, 1979.
23. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь / Сост.
В Ж Байтуганов, Т.Ю. Мартынова. - Новосибирск: Книжица, 2001.
24. Периодический народно-популярный журнал « Народное творчество»
25. Русские народные песни и канты. Сергиев Посад.2010
26. Казачьи песни. Москва. «Современная музыка»2004
Календарно - тематическое планирование к дополнительной образовательной программе «Возрождая традиции России» на 2017/18 уч. год
1полугодие -15недель 3дня, 2полугодие -18недель 2дня
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата | Основные вопросы при изучении темы | Тип урока | Ключевые компоненты | ||
План | Факт | |||||||
1 | Вводный урок | 1 | 8.09 | Фольклор и народная культура. Знакомство с обычаями и бытом русского народа | Урок изучения нового материала | Рукотворное и нерукотворное творчество. | ||
Раздел 1 « Младенчество.» | ||||||||
2 | Родильный обряд. | 1 | 15/.09 | Обряды связанные с началом жизни человека. | Урок изучения нового материала | Знать: народные обереги для младенцев. | ||
3. | Наделение младенца именем. | 1 | 22-/09 | Христианские имена и их значения. | Урок изучения нового материала. | Знать: христианские имена. | ||
4 | Колыбельные песни. Кот – Баюн. | 1 | 29-/.09 | Мифические персонажи в колыбельных песнях. | Урок изучения нового материала, | Песня: «Бай-побай, моя детинушка.» | ||
5 | Колыбельные песни. Бабай. | 1 | 6-./10 | Мифические персонажи колыбельных песен. Колыбельные песни, содержащие напутственные слова матери ребёнку. | Урок изучения нового материала. | Знать: Мифологических персонажей, используемых в колыбельных песнях. Песня: «Бай- побай, моя детинушка» |
6 | Пестушки. | 1 | 13/10 | Поэзия пестования. Роль пестушек и потешек в жизни ребёнка. | Урок изучения нового материала, | Знать: Примеры пестушек и потешек. | ||||||||
7 | Дразнилки | 1 | 20/10
. | Дразнилки, как способ общения между детьми. | Изучение нового материала.. | Знать: Примеры дразнилок. | ||||||||
8 | Скороговорки. | 1 | 27/10 | Примеры скороговорок и их назначение. | Урок изучения нового материала. Повторение старого материала | Исполнение песен, хороводов. Знать: примеры скороговорок. Песня : «Как на горе, горе» | ||||||||
9 | Считалки. | 1 | 10-/11 | Примеры считалок. Игры со считалками. | Урок изучения нового материала. Подведение итогов первого раздела. | Исполнение песен, хороводов. Игра «Как у деда Трифона». Игра на народных инструментах. Угощение пирогами и сладостями. | ||||||||
Раздел 2 «Детство» | ||||||||||||||
10 | Детские игровые песни. | 1 | 17./11 | Игра как начальный этап общения ребёнка с окружающим миром. | Урок изучения нового материала. | Песня « У наших ворот, у новых, у широких» | ||||||||
11 | Сказки бытовые. | 1 | 24/11 | Бытовые сказки, как отражение мира. | Урок изучения нового материала | Знать: Примеры бытовых сказок. Постановка спектакля. Сказка «Горшок» | ||||||||
12 | Сказки о животных. | 1 | 1./12 | Содержание сказок про животных и их идейный смысл. | Урок изучения нового материала | Песня-сказка « Как у нашего соседа» | ||||||||
13 | Волшебные сказки. | 1 | 8/12 | Содержание волшебных сказок и их идейный смысл. | Урок изучения нового материала | Сказка «Скрипач в аду» Постановка спектакля. Повторение песен. | ||||||||
14 | Страшилки. | 1 | 15/12 | Сказки- страшилки. Содержание, персонажи и назначение. | Урок изучения нового материала. Повторение старого материала. | Cтрашилки-Антистрашилки | ||||||||
15 | Фольклорный праздник | 1 | 22/12 | Постановка спектакля. | Выступление перед родителями | Повторение песен « Как у наших ворот», « Как у нашего соседа» Игра « Золотые ворота» Игра на народных инструментах. Угощение пирогами. | ||||||||
Раздел 3 «Юность и Зрелость» | ||||||||||||||
16 | Свадебный обряд. | 1 | 12-/01
| Сватовство. Смотрины невесты. «Рукобитие». | Урок изучения нового материала | Игра « Бояре, а мы к вам пришли». Песня «Ой, сад во дворе» | ||||||||
17 | Свадебный обряд. | 1 | 19./01 | Девичник.Расплетение косы. Прощание с красотой. Плачи, причитания. | Урок изучения нового материала | Плач подружек «Расплетай, Дуня, русу косаньку» | ||||||||
18 | Свадебный обряд. | 1 | 26./01 | Приговоры дружки.Выкуп невесты. | Урок изучения нового материала, и повторение пройденного. | Корильные песни Свадебная игра «Розочка алая» | ||||||||
19 | Венчание, свадебный пир | 1 | 2/02 | Величальные песни. | Урок изучения нового материала, и | «А кто у нас лебёдушка», «По лужкам трава расстилается» | ||||||||
20 | Рекрутские песни | 1 | 9/02 | Провожание парней в рекруты | Урок изучения нового материала и. | Прослушивание рекрутских плачей и песен. | ||||||||
21 | Солдатские песни. | 1 | 16/02 | Содержание и особенности солдатских песен. | Урок изучения нового материала | Песня « Солдатушки, бравы ребятушки» | ||||||||
22 | Легенды Предания | 1 1 | 2/03 9/03 | Легенды и предания древней Руси | Изучение нового материала | «Чудо на мельнице», «Касьян и Никола» «Взятие Орешка» «Смерть Олега» | ||||||||
23 | Частушки | 1 | 16//03 | Манера исполнения частушек в разных регионах. | Урок изучения нового материала | Знать: примеры частушек | ||||||||
24 | Хороводы. Заклички. | 1 1 | 23./03 6-/04 | Хороводы. Виды хороводов Заклички. – обращение славян к солнцу, птицам. | Урок изучения нового материала | Знать:разные виды хороводов,»Сидит Дрёма» Примеры закличек. « «Солнышко, появись» |
25 | Былины | 1 | 13-/04 | Происхождение и особенности жанра . | Урок изучения нового материала | Знать: примеры былин: Святогор и тяга земная и Как поехал Добрыня | |
26 | Духовные стихи. | 1 | 20-/04 | Содержание духовных стихов. «Голубиная» книга | Урок изучения нового материала. | Песня « Житейское море» | |
27 | Исторические песни. | 1 | 27./04 | Историческая песня как важный жанр русской песни. | Урок изучения нового материала. | Повторение песни « Как поехал добрыня» | |
28 | Трудовые артельные песни. | 1 | 4-/05 | Содержание трудовых и артельных песен. Их применение. | Урок изучения нового материала. | Знать: примеры трудовых, артельных песен. Песня « Раз, два – взяли» | |
29 | Лирические песни. | 1 | 11/ 05 | Лирические песни в быту русского человека. | Урок изучения нового материала. | Знать: примеры лирических песен. Повторение песен: | |
30 | Фольклорный праздник | 1 | 18-./05 | Фольклорный праздник | Повторение пройденного материала. | Исполнение песен, игр. Игра на народных инструментах. | |
31 | Заключительный урок. | 1 | 25-./05 | Подведение итогов пройденного. | Подведение итогов. | Повторение песен, игр. Чаепитие. |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №61
Выборгского района Санкт-Петербурга
____________________________________________________________________
ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета Прокол № ___ от «____»_______2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ гимназия №61 _____________Т.А. Казеева Приказ №_____ от _______2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительное образование
«Возрождая традиции России»
( фольклорный ансамбль)
6 –а, б, в, класс
Составитель: Родинская Елена Степановна,
Концертмейстер: Фёдоров Вячеслав Александрович
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР Андреева НС«____»________2017 г. |
Санкт-Петербург
2017-2018
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе «Возрождая традиции России»
для фольклорного ансамбля
Рабочая программа по фольклору для ансамбля «Родничок» разработана на основе авторской программы «Возрождая традиции России», напечатанной в сборнике «Возрождая традиции России» Северо-Западного отделения Российской Академии Образования по решению Экспертного Совета при комитете по образованию мэрии С-Петербурга в 1994г. Программа дорабатывалась в 2000, 2004, 2010г.
В соответствии с учебным планом гимназии на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 9 часов в неделю.
Тип программы – дополнительное образование
Направленность программы – духовно-нравственная
Срок освоения – 2 года
Возраст учащихся –с 5 по 9 классы
Форма организации учебных занятий – практические занятия (групповые, индивидуально-групповые)
Занятия проходят в фольклорном кабинете в виде русской горницы, это создаёт неповторимую творческую атмосферу для освоения песенных русских традиций.
В коллективе от 12 до 16 человек, это максимально выявляет индивидуальность каждого обучающегося и даёт возможность согласовывать совместные действия в песне, игре, инсценировке, музыкальном ансамбле.
Отличительной особенностью данной программы является обучение вокальному песенному искусству, приближенному к подлинно фольклорному исполнению.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в индивидуальных, групповых видах учебной деятельности. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую и игровую деятельность учащихся.
Цели и задачи учебного предмета фольклорный ансамбль
Обучающие :
- познакомить и приобщить к традициям, обычаям русского народа;
- познакомить с различными жанрами и стилями музыкального фольклора;
- научить различать и исполнять песни на региональном диалекте;
- научить слушать и исполнять народные песни, игры, бытовые народные танцы;
- научить играть на простейших народных инструментах (ложки, бубны, трещотки)
Развивающие :
способствовать развитию внимания, воображения, восприятия, мышления, творческих способностей.
- развивать музыкальную, слуховую, зрительную и др. виды памяти;
- способствовать развитию голоса и формированию певческих навыков;
- развить артикуляцию, характерную для народного певческого исполнительства
- способствовать развитию и укреплению дыхательной системы, формированию певческого дыхания;
- способствовать формированию у детей понимания синкретичности природы народного творчества: единства напева, текста, движения;
- способствовать развитию навыков чистого интонирования и ритмичного исполнения музыкального материала;
- развивать координацию слуха и ритма;
- способствовать формированию устойчивого интереса к народной культуре,
- воспитания чувства патриотизма, любви к Родине и её традициям.
Воспитывающие:
-воспитывать любовь к Отечеству, родной природе, родному языку
-уважительное отношение к национальной традиционной музыке
-уважение к старшему поколению, истории страны
-умение работать в коллективе, взаимовыручка
-прививать интерес к искусству, народному творчеству, народной песне
-воспитывать нравственные ценности , духовно обогащающие личность.
Требования компетенции
В результате творческих занятий ансамбля и выступлений разного уровня-в гимназии, на городских и международных фольклорных праздниках, смотрах, фестивалях, перед школьниками из других стран - ребята учатся
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
- организации личного и коллективного досуга;
- организации самостоятельного художественного творчества:
- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
- развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
- накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;
- формирование творческого отношения к проблемам;
- развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности, гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белов В.И. Очерки по народной эстетике. - М.: Молодая Гвардия, 1982.
- Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М.: Изд-во Родникъ; Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996. 60 С, нот.
- Данилов С, Илюшин Л. Третья четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
- Данилов С, Илютин Л. Вторая четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
- Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Сост. ГЛ1. Науменко. - М.: Советский композитор, 1984. Вып. 3.
- Заинька во садочке. Сборник народных игр / Сост. Л.В. Барбутько, Н.А. Тарасевич. -Новосибирск, 2000.
- Зимние катания Новгородских крестьян / Сост. М.И. Васильев. - Новгород, 1992.
- Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост. А.Ф. Некрылова. - М.: Правда, 1991.
- Морозову И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. - М.: Роман-газета, 1994.
- Народные русские легенды. - М: Новь, 1998г.
- Обрядовая поэзия: Кн.2. Семейно-бытовой фольклор / Сост., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. - М.: Русская книга, 1997. (Б-ка русского фольклора; Т.З)
12 Озаровская О.Э. Пятиречие. - СПб: Тропа Троянова, 2000. (Полное собрание русских
сказок. Довоенные собрания. Т. 4)
14. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - СПб: Фирма «Ланс», 1994.
15. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб: Азбука, 1995.
16. Русская бытовая сказка (Библиотека народно - поэтического творчества). - Л.: Лениздат, 1987.
- Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 768 с: ил.
- Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглое. - СПб: Отделение издательства «Просвещение», 1993.
19. Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова: В 2 кн. - СПб: Тропа Троянова, 1998, Кн.1, 2 (Полное собрание русских сказок. Предреволюционные собрания - Т. 1).
20. Сказки писателей России. Книга для чтения в начальной школе. - СПб: Спец. лит-ра, 1997.
21. Старинные исторические песни. Сборник. - М.: Детская лит-ра, 1971.
22_Старостдш В А. Илья Муромец: Богатырские былины. - М.: Сов. Россия, 1979.
23. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь / Сост.
В Ж Байтуганов, Т.Ю. Мартынова. - Новосибирск: Книжица, 2001.
24. Периодический народно-популярный журнал « Народное творчество»
25. Русские народные песни и канты. Сергиев Посад.2010
26. Казачьи песни. Москва. «Современная музыка»2004
Календарно - тематическое планирование
к программе фольклорного ансамбля «Родничок»
«Возрождая традиции России»
дополнительное образование
2017-2018 учебный год
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата | Основные вопросы при изучении темы | Тип урока | Ключевые компоненты | |
План | Факт | ||||||
1 | Вводный урок. | 4 | 1.09 | День Знаний | Урок повторения материала, выступле-ние в Гимназии Гигимгимназии | «Очень много Родничков» «Славны были наши деды» | |
| |||||||
2 | Величания | 5 | 5.09 | Прославления героев, именинников, ново- брачных. | Урок изучения нового материала | «Многая лета» «Лебедин мой» «А кто у нас удалой» «Наши буйные головки преклоняются» «У нас Настенька, что цветочек»
| |
3 | Младенчест-во | 4 | 8.09 | - | Колыбельные | Урок изучения нового материала | Бабай, Сон, Угомон Кот-Баюн, Дрёма. «Сидит Дрёма»-игровой хоровод. |
4 | Младенчество | 5 | 12.09 | Пестушки, потешки, | Урок изучения нового материала | «Потягушечки», «Коза рогатая» ,«Ехал пан», «Прянична доска» -подвижная игра. | |
5 | Детство | 4 | 15.09 | Докучные сказки, Небылицы скороговорки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «На дворе мочало», «Уж и где же это видано», «Вдоль по улице молодчик идёт» р.н.песня . | |
6 | Детство | 5 | 19.09 | Заклички Детские игры | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Тетёра», «Как у дяди Трифона», «Калечина-малечина» | |
7 | Детство | 4 | 22.09 | Скороговорки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Дед Данила» «Барашеньки» | |
8 | Детство | 5 | 26.09 | Дразнилки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Андрей-воробей» | |
9 | Детство | 4 | 29.09 | Загадки в песнях | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Что растёт без коренья?» | |
10 | Детство | 5 | 3.10 | Потешки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Лиса рожью шла» | |
11 | Детство | 4 | 6.10 | Игры с жеребьёвыми сговорками | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Золотые ворота» | |
12 | Детство | 5 | 10.10 | Голосянки, молчанки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «А станем-ка мы ,братцы» | |
13 | Детство | 4 | 13.10 | Игровой фольклор | Урок изучения нового материала Повторение игр | « Тетёра шла» «Прянична доска» «Дрёма» | |
14 | Отрочество | 5 | 17.10 | Игровой фольклор | Урок изучения нового материала Повторение игр | «А мы просо сеяли» «Я рассею своё горе» | |
15 | Отрочество | 4 | 20.10 | Игровой фольклор | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Со вьном я хожу» «Как сеют мак» «Лён , мой лён» | |
16 | Отрочество | 5 | 24.10 | Игровой фольклор | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Где купался, Иванушка?» «Колечко, колечко» | |
17 | Отрочество | 4 | 27.10 | Игровой фольклор | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Чёрный баран» «Я качу золото кольцо» | |
18 | Отрочество | 4 | 10.11 | Игровые песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Я ли, я ли, селезень» «Пойду млада» | |
19 | Отрочество | 5 | 14.11 | Песни-диалоги | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Где ты был, мой чёрный баран?» «Бояре, а мы к вам пришли» | |
20 | Отрочество | 4 | 17.11 | Песни о животных | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Была у нас Дуня» «Бабушка, купим курочку» | |
21 | Отрочество | 5 | 21.11 | Колядки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «А мы ходим-походим, колядовщички» | |
22 | Отрочество, юность | 4 | 24.11 | Колядки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Уж я сяду на порог» | |
23 | Юность | 5 | 28.11 | Колядки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Богатые мужички» | |
24 | Юность | 4 | 1.12 | Колядки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Коляда-маляда, отворяй ворота» | |
25 | Юность | 5 | 5.12 | Христославления | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Рождество Христово, ангел прилетел» | |
26 | Юность | 4 | 8.12 | Христославления | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Небо и земля» | |
27 | Юность | 5 | 12.12 | Христославления | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Святая ночь» | |
28 | Юность | 4 | 15.12 | Святочные игры | Урок изучения нового материала Повторение игр | « Шла коза дорогою» | |
29 | Юность | 5 | 19.12 | Святочные игры | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Дударь-дударище» | |
30 | Юность | 4 | 22.12 | Святочные игры | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Бабка-Ёжка» | |
31 | Юность | 5 | 26.12 | Парно-бытовые танцы | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Во саду ли» | |
32 | Юность | 4 | 12.01 | Парно-бытовые танцы | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Марийская полька» | |
33 | Юность | 5 | 16.01 | Подблюдные песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Уж как на небе солнцу красному слава» | |
34 | Юность | 4 | 19.01 | Подблюдные песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Стоят санки у лесенки» | |
35 | Юность | 5 | 23.01 | Свадебные песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Уж сад во дворе» | |
36 | Юность | 4 | 26.01 | Свадебные | Урок изучения нового материала Повторение игр | « Уж ты, Настя настенька» | |
37 | Юность | 5 | 30.01 | Свадебные | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Мы думали, дружки ехали» | |
38 | Юность | 4 | 2.02 | Свадебные | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Чарочка моя» | |
39 | Юность | 5 | 6.02 | Рекрутские | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Прошли часы, прошли минуты, когда с друзьями я гулял» | |
40 | Юность | 4 | 9.02 | Рекрутские | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Полетай-ка, стрела» | |
41 | Юность | 5 | 13.02 | Масленичные | Урок изучения нового материала Повторение игр | «А мы Масленицу встречали» «Мы давно блинов не ели» «Запрягу я воробья» | |
42 | Юность | 4 | 16.02 | Масленичнык | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Пойду млада я на рыночек, на широкую Масленицу» «Ты прощай, наша Масленица» | |
43 | Зрелость | 5 | 20.02 | Духовные стихи | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Ксения Блаженная» | |
44 | Зрелость | 5 | 27.02 | Духовные стихи» | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Княже Александре» | |
45 | Зрелость | 4 | 2.03 | Духовные стихи | Урок изучения нового материала Повторение игр | « Я умом ходила в город Вифлеем» | |
46 | Зрелость | 5 | 6.03 | Духовные стихи» | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Как по Божией Горе» | |
47 | Зрелость | 4 | 9.03 | Духовные стихи | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Если тебя неудача постигла» | |
48 | Зрелость | 5 | 13.03 | Весенние календарные песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | « Нам весну гукать» | |
49 | Зрелость | 4 | 16.03 | Весенние календарные песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Жаворонушки» | |
50 | Зрелость | 5 | 20.03 | Весенние календарные песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Ой, кулики» | |
51 | Зрелость | 4 | 23.03 | Весенние календарные песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Ой, весна, весна» | |
52 | Юность-Зрелость | 5 | 3.04 | Традиционные парно-бытовые танцы, кадрили | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Краковяк» «Метелица» | |
53 | Юность-Зрелость | 4 | 6.04 | Духовные стихи | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Там поклоннички идут» | |
54 | Юность-Зрелость | 5 | 10.04 | Пасхальные песнопения, игры | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Христос воскрёс, Сыне Божий» | |
55 | Юность-Зрелость | 4 | 13.04 | Исторические песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Славны были наши деды» | |
56 | Юность-Зрелость | 5 | 17.04 | Исторические песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Было дело под Полтавой» | |
57 | Юность-Зрелость | 4 | 20.04 | Солдатские песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | « Когда мы были на войне | |
58 | Юность-Зрелость | 5 | 24.04 | Солдатские песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | « Всадники-други» | |
59 | Юность-Зрелость | 4 | 27.04 | Солдатские песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Милосердная сестра» | |
60 | Юность-Зрелость | 4 | 4.05 | Солдатские песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Солдатушки, бравы ребятушки» | |
61 | Юность-Зрелость | 5 | 8.05 | Солдатские песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Если хочешь быть военным» «Держись, браток» | |
62 | Юность-Зрелость | 4 | 11.05 | Казачьи песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «А в саду дерево цветёт» | |
63 | Юность-Зрелость | 5 | 15.05 | Лирические песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Ой, у вишневом, у саду» | |
64 | Юность-Зрелость | 4 | 18.05 | Лирические песни | Урок изучения нового материала Повторение игр | Соберёмтесь-ка, девки в круг» | |
65 | Юность-Зрелость | 5 | 22.05 | Плясовые, частушки | Урок изучения нового материала Повторение игр | «Черноморец идёт» «По канавке росла травка» | |
66 | Заключи-тельный урок | 4 | 25.05 | Подведение итогов | Повторение пройден-ного | Чаепитие, вручение грамот, игры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции нас объединяют (сходства и различия в культуре и традициях России и Великобритании)
В настоящее время, знание любого иностранного языка обязательно для каждого человека, который хочет, чтобы его считали образованным. Однако, знание языка важно не только как способ общения, но и как с...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России»_5_класс
Рабочая программа по фольклору 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России»_6_класс
Рабочая программа по фольклору 6 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России» ансамбль Родничок
Рабочая программа Родничок...
Аннотация к программе внеурочной деятельности для 5 класса «Возрождая традиции России»
Аннотация к программе...
Аннотация к программе внеурочной деятельности для 6 класса «Возрождая традиции России»
Аннотация к программе...
Аннотация к программе по внеурочной деятельности «Возрождая традиции России» ансамбль Родничок
Аннотация к программе...