Программы по фольклору "Возрождая традиции России" -5кл, 6кл, фольклорный ансамбль "Родничок"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Родинская Елена Степановна

Календарно-тематический план по фольклору(5кл) на 2017-18уч.г

Календарно-тематический план по фольклору (6кл) на 2017-18уч.г

Календарно-тематический план занятий с фольклорным ансамблем "Родничок" 2017-18уч.г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 61

Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

На заседании Педагогического совета

Прокол № ___ от «____»_______2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ гимназия №61

_____________Т.А. Казеева

Приказ №_____ от _______2017г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность

 «Возрождая традиции России»

(русский фольклор)

 5–а, б, в  класс  

                   

   

                                                                            Составитель:

                 Родинская Елена Степановна,

                  СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР

Андреева Н.С.

__________

«____»________2017 г.

Санкт-Петербург

2017-2018

                                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по фольклору для 5-х классов разработана на основе авторской   программы      «Возрождая   традиции   России»,   напечатанной   в   сборнике «Возрождая  традиции  России»  Северо-Западного  отделения  Российской  Академии Образования по решению Экспертного Совета при комитете по образованию мэрии С-Петербурга в 1994г. Программа дорабатывалась в 2000, 2004, 2010г.

В соответствии с учебным планом гимназии на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

I полугодие -15недель3дня, II полугодие – 18 недель2дня

Занятия проходят в фольклорном кабинете ввиде русской горницы, класс делится на 2 подгруппы, это максимально выявляет индивидуальность каждого обучающегося и даёт возможность согласовывать совместные действия в песне, игре, инсценировке, музыкальном оркестре.

Тип программы - изучение фольклора на уровне внеурочной деятельности

Направленность – духовно-нравственная

Форма  организации  учебных  занятий-  1) урок-беседа  и  практическое  освоение фольклорного материала, 2)урок-репетиция, 3)фольклорный праздник ( с вовлечением родителей).

Цели и задачи учебного предмета фольклор Образовательные цели и задачи курса:

  • познакомить и приобщить к традициям, обычаям русского народа;
  • познакомить с различными жанрами музыкального фольклора;
  • научить различать жанры песенного фольклора;
  • научить слушать и исполнять народную песню.

Развитие творческих способностей:

Развитие творческих способностей школьников реализуется в индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую и игровую деятельность учащихся.

  • способствовать развитию внимания, воображения, восприятия, мышления, творческих способностей.
  • развивать музыкальную, слуховую, зрительную и др. виды памяти;
  • способствовать развитию голоса и формированию певческих навыков;
  • развить артикуляцию, характерную для народного певческого исполнительства
  • способствовать   развитию   и  укреплению   дыхательной   системы,   формированию певческого дыхания;
  • способствовать   формированию   у   детей   понимания   синкретичности   природы народного творчества: единства напева, текста, движения;
  • способствовать развитию навыков чистого интонирования и ритмичного исполнения музыкального материала;
  • развивать координацию слуха и ритма;
  • способствовать формированию устойчивого интереса к народной культуре

.

Воспитательные цели и задачи курса:

воспитать уважительное отношение к народной культуре;

воспитать  бережное отношение к родной природе;

привить навыки общения в коллективе;

способствовать воспитанию нравственных качеств – трудолюбие, милосердие;

воспитать интерес к творчеству;

воспитать любовь к Отечеству и уважение к старшему поколению

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету

  «Фольклор» -5 класс (внеурочная деятельность)

Требования к знаниям

В результате  изучения фольклора обучающийся должен

знать/понимать:

праздники календарного круга

традиционные обряды и обычаи

тексты песен, закличек, колядок, частушек

основные движения народной хореографии

основные ритуалы народного праздника

элементы народных театральных представлений

Требования к умениям

В результате  изучения фольклора обучающийся должен

Уметь

самостоятельно завести игру, хоровод

участвовать в народных театрализованных сценках

исполнять народные песни

правильно и чисто интонировать

петь без музыкального сопровождения

петь с музыкальным сопровождением

играть на простейших народных инструментах

у учеников должны быть сформированы:

коммуникативные навыки работы в группе

уважение к традициям своего народа

Требования компетенции

-развитие индивидуальности каждого ученика

-формирование этической, гражданской, коммуникативной компетентности

-формирование этнической, культурной компетентности

-формирование чувства патриотизма

-понимание системы ценности традиций  своего народа  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                          Белов В.И. Очерки по народной эстетике. - М.: Молодая Гвардия, 1982.

  1. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М.: Изд-во Родникъ; Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996. 60 С, нот.
  2. Данилов С, Илюшин Л. Третья четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
  3. Данилов С, Илютин Л. Вторая четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
  4. Жаворjнушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Сост. ГЛ1. Науменко. - М.: Советский композитор, 1984. Вып. 3.
  5. Заинька во садочке. Сборник народных игр / Сост. Л.В. Барбутько, Н.А. Тарасевич. -Новосибирск, 2000.
  6. Зимние катания Новгородских крестьян / Сост. М.И. Васильев. - Новгород, 1992.
  7. Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995.
  8. Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост. А.Ф. Некрылова. - М.: Правда, 1991.
  9. Морозову И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. - М.: Роман-газета, 1994.
  10. Народные русские легенды. - М: Новь, 1998г.
  11. Обрядовая поэзия: Кн.2. Семейно-бытовой фольклор / Сост., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. - М.: Русская книга, 1997. (Б-ка русского фольклора; Т.З)

 12   Озаровская О.Э. Пятиречие. - СПб: Тропа Троянова, 2000. (Полное собрание русских

сказок. Довоенные собрания. Т. 4)

14. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - СПб: Фирма «Ланс», 1994.

15. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб: Азбука, 1995.

16. Русская бытовая сказка (Библиотека народно - поэтического творчества). - Л.: Лениздат, 1987.

  1. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 768 с: ил.
  2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглое. - СПб: Отделение издательства «Просвещение», 1993.

19. Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова: В 2 кн. - СПб: Тропа Троянова, 1998, Кн.1, 2       (Полное собрание русских сказок. Предреволюционные собрания - Т. 1).

20. Сказки писателей России. Книга для чтения в начальной школе. - СПб: Спец. лит-ра, 1997.

21. Старинные исторические песни. Сборник. - М.: Детская лит-ра, 1971.

22_Старостдш В А. Илья Муромец: Богатырские былины. - М.: Сов. Россия, 1979.

23. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь / Сост.

       В Ж Байтуганов, Т.Ю. Мартынова. - Новосибирск: Книжица, 2001.

24. Периодический народно-популярный журнал « Народное творчество»

25. Русские народные песни и канты. Сергиев Посад.2010

26. Казачьи песни. Москва. «Современная музыка»2004

                                       Календарно - тематическое планирование

  к  программе внеурочной деятельности

                                         «Возрождая традиции России»

                                               2017-2018 учебный год

Название

темы

Кол-во часов

Дата

Основные

вопросы при изучении темы

Тип урока

Ключевые компоненты

План

Факт

1

Вводный урок

1

Фольклор           и народная культура.

Знакомство          с русской избой.

Урок

изучения

нового

материала

Рукотворное            и

нерукотворное

творчество.

Раздел 1 «

Народный календарь-Осень»

2

Древние

верования

восточных

славян

2

Земледельческие обряды - жатва.

 

Семён      день      -первая         встреча осени.

Урок

изучения

нового

материала

Знать     4     новинки перврого              дня осени (возжигание огня       в       очаге. новоселье, хлеб      из муки нового урожая, дитя постригай и на коня сажай) Хоровод-стенка     на стенку.

3.

Христианская вера на Руси

2

-

«Рождество

Богородицы»

вторая         встреча

осени

«Воздвижение»-

третья         встреча

осени

Урок

изучения

нового

материала

Знать:

Пословицы           об

осени,

Инструмент..исполне-

ние р.н.п.»Я рассею

своё горе»

(бубны,ложки,

трещотки)

4

Народные игры..

1

Игровые хороводы, подвижные игры

Урок

изучения

нового

материала

«Сидит         Дрёма»-игровой хоровод. «Прянична доска» -подвижная игра.

5

«Покров

Пресвятой

Богородицы»-

народное

осмысление

праздника

1

Посиделки будничные            и праздничные.

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Вдоль    по    улице молодчик    идёт» р.н.песня . «Калечина-малечина»,.«Тетёра» Игра с платочком» «Во       саду      ли»-бытовой танец.

6

Фольклорный праздник

1

Традиционные осенние посиделки

Подведение итогов пройденного

Исполнение    песен,

хороводов

Игра      на      нар.

инструментах,

подвижные      игры,

танцы,       угощение

пирогами.


Раздел 2 «Зимние праздники»

7

«Кузьминки -

1

Мир             народных

Урок

«Посмотрите, как

первый

ремесел

изучения

у        нас-то        в

зимний

нового

мастерской»

праздник

материала

р.н.п.

8

Зимние

5

.

Приход     зимы     по

Уроки

«Дударь»

календарные

народным

изучения

игровой   хоровод,

обряды

представлениям        и приметам.

Святочная

обрядность,        типы колядок

Святочное ряженье. Вождение козы-пожелание хорошего урожая

Мир        комических персонажей ряженья - «Старик и старуха»

Мир          персонажей ряженья-   «Цыган   и медведь»

Праздник «Рождества Христова» - церковная и народная традиции.

нового

материала,

повторение

пройденного

пословицы о зиме

Разучивание колядок»Вот  свят вечор»,   «Богатые мужички»

Колядка»Мы козу ведём», «Шла коза дорогою»- игра

Сцена                со «стариком           и старухой»

Сцена и танец с «цыганом           и медведем»

Повторение

КОЛЯДОК.

«Рождество Христово» христославление,

 Полька - бытовой танец.

9

Фольклорный

праздник

1

Обряд колядования и традиционные

Подведение итогов

Исполнение колядок,

  « А мы ходим-

святочные посиделки

пройденного

христославлений. сценок    с

походим,

ряжеными,   игры,

колядов-

танцы, угощения.

щички»


*.'

10

Вертепный театр

1

День                памяти младенцев,      Иродом убиенных.

Урок

изучения

нового

материала

Народная

кукольная

вертепная

драма»Царь

Ирод»

11

Святочные гадания

1

Праздник Крещения в церковной и народной традиции

Урок

изучения

нового

материала

Подблюдные песни

12

Мороз - как

персонаж

русских

народных

сказок

1

День    «Афанасия    -ломоноса»

Урок

изучения

нового

материала

Сказки                и пословицы          о Морозе

Раздел 3 «Проводы зимы, весенне-летние праздники»

13

Солнечный культ в обрядах

Масленицы

1

Названия дней масленичной недели. Понедельник -Встреча масленицы. Вторник-Заигрыш

Урок

изучения

нового

материала

«А мы Масленицу дожидали», « Едет Масленица» масленичные песни

14

Масленичные

угощения-

традиция

укрепления

семейных

связей

1

Среда -Лакомка.Четверг-Широкйй

разгул.Пятница             -Тёщины

вечёрки.Суббота           -Золовкины посиделки.

Урок изучения

нового материала

Мы давно блинов не         елй» разучивание р.н.п..кулачные бои.      Танец Краковяк

15

Прощённое воскресение,

проводы Масленицы

1

Языческий             обряд сжигания              чучела Масленицы,Православ-ный  обряд прощённого дня.Народный театр.

Урок

изучения

нового

материала,

и

повторение

пройденного

Изучение частушек, повторение масленичнх песен и          игр.Сцена Петрушки          и Доктора.

16

Фольклорный праздник

«А мы Масленицу встречаем»

1

Встреча   Масленицы   -проводы зимы

Подведение

итогов пройденного

Исполнение Масленичных песен,    частушек, сцен      народного театра,игр            и танцев. Угощение блинами.


17

Великопостные обряды

1

Церковные  и  народные представления о великом посте

Урок изучения нового материала

Легенды              и предания

18

Народный

весенний

календарь

3

«Евдокия-весновка»-первая встреча весны -Обряд закликания.

«День                   сорока мучеников»-          вторая встреча весны. Обряды, приметы.

«Благовещение» - третья встреча       весны. Обряд птиц на волю отпущенья.

Урок

изучения

нового

материала

«Нам            весну гукать»-закличка

«Жаворонушки, прилетите к нам»

-закличка

«Ой,    кулики»    -закличка

19

Пасхальные

ДНИ.

3

Вербная неделя

Светлое           Христово Воскресение - церковная и народная обрядность.

Радоница -поминальные обряды. Красная горка –игры. Качели, хороводы.

Урок

изучения

нового

материала

«Вербочка

кудрявая»-игровой

хоровод

Пасхальные игры,

«Селезень» игровой хоровод

20

Святой Георгий-Победоносец-ВОИН,

земледелец, пастырь

1

Егорьев   день-пастуший праздник -первый выгон скота в поле

Урок

изучения

нового

материала

«Ой,    вставала    я ранёшенько»-инсценировка р.н.п.

Исторические      и военные песни.


21

Зелёные святки

1

«Вознесение»                в

церковной   и   народной

традиции

Троица -обряд завивания

берёзки,

Обряд кумления.

Урок

изучения

нового

материала

Орнаментальные хороводы,

  «Вью-вью   я   венок»  

 «Мы покумимся, кумушка»

22

Фольклорный праздник

1

«Весенние обряды»

«Даты     календаря     и главные            народные праздники в году»

Повторение пройденного материала

Заклички, хороводы,   песни, сценки, угощения.

Игры

23

Заключительный урок

1

Значение  народных традиций в жизни человека

Подведение итогов

Награждение, анкетирование.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №61

Выборгского района Санкт-Петербурга

____________________________________________________________________

ПРИНЯТО

На заседании Педагогического совета

Прокол № ___ от «____»_______2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ гимназия №61

_____________Т.А. Казеева

Приказ №_____ от _______2017г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность

 «Возрождая традиции России»

(русский фольклор)

 6–а, б, в, г  класс  

Составитель:

                Родинская Елена Степановна,

                   

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР

Андреева Н.С.

__________

«____»________2017 г.

Санкт-Петербург

2017-2018

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе

                                              «Возрождая традиции  России»

Рабочая программа по фольклору для 6-х классов разработана на основе авторской   программы      «Возрождая   традиции   России»,   напечатанной   в   сборнике «Возрождая  традиции  России»  Северо-Западного  отделения  Российской  Академии Образования по решению Экспертного Совета при комитете по образованию мэрии С-Петербурга в 1994г. Программа дорабатывалась в 2000, 2004, 2010г.

В соответствии с учебным планом гимназии на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

I полугодие -15недель3дня, II полугодие – 18 недель2дня

Занятия проходят в фольклорном кабинете ввиде русской горницы, класс делится на 2 подгруппы, это максимально выявляет индивидуальность каждого обучающегося и даёт возможность согласовывать совместные действия в песне, игре, инсценировке, музыкальном оркестре.

Тип программы - изучение фольклора на уровне внеурочной деятельности

Направленность – духовно-нравственная

Форма  организации  учебных  занятий-  1) урок-беседа  и  практическое  освоение фольклорного материала, 2)урок-репетиция, 3)фольклорный праздник ( с вовлечением родителей).

Цели и задачи учебного предмета фольклор Образовательные цели и задачи курса:

  • познакомить и приобщить к традициям, обычаям русского народа;
  • познакомить с различными жанрами музыкального фольклора;
  • научить различать жанры песенного фольклора;
  • научить слушать и исполнять народную песню.

Развитие творческих способностей:

Развитие творческих способностей школьников реализуется в индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую и игровую деятельность учащихся.

  • способствовать развитию внимания, воображения, восприятия, мышления, творческих способностей.
  • развивать музыкальную, слуховую, зрительную и др. виды памяти;
  • способствовать развитию голоса и формированию певческих навыков;
  • развить артикуляцию, характерную для народного певческого исполнительства
  • способствовать   развитию   и  укреплению   дыхательной   системы,   формированию певческого дыхания;
  • способствовать   формированию   у   детей   понимания   синкретичности   природы народного творчества: единства напева, текста, движения;
  • способствовать развитию навыков чистого интонирования и ритмичного исполнения музыкального материала;
  • развивать координацию слуха и ритма;
  • способствовать формированию устойчивого интереса к народной культуре

.

       Воспитательные цели и задачи курса:

воспитать уважительное отношение к народной культуре;

воспитать  бережное отношение к семейным ценностям;

привить навыки общения в коллективе;

способствовать воспитанию нравственных качеств – трудолюбие, милосердие;

воспитать интерес к творчеству;

воспитать любовь к Отечеству и уважение к старшему поколению

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету

  «Фольклор» -6 класс (внеурочная деятельность)

Требования к знаниям

В результате  изучения фольклора обучающийся должен

знать/понимать:

праздники календарного круга, семейные

традиционные обряды и обычаи

тексты песен, игр.

основные движения народной хореографии

основные ритуалы народного праздника

элементы народных театральных представлений

Требования к умениям

В результате  изучения фольклора обучающийся должен

Уметь

самостоятельно завести игру, хоровод

участвовать в народных театрализованных сценках

исполнять народные песни

правильно и чисто интонировать

петь без музыкального сопровождения

петь с музыкальным сопровождением

играть на простейших народных инструментах

у учеников должны быть сформированы:

коммуникативные навыки работы в группе

уважение к традициям своего народа

Требования компетенции

-развитие индивидуальности каждого ученика

-формирование этической, гражданской, коммуникативной компетентности

-формирование этнической, культурной компетентности

-формирование чувства патриотизма

-понимание  ценности традиций  своего народа  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                          Белов В.И. Очерки по народной эстетике. - М.: Молодая Гвардия, 1982.

  1. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М.: Изд-во Родникъ; Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996. 60 С, нот.
  2. Данилов С, Илюшин Л. Третья четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
  3. Данилов С, Илютин Л. Вторая четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
  4. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Сост. ГЛ1. Науменко. - М.: Советский композитор, 1984. Вып. 3.
  5. Заинька во садочке. Сборник народных игр / Сост. Л.В. Барбутько, Н.А. Тарасевич. -Новосибирск, 2000.
  6. Зимние катания Новгородских крестьян / Сост. М.И. Васильев. - Новгород, 1992.
  7. Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995.
  8. Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост. А.Ф. Некрылова. - М.: Правда, 1991.
  9. Морозову И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. - М.: Роман-газета, 1994.
  10. Народные русские легенды. - М: Новь, 1998г.
  11. Обрядовая поэзия: Кн.2. Семейно-бытовой фольклор / Сост., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. - М.: Русская книга, 1997. (Б-ка русского фольклора; Т.З)

 12   Озаровская О.Э. Пятиречие. - СПб: Тропа Троянова, 2000. (Полное собрание русских

сказок. Довоенные собрания. Т. 4)

14. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - СПб: Фирма «Ланс», 1994.

15. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб: Азбука, 1995.

16. Русская бытовая сказка (Библиотека народно - поэтического творчества). - Л.: Лениздат, 1987.

  1. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 768 с: ил.
  2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглое. - СПб: Отделение издательства «Просвещение», 1993.

19. Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова: В 2 кн. - СПб: Тропа Троянова, 1998, Кн.1, 2       (Полное собрание русских сказок. Предреволюционные собрания - Т. 1).

20. Сказки писателей России. Книга для чтения в начальной школе. - СПб: Спец. лит-ра, 1997.

21. Старинные исторические песни. Сборник. - М.: Детская лит-ра, 1971.

22_Старостдш В А. Илья Муромец: Богатырские былины. - М.: Сов. Россия, 1979.

23. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь / Сост.

       В Ж Байтуганов, Т.Ю. Мартынова. - Новосибирск: Книжица, 2001.

24. Периодический народно-популярный журнал « Народное творчество»

25. Русские народные песни и канты. Сергиев Посад.2010

26. Казачьи песни. Москва. «Современная музыка»2004


Календарно - тематическое планирование  к дополнительной образовательной                     программе «Возрождая традиции России» на 2017/18 уч. год

          1полугодие -15недель 3дня, 2полугодие -18недель 2дня

                                         

                     

Название темы

Кол-во

часов

Дата

Основные вопросы при

изучении темы

Тип урока

Ключевые компоненты

План

Факт

1

Вводный урок

1

8.09

Фольклор и народная культура. Знакомство с обычаями и бытом русского народа

Урок изучения нового материала

Рукотворное и нерукотворное творчество.

Раздел 1 « Младенчество.»

2

Родильный обряд.

1

15/.09

Обряды связанные с началом жизни человека.

Урок изучения нового материала

Знать: народные обереги для младенцев.

3.

Наделение младенца именем.

1

22-/09

Христианские имена и их значения.

Урок изучения нового материала.

Знать: христианские имена.

4

Колыбельные песни. Кот – Баюн.

1

29-/.09

Мифические персонажи в колыбельных песнях.

Урок изучения нового материала,

Песня:  «Бай-побай, моя детинушка.»

5

Колыбельные песни. Бабай.

1

6-./10

Мифические персонажи колыбельных песен. Колыбельные песни, содержащие напутственные слова матери ребёнку.

Урок изучения нового материала.

Знать: Мифологических персонажей, используемых в колыбельных песнях. Песня: «Бай- побай, моя детинушка»

6

Пестушки.

1

13/10

Поэзия пестования. Роль пестушек и потешек в жизни ребёнка.

Урок изучения нового материала,

Знать: Примеры пестушек и потешек.

7

Дразнилки

1

20/10

 

.

Дразнилки, как способ общения между детьми.

Изучение нового материала..

Знать: Примеры  дразнилок.

    8

Скороговорки.

1

27/10

Примеры скороговорок и их назначение.

Урок изучения нового материала.

Повторение старого материала

Исполнение песен, хороводов. Знать: примеры скороговорок.

Песня : «Как на горе, горе»

     9

Считалки.

1

10-/11

Примеры считалок. Игры со считалками.

Урок изучения нового материала.

Подведение итогов первого раздела.

Исполнение песен, хороводов. Игра «Как у деда Трифона».

Игра на народных инструментах.  

Угощение пирогами и сладостями.

                                    Раздел 2 «Детство»

10

Детские игровые песни.

1

17./11

Игра как начальный этап общения ребёнка с окружающим миром.

Урок изучения нового материала.

Песня « У наших ворот, у новых, у широких»

11

Сказки бытовые.

1

24/11

Бытовые сказки, как отражение  мира.

Урок изучения нового материала

Знать: Примеры бытовых сказок. Постановка спектакля.

Сказка «Горшок»

12

Сказки о животных.

1

1./12

Содержание сказок про животных и их идейный смысл.

Урок изучения нового материала

Песня-сказка

« Как у нашего соседа»

13

Волшебные сказки.

1

8/12

Содержание волшебных сказок и их идейный смысл.

Урок изучения нового материала

Сказка «Скрипач в аду»

Постановка спектакля. Повторение песен.

14

Страшилки.

1

15/12

Сказки- страшилки. Содержание, персонажи и назначение.

Урок изучения нового материала.

 Повторение старого материала.

Cтрашилки-Антистрашилки

15

Фольклорный праздник

1

22/12

Постановка спектакля.

Выступление перед родителями

Повторение песен « Как у наших ворот», « Как у нашего соседа» Игра « Золотые ворота»

Игра на народных инструментах. Угощение пирогами.

Раздел 3 «Юность и Зрелость»

16

Свадебный обряд.

1

12-/01

 

 Сватовство. Смотрины невесты.  «Рукобитие».

Урок изучения нового материала

Игра « Бояре, а мы к вам пришли».

Песня «Ой, сад во дворе»

17

Свадебный обряд.

1

19./01

Девичник.Расплетение косы.

Прощание с красотой.

  Плачи, причитания.

Урок изучения нового материала

Плач подружек

 «Расплетай, Дуня, русу косаньку»

18

Свадебный обряд.

1

26./01

Приговоры дружки.Выкуп невесты.

Урок изучения нового материала,  и повторение пройденного.

Корильные песни

 Свадебная игра «Розочка алая»

19

Венчание, свадебный пир

1

2/02

Величальные песни.

Урок изучения нового материала,  и

 «А кто у нас лебёдушка», «По лужкам трава расстилается»

20

Рекрутские песни

1

9/02

Провожание парней в рекруты

Урок изучения нового материала и.

Прослушивание рекрутских плачей и песен.

21

Солдатские песни.

1

16/02

Содержание и особенности солдатских песен.

Урок изучения нового материала

Песня « Солдатушки, бравы ребятушки»

22

Легенды

Предания

1

1

2/03

9/03

Легенды и предания древней Руси

Изучение нового материала

«Чудо на мельнице», «Касьян и Никола»

«Взятие Орешка»

«Смерть Олега»

23

Частушки

1

16//03

Манера исполнения частушек в разных регионах.

Урок изучения нового материала

Знать: примеры частушек

24

Хороводы.

Заклички.

1

1

23./03

6-/04

Хороводы. Виды хороводов

 Заклички. – обращение славян  к солнцу, птицам.

Урок изучения нового материала

Знать:разные виды хороводов,»Сидит Дрёма»

 Примеры закличек. « «Солнышко, появись»

25

Былины

1

13-/04

Происхождение и особенности  жанра .

Урок изучения нового материала

Знать: примеры былин: Святогор и тяга земная и

  Как поехал Добрыня

26

Духовные стихи.

1

20-/04

Содержание духовных стихов. «Голубиная» книга

Урок изучения нового материала.

 Песня « Житейское море»

27

Исторические песни.

1

27./04

Историческая песня как важный жанр русской песни.

Урок изучения нового материала.

Повторение песни « Как поехал добрыня»

28

Трудовые артельные песни.

1

4-/05

Содержание трудовых и артельных песен. Их применение.

Урок изучения нового материала.

 Знать:  примеры трудовых, артельных песен.

Песня « Раз, два – взяли»

29

Лирические песни.

1

11/

05

Лирические песни в быту русского человека.

Урок изучения нового материала.

Знать: примеры лирических песен.

Повторение песен:

30

Фольклорный праздник

1

18-./05

Фольклорный праздник

Повторение пройденного материала.

Исполнение песен, игр.

Игра на народных инструментах.

31

Заключительный урок.

1

25-./05

Подведение итогов пройденного.

Подведение итогов.

Повторение песен, игр. Чаепитие.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №61

Выборгского района Санкт-Петербурга

____________________________________________________________________

ПРИНЯТО

На заседании Педагогического совета

Прокол № ___ от «____»_______2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ гимназия №61

_____________Т.А. Казеева

Приказ №_____ от _______2017г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 дополнительное образование

 «Возрождая традиции России»

( фольклорный ансамбль)

 6 –а, б, в,  класс  

Составитель:

                Родинская Елена Степановна,

           

                        Концертмейстер:

                Фёдоров Вячеслав Александрович

                   

                   СОГЛАСОВАНО

                Заместитель директора по ВР

       Андреева НС«____»________2017 г.

Санкт-Петербург

2017-2018

учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                            к программе  «Возрождая традиции России»

                                                    для фольклорного ансамбля

Рабочая программа по фольклору для ансамбля «Родничок» разработана на основе авторской   программы      «Возрождая   традиции   России»,   напечатанной   в   сборнике «Возрождая  традиции  России»  Северо-Западного  отделения  Российской  Академии Образования по решению Экспертного Совета при комитете по образованию мэрии С-Петербурга в 1994г.  Программа дорабатывалась в 2000, 2004, 2010г.

В соответствии с учебным планом гимназии на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 9 часов в неделю.

Тип программы – дополнительное образование

Направленность программы – духовно-нравственная

Срок освоения – 2 года

 Возраст учащихся –с 5 по 9 классы

Форма организации учебных занятий – практические занятия  (групповые, индивидуально-групповые)

Занятия проходят в фольклорном кабинете в виде русской горницы, это создаёт неповторимую творческую атмосферу для освоения  песенных  русских традиций.

В коллективе от 12 до 16 человек, это максимально выявляет индивидуальность каждого обучающегося и даёт возможность согласовывать совместные действия в песне, игре, инсценировке, музыкальном ансамбле.

Отличительной особенностью данной программы является обучение вокальному песенному искусству, приближенному к подлинно фольклорному исполнению.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в индивидуальных, групповых  видах учебной деятельности. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую и игровую деятельность учащихся.

Цели и задачи учебного предмета фольклорный ансамбль

Обучающие :

  • познакомить и приобщить к традициям, обычаям русского народа;
  • познакомить с различными жанрами и стилями музыкального фольклора;
  • научить различать и исполнять песни на региональном диалекте;
  • научить слушать и исполнять народные песни, игры, бытовые народные танцы;
  • научить играть на простейших народных инструментах (ложки, бубны, трещотки)

Развивающие :

     способствовать развитию внимания, воображения, восприятия, мышления, творческих    способностей.

  • развивать музыкальную, слуховую, зрительную и др. виды памяти;
  • способствовать развитию голоса и формированию певческих навыков;
  • развить артикуляцию, характерную для народного певческого исполнительства
  • способствовать   развитию   и  укреплению   дыхательной   системы,   формированию певческого дыхания;
  • способствовать   формированию   у   детей   понимания   синкретичности   природы народного творчества: единства напева, текста, движения;
  • способствовать развитию навыков чистого интонирования и ритмичного исполнения музыкального материала;
  • развивать координацию слуха и ритма;
  • способствовать формированию устойчивого интереса к народной культуре,
  • воспитания чувства патриотизма, любви к Родине и её традициям.

Воспитывающие:

-воспитывать любовь к Отечеству, родной природе, родному языку

-уважительное отношение к национальной традиционной музыке

-уважение к старшему поколению, истории страны

-умение работать в коллективе, взаимовыручка

-прививать интерес к искусству, народному творчеству, народной песне

-воспитывать нравственные ценности , духовно обогащающие личность.


Требования компетенции

В результате творческих занятий ансамбля и выступлений разного уровня-в гимназии, на городских и международных фольклорных праздниках, смотрах, фестивалях, перед школьниками из других стран -  ребята учатся

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • организации самостоятельного   художественного творчества:
  • формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
  • развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;

  • накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;

  • формирование творческого отношения к проблемам;

  • развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности, гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                          Белов В.И. Очерки по народной эстетике. - М.: Молодая Гвардия, 1982.

  1. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М.: Изд-во Родникъ; Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996. 60 С, нот.
  2. Данилов С, Илюшин Л. Третья четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
  3. Данилов С, Илютин Л. Вторая четверть. Годовой круг праздников и традиций. - СПб, 1996.
  4. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Сост. ГЛ1. Науменко. - М.: Советский композитор, 1984. Вып. 3.
  5. Заинька во садочке. Сборник народных игр / Сост. Л.В. Барбутько, Н.А. Тарасевич. -Новосибирск, 2000.
  6. Зимние катания Новгородских крестьян / Сост. М.И. Васильев. - Новгород, 1992.
  7. Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995.
  8. Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост. А.Ф. Некрылова. - М.: Правда, 1991.
  9. Морозову И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. - М.: Роман-газета, 1994.
  10. Народные русские легенды. - М: Новь, 1998г.
  11. Обрядовая поэзия: Кн.2. Семейно-бытовой фольклор / Сост., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. - М.: Русская книга, 1997. (Б-ка русского фольклора; Т.З)

 12   Озаровская О.Э. Пятиречие. - СПб: Тропа Троянова, 2000. (Полное собрание русских

сказок. Довоенные собрания. Т. 4)

14. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - СПб: Фирма «Ланс», 1994.

15. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб: Азбука, 1995.

16. Русская бытовая сказка (Библиотека народно - поэтического творчества). - Л.: Лениздат, 1987.

  1. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 768 с: ил.
  2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Круглое. - СПб: Отделение издательства «Просвещение», 1993.

19. Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова: В 2 кн. - СПб: Тропа Троянова, 1998, Кн.1, 2       (Полное собрание русских сказок. Предреволюционные собрания - Т. 1).

20. Сказки писателей России. Книга для чтения в начальной школе. - СПб: Спец. лит-ра, 1997.

21. Старинные исторические песни. Сборник. - М.: Детская лит-ра, 1971.

22_Старостдш В А. Илья Муромец: Богатырские былины. - М.: Сов. Россия, 1979.

23. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь / Сост.

       В Ж Байтуганов, Т.Ю. Мартынова. - Новосибирск: Книжица, 2001.

24. Периодический народно-популярный журнал « Народное творчество»

25. Русские народные песни и канты. Сергиев Посад.2010

26. Казачьи песни. Москва. «Современная музыка»2004

 


Календарно - тематическое планирование

  к  программе фольклорного ансамбля «Родничок»

 «Возрождая традиции России»

дополнительное образование

 2017-2018 учебный год

Название

темы

Кол-во часов

Дата

Основные

вопросы при изучении темы

Тип урока

Ключевые компоненты

План

Факт

1

Вводный урок.  

4

1.09

День Знаний

Урок

повторения

материала,

выступле-ние в Гимназии Гигимгимназии

«Очень много Родничков»

 «Славны были наши деды»

                                             

2

Величания

5

5.09

 Прославления героев, именинников, ново- брачных.

Урок

изучения

нового

материала

«Многая лета»

«Лебедин мой»

«А кто у нас удалой»

«Наши буйные головки преклоняются»

«У нас Настенька, что цветочек»

 

3

Младенчест-во

4

8.09

-

Колыбельные

Урок

изучения

нового

материала

Бабай, Сон, Угомон

Кот-Баюн, Дрёма.

«Сидит         Дрёма»-игровой хоровод.

4

Младенчество

5

12.09

Пестушки, потешки,

Урок

изучения

нового

материала

«Потягушечки», «Коза рогатая» ,«Ехал пан», «Прянична доска» -подвижная игра.

5

Детство

4

15.09

Докучные сказки,

 Небылицы

скороговорки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

 «На дворе мочало», «Уж и где же это видано»,

«Вдоль    по    улице молодчик    идёт» р.н.песня .

6

Детство

5

19.09

Заклички

Детские игры

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Тетёра», «Как у дяди Трифона», «Калечина-малечина»

7

Детство

4

22.09

Скороговорки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Дед Данила»

«Барашеньки»

8

Детство

5

26.09

Дразнилки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Андрей-воробей»

9

Детство

4

29.09

Загадки в песнях

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Что растёт без коренья?»

10

Детство

5

3.10

Потешки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Лиса рожью шла»

11

Детство

4

6.10

Игры с жеребьёвыми сговорками

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Золотые ворота»

12

Детство

5

10.10

Голосянки, молчанки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«А станем-ка мы ,братцы»

13

Детство

4

13.10

Игровой фольклор

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

 « Тетёра шла»

«Прянична доска»

«Дрёма»

14

Отрочество

5

17.10

Игровой фольклор

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«А мы просо сеяли»

«Я рассею своё горе»

15

Отрочество

4

20.10

Игровой фольклор

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Со вьном я хожу»

«Как сеют мак»

«Лён , мой лён»

16

Отрочество

5

24.10

Игровой фольклор

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Где купался, Иванушка?»

«Колечко, колечко»

17

Отрочество

4

27.10

Игровой фольклор

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Чёрный баран»

«Я качу золото кольцо»

18

Отрочество

4

10.11

Игровые песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Я ли, я ли, селезень»

«Пойду млада»

19

Отрочество

5

14.11

Песни-диалоги

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Где ты был, мой чёрный баран?»

«Бояре, а мы к вам пришли»

20

Отрочество

4

17.11

Песни о животных

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Была у нас Дуня»

«Бабушка, купим курочку»

21

Отрочество

5

21.11

Колядки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«А мы ходим-походим, колядовщички»

22

Отрочество, юность

4

24.11

Колядки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Уж я сяду на порог»

23

Юность

5

28.11

Колядки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Богатые мужички»

24

Юность

4

1.12

Колядки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Коляда-маляда, отворяй ворота»

25

Юность

5

5.12

Христославления

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Рождество Христово, ангел прилетел»

26

Юность

4

8.12

Христославления

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Небо и земля»

27

Юность

5

12.12

Христославления

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Святая ночь»

28

Юность

4

15.12

Святочные игры

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

« Шла коза дорогою»

29

Юность

5

19.12

Святочные игры

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Дударь-дударище»

30

Юность

4

22.12

Святочные игры

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Бабка-Ёжка»

31

Юность

5

26.12

Парно-бытовые танцы

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Во саду ли»

32

Юность

4

12.01

Парно-бытовые танцы

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Марийская полька»

33

Юность

5

16.01

Подблюдные песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Уж как на небе солнцу красному слава»

34

Юность

4

19.01

Подблюдные песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Стоят санки у лесенки»

35

Юность

5

23.01

Свадебные песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Уж сад во дворе»

36

Юность

4

26.01

Свадебные

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

« Уж ты, Настя настенька»

37

Юность

5

30.01

Свадебные

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Мы думали, дружки ехали»

38

Юность

4

2.02

Свадебные

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Чарочка моя»

39

Юность

5

6.02

Рекрутские

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Прошли часы, прошли минуты, когда с друзьями я гулял»

40

Юность

4

9.02

Рекрутские

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Полетай-ка, стрела»

41

Юность

5

13.02

Масленичные

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«А мы Масленицу встречали»

«Мы давно блинов не ели»

 «Запрягу я воробья»

42

Юность

4

16.02

Масленичнык

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Пойду млада я на рыночек, на широкую Масленицу»

«Ты прощай, наша Масленица»

43

Зрелость

5

20.02

Духовные стихи

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Ксения Блаженная»

44

Зрелость

5

27.02

Духовные стихи»

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Княже Александре»

45

Зрелость

4

2.03

Духовные стихи

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

« Я умом ходила в город Вифлеем»

46

Зрелость

5

6.03

Духовные стихи»

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Как по Божией Горе»

47

Зрелость

4

9.03

Духовные стихи

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Если тебя неудача постигла»

48

Зрелость

5

13.03

Весенние календарные песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

« Нам весну гукать»

49

Зрелость

4

16.03

Весенние календарные песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Жаворонушки»

50

Зрелость

5

20.03

Весенние календарные песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Ой, кулики»

51

Зрелость

4

23.03

Весенние календарные песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Ой, весна, весна»

52

Юность-Зрелость

5

3.04

Традиционные парно-бытовые танцы, кадрили

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Краковяк»

«Метелица»

53

Юность-Зрелость

4

6.04

Духовные стихи

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Там поклоннички идут»

54

Юность-Зрелость

5

10.04

Пасхальные песнопения, игры

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Христос воскрёс, Сыне Божий»

55

Юность-Зрелость

4

13.04

Исторические песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Славны были наши деды»

56

Юность-Зрелость

5

17.04

Исторические песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Было дело под Полтавой»

57

Юность-Зрелость

4

20.04

Солдатские песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

« Когда мы были на войне

58

Юность-Зрелость

5

24.04

Солдатские песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

« Всадники-други»

59

Юность-Зрелость

4

27.04

Солдатские песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Милосердная сестра»

60

Юность-Зрелость

4

4.05

Солдатские песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Солдатушки, бравы ребятушки»

61

Юность-Зрелость

5

8.05

Солдатские песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Если хочешь быть военным»

«Держись, браток»

62

Юность-Зрелость

4

11.05

Казачьи песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«А в саду дерево цветёт»

63

Юность-Зрелость

5

15.05

Лирические песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Ой, у вишневом, у саду»

64

Юность-Зрелость

4

18.05

Лирические песни

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

Соберёмтесь-ка, девки в круг»

65

Юность-Зрелость

5

22.05

Плясовые, частушки

Урок изучения

нового материала

Повторение игр

«Черноморец идёт»

 «По канавке росла травка»

66

Заключи-тельный урок

4

25.05

Подведение итогов

Повторение пройден-ного

Чаепитие, вручение грамот, игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции нас объединяют (сходства и различия в культуре и традициях России и Великобритании)

В настоящее время, знание любого иностранного языка обязательно для каждого человека, который хочет, чтобы его считали образованным. Однако, знание языка важно не только как способ общения, но и как с...