Молодой учитель в современной школе – это…
статья на тему

Кондратьев Владимир Сергеевич

Творческая работа, посвященная роли молодго учителя в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota_kondratev_v.s.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа

Молодой учитель в современной школе – это…

Я – начинающий учитель истории. Как и все молодые люди, я пришел на работу с большими амбициями. Я многое узнал во время учебы в институте, прошел практику и не одну, поступил в аспирантуру Тюменского Государственного университета в городе Тобольск по специальности «Всеобщая история». «Забудь все то, чему тебя научили в институте» – эту фразу, пожалуй,  услышат  многие из молодых. Не в полной мере согласен с  этим, но, тем не менее, в ней , этой фразе, есть определенная доля истины.   Действительно, чтобы стать профессионалом в педагогике нужен серьезный практический опыт.   Как же преодолеть этот разрыв теории и практики? Как сократить время   профессионального становления?

В МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма в свое время  был проведен опрос среди родителей учеников о качестве предоставляемых услуг. Один из вопросов касался роли молодого учителя в школе. Результаты данного опроса были несколько неожиданными. Большая часть родителей хотели бы, чтобы их детей учили молодые учителя. Мы всегда думали, что учителя - стажисты имеют преимущества перед нами – учителями, которые только недавно вышли из стен «Аlma Mater». Почему же опрос показал  такие результаты? Какова же моя роль в школе?

Современные учителя и ученики  живут в эпоху глобализации. Современный мир меняется семимильными шагами.

«Надо успевать жить со скоростью ребенка» (П.Н. Виноградов).  Молодое поколение учителей в большинстве своем готово принимать новое. Если педагог заинтересован в своей работе и желает получить хорошие результаты, он будет действовать в поисках новой информации, будет обращаться к маститым учителям. Сколько сейчас новых техник и методик обучения не перечислишь! Они  востребованы современными учениками.  

В научной педагогической литературе появился термин,  характеризующий молодое поколение  как «поколение Z» – это одно из первых поколений, которое родилось в эпоху интернета. Они не помнят, какой была жизнь без гаджетов и проводят со смартфонами и планшетами большое количество времени. На каждый шаг у них есть приложения, которыми они пользуются так же естественно, как дышат. «Поколение Z»  не делит мир на цифровой и реальный, их жизнь плавно перетекает на экран и обратно. Они хотят делать открытия и любят исследования и разработку. Экран, внедряясь в детское сознание посредством эффектов и образов, создал новые ценности и потребности этих детей.  Зная нашего ученика, мы и должны искать те педагогические технологии, которые будут приемлемы для них и позволят получить высокие результаты. Это разнообразные визуальные методы, творческие и исследовательские проекты.

   Учитель должен меняться вместе с учениками. Новому поколению учителей сделать это проще, им нет необходимости ломать сложившиеся стереотипы сознания и своей профессиональной деятельности. Они близки этому поколению по интересам и своим умением «жить» в огромном информационном поле.  

  «Будущее нельзя предсказать, к нему можно подготовиться. Было поколение Next, сейчас поколение сети» (Ю.М. Рабинович). Мышление молодого учителя отличается от педагогов прошлых поколений. Нам легче освоить новые технологии и создавать развивающую образовательную среду на их основе. Компьютер и гаджеты заменяют привычный мир человека. И мы не   находимся в стороне от  этого процесса. Большое количество компьютерных программ отправляются в школы. Кто их использует? Педагоги-стажисты в силу разных причин  пользуются ими не так часто. Ситуация с молодыми несколько другая, им проще работать с современными интерактивными технологиями. Они ближе к «поколению Z», которое «живет» в виртуальном мире, общается с помощью гаджетов и социальных сетей.

Государство вводит новые стандарты обучения, во главу угла которого ставится системно-деятельностный подход. Ученик  необходимо научиться самостоятельно находить нужную для него информации и знать, где искать. В этих условиях    необходимо создать среду для развития каждого учащегося. Наш ученик уникален и образовательная среда для него должная быть иной.

Современные мэтры педагогического ремесла  характеризуют  роль учителя, в том числе и молодого, следующим  образом: «Был педагог машина, сейчас человек мозг» (Ю.М. Рабинович).  

 Знания, которые есть у молодого учителя не  могут  ограничиваться знанием только своего предмета. Любая школьная дисциплина  взаимодействует с  большим количеством  смежных   наук. Ярким примером выступает история  и   вспомогательные исторические дисциплины: палеография, хронология, нумизматика, археология, геральдика, топонимика, генеалогия, ономастика. Ученик будет рад узнать, что означает его имя, почему его улица названа именем именно этого человека. Можно подумать, что это мелочи, но из этих знаний и складывается представление о знаниях молодого учителя. Учитель истории должен хорошо разбираться в литературе, ибо многие исторические сюжеты отражены в художественных произведениях. Знание многих дисциплин придает разнообразие учебному процессу и показывает интеллект учителя.

Вполне разделяю мысль Е.А.Ямбурга, что «учитель – фундамент новой школы». Мы, молодые, создаем условия для работы будущего поколения учителей. Меняется ученик, школа, учитель, поэтому в скором времени  наши методы, приемы, умения, полученные в ходе работы сегодня, будут тем стержнем, на котором будет держаться образование будущего. Мы должны быть к этому готовы.   На наши плечи ляжет обязанность подготовить новые педагогические кадры, которые должны будут соответствовать   новым веяниям жизни.

 «Учитель – оценщик» (Е.А. Ямбург). Без оценивания результатов работы учеников нельзя обойтись. Учитель не зная результаты своих учеников не может построить свою работу. Но нам  необходимо понять, что сравнивать учеников и выдавать среднее значение по школе это пережиток прошлого. Оцениваться должна динамика обучения каждого ученика в отдельности. Ученик – это индивидуальность, у каждого свой темп работы, умственные способности, характер. Это все  нам надо  учитывать  уже в начале работы.  

Вот такой   видится    роль молодого учителя в современной школе. Мы выбрали наиболее значимые высказывания и сделали ее в виде схемы.

 Каким должен быть молодой учитель? Полагаю, что представленная схема наилучшим образом представляет роли   молодого учителя в современной школе. Он обладает знаниями в области не только своей дисциплины, умеет работать с современными образовательными технологиями, не останавливается на достигнутых результатах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

В данной статье автор знакомит читателей с собственным опытом личностно-профессионального сопровождения молодого учителя физики и математики в современной школе, приводя примеры как классических...

Эссе Легко ли молодому учителю в современной школе?

Эссе "Легко ли молодому учителю в современной школе?" для муниципального этапа конкурса "Педагогический дебют 2015"...

"Эссе" молодой учитель в современной школе

Великий философ Сократ на вопрос учеников, что самое трудное в жизни людей, ответил, что самое трудное – учить, лечить и судить людей. Данное высказывание заставило меня задуматься, каким же все...

Творческая работа на тему «Молодой учитель в современной школе-это…»

Творческая работа на тему «Молодой учитель в современной школе-это…»...

«Молодой учитель в современной школе – это…»

Творческая работа о буднях современного учителя....