«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
статья на тему
В данной статье автор знакомит читателей с собственным опытом личностно-профессионального сопровождения молодого учителя физики и математики в современной школе, приводя примеры как классических, так и инновационных форм и методов наставнической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Создание условий профессионального роста молодых учителей в современной школе»
Кукина Елена Леонидовна, учитель физики МАОУ СОШ 37 г. Томска
Наставничество — это
инвестиция в долгосрочное
развитие организации, в ее «здоровье».
Дэвид Майстер
В настоящее время, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. По-прежнему существует проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и того, как удержать их там.
Известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - "вживания" в профессию.
Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время. Наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества.
Недостаток опыта у начинающего учителя часто приводит к тому, что самостоятельные решения возникающих проблем и личных затруднений, интерпретируются им, как правило, объяснениями внешнего характера: «такой класс», «такая учебная программа», «такие родители учеников» и т.д. Внешний характер объяснения обстоятельств профессиональных неудач нарушает психическое и соматическое здоровье, способствуя раннему психическому выгоранию учителя, что значительно снижает личностную эффективность и работоспособность(1). Поэтому, для успешной адаптации молодых специалистов в школе необходимо осуществлять системное методическое сопровождение (наставничество).
Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
В данной статье автор знакомит читателей с собственным опытом личностно-профессионального сопровождения молодого учителя физики и математики.
Работа с молодым специалистом ведётся по специально составленному плану.
Планирование осуществлялось по следующим направлениям:
- требования к организации учебного процесса;
- планирование и организация работы по предмету;
- планирование и организация методической работы;
- формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников;
- работа со школьной документацией;
- работа по саморазвитию;
- знакомство со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения и лабораторным оборудованием;
- контроль и анализ результатов педагогической деятельности молодого специалиста.
Содержание деятельности:
На первом (Адаптационном) этапе, после изучения информационного материала были составлены памятки для молодого учителя, в которых изложен алгоритм деятельности в разных ситуациях:
- Анализ и самоанализ урока;
- Обязанности классного руководителя;
- Организация работы с родителями;
- Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий;
- Организация работы с неуспевающими;
- Составление характеристики учащегося;
- Составление характеристики класса.
На втором (Основном) этапе осуществлялись такие традиционные формы работы наставника, как: совместное планирование педагогической деятельности (от составления календарно-тематического плана на год до плана конкретного урока, занятия, мероприятия), взаимопосещение уроков и занятий с их последующим анализом (вычленение сильных и слабых сторон деятельности как наставника, так и молодого специалиста – элементы коучинга), работа по самообразованию (поиск общих профессиональных интересов – элементы тьюторинга), отработка конкретных профессиональных приёмов на модельных занятиях (шлифовка мастерства – элементы менторинга).
Кроме этого, наставником были проведены консультации для молодого специалиста по вопросам:
- Разработка программы своего профессионального роста;
- Подготовка к первичному повышению квалификации;
- Выбор темы для самообразования;
- Подготовка к будущей аттестации.
Одним из важнейших качеств, которое характеризует профессионально-педагогическую компетентность педагога, является инициатива. И выработать ее у молодого специалиста можно только в результате совместной, творческой, проектной деятельности. И поэтому, наставником, совместно с молодым учителем, были разработаны и проведены такие внеурочные мероприятия, как: деловая игра «От идеи до проекта», благотворительная акция в рамках проекта «Доброе сердце», экскурсия в ИЦЭ, совместная подготовка учащихся к компетентностной игре и т.д. Во время летнего трудового лагеря наставник и молодой специалист совместно курировали один отряд. В рамках этой деятельности были подготовлены с детьми успешные выступления в «Конкурсе талантов», «Конкурсе на лучшую съёмочную группу», конкурсе «Знаменитые фразы из кинофильмов», фотокроссе «Стопкадр».
На этом же этапе под руководством наставника его молодой коллега приступил к созданию своего профессионального портфолио. Опытный учитель показал ему своё портфолио, обратил внимание на требования к нему, подсказал варианты оформления.
За первый год сотрудничества с молодым педагогом уровень профессиональной компетентности молодого учителя значительно повысился. В настоящее время составляется план совместных действий на второй год наставничества.
Говорят, что 10% людей будут работать хорошо, независимо ни от чего. Еще 10% будут работать плохо, какие бы земные блага им ни обещали. Работа же остальных 80% зависит от искусства управления и стимулирования. В том числе — и от искусства наставничества.
Автор данной статьи желает всем нам быть хорошими наставниками и получать от этого удовольствие!
Литература
1. Маралова Е.А, Тютюник М.В. К проблеме профессионально-личностного сопровождения учителя в образовательном пространстве современной школы // Человек и образование. Академический вестник института образования взрослых Российской академии образования. – 2010. – № 4. – С. 125-130.
2. Барыбина, И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2012. – №7. – 67 c.
3. Дворядкина, Д.А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе: Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года / Д.А. Дворядкина. – Ростов на/Д, 2012. – 35 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопровождение профессиональной адаптации молодого учителя в сельской школе
Материал может быть использован в методической работе по сопровождению профессиональной деятельности молодых педагогов....
Эссе Легко ли молодому учителю в современной школе?
Эссе "Легко ли молодому учителю в современной школе?" для муниципального этапа конкурса "Педагогический дебют 2015"...
Молодой учитель в современной школе – это…
Творческая работа, посвященная роли молодго учителя в современной школе....
"Эссе" молодой учитель в современной школе
Великий философ Сократ на вопрос учеников, что самое трудное в жизни людей, ответил, что самое трудное – учить, лечить и судить людей. Данное высказывание заставило меня задуматься, каким же все...
Творческая работа на тему «Молодой учитель в современной школе-это…»
Творческая работа на тему «Молодой учитель в современной школе-это…»...
Проект повышения профессионального роста молодых учителей «Школа молодого педагога «Путь к мастерству»
Проект повышения профессионального роста в целом является планированием деятельности педагогов на определенный период. Педагоги определяют, в каком направлении им двигаться, какие профессиональн...