Применение современного коррекционно-развивающего оборудования в работе психолога в специальном коррекционном образовательном учреждении.
консультация на тему
Краткое описание использования сенсорных комнат, песочной терапии, метода биологически обратной связи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение современного коррекционно-развивающего оборудования в работе психолога в специальном коррекционном образовательном учреждении.
Грамотно организованная предметно-пространственная среда способствует всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие ребёнка.
Для этого в школе мы широко используем имеющееся у нас оборудование. Немного подробнее я расскажу о использовании оборудования сенсорной комнаты, песочной терапии и методе БОС (биологически обратной связи)
Использование мультисенсорной среды
Одним из условий для создания благоприятной психоэмоциональной среды, является использование возможностей сенсорной комнаты. В «волшебной комнате», оборудованной цветовыми, звуковыми, осязательными стимуляторами, с самой первой минуты детей охватывает состояние комфорта, безопасности, защищённости. Ее среда является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребёнка, его сенсорного и познавательного развития.
Пребывание в ней способствует:
* Развитию общей и мелкой моторики и коррекции двигательных нарушений.
* Снятию эмоционального и мышечного напряжения.
* Коррекции психоэмоционального состояния.
* Расширению кругозора, пространственному представлению и восприятию разнообразных свойств предметов.
* Развитию воображения и стимуляции творческих способностей.
Исходя из задач поставленных педагогом используется либо тёмная, либо светлая сенсорная комната.
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом)
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
- релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
- использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей школьного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
- непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.
Использовать среду сенсорной комнаты могут и другие специалисты и педагоги нашей школы.
Предлагаю несколько примеров использования оборудования в коррекционной работе с детьми.
В тёмной сенсорной комнате можно использовать следующие упражнения:
Знакомство с комнатой.«Сегодня мы узнаем, что наш знакомый, привычный мир может быть удивительным и волшебным. Здесь можно спрятаться в солнечный домик, играть со звездным светом (фиброоптические волокна), наблюдать за жителями подводного царства (пузырьковая колонна), сидеть на облаках (пуфики-кресло), лежать на мягкой земле (напольные маты) и плавать в шариках (сухой бассейн). Но самое интересное это то, что вещи в нашей комнате могут меняться». (слайд с фото)
«Писатели звездных историй»(Рассказываю своими словами)
(Выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны, Панно «Звездное небо»
Цель игры: развитие коммуникации группы; раскрепощение; развитие речи, воображения; мышечное расслабление.
Дети устраиваются полукругом, сидя в креслах-пуфиках напротив Панно «Звездное небо», и делятся на команды. Каждой команде надо придумать историю о дальнейшем развитии событий элементов, изображенных на панно или представив себя «внутри» картины, при этом объект заранее выбирается на панно. Затем каждая команда по очереди рассказывает свою историю. В конце игры подводим итоги: чей рассказ был интереснее, насыщеннее событиями? (слайд с фото)
Упражнение «Поймай звезду»(Рассказываю своими словами)
Цель: развитие кинестетического восприятия, воображения, памяти, мышления, крупной моторики, ориентировки в пространстве.
Ход упражненияПедагог обращает внимание детей на сенсорное панно «Звездное небо», говорит им: «Давайте, представим себе, что звездочка упала и нужно ее поймать. Вот она, звезда, закружилась и полетела».
Каждому ребенку дается задание определить, куда полетела звездочка. Каждый должен в указанном месте «поймать» свою воображаемую звезду, делая хватательные движения, ловя ее и т.д.
Когда каждый ребенок поймает воображаемую звезду, педагог обращает внимание всех на то, что, к примеру, у Маши звездочка колючая, у Игоря — мягкая и т.п. Дети должны изобразить ощущения от названной звезды.
При повторении упражнения дети должны сами называть воображаемое качество своей звезды, а педагог постепенно усложняет задание: просит каждого ребенка «поймать» не одну, а несколько звездочек.
В светлой сенсорной комнате используются мягкие модули.(слайд с фото)Упражнения с ними открываютбольшие возможности для детской фантазии и творческого мышления. На сегодняшний день мягкие модули стали одним из методов развивающего обучения. Однако в специализированных учреждениях они выполняют еще и коррекционные функции. В процессе активных игр с мягкими модулями задействованы разные группы мышц, происходит развитие (или коррекция) моторики рук, познавательная деятельность развивает эмоционально волевую направленность у ребенка.
С помощью настенного панно «Дерево» (слайд с фото) можно развивать мелкую моторику, времена года, классифицировать по цветам цветы, листья и так далее.
Песочная терапия
Песочная терапия может обеспечить возможность представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире.
Рассказываю сама о том что, все по разному проигрывают и моделируют ситуации, кто-то создаёт целые истории и сюжеты, кто-то просто сыплет и закапывает песок, кто-то устраивает целую «войну» в песочнице. Но, тем не менее, проигрывая ситуации разным способом, все проявляют и переживают глубокие эмоции.
Ребенка песок и вода притягивают как магнит, автоматически пробуждая непосредственную игру. Одни дети строят свою картину быстро, другие медленно. Некоторые создают статичный мир, но есть и создающиеистории с продолжением. Одни представляют мир очень иочень и спокойно. Другие наслаждаются игрой. Иногда проявляются очень глубокие эмоции, возникает повторно какпереживание прошлой боли. Нет никакого правильного пути и правильного результата.-только сама
Упражнения с песком способствуют развитию личностных, регулятивных и коммуникативных навыков.
Песочные миры создаются без подготовительной работы, без планирования и моделирования и поэтому соответствуют внутреннему миру создателя.
Если без приобретения и затрат среду сенсорной комнаты самостоятельнопрактически невозможно, но песочный столик можно. Использовать можно и не только психологу но и педагогам например в группе продлённого дня для , в классе на переменах переменах и так д.
Подносы из дерева наиболее эстетичны и полезны. Внутренняя часть деревянного подноса окрашивается в светло-синий цвет, позволяющий моделировать воду и небо. Также необходимо создать водонепроницаемую поверхность. Деревянные подносы могут быть сделаны на заказ производителями мебели, школьным столяром. Краску лучше выбирать для фасадных работ, так как она обладает наибольшей устойчивостью к воде.
Используется определённый набор фигур(показать фигурки)-вот именно эти группы, но взять их можно любые - из лего например , бывают наборы в магазинах с домашними животными и другие наборы
-Люди
-Животные
-Растения
-Здания (будет фото ящика с фигурами на слайде)
-Транспорт
Игры, которые можно использовать: (каждую игру рассказываю и показываю фото)
Игры могут быть:
Адаптационные;
Психопрофилактические;
Развивающие;
Релаксационные.
Вот некоторые из них(каждую игру рассказываю кратко)
Прятки-в 2 предложениях
Многие дети в процессе строительства мира закапывают фигурки в песок. Данный вариант игры изначально позволяет это сделать. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Психолог отворачивается и не смотрит. Затем он просит ребенка отыскать какую-либофигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные фигуры должныбыть найдены.
Медитация на песке
Данная игра имеет несколько вариантов. Во всех вариантах на проводится с использованием медитативной музыки. Игра направлена на релаксацию.
- Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля.
- Выкладывается из камушков или макарон рисунок на песке.
История
Предлагается ребенку выбрать фигуру, которая станет главным героем истории, и разместить ее в подносе с песком. Затем ребенок должен начать придумывать историю или сказку, постепенно добавляя в песочницу необходимые объекты и действующие лица. История заканчиватся вместе с выбором последней фигурки. Обязательное условие игры — постепенный выбор объектов.
Песочный дождик
Игра направлена регуляцию мышечного напряжения, расслабления.Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы самиможете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»: ,
- Ребенок медленно / быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
- Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Необыкновенные следы- на развитие тактильной чувствительности, воображения
- «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
- «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» — ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» —ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, — «жучки здороваются»).
Световой столик (можно сделать самим - деревянный ящик со стеклянным дном и подсветкой снизу)
Узоры на песке
- Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые / сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры — взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
- Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и т. д.
(Пока идёт ролик рассказываю о его создании)
Создание картин песочной анимации(показываю видеоролик)
Коллективная работа рассчитанная на 3-4 занятия:
Очень хорошо развивает коммуникативные и регулятивные учебные действия.
-Обсуждение темы (что будем рисовать)
-Обсуждаем детали, распределяем роли, кто в какой последовательности что рисует.
-Снимаем, (иногда несколько раз, так как некоторым трудно ждать своей очереди или стоять тихо)
-Отсматриваем снятый материал, выбираем что понравилось, монтируем, выбираем музыку. Готово.
И ещё один метод , помогающий и улучшающий психическое и эмоциональное благополучие ребёнка – это метод биологически обратной связи. Данное компьютерное обеспечение и прибор Микарт-М для осуществления биологически обратной связи мы получили по программе «Доступная среда»
Использование БОС
Компьютерная программа «Комфорт» включает в себя несколько режимов.
Диагностический режим.(будет фото на слайде) Данный режим позволяет провести психофизиологическую диагностику и часть психологического обследования.
Применение режима «Кардио-ФБУ» позволяет– выработатьу клиента(почему говорим у клиента потому как этим методом могут пользоваться и взрослые, в том числе и педагоги при профилактике эмоционального выгорания) навык диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью которого возможно достигать глубокого уровня релаксации как способа коррекции психоэмоционального состояния. Позволяет уравновесить процессы торможения и возбуждения, ЦНС, осуществляющая общую регуляцию всех процессов жизнеобеспечения, обучается поддерживать этот режим функционирования уже самостоятельно.
Данный режим за счёт оптимизации состояния и навыка диафрагмально-релаксационного дыхания позволяет использовать его при коррекции психосоматических нарушений, психоэмоциональных проблем, повышение адаптационных возможностей, иммунитета.
Прежде чем использовать программу идёт обучение дыханию, этот этап может занять 2-3 занятия, далее определённым образом подключаются датчики (фото на слайде) и на практических занятиях с компьютерными тренажёрами сигналом обратной связи служит развитие мультипликационного сюжета или изменение изображения.(фото на слайде)Эти изменения отражают изменение пульса на вдохе и выдохе.
Стремление обучающегося добиться необходимого изменения сигналов обратной связи способствует снижению пульса на выдохе. Таким образом, сам ребёнок с помощью сигналов обратной связи овладевает навыком диафрагмального дыхания, при этом происходит активизация резервных возможностей организма.
Таким образом, использование оборудования в нашей школе, которое всё получено по программе «Доступная среда», позволяет нам достигать максимально положительного эффекта в улучшении и сохранении психического здоровья ребёнка, способствовать его развитию. Кроме этого на базе нашей школы действует Ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, где любой педагог может получить консультацию всех специалистов, направить родителей к нам. К нам привозят по возможности детей на занятия из тех сельских школ, где специалистов нет вообще, вся помощь осуществляется бесплатно.
- листовочка с писанием игр
Прятки-в 2 предложениях
Многие дети в процессе строительства мира закапывают фигурки в песок. Данный вариант игры изначально позволяет это сделать. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Психолог отворачивается и не смотрит. Затем он просит ребенка отыскать какую-либофигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные фигуры должныбыть найдены.
Медитация на песке
Данная игра имеет несколько вариантов. Во всех вариантах на проводится с использованием медитативной музыки. Игра направлена на релаксацию.
- Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля.
- Выкладывается из камушков или макарон рисунок на песке.
История
Предлагается ребенку выбрать фигуру, которая станет главным героем истории, и разместить ее в подносе с песком. Затем ребенок должен начать придумывать историю или сказку, постепенно добавляя в песочницу необходимые объекты и действующие лица. История заканчиватся вместе с выбором последней фигурки. Обязательное условие игры — постепенный выбор объектов.
Песочный дождик
Игра направлена регуляцию мышечного напряжения, расслабления.Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы самиможете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»: ,
- Ребенок медленно / быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
- Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Необыкновенные следы-на развитие тактильной чувствительности, воображения
- «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
- «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» — ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» —ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, — «жучки здороваются»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми в условиях (специального) коррекционного образовательного учреждения.
Мир детства - чудесная планета, жители которой многому учатся, познают окружающий мир, приобретают необходимые личностные качества, многое понимают и чувствуют. Ребенок ежедневно погружается в разли...
Содержание деятельности педагога-психолога в работе с семьёй в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения
Рассматривая любого ребенка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями здоровья, можно говорить, что цели и задачи психолого-педагогического сопровождения – это непрерывное...
государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида г. Ба
Цель проекта:Развитие движения ЮИД в школе, посредством использования современных информационных технологий, электронных ресурсов....
Использование информационных компьютерных технологий в работе педагога-психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Статья к городской научно-практической конференции ноябрь 2014 г. "Современные образовательные технологии"...
Коррекционно-развивающая программа "Развитие памяти, внимания, мышления, логики для учащихся начального и среднего звена специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII, VIII вида"
Программа практического сопровождения учащихся, направленная на развитие высших психических функций детей...
Коррекционно-развивающие программы для детей с отклонениями в развитии, реализуемые в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении
Для детей с глубокой умственной отсталостью (4 года обучения) разработаны коррекционные программы:- социально-бытовой адаптации (СБА), на занятии СБА формируется эмоционально-волевой статус, приобрета...
Рабочая программа для 8 - 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Москва «Просвещение» 2009 – 160с. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образов
С учетом индивидуальных и психофизических особенностей и эмоционально – волевой сферы, рабочая программа рассчитана для: ...