Использование информационных компьютерных технологий в работе педагога-психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Статья к городской научно-практической конференции ноябрь 2014 г. "Современные образовательные технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naumova_statya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.С.Наумова

Государственное бюджетное специальное

(коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII-вида) № 4

 Василеостровского района Санкт- Петербурга,

Использование информационных компьютерных технологий в работе педагога-психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

В современных социально-экономических условиях развития общества, в условиях модернизации российской системы образования перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями.

Сегодня педагоги и специалисты коррекционной школы ищут наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса и качества обучения. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными задачами.

Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Целенаправленное использование ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности учащихся.

Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего,  даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию учащихся с ограниченными возможностями к получению и усвоению новых знаний.

Целью работы педагога-психолога специального (коррекционного) ОУ с детьми с ОВЗ является обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребенка в образовательной среде. Основными принципами содержания  и форм  работы являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

Информационные технологии в работе педагога-психолога я использую в следующих вариантах.

Работа педагога-психолога осуществляется со всеми участниками образовательного пространства: учащимися, семьей и педагогами.

Начинается работа педагога–психолога с начальной школы. Организация  групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

В своей работе с данным звеном использую программное обеспечение Smart Notebook для операционных систем Windows. Хочу поделиться возможностями этой программы, предназначенной для интерактивных досок. Ценностью этой программы является то, что при отсутствии интерактивной доски программа дает возможность работы с единичным компьютером.  

В библиотеке интерактивных элементов Smart Notebook есть множество готовых программ для организации тестирования. Программа позволяет делать задания (тесты) для своих учеников, превращая проверку знаний из нудной и рутинной процедуры в настоящее действие, игру, в которое вовлекается ребенок, группа учеников, которое мобилизует ученика на активную работу и не дает ему заскучать на занятиях. Управляя этими программами, вводя свои собственные данные, Вы урок за уроком способствуете более прочному усвоению учебного материала.

Пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. ИКТ способны оживить учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Уроки с использованием мультимедийных технологий - процесс осознанного усвоения материала.

Конечно, подготовить материал к каждому уроку в программе Smart Notebook, потребуется не только знание, но и время. Однако усилия для того, чтобы сделать свои занятия красивее, интереснее, насыщеннее, стоят того, а у вас накапливается библиотека пособий, свои собственные методические находки и идеи.

Уроки «Психологии общения» в структуре психологической работы в средней и старшей школе. Еженедельные занятия по курсу «Психология общения» включены в сетку расписания. Часть занятия проходят в форме факультатива.

Уроки являются важной частью профилактической работы педагога-психолога ОУ. Основное направление данной работы – не решать проблемы, а предупреждать их. Жанр урока «Психологии  общения» привлекает по нескольким причинам. Одна из них – они позволяют проводить психопрофилактическую работу не только с детьми «группы риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания. Другая причина – возможность постоянного контакта с ребятами хотя бы в рамках школьного расписания.

Работа ведется по программам: «Тропинка к своему Я», «Познаю себя и учусь управлять собой», «Профилактика асоциального поведения», «Узнай себя», «Человек и профессия», «Познай мир и себя».

В своей работе со средней и старшей школой использую программные ресурсы для создания собственных учебных пособий с помощью программ  Microsoft Power Point, киностудия Widows Live,  Smart Notebook.

По темам авторских программам разработаны презентации. Самый распространенный вид мультимедийных презентации - в программе Microsoft Power Point. Презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной форме (рисунки, видеофрагменты, диаграммы), форме легко воспринимаемой. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал.

Активное использование лично созданных видеоматериалов в программе Киностудия Widows Live помогает в работе со сказкой, повышает информационную и эстетическую насыщенность урока, мотивацию к предмету.

Использование мультимедийного продукта Smart Notebook с данной категорией детей для проверки и закрепления знаний, учителю позволяет динамично работать со всем классом, а ученика мобилизует на активную работу.  Применение данной программы способствует более прочному усвоению учебного материала и превращению новшества в весьма ценный и полезный инструмент, позволяющий поднять уровень преподавания на более высокую ступень.

Информационные технологии удачно применяются и во внеурочное время. Такая работа активно внедряется в жизнь школы. Проводятся викторины, игры и  здесь не обойтись без компьютерных технологий. Мною разработаны игры «Заколдованное сердце», «Копилка знаний», «Своя игра», «Новогодняя викторина», «Когда это бывает?», «Времена года», «Волшебные слова». В качестве аргументации, более убедительно выглядит то, что наглядно, ярко, доступно.

Одной из форм работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ является «родительский лекторий», который может быть организован как разовая методическая форма или в форме системы лекционных и семинарских занятий, на которых родители становятся активными участниками школьного педагогического процесса. К лекционно-просветительской работе относится и участие родителей в тематических родительских собраниях: «Дети и родители (наказания и поощрения)», «Агрессия, ее причины и последствия», «СДВГ» и др.. При использовании мультимедийных технологий в программе Microsoft Power Point в данной работе с родителями даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, в табличном, графическом виде.

Работа с педагогическим коллективом, целью которой является повышение компетенции педагога, создание комфортного психологического климата в школе, также осуществляется с использованием ИКТ.  В последнее время для участия в педагогических советах школы, семинарах мною созданы презентации: «Содружество семьи и школы в воспитании детей», «Формирование здорового образа жизни в нашей школе на уроках психологии общения», «Проектная деятельность в школе», «Профилактика правонарушений среди учащихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы VIII вида».

Сегодня, в век компьютерных технологий и Интернета, можно найти много полезной информации в Интернете. Одним из эффективных способов показать результаты учительского творчества является размещение материалов в Интернете. Я являюсь активным пользователем «Сети творческих учителей», фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Pedsovet. su» , «Nachalka. сom». В социальной сети работников образования nsportal.ru  зарегистрировала свой мини-сайт, где неоднократно выставляла свои методические публикации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов деятельности педагогов, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения.

Работа в школе – это  нелегкий труд, но если уж Вы выбрали этот путь, есть смысл пройти по нему достойно.

Литература

  1. Использование новых информационных технологий в образовании http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html
  2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000
  3. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005
  4. Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль образовательном процессе. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult8.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ МСКОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

АНАЛИЗ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКАХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬ...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

В   В статье говорится о значении внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Технология. Швейное дело 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

рабочая программа "Технология. Швейное дело" 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...