Работа с одаренными детьми в условиях (специального) коррекционного образовательного учреждения.
статья по теме

Мир детства - чудесная планета, жители которой многому учатся, познают окру­жающий мир, приобретают необходимые личностные качества, многое понимают и чув­ствуют. Ребенок ежедневно погружается в различные виды деятельности, которые по­могают ему раскрыть творческие способности.  Школьный период в жизни ребенка создает благоприятные условия для общения детей, обмена личностными интересами, реализуется потенциал развития ребенка, как познающего не только самого себя, но и окружающий мир. Детей объединяет желание быть значимыми и полезными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в условиях

(специального) коррекционного образовательного учреждения.

Войнова А.Ю.,

заместитель директора по воспитательной работе,

МОУ коррекционной школы-интерната № 8,

г. Саяногорск

         Мир детства - чудесная планета, жители которой многому учатся, познают окружающий мир, приобретают необходимые личностные качества, многое понимают и чувствуют. Ребенок ежедневно погружается в различные виды деятельности, которые помогают ему раскрыть творческие способности.

        Школьный период в жизни ребенка создает благоприятные условия для общения детей, обмена личностными интересами, реализуется потенциал развития ребенка, как познающего не только самого себя, но и окружающий мир. Детей объединяет желание

быть значимыми и полезными.

        Название школы - «коррекционная» - кажется оскорбительным некоторым родителям и детям. Оно как бы налагает на учащихся «клеймо» неполноценности. Как утверждал выдающийся педагог Л.С. Выгодский: «для учителей и воспитателей школы важным пунктом всего воспитания является борьба с чувством малоценности. Надо не дать этому чувству развиться, овладеть ребенком и привести его к болезненным формам компенсации».

        Работая с учениками нашей школы, мы наблюдаем, что среди детей с дефектами в развитии есть ученики, имеющие определённые способности.

        В своей статье «Основные проблемы дефектологии» Л.С. Выготский писал:

«Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненном дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой - именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед».

        Внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение для учащихся нашей школы. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию творческой активности, осуществлению нравственного воспитания, помогает ребенку самореализоваться.

        Среди воспитательных средств, обеспечивающих отношения сотворчества среди учащихся, особое место занимают совместные творческие дела.

        Ведущая форма организации внеурочной деятельности, культивируемая в нашей школе, - коллективные творческие дела (КТД). Здесь каждый имеет право выбора и возможность определиться в любом виде деятельности. Значимым условием организации совместных творческих дел является добровольность и посильность участия в них школьников, соответствие их возрастным особенностям.

        В процессе планирования творческих дел педагог направляет ход работы (ставит вопросы, участвует в отборе приемлемых решений, интересных идей, следит за ходом обсуждения, помогает школьникам найти реальные пути для проявления активности, побуждает к творчеству), выражает свое отношение к деятельности детей. Совместное планирование формирует в ребенке ответственное отношение к общему делу, к самому себе; поддерживается дух творчества, желание участвовать вместе с коллективом укрепляются связи между участниками общего замысла.

В учащихся коррекционной школы учителя и педагоги дополнительного образования стараются развивать самые разные интересы. Для этого ставятся доступные увлекательные задачи, уделяется специальное внимание проблемам развития (физического, психического, умственного) и воспитания (художественно - эстетического, нравственного, патриотического, трудового), ведется наблюдение за интересами ребенка.

        Для развития интереса и адекватной постановки задач учитываются факторы, способствующие достижениям: индивидуальность, способности, возможности.

        Опытный педагог должен уметь выявить склонности учащегося к тому или иному виду деятельности и помочь ему реализоваться в увлекающем его виде деятельности.

        Всепоглощающее любопытство - одно из отличительных черт одаренных детей. Они отличаются разнообразием интересов и могут заниматься в нескольких кружках, не утомляясь выполнять поставленные пред ними задачи при условии грамотного педагогического сопровождения. Почти во всех своих начинаниях дети добиваются успеха, а в некоторых случаях - отличных результатов, Таким образом, у детей развивается мотивация к коллективным занятиям, появляется желание выполнять функции лидера.

        В школе на протяжении десяти лет успешно ведется работа с театральным коллективом, в котором, занимаются дети, имеющие способности и интерес к сценическому мастерству.

        Искусство играет огромную роль в формировании личности. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой идеал, соотносить ценностные ориентиры разных народов.

        Цель реализации программы «Театр в школе» - формирование раскованного, общительного человека, не только владеющего основами сценического мастерства, но и коммуникативные качества личности ребёнка, умеющего слушать и понимать.

        Общим принципом воспитательной работы с детьми, нуждающимися в компенсирующем обучении и воспитании, является позитивное принятие наших воспитанников  такими, какие они есть, с учётом их природной своеобразности; принятие их и уверенность в том, что они нам нужны, а наша педагогическая деятельность им крайне необходима.

        Одаренный ребенок неповторим, и задача опытного педагога вовремя продиагно-стировать и направить индивидуальную способность ребенка в нужное русло.

        Задачей руководителя театрального кружка является раскрытие эмоционально -волевой сферы личности, что актуально для методики коррекционного воспитания. В свою очередь, дети, самореализуясь в конкретном виде творчества, становятся более уверенными в себе.

        Работа в театральной студии направлена не только на приобретение ребенком художественных умений и навыков, но и на формирование эстетического чувства, развитие игрового поведения, способности творчески относиться к любому делу, навыков общения со своими сверстниками.

        Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры, призваны обеспечить развитие естественных психомоторных возможностей детей, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Дети, которым с трудом дается устная речь, легко заменяют речь мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что одаренным детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы дети представляют при соответствующем музыкальном сопровождении.

        Также педагогом проводятся игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата ребёнка, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и правильным произношением. На репетициях используются игры со словом (развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы и т.д.) Применение специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса, направлены, прежде всего, на раскрепощение ребёнка.

        Для того, чтобы добиться результатов в художественном воспитании школьников, педагог опирается на эмоциональный мир ребёнка, на его познавательный интерес. В связи с этим проводится большая работа с использованием стихотворного текста. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребёнку легче общаться с партнёром. На первом этапе разучиваются отдельные фрагменты стихотворных произведений, а на следующем этапе из стихотворений создаётся мини-спектакль, который разыгрывается в форме этюдов.

        Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже не достаточно активных детей, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость.

        В ходе подготовки к спектаклю педагог старается соблюдать несколько основных правил:

- не перегружать детей;

- не навязывать своего мнения;

- не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

- предоставлять всем детям возможность пробовать себя в разных ролях.

        Как правило, при работе с детьми, для сценического воплощения используются сказки. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, стремление бороться со злом, желание понять другого человека, побуждают к справедливости.

        Выбирая материал для инсценировки, педагог учитывает интересы детей и отталкивается от их возрастных возможностей, знаний и умений. Но в то же время он должен обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности детей, вовлекая их в активную работу над подбором и реализацией выбранного материала.

        С особым интересом и увлечением дети работают над адаптированным литературным материалом. Так называемые «Старые сказки на новый лад» пользуются большим успехом, как у зрителей, так и у исполнителей. Например, работая над сказкой «Теремок» в современной обработке, дети смогли перенести образы героев русской народной сказки в современные условия. Этот эффект был достигнут применением в музыкальном оформлении современной популярной музыки. Благодаря этому сценические образы стали доступными и понятными детям.

        Очень часто яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующие пластические решения. Это мы проследили в работе над пьесой по восточной сказке «Сказки Шахерезады». Ребятам было трудно сразу усвоить тексты сказки из-за особенностей восточного стиля, Поэтому на подготовительном этапе сначала велась работа с музыкальными произведениями, которые звучали в спектакле, одновременно на занятиях по изодеятельности дети учились создавать эскизы декораций и костюмов, делали рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу. И только затем постепенно переходили к работе над текстом пьесы.

        В силу возрастных психологических особенностей ребенок всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться в другого персонажа. Основываясь на эмоциональном личном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущение героев пьесы. Но ни в коем случае не навязываются юным исполнителям логика действия другого человека и тем более образцы поведения.

        Занятия и репетиции должны проходить в благоприятной, радостной атмосфере, когда ребёнок должен получать удовольствие от творчества. И тогда результат не заставит себя долго ждать. И конечной целью работы театральной студии является воспитание и формирование личности думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности, Нужно отметить, что творческая жизнь одарённых детей занимает одно из первых мест в жизни учеников школы. Дети участвуют в различных кружках по интересам, любят выступать на публике, проявляют активность.

        Учитывая потребности и интересы ребят, мы вышли на создание фольклорной группы, где музыкально одарённые дети могли реализовать свои таланты. Мероприятия, проводимые фольклорной группой, представляют собой синтез вокального, театрального, хореографического и других видов искусств.

        Достаточно высокий уровень подготовки детского театрального коллектива дал возможность принять участие в конкурсе «100 классных проектов», проводимой компанией «РУСАЛ» и направленной на поддержку общественно - полезных инициатив школьников, живущих в ряде регионов Сибири. За основу была взята работа фольклорной группы «Печки - лавочки».  Наша школа вошла в число победителей вышеназванного конкурса.

        Целью нашего проекта являлось возрождение культуры русского народа; пробуждение интереса у детей и взрослых к народному творчеству; привлечение к сотрудничеству социально незащищенной категории населения.

Знакомство детей с духовно - нравственными традициями русского народа, с обрядами, с обычаями и нравами предков, помогает им уяснить семейный уклад, роль труда в жизни людей, а также уважать традиции своего народа.

Актуальность выбора темы проекта:

-  коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и социально-психологической адаптации, развитие детской одарённости;

- подготовка воспитанников к активной жизни;

- усвоение элементов национальной культуры, социальных норм и ценностей;

- привитие любви к своей земле и к своему народу, богатой и живой культуре;

- воспитание активного, жизнерадостного человека;

- поддержка положительных эмоций;

- приобретение детьми дополнительного объёма знаний.

         Почему именно это направление было выбрано?

Как известно музыкальное воспитание детей с дефектами в речевом развитии является одним из эффективных методов коррекции эмоционально - волевой сферы и социально - психологической адаптации.

        Обращение к различным формам русского фольклора способствует подготовке воспитанников к активной жизни, помогает усвоить элементы национальной культуры, социальные нормы и ценности. Привить детям любовь к своей земле, народу, его доброй мудрости, накопленной веками, богатой и живой культуре - очень важная задача. Человек только тогда стоит твердо на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, её традиции и историю.

        Чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного человека, необходимо поддерживать в нём положительные эмоции и создавать ситуацию успеха.

        Участие группы одаренных детей в народных праздниках, возможность выступить перед зрителями позволяет детям почувствовать себя свободно и раскрепощено, что дает им в дальнейшем шанс иметь активную жизненную позицию. Проводимые мероприятия несут радость и чувство удовлетворения не только детям, но и взрослым.

        Итогом плановой работы стали праздничные представления:

- «Покров Пресвятой Богородицы» для коррекционных групп детских садов.

- «Декабрь - Солнцеворот» для Аскизской коррекционной школы - интерната.

- «Святочные вечера», «Русская масленица» для детей коррекционных групп детских садов и детей-инвалидов (общество инвалидов, реабилитационные центры).

        Проводимые мероприятия находят очень теплый отклик среди зрителей. Материал преподносится доступно, эмоционально, красочно, что позволяет удерживать внимание зрителей на протяжении всего праздника.  Артисты и организаторы получают благодарные отзывы и предложения дальнейшего сотрудничества.

        Народные праздники тесно связаны не только с трудом, но и с различными сторонами общественной жизни. В них отражаются и вековые наблюдения за характерными особенностями времен года, поведением птиц, животных, растений. Народная мудрость

передаваемая детям, обогащает их жизненный опыт, наполняя его новыми знаниями и содержанием. Народный праздник - удивительная форма общения. Здесь предоставляется возможность «и себя показать, и на других посмотреть». Пример; выездное выступление в Аскиз на праздник «Декабрь - Солнцеворот». Выступая перед зрителями в русских народных костюмах, играя с неподдельным азартом, выплясывая и распевая песни и частушки, дети демонстрируют свою индивидуальность, имеют возможность почувствовать себя успешными в своей роли на представлении. Выступая перед Аскизскими школьниками, дети ощутили свою значимость, ответственность, а главное - раскрылся внутренний мир участников праздника.

        Эмоциональное восприятие праздников формирует у детей способность к сопереживанию, учит взаимовыручке. На примере народных традиций у детей воспитываются такие качества, как трудолюбие, доброта, умение дружить, уважение к старшим, формируется понятие о чести.

        Жизненный, семейный, трудовой и коммуникативный опыт - главные составляющие социального опыта, приобретаемого участниками проекта в процессе подготовки и участия в праздниках. Кроме того форма праздника - мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Подобные художественно - познавательные мероприятия (концерты, праздники, конкурсы т т.д.) проходимые в стенах нашей школы - являются важными компонентами развития детских талантов.

        Самый важный дар, который стараются развить педагоги школы в ребенке, это здоровое самоощущение человека, которому есть что принести с собой в мир, где его встречают с радостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...

Содержание деятельности педагога-психолога в работе с семьёй в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения

Рассматривая любого ребенка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями здоровья, можно говорить, что цели и задачи психолого-педагогического сопровождения – это непрерывное...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения

Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных ...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...

Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».

30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...

Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида

В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни....

«Формирование навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта и методы их совершенствования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействи...