Адаптированная программа для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи по предмету "Произношение"
материал на тему
Данная программа разработана для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_proiznoshenie_1v_klass_pyanova_g.v._2015-2016.docx | 56.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса «Произношение»
1 «В» класса
Рабочая программа по предмету произношение на 2015/2016 учебный год
Ф.И.О. учителя: Пьянова Галина Викторовна
1 В класса для учащихся V вида (детей с тяжёлыми нарушениями речи).
Пояснительная записка
Тематическое планирование по программе «Произношение» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 (для ОО, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в пилотном режиме), на основе следующих документов:
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году (Приложение к инструктивно-методическому письму Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 августа 2015 г № 8193).
- Учебный план образовательной организации ХМАО – Югры «Сургутская школа –детский сад», реализующей адаптированные программы для детей с ОВЗ (для обучающихся с ТНР, участвующей в апробации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Вариант 5.2) на 2015-2016 уч. год.
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность курса.
Объем учебной нагрузки, трудности освоения программного материала обучающимися с тяжелыми нарушениями речи диктуют введение специальных предметов коррекционного цикла, увеличения количества часов на изучение трудных тем.
Нагрузка обучающихся регулируется за счет увеличения количества лет обучения (по сравнению с общеобразовательными учреждениями), в зависимости от тяжести основного дефекта, использования специальных, коррекционных методов обучения, организации учебного материала, жесткой этапности в формировании умений и навыков.
На ступени основного общего образования закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, достаточной для продолжения образования, развиваются полноценные навыки счёта, необходимые выпускнику для его полноценного включения в жизнь общества, обеспечивается развитие личности обучающегося, глубокое освоение основ наук и формирование научного мировоззрения.
Цель курса.
Формирование звуковой стороны речи учащихся коррекционных школ V вида является одним из основных разделов специального обучения, конечная цель которого — воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи.
Задачи курса.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- развитие артикуляционной моторики обучающихся;
- формирование у детей навыка правильного речевого дыхания;
- автоматизацию навыка правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях и текстах;
- формирование умения различать на слух и в произношении твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие согласные звуки;
- формирование умения составлять схемы звукового состава слов;
- развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова;
- уточнение и обогащение словарного запаса обучающихся с учётом требований программы по развитию речи;
- закрепление в устной речи форм словоизменения и словообразования (употребление предложно-падежных конструкций; дифференциация предлогов, выражающих пространственные отношения; образование видо-временных форм глаголов, притяжательных имён прилагательных и имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Решаемые задачи позволяют достичь цель курса — воспитание у младших школьников четкой, внятной, выразительной речи.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: обучение грамоте, развитие речи (окружающий мир) и опирается на их содержание.
Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения обучающихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и обучения грамоте.
Обучение грамоте связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины. Каждый звук изучается вначале на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков; затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква. Опора на правильное произношение большинству обучающихся необходима с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков речи, в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.
На уроках развития речи и на уроках произношения обучающиеся овладевают речью для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением. Уточнение и обогащение словарного запаса обучающихся на уроках произношения осуществляется с учётом требований программы по развитию речи.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
В связи с тем, что работа по произношению направлена на воспитание у младших школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развитие фонематического восприятия, программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой:
I. Формирование навыков произношения звуков.
II. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
III. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов.
Работа по данным направлениям на уроках произношения осуществляется параллельно.
Одной из отличительных особенностей содержания курса является последовательность усвоения звуков речи, которая определена в зависимости от их артикуляционной сложности и фонологической противопоставленности.
С целью предупреждения специфических ошибок в письме обучающихся, в частности ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков ([с] - [ш], [п] - [б], [ч] - [ц] и др.) идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждого из исходных звуков.
Уделяется внимание развитию фонематических процессов, так как умение выделять отдельные звуковые элементы слова и понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определённой последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием слухового восприятия программа предусматривает обучение детей произношению слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Также внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, твердости-мягкости, наличию-отсутствию вибрации голосовых складок).
Содержание курса
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
1.1. Развитие моторики артикуляционного аппарата, формирование умений и навыков, необходимых для правильного произношения и коррекции звуков.
1.2. Правильное произношение и различение следующих звуков:
- гласных [а], [у], [о], [ы], [и], [э];
- твердых согласных, не требующих коррекции: [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х];
- дифференциация звуков [к] - [х];
- мягких согласных в сочетании с гласными [и], [е];
- дифференциация изученных твердых и мягких согласных в сочетаниях пы-пи (пыль – пили);
- правильное произношение и различение звуков [с], [с'], [б], [б'], [д], [д'], [з], [з'], [г], [г'], [л], [л'], [ж], [р], [р'];
- дифференциация звуков [с] - [ш], [з] - [ж], [р] - [л], звонких и глухих согласных;
- правильное произношение звука [j] в начале слова, перед гласной после разделительных ь и ъ (яма, поет, льют, подъезд);
- дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-ди, ба-бя) и в конце слова (ат-ать);
- звук [ц];
- дифференциация звуков [ц] - [т'], [ц] - [с], [ц] – [с'];
- звук [ч];
- дифференциация звуков [ч] - [т'], [ч] - [с'], [ч] - [ц];
- звук [щ];
- дифференциация звуков [щ] - [с'], [ш] - [ч], [щ] - [ш].
1.3. Развитие внимания, памяти, умение запомнить 3-4 инструкции и выполнить действия в заданной последовательности. Умение повторить слоговой ряд в заданной последовательности, состоящий из двух-трёх сочетаний (па-по, ка-ха-ка, ус-ас-ос, спа-ста-ска и т.д.), умение запомнить в данной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава (мука, кот, вата, липа, лента, лимон, малина), заучивание наизусть стихов, потешек, чистоговорок.
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.
2.1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.
- Произнесение ряда гласных звуков (уиуа уиуа уаиу и т.п.).
- Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра; се-се-си; ле-ле-ли-ли; пле-пли-пло; пли-плы-пли; стра-стры-стре; бра-бро-бру-бры; бра-ора-пра-пра; с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-а-у, у-а-и; та-та-ка, ка-ка-та; па-та, пта.
- Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за, бра-бра-пра, жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя, пча-птя-пча.
- Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, панама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолёт) и со стечением согласных в начале слова (стакан, плита).
- Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале); без чередования звуков: тататататата..., тата-татата-тата-тата, та-татата-та-татата-та и т.д.; с чередованием гласных и согласных звуков: татотутато тутатоту, ша-саса-ша-саса..., таданатаданатадана... и т. д.
- Правильное произнесение сочетаний со звуком [j]: ты-тья-ть те-тье-тье-те.
- Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.
2.2. Формирование навыков произношения слов и предложений
- Четкое, правильное, с соблюдением ударения произношение двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка облако, поехали, одеяло),четкое произношение окончаний слов при изменении форм слова. Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных, выделение звуков из слов со стечением трех согласных(стрелка, верблюд). Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками.
- Правильное выделение ударного слога в двухсложных и трехсложных словах; составление схемы слова с выделением ударного слога.
- Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.
- Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и с соблюдением ритма.
- Запоминание и повторение в данной последовательности 3-4 слов; запоминание ряда инструкций.
III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
3.1. Выделение начального, ударного гласного из слов (Оля, утка).Определение последовательности гласного в ряду из 2-3 гласных: [ау], [аиу].
3.2. Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).
3.3. Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух и т. д.
3.4. Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого согласного и словообразующего гласного из слов сани, совы и т. п.
3.5. Звуковой анализ слов суп, нос и т. п. (составление схем).
3.6. Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двухсложного и трехсложного слова.
3.7. Звуко-слоговой анализ слов сова, косы и т. п. (составление схем).
3.8. Усвоение терминов “звук”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”, “мягкий звук”, “твердый звук”, “слог”. Усвоение слогообразующей роли гласных.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Данный курс в учебном плане школы относится к федеральному компоненту.
На изучение данного курса по федеральному компоненту отводится 99 часов в год для 1 класса (33 учебные недели -3 час в неделю).
По учебному плану: 99 часов (3 часа в неделю).
Количество часов на I полугодие: всего - 48 часа, в неделю-3 часа.
Количество часов на II полугодие: всего - 51 час, в неделю-3 часа.
Планируемые результаты изучения курса
(личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.)
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности,
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку произношения - быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику),
- знание и выполнение правил личной гигиены на уроках произношения,
- этические нормы поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий,
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми,
- знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Предметные результаты
Первоклассник получит возможность научиться:
- правильно произносить отработанные на логопедических занятиях звуки в самостоятельной речи,
- правильно воспроизводить слова из 3 - 4 слогов со стечением согласных,
- воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты,
- дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки,
- анализировать звуко-слоговую структуру слов из 2-3 слогов со стечением согласных, определять ударный слог и ударную гласную в слове,
- определять количество слов в предложении из 4 - 5 слов,
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования,
- уточнение значений используемых синтаксических конструкций,
- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем,
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),
- определять пути и средства достижения учебной цели,
- с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей,
- выделять главное в учебном материале с помощью учителя - логопеда,
- осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля),
- работать в определённом темпе,
- применять знания в новых ситуациях.
Познавательные
Обучающийся научится:
- ориентироваться в учебнике (на развороте),
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом),
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций учебника,
- с помощью учителя-логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков,
- проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;
- группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия,
- подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда,
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме,
- свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции,
- целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия,
- соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба),
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, адекватным использованием усвоенной терминологии,
- пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии,
- обращаться к учителю или товарищу по группе за разъяснением,
- применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы,
- адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.
Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в форме слуховых диктантов, тестов, выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения обучающихся в процессе бесед, дидактических игр.
Содержательная линия «Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова»
Выпускник научится:
- правильно произносить различные сочетания звуков, слогов, слоговых рядов;
- правильно произносить слоговые ряды с чередованием ударных и безударных слогов;
- выделять ударный слог в словах, состоящих из 2,3,4,5-ти слогов;
- выделять смысловое ударение;
- различать и выделять из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки: гласные, согласные;
- различать интонационную окраску предложения по цели высказывания.
Выпускник получит возможность научиться:
- правильно произносить слова и предложения, двусложные, трехсложные, четырехсложные, пятисложные, состоящие из указанного типа (вагон, волк, станок, иголка, облако, поехали, одеяло); - правильно произносить слова с оппозиционными звуками;
- произносить слитно предлоги с существительными;
- составлять и правильно произносить предложения с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности с соблюдением правильной интонации и ударением;
- заучивать стихотворные прозаические тексты с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма;
- запоминать 3-4 слова в определенной последовательности;
- заучивать труднопроизносимые термины;
- запоминать ряд инструкций доступной сложности;
- произносить предложения с разной интонационной окраской;
- отвечать на вопросы в соответствии с инструкцией и заданием;
- оформлять собственное высказывание.
Распределение часов по четвертям.
Четверть | Раздел | Всего часов |
1 четверть | Добукварный период Букварный период | 21 6 |
2 четверть | Букварный период | 21 за 1 полугодие:48 |
3 четверть | Букварный период Послебукварный период | 7 20 |
4 четверть | Послебукварный период | 24 за 2 полугодие: 51 |
за год | 99 |
Рабочая программа составлена на основании программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи (М., Просвещение, 1987 г.) Стр. 40 -43
Учебники | Г.В.Чиркина, Е.Н. Российская «Произношение мир звуков» учебник для специальных коррекционных школ V вида допущено Министерством образования РФ Москва, АРКТИ, 2003г. |
Учебно-методические средства обучения для учителя и учащихся | Е.А. Пожиленко. ”Волшебный мир звуков и слов“. М., «ВЛАДОС», 1999г. |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема раздела/тема урока | Кол-во часов | Дата | Коррекционная направленность (по разделу) | Деятельность учащихся | ||||
План. | Факт. | ||||||||
1 четверть - 27 часа | |||||||||
1 | Добукварный период Ознакомление с основными органами артикуляции. «Сказка о весёлом язычке» | 21ч. 1 | Развитие фонематического слуха и восприятия на основе упражнений: «Подними руку», «Поймай звук», «Какой звук слышишь чаще?». Развитие артикуляционного аппарата на основе выполнения артикуляционной гимнастики. Развитие речевого дыхания на основе упражнений «Комар», Надуем шар», «Поем гласные». Употребление глаголов единственного и множественного числа: стоит - стоят. Образование относительных прилагательных: капуста – капустный. Развитие речевого дыхания на основе упражнений «Надуем шарик», «Холодный ветерок». Развитие слухового внимания на основе упражнения "Подними руку», «Где стучали?», «Что стучало?». Согласование местоимений с глаголами: я иду, ты идешь. Многозначность глагола идет. Развитие тактильного восприятия на основе игры «Чудесный мешочек». Развитие мелкой моторики на основе выполнения пальчиковой гимнастики. Развитие неречевого слухового гнозиса на основе упражнения «Что звучало?». Развитие зрительной памяти на основе игр «Чего не хватает?», «Что лишнее?», зрительного внимания «Узнай предмет», «Лабиринт». Развитие памяти на основе игры «Снежный ком». Образование форм родительного падежа единственного числа имен существительных. Образование приставочных глаголов: улетел, увидел.
Употребление слов антонимов: верх- низ; тихо – громко. Образование существительных суффиксальным способом: мяч - мячик. Активизация словаря по теме: «Части тела»; «Домашние животные и птицы»; «Фрукты» (абрикос, айва, ананас). Изменение существительных по числам и падежам. Формировать зрительное восприятие на основе игр «Узнай букву», «Лабиринт». Образование форм родительного падежа ед. ч. На основе игры «Чего не стало?» Развитие внимания на основе упр. «Найди отличия», «Узнай по силуэту», «Кто спрятался?», «Что пропало?». Развитие мышления на основе отгадывания загадок. Активизация и пополнение номинативного и предикативного словаря. Согласование прилагательных с существительными на основе упр. « Какие бывают?». «Подскажи словечко». Развитие фонематического слуха на основе упр. «Хлопни в ладоши», «Подними карточку». | Уметь принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения следующих учебных действий. Запоминать и выполнять 3 – 4 простые речевые инструкции Воспроизводить ритмические структуры. Уметь вслушиваться в речь. Уметь настраиваться на восприятие речи. Понимать и выполнять последовательно сразу же несколько действий. Четко и слитно произносить 1 –2 сложные слова. Различать одно и двусложные слова по количеству слогов. Знать первоначальные понятия о звуковом анализе и синтезе. Выполнять анализ и синтез обратных слогов, прямых слогов, выделение последнего согласного из слов. Запоминать в заданной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава. Уметь: соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения. Внимательно слушать то, что говорят другие. Моделировать слова при помощи схем. Приводить примеры слов, состоящих из заданного количества слогов. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Практически различать речевые и неречевые звуки. Произносить и слышать изолированные звуки. Знать характеристики изученных звуков. Уметь выделять данные звуки в словах, в начале середине в конце слова. Различать в слове гласные звуки по их признакам Уметь определять ритмический рисунок слова. Знать правильное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики. Уметь правильно произносить и различать сохранные звуки. Отвечать на вопросы учителя. Делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим». Оценивать свою работу на уроке. Уметь определять позицию звуков в слове. Знать, что такое предлог. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Произносить слова по слогам. Делить слова на слоги, определять количество слогов в словах, определять в слове ударение. Называть способы выделения ударного слога в слове (в том числе: «позвать» слово, «спросить» слово). Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком.
Выделять ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением). Контролировать свои действия при делении слов на слоги. Устанавливать слоговой состав слов, называющих изображённые предметы. Соотносить предметную картинку и схему слова; объяснять данное соответствие. Составлять предложения на заданную тему. Группировать слова по общему признаку (домашние и дикие животные). Соотносить предметную картинку и схему слова. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу на уроке. | |||||
2 | Речевые и неречевые звуки. | 1 | |||||||
3 | Произношение односложных и двусложных слов. | 1 | |||||||
4 5 | Произношение односложных и двусложных слов. Выделение первого звука в словах | 2 | |||||||
6 7 | Произношение односложных и двусложных слов. Выделение последнего звука в слове | 2 | |||||||
8 9 | Гласные и согласные звуки | 2 | |||||||
10 | Гласный звук. | 1 | |||||||
11 | Согласный звук. | 1 | |||||||
12 | Звукобуквенный анализ слов несложной слоговой структуры | 1 | |||||||
13 | Звук [а] | 1 | |||||||
14 | Звук [о] | 1 | |||||||
15 | Звук [и] | 1 | |||||||
16 | Звук [ы] | 1 | |||||||
17 | Звук [у] | 1 | |||||||
18 19 | Гласные звуки | 2 | |||||||
20 | Букварный период Звуки [н, н*] | 6ч. 1 | |||||||
21 | Звуки [с, с*] | 1 | |||||||
22 23 | Звуки [к, к*] | 1 | |||||||
24 25 | Звуки [т, т*] | 2 | |||||||
26 27 | Звуки [л, л] | 1 | |||||||
Конец 1 четверти: 27 часов | |||||||||
2 четверть - 21 час | |||||||||
1 | Букварный период Звуки [р, р] | 21ч. 1 | Развитие фонематического слуха и восприятия на основе упражнений: «Подними руку», «Поймай звук». Развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики. Формировать зрительное восприятие на основе игр «Узнай букву», «Лабиринт». Согласование притяжательных местоимений с существ. Развитие зрительной и слуховой памяти на основе игр «Чего не хватает?», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Снежный ком». Расширение и активизация предикативного и номинативного словаря.Образование мн. числа имен существительных. Согласование прилагательного с существительным. Образование множественного числа имен прилагательных. Упражнение в подборе синонимов и антонимов. Развитие зрительного внимания на основе упражнений «Что пропало?», Сложи из частей», «Найди ошибки художника», Посмотри и повтори», Найди два одинаковых предмета». Активизация словаря по теме: «Деревья»: (ель, ива, липа, осина, рябина, тополь, береза). Образование прилагательных береза- березовый. «Овощи», «Животные». Согласование прилагательных с существительными: сладкий…, мягкая… Подбор глаголов с приставкой за: завязала, заправила, заплела. Падежное управление: без лопаты, с лопатой, о лопате…. Практическое усвоение существительных множественного числа в родительном падеже: голубей, снегирей, галок. | Уметь принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения следующих учебных действий. Уметь: соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения. Внимательно слушать то, что говорят другие. Производить слого-звуковой анализ слова (ели): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове ели два слога-слияния. Анализировать схему — модель слова. Обозначать слияние [йэ] буквой е. Называть особенность буквы е (обозначать целый слог-слияние — два звука). Различать в слове согласные звуки по их признакам Уметь: соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения. Внимательно слушать то, что говорят другие. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Отвечать на вопросы учителя. Делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим». Произносить и слышать изолированные звуки. Знать характеристики и отличительные признакиизученных звуков. Знать изученные звуки. Уметь выделять изученные звуки в начале середине в конце слова. Оценивать свою работу на уроке. Уметь определять позицию звуков в слове. Уметь различать согласные звуки от гласных. Уметь дифференцировать глухие – звонкие звуки. Сопоставлять буквенные записи и схемы-модели слов. Выявлять способ чтения буквы е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Подбирать к словам слова с противоположным значением. Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||||
2 3 | Согласные звуки [в,в*] | 2 | |||||||
4 | Гласная буква Е, е, обозначающая звуки [й,э] | 1 | |||||||
5 | Согласные звуки [п,п*] | 1 | |||||||
6 7 | Согласные звуки [м,м*] | 2 | |||||||
8 | Согласные звуки [з,з*] | 1 | |||||||
9 10 | Согласные звуки [б,б*] | 2 | |||||||
11 | Согласные звуки [д,д*] | 1 | |||||||
12 13 | Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й,а] | 2 | |||||||
14 | Согласные звуки [г,г*] | 1 | |||||||
15 | Согласный звук [ч*] | 1 | |||||||
16 | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков | 1 | |||||||
17 | Согласный звук [ш] | 1 | |||||||
18 | Согласный звук [ж] | 1 | |||||||
19 | Гласные буквы Ё, ё, обозначающие звуки [й,о]. | 1 | |||||||
20 | Согласный звук [й]. | 1 | |||||||
21 | Согласные звуки [х,х*]. | 1 | |||||||
Конец 2 четверти: 21 час | |||||||||
Итого: 1 полугодие – 48 часов | |||||||||
3 четверть - 27 часов | |||||||||
1 | Букварный период Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й,у]. | 7ч. 1 | Развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, речевого дыхания. Развитие зрительной и слуховой памяти на основе игр «Чего не хватает?», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Снежный ком». Расширение и активизация предикативного и номинативного словаря. Образование мн. числа имен существительных. Образование форм родительного падежа. Развитие слухового внимания. Образование относительных прилагательных: виноград – виноградный. Усвоение предлога «на» в составе предложений. Подбор родственных слов. Согласование числительных с существительными: одна корова - пять коров. Согласование прилагательного с существительным. Упражнять в подборе синонимов. Упражнять в подборе антонимов на основе игры «Скажи наоборот» Упражнение е на согласование на основе игры «Дополни предложение». Подбор однокоренных слов на основе игры «Слова из одной семейки». Составление предложений по опорным словам. Образование существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом. Согласование существительных с глаголами. Слова-омонимы (косы, кисти, лук, кран). Подбор местоимений к существительным (он-аист, она-оса…). Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Подбор однокоренных слов (роса – росинка, трава – травка, травинка) Слова-антонимы (старые – новые, высокие - низкие). Многозначность слов (село- село, много мела – сильно мела), (пили - пили). Изменение глаголов прошедшего времени (пил, пила, пили). Слова синонимы и антонимы: пустой – полный, порожный, толстый – худой, полный, пугливый - трусливый, смелый. | Различать в слове согласные звуки по их признакам Уметь: принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения следующих учебных действий. Уметь: соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения. Внимательно слушать то, что говорят другие. Отвечать на вопросы учителя. Делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим». Произносить и слышать изолированные звуки. Знать характеристики изученных звуков их отличительные признаки. Оценивать свою работу на уроке. Уметь определять позицию звуков в слове. Знать изученные звуки. Уметь выделять данные звуки в начале середине в конце слова. Уметьразличать согласные звуки от гласных. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Определять и обосновывать место новой буквы на «ленте букв». Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Уметь дифференцировать глухие – звонкие звуки. Уметь дифференцировать твердые – мягкие звуки. Включаться в групповую работу, связанную с общением; Осваивать правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Анализировать полученную на предыдущих уроках информацию, делать выводы. | |||||
2 | Согласный звук [ц]. | 1 | |||||||
3 | Гласный звук [э]. | 1 | |||||||
4 | Согласный глухой и мягкий звук [щ*]. | 1 | |||||||
5 | Согласные звуки [ф,ф*]. | 1 | |||||||
6 | Разделительный мягкий знак | 1 | |||||||
7 | Разделительный твердый знак. | 1 | |||||||
8 9 10 | Послебукварный период Дифференциация звуков З-С | 20ч. 3 | |||||||
11 12 13 | Дифференциация звуков С-Ш | 3 | |||||||
14 15 16 | Дифференциация звуков З-Ж | 3 | |||||||
17 18 19 | Дифференциация звуков Р-Л | 3 | |||||||
20 21 22 | Дифференциация звуков В-Ф | 3 | |||||||
23 24 25 | Дифференциация звуков Б-П | 3 | |||||||
26 27 | Ударный и безударный слог в словах | 2 | |||||||
Конец 3 четверти: 27 часов | |||||||||
4 четверть - 24 часа | |||||||||
1 2 3 | Послебукварный период Дифференциация звуков Д-Т | 24ч. 3 | Развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, речевого дыхания. Расширение и активизация предикативного и номинативного словаря. Составление предложений по опорным словам. Образование существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом. Согласование числительных с существительными: одна корова - пять коров. Согласование прилагательного с существительным. Словообразование с помощью суффиксов. Согласование существительных с глаголами. Употребление предлогов ПОД, МЕЖДУ, НА, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА. Упражнять в подборе синонимов. Упражнять в подборе антонимов игра – «Скажи наоборот» Упражнение е на согласование на основе игры «Дополни предложение». Развитие зрительной и слуховой памяти на основе игр «Чего не хватает?», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Снежный ком». | Уметь: принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения следующих учебных действий. Уметь: соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения. Внимательно слушать то, что говорят другие. Отвечать на вопросы учителя. Знать характеристики изученных звуков их отличительные признаки. Уметь дифференцировать свистящие и шипящие звуки. Оценивать свою работу на уроке. Уметь определять позицию звуков в слове. Знать изученные звуки. Уметь выделять данные звуки в начале середине в конце слова. Уметь различать согласные и гласные звуки. Уметь дифференцировать глухие – звонкие звуки. Уметь дифференцировать свистящие и шипящие звуки. Уметь дифференцировать мягкие и твердые звуки. Уметь соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения. Внимательно слушать то, что говорят другие. Оценивать свою работу и работу товарищей на уроке. | |||||
4 5 6 | Дифференциация звуков Г-К | 3 | |||||||
7 8 9 | Дифференциация звуков Ж-Ш | 3 | |||||||
10 11 12 | Дифференциация звуков Й-И | 3 | |||||||
13 14 | Дифференциация звуков Й-Л* | 2 | |||||||
15 16 | Дифференциация звуков Ц-С | 2 | |||||||
17 18 | Дифференциация звуков Щ-С* | 2 | |||||||
19 20 | Дифференциация звуков Ч- Ц | 2 | |||||||
21 22 | Дифференциация звуков Ч - Щ | 2 | |||||||
23 | Урок – игра «Послушай, повтори и произнеси» | 1 | |||||||
24 | Мир звуков | 1 | |||||||
Конец 4 четверти: 24 часа | |||||||||
Итого: 2 полугодие – 51 час | |||||||||
Конец учебного года: 99 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для 3 класса по предмету дисграфия для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
Данная программа разрабтана для учителей, работающих с детьми, у которых тяжёлые нарушения речи....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ОВЗ
Формирование коммуникативных универсальных учебных действийу обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в специальной (коррекционной) школе с нарушениями речи (из опыта работы)....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Данный методический материал представляет работу двух учителей: учителя-предметника (математика) и специалиста службы сопровождения учреждения (коррекционно-развивающие логопедические занятия), которы...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.
Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...
Методическая копилка к внедрению обновлённого ФГОС ООО И ФГОС СОО в работе учителя русского языка и литературы для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Материал для подготовительной работы и внедрения обновленного ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя русского языка и литературы с 01.09.023 г. ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми н...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Это Осени рецепт...»
Субъект: обучающиеся старшего дошкольного возраста с ТНР ( подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет).Цель: создать условия для обоб...
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 1 класс
Программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 1 класс...