Программа для 3 класса по предмету дисграфия для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
рабочая программа на тему

Данная программа разрабтана для учителей, работающих с детьми, у которых тяжёлые нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disgrafiya_logoped_pyanova.doc303 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                  Согласовано                                                                                                      Утверждаю

на заседании МО                                                         зам. директора по УВР                                                                                      директор СС(К)НШ I, V, вида Протокол №___________                                                                              _________Л. Н. Черепанова                                                                        __________И.А. Склемина        

от «___»_________20____г                                               «___»____________20___г                                                                             «____»_________20___г.

Руководитель МО

__________ Р.Р. Кашапова

Рабочая программа по курсу

 «Развитие слухового внимания»

для учащихся 3 «Г» класса

на 2013-2014 учебный год

                                                                                               Составитель:

           Пьянова Галина Викторовна

           

Сургут

 2013


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для  3 « Б» класса учащихся с ОНР  разработана на основе:  Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Москва. Просвещение 1987 года, «Типового положения  о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с  отклонениями  в  развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  12.03.97г. № 288». Письмо «О специфике деятельности специальных учреждений» № 48 от 4.09.1997. СанПиНа 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г.; методических разработок Е.В. Мазановой «Коррекция  оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов». 2-е издание, исправленное. (Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России, Рекомендовано Министерством образования и науки Самарской области). М.: издательство ГНОМиД. 2008г.

Название курса – индивидуальная логопедическая работа, которая включает в себя:

- коррекцию  оптической дисграфии

- коррекцию звукопроизношения

Рабочая программа  рассчитана на 3 ч. в неделю,  136 ч. в год, из них на обследование речи (сентябрь, май)  – 36 часов,  на коррекцию оптической дисграфии– 102 часа,  на коррекцию звукопроизношения – 34 часа.

Цель курса:

Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.

Задачи:

  1. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
  2. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
  3. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • игровые
  • наглядно - демонстрационные
  • словесные
  • практические

Принципы логопедической работы:

  • наглядность
  • доступность
  • системность
  • комплексность
  • принцип развития
  • онтогенетический  принцип

 Формы организации деятельности учащихся:

- подгрупповая

- работа в парах

- индивидуальная

Программа составлена для обучающихся: 3 « Б» класса, со сложной структурой речевого дефекта    (общее недоразвитие речи III уровня, псевдобульбарная дизартрия легкой и средней степени тяжести).

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и  дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализ и синтеза,  проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

Это:

- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклического повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими );

-  раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных и служебных слов, контаминации ( смешение элементов слов), перестановка, пропуски и повторы слов;

- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества письма, но и чтения. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

 Применяя принцип поуровневого анализа речи, предложенный И.Н. Садовниковой, у детей с дисграфией, обусловленной  несформированностью языкового анализа и синтеза, выделяют 3 основные группы специфических ошибок.

 К ним относятся:

- ошибки на уровне буквы и слога (звуко - буквенный и слоговой анализ и синтез);

- ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез);

- ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).

 1. Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.

При построении занятий по развитию звукового анализа и синтеза принято придерживаться основных этапов формирования простых и сложных форм звукового анализа (по Ткаченко Т.А.).

Простые формы звукового анализа.

- Выделение первого ударного гласного в слове.

 - Выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове.

- Выделение гласного из середины слова.

- Определение места звука в слове (звук в начале, середине, конце слова).

Сложные формы звукового анализа.

- Определение последовательности звуков в слове.

- Определение количества звуков.

- Определение места звука относительно других звуков.

Логопедическая работа по развитию сложных форм фонематического анализа проводится с учетом того, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования:

а) с опорой на вспомогательные средства;

б) в речевом плане, исключая зрительные опоры, - только проговаривание; |

в) во внутреннем плане.

Речевые материалы данного комплекта пособий подобраны с учетом постепенного усложнения структуры слов и предлагаются детям в следующей последовательности:

- односложные слова без стечения согласных;

- двусложные слова без стечения согласных,

 состоящие из двух открытых слогов;

-двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого

слога;

двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов;

- односложные слова со стечением согласных в начале слова;

- односложные слова со стечением согласных в конце слова;

- двусложные слова со стечением согласных в начале слова;

- двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова;

- трехсложные слова.

Начинают коррекционную работу с обучения детей определению количества слогов в слове и изображения хлопками двух - трехсложных слов. Анализ звуковых сочетаний гласных из 2-3 звуков проводится уже после изучения гласных А, У, И и усвоения зрительных образов гласных букв и соответствующих им символов (Ткаченко Т.А.). Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать уровень сложности различных форм фонематического анализа и этапы формирования этой функции в онтогенезе. В связи с этим работа проводится в следующей последовательности.

1. Выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия).

2. Вычленение звука из начала и конца слова (определение первого, последнего звука, а также его места в слове).

 З. Определение последовательности и количества звуков в слове.

 4. Определение места звука в слове относительно других звуков (какой стоит впереди заданного и после него).

Фонематический анализ открытого и закрытого слога предлагается вести в следующей последовательности.

1. Анализ обратного или закрытого слога (АП, УМ ...). Сначала выделяют гласный звук, а затем согласный после него.

2. Анализ открытых слогов (ПА, МУ...). Проводится с теми же звуками, но в обратной последовательности.

3. Дифференциация открытых и закрытых слогов, состоящих из одинаковых звуков (АП - ПА, УМ - МУ...).

2. Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова

Выделяют следующие виды ошибок: раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации, вставки, перестановки, пропуски и повторы слогов. При построении занятий следует учитывать этапы формирования слоговой структуры, предложенные А.К. Марковой и  З.Е. Агранович.

1. Этап. Подготовителъный. (Невербальный уровень)

Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи.

 Работа по развитию переключения и координации.

2. Этап. Коррекиионный. (Вербальный уровень)

Уровень гласных звуков. Детей знакомят с гласными  звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с  обозначением гласных при помощи символов.

Уровень слогов. Детей знакомят с открытыми и закрытыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем.

Уровень слов. На начальном периоде обучения нужно использовать слова, в которых написание аналогично звучанию:

- двусложные слова с открытыми слогами: ва-та, ли-са;

- трёхсложные слова с открытыми слогами: ма-ши-на;

- односложные слова с закрытым слогом: мак, бак, рот;

- двусложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мон,ка-бан;

- двусложные слова с со стечением в середине слова: бан-ка, руч-ка, ноч-ка;

 - двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и

стечением согласных в середине: чай-ник, кап-кан, зай-чик;

- трехсложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мо-над, ко-ри-дор;

- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце: ав-то-бус, ав-то-мат;

- трехсложные слова с двумя стечениями согласных: мат-реш-ка, гар-мош-ка;

- односложные слова со стечением согласных: флаг, взгляд, лифт;

- двухсложные слова с двумя стечениями: звез-да, круж-ка;

- четырехсложные слова: че-ре-па-ха, пи-ра-ми-да.

3. Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.

 Выделяют пропуски, перестановки и вставки слов, нарушения количественного и качественного состава предложения, нарушение границ предложений, отсутствие границ предложений.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста предусматривает:

- знакомство с предложением - определение основных признаков предложения, дифференциация набора отдельных слов и предложения;

- дифференциацию словосочетания и предложения;

- развитие анализа структуры предложения - определение границ предложения, определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложении;

- знакомство с предлогами — определение их значения, знакомство с написанием предлогов;

- знакомство с приставками - определение их значения; знакомство с написанием приставок;

- дифференциацию предлогов и приставок;

- знакомство с текстом - определение основных признаков текста; дифференциацию отдельных предложений и текста; определение последовательности предложений в тексте.

В данном пособии имеются задания на коррекцию всех перечисленных видов ошибок, что позволяет учитывать основные принципы логопедической работы: комплексность, учет специфики нарушения, поэтапность и т.д.

Доступность и привлекательность игровых ситуаций позволяет сделать логопедические занятия более эффективными. Параллельно с конспектами занятий в работе необходимо использовать альбом для выполнения индивидуальных заданий.

Альбом позволяет ребенку решить многие проблемы самостоятельно, что в свою очередь формирует у него навык контроля и самооценки, а также закрепляет запас имеющихся представлений о звуковом, слоговом и языковом I анализа и синтезе.

Коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза также включает в себя:

- работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания);

- развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчиками, упражнения по обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными штрихами, упражнения с ножницами);

- развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);

- развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых предложений.

К концу обучения дети должны знать.

  1. Гласные и согласные звуки и буквы.
  2. Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание,  предложение,  текст,  предлог, приставка,  ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог.
  3. Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст.
  4. Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок.
  5. Правописание предлогов и приставок.

  К концу обучения дети должны уметь.

  1. Различать гласные и согласные звуки.
  2. Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст.
  3. Определять ударные и безударные гласные, слоги.
  4. Определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков.
  5. Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов и предложений в тексте.
  6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
  7. Графически обозначать звуки, слоги и слова.

Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза.

Распределение часов по четвертям.

Четверть

Раздел

Всего часов

 1 четверть

Обследование  речи учащихся:

Обследование устной речи.

4 ч

Обследование письменной речи. Диктант.

4ч.

Обследование письменной речи. Списывание 

4ч.

 Всего:12 ч

  Коррекция звукопроизношения

6 ч.

 Коррекция дисграфиии.

18 ч.

Всего: 36 ч.

2

четверть

Коррекция звукопроизношения

7 ч.

Коррекция дисграфиии

21 ч.

Всего: 28 ч.

 3 четверть

Коррекция звукопроизношения

10 ч.

Коррекция дисграфиии

30ч.

              Всего: 40 ч.

 4 четверть

Коррекция звукопроизношения

5 ч.

Коррекция дисграфиии

15 ч.

Обследование устной и письменной  речи:

12 ч

                Всего: 32ч.

Итого за год:

Обследование речи (сентябрь, май)

24 ч

Коррекция дисграфии

102 ч

Коррекция звукопроизношения

34 ч

Всего:136

УМК учителя  

  • Е.В. Мазанова Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Москва 2008г.
  • «Логопедия. Учебник для вузов», под ред. Волковой Л.С М., изд. третье, переработанное и дополненное .М.: «Владос»1999г..
  • Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда». М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС 2001г.
  • Лалаева Р.И «Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. Пособие для учителя-логопеда ». М., 1999г.

 УМК обучающегося 

  •  Е.В. Мазанова « Оптическая дисграфия»: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь № 1, № 3. М.  2004 г

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА 2012-2013  УЧЕБНЫЙ ГОД ПО КОРРЕКЦИИ  ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактическая

1 четверть 9 недель

1

Обследование устной речи.

Обследование звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, словаря, связной речи, фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений.

4 ч

02.09(1ч 20м)

03.09(1 ч)

04.09(1ч20м)

2

Обследование письменной речи. Диктант.

Диктант.

4 ч

09.09(1ч20м)

10.09(1ч)

11.09(1ч20м)

3

Обследование письменной речи. Списывание.

Списывание печатного текста.

4 ч

16.09(1ч20м)

17.09(1ч)

18.09(1ч20м)

4

Дифференциация букв о - а. 

научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.

23.09(1ч)

24.09(1ч)

25.09(1ч)

5

Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте.

закрепить знания детей о буквах о - а; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.

01.10(1ч)

02.10(1ч)

03.10(1ч)

6

Дифференциация букв у - и.

познакомить детей с буквами у - и; учить детей сотно-сить звуки у - и с буквами у - и и символами (для обозначения на письме); познакомить детей со словами-перевёрты-шами; учить различать буквы у ~ и изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, зрительное восприятие.

07.10(11ч)

08.10(1ч)

09.10(1ч)

7

Дифференциация букв и-у в словосочетаниях, предложениях и тексте.

познакомить детей с начертанием букв и - у; научить детей соотносить звуки и - у с буквами и символами для обозначения на письме; развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; закрепить у детей знания правил орфографии; формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов; устранять у детей кинетические нарушения.

14.10(1ч)

15.10(1ч)

16.10(1ч)

8

Дифференциация букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте.

закрепить знания детей о буквах у - и; научить детей дифференциации букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей логическое мышление, умение составлять словосочетания и предложения по данному слову, зрительное восприятие, навыки звуко-буквенного анализа; обучать детей составлению рассказа по серии картин.

21.10(1ч)

22.10(1ч)

23.10(1ч)

9

Дифференциация букв и - у в словосочетаниях, предложениях и тексте.

закрепить у детей знания о буквах у - и; научить детей дифференцировать сходные по начертанию буквы и - у; развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительное внимание.

28.10(1ч)

29.10(1ч)

30.10(1ч)

1

Дифференциация букв и- ш.

закрепить у детей знания о буквах, сходных по начертанию; познакомить детей с   буквами и - ш; научить дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей логическое мышление, навыки звукового анализа и синтеза, зрительный гнозис; учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения.

11.11(1ч)

12.11(1ч)

13.11(1ч)

2

Дифференциация букв и - ш. в словосочетаниях, предложениях и тексте.

закрепить знания детей о буквах и - ш; научить детей дифференцировать буквы и — ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с изографами, соотносить букву и символ; устранить у детей кинетические нарушения; развивать у детей кинетические представления, зрительное восприятие цвета.

18.11(1ч)

19.11(ч)

20.11(1ч)

3

Дифференциация букв б - д.

познакомить детей с буквами б - д; научить детей сравнивать буквы б - д по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей оптические представления, слуховое внимание и память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание.

25.11(1ч)

26.11(1ч)

27.11(1ч)

4

Дифференциация букв б - д в словосочетаниях, предложениях и тексте.

закрепить у детей знания о буквах б - д; научить детей сравнивать буквы по элементам (их количеству и расположению), диифференцировать буквы б - д в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со словами-паронимами; научить детей грамматическому оформлению предложений; развивать у детей пространственные и кинетические представления.

02.12(1ч)

03.12(1ч)

04.12(1ч)

5

Дифференциация букв п - т, П - Т.

познакомить детей с буквами л — т; научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы п - т изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа, логическое и образное мышление, зрительное восприятие и внимание, умение конструировать и реконструировать.

09.12(1ч)

10.12(1ч)   11.12(1ч)

 6

Дифференциация букв п - т, П - Т в словосочетаниях, предложениях и тексте.

 закрепить у детей знания о буквах п - ш; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей умение построения предложения; научить работать со скороговорками; развивать и обогащать словарь на заданные буквы; проводить с детьми работу на лексико-грамматическом уровне; развивать кинетические представления, зрительное внимание и память; закрепить знания о написании букв занятия.

16.12(1ч)

17.12(1ч)

18.12(1ч)

 7

Дифференциация букв л - м, Л - М.

познакомить детей с буквами л - м; научить детей соотносить звук, символ и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях, давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия; уточнить у детей знания об элементах букв занятия; уточнить и обогатить словарь на изучаемые буквы; развивать у детей умение строить словосочетания, зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление.

23.12(1ч)

24.12(1ч)

25.12(1ч)

1-2

Дифференциация букв л - ж, Л - М в словосочетаниях, предложениях и тексте.

закрепить у детей знания о написании букв л - м; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со словами-паронимами; устранить у детей кинетические нарушения; развивать умение согласовывать прилагательных с существительными в роде, фонематическое восприятие, зрительное внимание и память, логическое мышление; обучить детей составлению связного  последовательного высказывания по опорным словам.

13.01(1ч)

14.01(1ч)

15.01(1ч)

20.01(1ч)

21.01(1ч)

22.01(1ч)

3-4

Дифференциация букв к- и, К — Н.

познакомить детей с буквами занятия; научить детей дифференцировать буквы занятия, работать с анаграммами; формировать у детей навыки слогового анализа и синтеза; уточнять значения слов, расширять словарный запас детей; способствовать преодолению детьми кинетических нарушений; развивать у детей логическое мышление, зрительное восприятие.

27.01(1ч)

28.01(1ч)

29.01(1ч)

03.02(1ч)

 04.02(1ч)

05.02(1ч)

5-6

Дифференциация букв к  и, К - Н в словосочетаниях, предложениях и тексте.

закрепить знания детей о буквах занятия; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, предложениях и тексте; развивать у детей навыки звуко-буквен-ного анализа, умения построения предложений из отдельных слов, зрительное восприятие, логическое мышление.

11.02(1ч)

12.02(2ч) 18.02(1ч)

19.02(2ч)

7-8

Дифференциация букв ш~щ,Ш - Щ.

познакомить детей с буквами занятия; научить детей сравнивать буквы ш-щ,Ш- Щ, ш - щ, Ш - Щ по начертанию, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах; научить детей образовывать существительные при помощи суффикса -ИЩ-; развивать у детей зрительное внимание, восприятие, умение образовывать существительные от глаголов, кинестетические ощущения; способствовать преодолению кинетических нарушений у детей.

24.02(1ч)

25.02(1ч)

26.02(1ч)

03.03(1ч)

04.03(1ч)

05.03(1ч)

9

Дифференциация букв ш - щ, Ш Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте.

закрепить у детей знания о буквах ш - щ; научить детей сравнивать буквы ш - щ по начертанию, дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с паронимами, составлять словосочетания; формировать у детей навыки звукового анализа и синтеза; развивать у детей навыки слогового анализа, зрительное восприятие; способствовать преодолению кинетических нарушений.

10.03(1ч)

11.03(1ч)

12.03(1ч)

10

Дифференциация букв и- ц, И ~ Ц.

познакомить детей с буквами и - ц, Я - Ц, и — ц, И — Ц; научить детей дифференцировать буквы занятия

изолированно, в слогах, в словах, соотносить звуки ц ~ и с буквами разного шрифта и символами для их схематичного изображения; развивать у детей навыки словообразования, звукового анализа, зрительное восприятие

17.03(1ч)

18.03(1ч)

19.03(1ч)

1

Дифференциация букв и ~ ц, И ~ Ц

закрепить знания детей о буквах занятия; пополнять словарь детей словами на изучаемые буквы; обучать детей построению словосочетания и предложения, грамматическому оформлению предложений; развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление; учить детей дифференцировать буквы и - ц в словах, словосочетаниях и предложениях.

24.03(1ч)

25.03(1ч)

26.03(1ч)

2

Дифференциация букв ц- щ, Ц - Щ.

познакомить детей с буквами ц — щ; научить детей соотносить буквы занятия со звуками и символами, сравнивать буквы по написанию в разном шрифте и различной величины; развивать у детей фонематическое восприятие, зрительное восприятие, кинетические представления, логическое мышление; пополнять словарь детей словами на изучаемые буквы

31.03(1ч)

01.04(1ч)

02.04(1ч)

3

Дифференциация букв ц - щ, Ц - Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте.

закрепить у детей знания о буквах занятия, о родственных словах; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, кинетические представления, зрительное внимание, восприятие и память.

14.04(1ч)

15.04(1ч)

16.04(1ч)

4

Дифференциация букв 3-Е.

познакомить детей с буквами занятия; закрепить знания детей о написании букв Е — 3; научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах, соотносить буквы занятия со звуками и символами для схематичного их обозначения; закрепить знания детей о правописании имён собственных; развивать у детей логическое мышление, кинетические, пространственные и зрительно-пространственные представления, зрительное восприятие; научить детей дифференцировать понятия «правый» - еле вый »; закрепить у детей навыки ориентировки в схеме

21.04(1ч)

22.04(1ч)

23.04(1ч)

5

Дифференциация букв 3 - Е в словосочетаниях, предложениях и тексте.

закрепить у детей знания о буквах 3 - Е; научить детей дифференцировать буквы 3 - Е в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; способствовать преодолению устного аграмматизма у детей; развивать у детей связную речь, зрительное восприятие, пространственные и кинетические представления, логическое мышление; закрепить знание правил написания имён собственных.

28.04(1ч)

29.04(1ч)

30.04(1ч)

6

Обследование устной речи.

Обследование звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, словаря, связной речи, фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений

4

05.05(1ч2м)

06.05(1ч)

07.05(1ч20м)

7

Обследование письменной речи. Диктант.

Диктант.

4

12.05(1ч20м)

13.05(1ч)

14.05(1ч20м)

  8

Обследование письменной речи.  Списывание

Списывание печатного текста.

4

19.05(1ч20м)

20.05(1ч)

21.05(1ч20м)

 Всего:                    Обследование речи (сентябрь, май)

24 ч.

  Всего:                         Коррекция дисграфии

102 ч.

Всего:                            Коррекция  звукопроизношения

34 ч.

Всего:136

Приложение

Содержание приложения:

  • Диагностика письменной речи (сентябрь)
  • Диагностика письменной речи (май)
  • Проверочная работа № 1
  • Проверочная работа № 2
  • Проверочная работа № 3

  1. Диагностика письменной речи (сентябрь)

Цель: выявить учащихся с нарушениями письма и определить причины данного нарушения

Задачи:

  • подготовить дидактический материал для диагностики
  • провести анализ письменных работ; провести обследование устной речи
  • по результатам обследования сформировать группы для коррекционной работы

Речевой материал (Садовникова И.Н.):

Диктант.

Ночью в лесу.

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

Слова для определения лексического значения слова: добыча, чаща.

Ф.И

Виды ошибок

Итого

Фонетико-фонематические

Анализа и синтеза,

Выделение предложения из текста и слова из предложения

Графические ошибки

Орфографические

Пропуск букв и слогов

Обозначение мягкости согласных гласными

Обозначение мягкости согласных «Ь»

Акустические замены

Добавление букв,  слогов, слов перестановки

Отсутствие точки, заглавной буквы

Слитное написание слов, предлогов

Раздельное написание слов, приставок

Пропуск, замена слова

Замена по графическому сходству, зеркальное написание

Исправления

Безударные гласные

Гласные после шипящих

Словарные слова

Имена людей, клички животных

Перенос

Анализ дисграфических ошибок младших школьников

Критерии:

каждая дисграфическая ошибка – 1 балл.

исправления, грязь – 3 балла.

колебания в выборе букв, замена сходных графически букв – 2 балла.

нестабильный почерк – 1 балл.

Письмо в норме  – 0 – 3,5 балла

Неспецифические ошибки   - 4 – 7,5 баллов

Специфические ошибки       - 8 -  11,5 баллов

  (по типу литеральной, вербальной  или оптической дисграфии)                            

   Дисграфия   различного генеза – 12 баллов и выше.

  1. Диагностика письма (май), (речевой материал О.А. Оксимец)

          Цель:  оценить степень усвоения навыков письма, обусловленных развитием:

  • операций звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза – тест № 1;
  • речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов – тесты №№ 2-3;
  • произвольного внимания – тесты № 4, № 6;
  • операции  смысловой обработки и прогнозирования письменного текста –тест № 5;
  • двигательного анализатора – тест № 7.

1 тест

Написать под диктовку слова (слово произносится орфографически только один  раз).

Сковорода,  мотоциклист,  трансформатор,

аэроплан,  эскалатор.

1.Ошибка в порядке и количестве букв и слогов – 1 балл.

2.Орфографические ошибки не считать.

2 тест

Запомнить предложение, написанное на доске – первое предъявление – 15 сек, перерыв – 10 сек., второе предъявление – 15 сек.

Последние  желтые листья  падают в холодные лужи. – 18 слогов

1. Неточность в написании предложения  (пропуск, искаже-ние,  перестановка слов)– 1 балл.

3 тест

Записать под диктовку – произносить предложения 2 раза  орфографически, перерыв 10 секунд.

Бурундук накопил припасы и приготовился к зиме.- 17 слогов.

4 тест

Исправить 5 ошибок, списать правильно. (Работа по карточкам)

Ис болшого  серого олбака  хлынул  дошть.

1.Неисправленная ошибка – 1 балл.

2.Неправильно исправленная ошибка – 0,5 баллов.

5 тест

Добавить нужные по смыслу слова. Списать предпоследнее предложение. (Работа по карточкам.)

  Прошла холодная зима.  Наступила _____________. Дни стали _______________.

Солнце светит_____________.На реке начался _______________________. Трава на лесной полянке _________________. Появились первые желтые _______________. Насекомые выползают из своих зимних укрытий. Прилетают первые _______________.

1. Слово подобрано правильно-0 баллов.

2. Слово подобрано с учетом темы, но в текст вписывается недостаточно – 0,5 баллов.

3. Слово не соответствует теме, хотя само предложение дополняет правильно – 1 балл.

4. Слово отсутствует или подобрано неправильно – 2 балла.

5. Списано не то предложение –

1 балл

6 тест

Списывание – проверяется по  тестам №№ 4-5.

1.Каждая ошибка – 1 балл.

7 тест

Каллиграфия – проверяется по всей работе.

1.Исправления, грязь – 3 балла.

2.Колебания в выборе букв –2 балла.

3. Нестабильный почерк – 1 балл.

Критерии:

Письмо в норме  – 0 – 3,5 балла

Неспецифические ошибки   - 4 – 7,5 баллов

Специфические ошибки       - 8 -  11,5 баллов

(по типу литеральной, вербальной  или оптической дисграфии дисграфии)                            

Дисграфия   различного генеза – 12 баллов и выше.

Инструкция к диагностике письма – 2 класс.

Сейчас вам надо будет выполнить задания, которые помогут выявить ваше умение рассуждать, оценивать вашу зрительную и слуховую память, ваше умение красиво и аккуратно писать.

Это не контрольная работа и оценка выставлена не будет.

Я также хочу посмотреть, умеете ли вы  работать самостоятельно. Постарайтесь писать, как можно лучше.

1 тест.

  • Я прочитаю слово так,  как оно пишется только один раз.
  • Слушайте и запоминайте, как оно звучит.
  • Запишите.

2 тест.

  • Я покажу предложение, записанное на доске два раза с небольшим перерывом.
  • В первый раз прочитайте предложение, поймите его смысл.
  • Во время перерыва повторите его про себя.
  • Второй раз прочитайте  глазами  так, как оно записано. Запомните.
  • Пишите.

3 тест.

  • Я прочитаю предложение два раза с небольшим перерывом.
  • В первый раз прослушайте его, поймите смысл.
  • Повторите про себя.
  • Второй раз запоминайте, как звучит предложение.
  • Пишите.

4 тест.        А)

  • Работаем в карточках.
  • Прочитайте задание.
  • Поймите его.
  • Выполните задание.

             Б)

  • Прочитайте рассказ полностью.
  • Поймите его.
  • Добавьте нужные по смыслу слова.
  • Прочитайте задание – выполните его.

5 тест.

  • Сдайте работу.

  1. Проверочная работа №1 (Гласные 1 и 2 ряда, мягкий знак)

  1. Соедини пары слогов с гласными 1 и 2 ряда

ОМ

АС

ПЮ

УТ

ЕЛ

ПУ

ЮТ

ЭЛ

ФО

РЁ

ЁМ

ЯС

ФЁ

РО

  1. Прочитай текст. Подчеркни гласные 2 ряда

Как Люба варила компот

Мама и Люба сходили на базар. Там они купили разные фрукты и ягоды для компота. Потом мама вымыла сливы, клюкву, клубнику и груши. Люба достала большую кастрюлю и налила в нее воды. Мама поставила кастрюлю на плиту. Когда вода закипела, девочка насыпала в воду сахар и бросила ягоды и фрукты. Скоро вкусный и душистый компот был готов!

  1. Прочитай текст и вставь в слова, где необходимо, Ь. Спиши текст.

За малиной

Наступил июл_ . Стоит сил_ная жара. Ребята идут в лес_ за грибами и ягодами. На кустах круп_ные душистые ягоды. Вот Ол_га. Она л_юбит малину. У неё пол_ная корзина ягод. Никита помогант ол_ге нести ягоды. К вечеру жара спала. Надвинулас_ тём_ная туча. Ребята быс_тро бегут к дому.

  1. Проверочная работа № 2 (Дифференциация оппозиционных согласных)

  1. Вставь пропущенные буквы  (Б –П, В – Ф, Г – К)и прочитай слова.

_очка, _елка, _а_ушка,_олк, _онарь, ло_ить, _илин, по_ранични_, вздро_нуть.

  1. Закончи  предложения, спиши их в тетрадь.

Двор подметают______________. Дрова рубят ___________. На лугу растет сочная _______. Гвозди забивают ___________.

  1. Прочитай предложения и расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ. Подбери название рассказу. Запиши рассказ в тетрадь.

Зоя гуляла в саду. Оса укусила девочку. На берёзе были осы. Мама увела дочку из сада домой. В саду были берёзы. Зоя села под берёзой. Девочка заплакала.

  1. Составь словосочетания: соедини подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика линиями. Запиши словосочетания. 

МОРОЗНЫЙ

ВЕСЁЛЫЙ

ИНТЕРЕСНАЯ

ЗВОНКАЯ

ПОЛОСАТАЯ

ВЫСОКИЕ

ЗНОЙНАЯ

ПУСТЫНЯ

ЗАБОРЫ

СМЕХ

ИГРА

ПЕСНЯ

ВОЗДУХ

ЗЕБРА

  1. Проверочная работа № 3 (Дифференциация оппозиционных согласных, текст)

  1. Прочитай текст и вставь слова, обозначающие признаки предмета. Спиши текст и подпиши вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.

Первая прогулка

На -------- тропинку из ---------- кустов выскочил первый цыпленок. Следом за ним второй цыпленок. А потом и ----------- цыплята. Вот показалась мама-курица. Она посмотрела по сторонам и повела своих ----------- цыплят на прогулку.

  1. Прочитай текст и вставь слова, обозначающие действия предмета. Спиши текст и подпиши вопросы к словам, обозначающим действия предметов.

Лето

Вот--------- лето. Митя с отцом --------- на сенокос. Весь --------- день мальчик. Пока папа ------ траву, Митя ------ ягоды в лесу, ---- рыбу в ближайшем пруду, ----- в душистом сене. Вечером они ----- домой. Счастливый Митя с жаром ----- обо всем маме.

  1. Прочитай текст, подумай, чем могла закончиться эта история? Запиши свой рассказ в тетрадь.

Кот Васька и мышки

Кот Васька спал на подоконнике. В это время из норки тихонько вылезли две мышки. Они были серенькие. Хвостики у них длинные, лапки коротенькие. Ушки у мышек маленькие, а зубки остренькие. Стали мышки пробираться на кухню. Тут кот Васька уши навострил, втянул носом воздух и раскрыл широко глаза. Мышки замерли от страха. Прыгнул Васька с подоконника. Мышки бросились в разные стороны. Стал кот метаться по комнате: то за одной бросится, то к другой прыгнет………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...

Адаптированная программа для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи по предмету "Произношение"

Данная программа разработана для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ОВЗ

Формирование коммуникативных универсальных учебных действийу обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в специальной (коррекционной) школе с нарушениями речи (из  опыта работы)....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данный методический материал представляет работу двух учителей: учителя-предметника (математика) и специалиста службы сопровождения учреждения (коррекционно-развивающие логопедические занятия), которы...

Адаптированная рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для детей с тяжёлыми нарушениями речи

  Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями...

Методическая копилка к внедрению обновлённого ФГОС ООО И ФГОС СОО в работе учителя русского языка и литературы для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Материал для  подготовительной работы и внедрения обновленного ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя русского языка и литературы с 01.09.023 г. ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми н...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Это Осени рецепт...»

Субъект:  обучающиеся старшего дошкольного возраста  с ТНР  ( подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет).Цель:  создать условия для   обоб...