Программа для 3 класса по предмету дисграфия для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
рабочая программа на тему
Данная программа разрабтана для учителей, работающих с детьми, у которых тяжёлые нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_logoped_pyanova.doc | 303 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам. директора по УВР директор СС(К)НШ I, V, вида Протокол №___________ _________Л. Н. Черепанова __________И.А. Склемина
от «___»_________20____г «___»____________20___г «____»_________20___г.
Руководитель МО
__________ Р.Р. Кашапова
Рабочая программа по курсу
«Развитие слухового внимания»
для учащихся 3 «Г» класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
Пьянова Галина Викторовна
Сургут
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 « Б» класса учащихся с ОНР разработана на основе: Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Москва. Просвещение 1987 года, «Типового положения о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97г. № 288». Письмо «О специфике деятельности специальных учреждений» № 48 от 4.09.1997. СанПиНа 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г.; методических разработок Е.В. Мазановой «Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов». 2-е издание, исправленное. (Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России, Рекомендовано Министерством образования и науки Самарской области). М.: издательство ГНОМиД. 2008г.
Название курса – индивидуальная логопедическая работа, которая включает в себя:
- коррекцию оптической дисграфии
- коррекцию звукопроизношения
Рабочая программа рассчитана на 3 ч. в неделю, 136 ч. в год, из них на обследование речи (сентябрь, май) – 36 часов, на коррекцию оптической дисграфии– 102 часа, на коррекцию звукопроизношения – 34 часа.
Цель курса:
Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
Задачи:
- Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
- Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
- Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
- игровые
- наглядно - демонстрационные
- словесные
- практические
Принципы логопедической работы:
- наглядность
- доступность
- системность
- комплексность
- принцип развития
- онтогенетический принцип
Формы организации деятельности учащихся:
- подгрупповая
- работа в парах
- индивидуальная
Программа составлена для обучающихся: 3 « Б» класса, со сложной структурой речевого дефекта (общее недоразвитие речи III уровня, псевдобульбарная дизартрия легкой и средней степени тяжести).
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализ и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Это:
- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклического повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими );
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных и служебных слов, контаминации ( смешение элементов слов), перестановка, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества письма, но и чтения. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Применяя принцип поуровневого анализа речи, предложенный И.Н. Садовниковой, у детей с дисграфией, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, выделяют 3 основные группы специфических ошибок.
К ним относятся:
- ошибки на уровне буквы и слога (звуко - буквенный и слоговой анализ и синтез);
- ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез);
- ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).
1. Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.
При построении занятий по развитию звукового анализа и синтеза принято придерживаться основных этапов формирования простых и сложных форм звукового анализа (по Ткаченко Т.А.).
Простые формы звукового анализа.
- Выделение первого ударного гласного в слове.
- Выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове.
- Выделение гласного из середины слова.
- Определение места звука в слове (звук в начале, середине, конце слова).
Сложные формы звукового анализа.
- Определение последовательности звуков в слове.
- Определение количества звуков.
- Определение места звука относительно других звуков.
Логопедическая работа по развитию сложных форм фонематического анализа проводится с учетом того, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования:
а) с опорой на вспомогательные средства;
б) в речевом плане, исключая зрительные опоры, - только проговаривание; |
в) во внутреннем плане.
Речевые материалы данного комплекта пособий подобраны с учетом постепенного усложнения структуры слов и предлагаются детям в следующей последовательности:
- односложные слова без стечения согласных;
- двусложные слова без стечения согласных,
состоящие из двух открытых слогов;
-двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого
слога;
двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов;
- односложные слова со стечением согласных в начале слова;
- односложные слова со стечением согласных в конце слова;
- двусложные слова со стечением согласных в начале слова;
- двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова;
- трехсложные слова.
Начинают коррекционную работу с обучения детей определению количества слогов в слове и изображения хлопками двух - трехсложных слов. Анализ звуковых сочетаний гласных из 2-3 звуков проводится уже после изучения гласных А, У, И и усвоения зрительных образов гласных букв и соответствующих им символов (Ткаченко Т.А.). Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать уровень сложности различных форм фонематического анализа и этапы формирования этой функции в онтогенезе. В связи с этим работа проводится в следующей последовательности.
1. Выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия).
2. Вычленение звука из начала и конца слова (определение первого, последнего звука, а также его места в слове).
З. Определение последовательности и количества звуков в слове.
4. Определение места звука в слове относительно других звуков (какой стоит впереди заданного и после него).
Фонематический анализ открытого и закрытого слога предлагается вести в следующей последовательности.
1. Анализ обратного или закрытого слога (АП, УМ ...). Сначала выделяют гласный звук, а затем согласный после него.
2. Анализ открытых слогов (ПА, МУ...). Проводится с теми же звуками, но в обратной последовательности.
3. Дифференциация открытых и закрытых слогов, состоящих из одинаковых звуков (АП - ПА, УМ - МУ...).
2. Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова
Выделяют следующие виды ошибок: раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации, вставки, перестановки, пропуски и повторы слогов. При построении занятий следует учитывать этапы формирования слоговой структуры, предложенные А.К. Марковой и З.Е. Агранович.
1. Этап. Подготовителъный. (Невербальный уровень)
Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи.
Работа по развитию переключения и координации.
2. Этап. Коррекиионный. (Вербальный уровень)
Уровень гласных звуков. Детей знакомят с гласными звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с обозначением гласных при помощи символов.
Уровень слогов. Детей знакомят с открытыми и закрытыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем.
Уровень слов. На начальном периоде обучения нужно использовать слова, в которых написание аналогично звучанию:
- двусложные слова с открытыми слогами: ва-та, ли-са;
- трёхсложные слова с открытыми слогами: ма-ши-на;
- односложные слова с закрытым слогом: мак, бак, рот;
- двусложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мон,ка-бан;
- двусложные слова с со стечением в середине слова: бан-ка, руч-ка, ноч-ка;
- двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и
стечением согласных в середине: чай-ник, кап-кан, зай-чик;
- трехсложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мо-над, ко-ри-дор;
- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце: ав-то-бус, ав-то-мат;
- трехсложные слова с двумя стечениями согласных: мат-реш-ка, гар-мош-ка;
- односложные слова со стечением согласных: флаг, взгляд, лифт;
- двухсложные слова с двумя стечениями: звез-да, круж-ка;
- четырехсложные слова: че-ре-па-ха, пи-ра-ми-да.
3. Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.
Выделяют пропуски, перестановки и вставки слов, нарушения количественного и качественного состава предложения, нарушение границ предложений, отсутствие границ предложений.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста предусматривает:
- знакомство с предложением - определение основных признаков предложения, дифференциация набора отдельных слов и предложения;
- дифференциацию словосочетания и предложения;
- развитие анализа структуры предложения - определение границ предложения, определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложении;
- знакомство с предлогами — определение их значения, знакомство с написанием предлогов;
- знакомство с приставками - определение их значения; знакомство с написанием приставок;
- дифференциацию предлогов и приставок;
- знакомство с текстом - определение основных признаков текста; дифференциацию отдельных предложений и текста; определение последовательности предложений в тексте.
В данном пособии имеются задания на коррекцию всех перечисленных видов ошибок, что позволяет учитывать основные принципы логопедической работы: комплексность, учет специфики нарушения, поэтапность и т.д.
Доступность и привлекательность игровых ситуаций позволяет сделать логопедические занятия более эффективными. Параллельно с конспектами занятий в работе необходимо использовать альбом для выполнения индивидуальных заданий.
Альбом позволяет ребенку решить многие проблемы самостоятельно, что в свою очередь формирует у него навык контроля и самооценки, а также закрепляет запас имеющихся представлений о звуковом, слоговом и языковом I анализа и синтезе.
Коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза также включает в себя:
- работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания);
- развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчиками, упражнения по обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными штрихами, упражнения с ножницами);
- развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);
- развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых предложений.
К концу обучения дети должны знать.
- Гласные и согласные звуки и буквы.
- Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог.
- Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст.
- Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок.
- Правописание предлогов и приставок.
К концу обучения дети должны уметь.
- Различать гласные и согласные звуки.
- Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст.
- Определять ударные и безударные гласные, слоги.
- Определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков.
- Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов и предложений в тексте.
- Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
- Графически обозначать звуки, слоги и слова.
Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза.
Распределение часов по четвертям.
Четверть | Раздел | Всего часов |
1 четверть | Обследование речи учащихся: Обследование устной речи. | 4 ч |
Обследование письменной речи. Диктант. | 4ч. | |
Обследование письменной речи. Списывание | 4ч. | |
Всего:12 ч | ||
Коррекция звукопроизношения | 6 ч. | |
Коррекция дисграфиии. | 18 ч. | |
Всего: 36 ч. | ||
2 четверть | Коррекция звукопроизношения | 7 ч. |
Коррекция дисграфиии | 21 ч. | |
Всего: 28 ч. | ||
3 четверть | Коррекция звукопроизношения | 10 ч. |
Коррекция дисграфиии | 30ч. | |
Всего: 40 ч. | ||
4 четверть | Коррекция звукопроизношения | 5 ч. |
Коррекция дисграфиии | 15 ч. | |
Обследование устной и письменной речи: | 12 ч | |
Всего: 32ч. | ||
Итого за год: | Обследование речи (сентябрь, май) | 24 ч |
Коррекция дисграфии | 102 ч | |
Коррекция звукопроизношения | 34 ч Всего:136 |
УМК учителя
- Е.В. Мазанова Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Москва 2008г.
- «Логопедия. Учебник для вузов», под ред. Волковой Л.С М., изд. третье, переработанное и дополненное .М.: «Владос»1999г..
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда». М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС 2001г.
- Лалаева Р.И «Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. Пособие для учителя-логопеда ». М., 1999г.
УМК обучающегося
- Е.В. Мазанова « Оптическая дисграфия»: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь № 1, № 3. М. 2004 г
ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактическая | ||||
1 четверть 9 недель | |||||||||
1 | Обследование устной речи. | Обследование звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, словаря, связной речи, фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений. | 4 ч | 02.09(1ч 20м) 03.09(1 ч) 04.09(1ч20м) | |||||
2 | Обследование письменной речи. Диктант. | Диктант. | 4 ч | 09.09(1ч20м) 10.09(1ч) 11.09(1ч20м) | |||||
3 | Обследование письменной речи. Списывание. | Списывание печатного текста. | 4 ч | 16.09(1ч20м) 17.09(1ч) 18.09(1ч20м) | |||||
4 | Дифференциация букв о - а. | научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь. | 3ч | 23.09(1ч) 24.09(1ч) 25.09(1ч) | |||||
5 | Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте. | закрепить знания детей о буквах о - а; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие. | 3ч | 01.10(1ч) 02.10(1ч) 03.10(1ч) | |||||
6 | Дифференциация букв у - и. | познакомить детей с буквами у - и; учить детей сотно-сить звуки у - и с буквами у - и и символами (для обозначения на письме); познакомить детей со словами-перевёрты-шами; учить различать буквы у ~ и изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, зрительное восприятие. | 3ч | 07.10(11ч) 08.10(1ч) 09.10(1ч) | |||||
7 | Дифференциация букв и-у в словосочетаниях, предложениях и тексте. | познакомить детей с начертанием букв и - у; научить детей соотносить звуки и - у с буквами и символами для обозначения на письме; развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; закрепить у детей знания правил орфографии; формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов; устранять у детей кинетические нарушения. | 3ч | 14.10(1ч) 15.10(1ч) 16.10(1ч) | |||||
8 | Дифференциация букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте. | закрепить знания детей о буквах у - и; научить детей дифференциации букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей логическое мышление, умение составлять словосочетания и предложения по данному слову, зрительное восприятие, навыки звуко-буквенного анализа; обучать детей составлению рассказа по серии картин. | 3ч | 21.10(1ч) 22.10(1ч) 23.10(1ч) | |||||
9 | Дифференциация букв и - у в словосочетаниях, предложениях и тексте. | закрепить у детей знания о буквах у - и; научить детей дифференцировать сходные по начертанию буквы и - у; развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительное внимание. | 3ч | 28.10(1ч) 29.10(1ч) 30.10(1ч) | |||||
1 | Дифференциация букв и- ш. | закрепить у детей знания о буквах, сходных по начертанию; познакомить детей с буквами и - ш; научить дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей логическое мышление, навыки звукового анализа и синтеза, зрительный гнозис; учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения. | 3ч | 11.11(1ч) 12.11(1ч) 13.11(1ч) | |||||
2 | Дифференциация букв и - ш. в словосочетаниях, предложениях и тексте. | закрепить знания детей о буквах и - ш; научить детей дифференцировать буквы и — ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с изографами, соотносить букву и символ; устранить у детей кинетические нарушения; развивать у детей кинетические представления, зрительное восприятие цвета. | 3ч | 18.11(1ч) 19.11(ч) 20.11(1ч) | |||||
3 | Дифференциация букв б - д. | познакомить детей с буквами б - д; научить детей сравнивать буквы б - д по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей оптические представления, слуховое внимание и память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание. | 3ч | 25.11(1ч) 26.11(1ч) 27.11(1ч) | |||||
4 | Дифференциация букв б - д в словосочетаниях, предложениях и тексте. | закрепить у детей знания о буквах б - д; научить детей сравнивать буквы по элементам (их количеству и расположению), диифференцировать буквы б - д в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со словами-паронимами; научить детей грамматическому оформлению предложений; развивать у детей пространственные и кинетические представления. | 3ч | 02.12(1ч) 03.12(1ч) 04.12(1ч) | |||||
5 | Дифференциация букв п - т, П - Т. | познакомить детей с буквами л — т; научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы п - т изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа, логическое и образное мышление, зрительное восприятие и внимание, умение конструировать и реконструировать. | 3ч | 09.12(1ч) 10.12(1ч) 11.12(1ч) | |||||
6 | Дифференциация букв п - т, П - Т в словосочетаниях, предложениях и тексте. | закрепить у детей знания о буквах п - ш; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей умение построения предложения; научить работать со скороговорками; развивать и обогащать словарь на заданные буквы; проводить с детьми работу на лексико-грамматическом уровне; развивать кинетические представления, зрительное внимание и память; закрепить знания о написании букв занятия. | 3ч | 16.12(1ч) 17.12(1ч) 18.12(1ч) | |||||
7 | Дифференциация букв л - м, Л - М. | познакомить детей с буквами л - м; научить детей соотносить звук, символ и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях, давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия; уточнить у детей знания об элементах букв занятия; уточнить и обогатить словарь на изучаемые буквы; развивать у детей умение строить словосочетания, зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление. | 3ч | 23.12(1ч) 24.12(1ч) 25.12(1ч) | |||||
1-2 | Дифференциация букв л - ж, Л - М в словосочетаниях, предложениях и тексте. | закрепить у детей знания о написании букв л - м; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со словами-паронимами; устранить у детей кинетические нарушения; развивать умение согласовывать прилагательных с существительными в роде, фонематическое восприятие, зрительное внимание и память, логическое мышление; обучить детей составлению связного последовательного высказывания по опорным словам. | 6ч | 13.01(1ч) 14.01(1ч) 15.01(1ч) 20.01(1ч) 21.01(1ч) 22.01(1ч) | |||||
3-4 | Дифференциация букв к- и, К — Н. | познакомить детей с буквами занятия; научить детей дифференцировать буквы занятия, работать с анаграммами; формировать у детей навыки слогового анализа и синтеза; уточнять значения слов, расширять словарный запас детей; способствовать преодолению детьми кинетических нарушений; развивать у детей логическое мышление, зрительное восприятие. | 6ч | 27.01(1ч) 28.01(1ч) 29.01(1ч) 03.02(1ч) 04.02(1ч) 05.02(1ч) | |||||
5-6 | Дифференциация букв к и, К - Н в словосочетаниях, предложениях и тексте. | закрепить знания детей о буквах занятия; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, предложениях и тексте; развивать у детей навыки звуко-буквен-ного анализа, умения построения предложений из отдельных слов, зрительное восприятие, логическое мышление. | 6ч | 11.02(1ч) 12.02(2ч) 18.02(1ч) 19.02(2ч) | |||||
7-8 | Дифференциация букв ш~щ,Ш - Щ. | познакомить детей с буквами занятия; научить детей сравнивать буквы ш-щ,Ш- Щ, ш - щ, Ш - Щ по начертанию, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах; научить детей образовывать существительные при помощи суффикса -ИЩ-; развивать у детей зрительное внимание, восприятие, умение образовывать существительные от глаголов, кинестетические ощущения; способствовать преодолению кинетических нарушений у детей. | 6ч | 24.02(1ч) 25.02(1ч) 26.02(1ч) 03.03(1ч) 04.03(1ч) 05.03(1ч) | |||||
9 | Дифференциация букв ш - щ, Ш — Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте. | закрепить у детей знания о буквах ш - щ; научить детей сравнивать буквы ш - щ по начертанию, дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с паронимами, составлять словосочетания; формировать у детей навыки звукового анализа и синтеза; развивать у детей навыки слогового анализа, зрительное восприятие; способствовать преодолению кинетических нарушений. | 3ч | 10.03(1ч) 11.03(1ч) 12.03(1ч) | |||||
10 | Дифференциация букв и- ц, И ~ Ц. | познакомить детей с буквами и - ц, Я - Ц, и — ц, И — Ц; научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах, соотносить звуки ц ~ и с буквами разного шрифта и символами для их схематичного изображения; развивать у детей навыки словообразования, звукового анализа, зрительное восприятие | 3ч | 17.03(1ч) 18.03(1ч) 19.03(1ч) | |||||
1 | Дифференциация букв и ~ ц, И ~ Ц | закрепить знания детей о буквах занятия; пополнять словарь детей словами на изучаемые буквы; обучать детей построению словосочетания и предложения, грамматическому оформлению предложений; развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление; учить детей дифференцировать буквы и - ц в словах, словосочетаниях и предложениях. | 3ч | 24.03(1ч) 25.03(1ч) 26.03(1ч) | |||||
2 | Дифференциация букв ц- щ, Ц - Щ. | познакомить детей с буквами ц — щ; научить детей соотносить буквы занятия со звуками и символами, сравнивать буквы по написанию в разном шрифте и различной величины; развивать у детей фонематическое восприятие, зрительное восприятие, кинетические представления, логическое мышление; пополнять словарь детей словами на изучаемые буквы | 3ч | 31.03(1ч) 01.04(1ч) 02.04(1ч) | |||||
3 | Дифференциация букв ц - щ, Ц - Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте. | закрепить у детей знания о буквах занятия, о родственных словах; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, кинетические представления, зрительное внимание, восприятие и память. | 3ч | 14.04(1ч) 15.04(1ч) 16.04(1ч) | |||||
4 | Дифференциация букв 3-Е. | познакомить детей с буквами занятия; закрепить знания детей о написании букв Е — 3; научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах, соотносить буквы занятия со звуками и символами для схематичного их обозначения; закрепить знания детей о правописании имён собственных; развивать у детей логическое мышление, кинетические, пространственные и зрительно-пространственные представления, зрительное восприятие; научить детей дифференцировать понятия «правый» - еле вый »; закрепить у детей навыки ориентировки в схеме | 3ч | 21.04(1ч) 22.04(1ч) 23.04(1ч) | |||||
5 | Дифференциация букв 3 - Е в словосочетаниях, предложениях и тексте. | закрепить у детей знания о буквах 3 - Е; научить детей дифференцировать буквы 3 - Е в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; способствовать преодолению устного аграмматизма у детей; развивать у детей связную речь, зрительное восприятие, пространственные и кинетические представления, логическое мышление; закрепить знание правил написания имён собственных. | 3ч | 28.04(1ч) 29.04(1ч) 30.04(1ч) | |||||
6 | Обследование устной речи. | Обследование звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, словаря, связной речи, фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений | 4 | 05.05(1ч2м) 06.05(1ч) 07.05(1ч20м) | |||||
7 | Обследование письменной речи. Диктант. | Диктант. | 4 | 12.05(1ч20м) 13.05(1ч) 14.05(1ч20м) | |||||
8 | Обследование письменной речи. Списывание | Списывание печатного текста. | 4 | 19.05(1ч20м) 20.05(1ч) 21.05(1ч20м) | |||||
Всего: Обследование речи (сентябрь, май) | 24 ч. | ||||||||
Всего: Коррекция дисграфии | 102 ч. | ||||||||
Всего: Коррекция звукопроизношения | 34 ч. | ||||||||
Всего:136 |
Приложение
Содержание приложения:
- Диагностика письменной речи (сентябрь)
- Диагностика письменной речи (май)
- Проверочная работа № 1
- Проверочная работа № 2
- Проверочная работа № 3
- Диагностика письменной речи (сентябрь)
Цель: выявить учащихся с нарушениями письма и определить причины данного нарушения
Задачи:
- подготовить дидактический материал для диагностики
- провести анализ письменных работ; провести обследование устной речи
- по результатам обследования сформировать группы для коррекционной работы
Речевой материал (Садовникова И.Н.):
Диктант.
Ночью в лесу.
Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.
Слова для определения лексического значения слова: добыча, чаща.
№ | Ф.И | Виды ошибок | Итого | |||||||||||||||
Фонетико-фонематические | Анализа и синтеза, Выделение предложения из текста и слова из предложения | Графические ошибки | Орфографические | |||||||||||||||
Пропуск букв и слогов | Обозначение мягкости согласных гласными | Обозначение мягкости согласных «Ь» | Акустические замены | Добавление букв, слогов, слов перестановки | Отсутствие точки, заглавной буквы | Слитное написание слов, предлогов | Раздельное написание слов, приставок | Пропуск, замена слова | Замена по графическому сходству, зеркальное написание | Исправления | Безударные гласные | Гласные после шипящих | Словарные слова | Имена людей, клички животных | Перенос | |||
Анализ дисграфических ошибок младших школьников
Критерии:
каждая дисграфическая ошибка – 1 балл.
исправления, грязь – 3 балла.
колебания в выборе букв, замена сходных графически букв – 2 балла.
нестабильный почерк – 1 балл.
Письмо в норме – 0 – 3,5 балла
Неспецифические ошибки - 4 – 7,5 баллов
Специфические ошибки - 8 - 11,5 баллов
(по типу литеральной, вербальной или оптической дисграфии)
Дисграфия различного генеза – 12 баллов и выше.
- Диагностика письма (май), (речевой материал О.А. Оксимец)
Цель: оценить степень усвоения навыков письма, обусловленных развитием:
- операций звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза – тест № 1;
- речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов – тесты №№ 2-3;
- произвольного внимания – тесты № 4, № 6;
- операции смысловой обработки и прогнозирования письменного текста –тест № 5;
- двигательного анализатора – тест № 7.
1 тест | Написать под диктовку слова (слово произносится орфографически только один раз). Сковорода, мотоциклист, трансформатор, аэроплан, эскалатор. | 1.Ошибка в порядке и количестве букв и слогов – 1 балл. 2.Орфографические ошибки не считать. |
2 тест | Запомнить предложение, написанное на доске – первое предъявление – 15 сек, перерыв – 10 сек., второе предъявление – 15 сек. Последние желтые листья падают в холодные лужи. – 18 слогов | 1. Неточность в написании предложения (пропуск, искаже-ние, перестановка слов)– 1 балл. |
3 тест | Записать под диктовку – произносить предложения 2 раза орфографически, перерыв 10 секунд. Бурундук накопил припасы и приготовился к зиме.- 17 слогов. | |
4 тест | Исправить 5 ошибок, списать правильно. (Работа по карточкам) Ис болшого серого олбака хлынул дошть. | 1.Неисправленная ошибка – 1 балл. 2.Неправильно исправленная ошибка – 0,5 баллов. |
5 тест | Добавить нужные по смыслу слова. Списать предпоследнее предложение. (Работа по карточкам.) Прошла холодная зима. Наступила _____________. Дни стали _______________. Солнце светит_____________.На реке начался _______________________. Трава на лесной полянке _________________. Появились первые желтые _______________. Насекомые выползают из своих зимних укрытий. Прилетают первые _______________. | 1. Слово подобрано правильно-0 баллов. 2. Слово подобрано с учетом темы, но в текст вписывается недостаточно – 0,5 баллов. 3. Слово не соответствует теме, хотя само предложение дополняет правильно – 1 балл. 4. Слово отсутствует или подобрано неправильно – 2 балла. 5. Списано не то предложение – 1 балл |
6 тест | Списывание – проверяется по тестам №№ 4-5. | 1.Каждая ошибка – 1 балл. |
7 тест | Каллиграфия – проверяется по всей работе. | 1.Исправления, грязь – 3 балла. 2.Колебания в выборе букв –2 балла. 3. Нестабильный почерк – 1 балл. |
Критерии:
Письмо в норме – 0 – 3,5 балла
Неспецифические ошибки - 4 – 7,5 баллов
Специфические ошибки - 8 - 11,5 баллов
(по типу литеральной, вербальной или оптической дисграфии дисграфии)
Дисграфия различного генеза – 12 баллов и выше.
Инструкция к диагностике письма – 2 класс.
Сейчас вам надо будет выполнить задания, которые помогут выявить ваше умение рассуждать, оценивать вашу зрительную и слуховую память, ваше умение красиво и аккуратно писать.
Это не контрольная работа и оценка выставлена не будет.
Я также хочу посмотреть, умеете ли вы работать самостоятельно. Постарайтесь писать, как можно лучше.
1 тест.
- Я прочитаю слово так, как оно пишется только один раз.
- Слушайте и запоминайте, как оно звучит.
- Запишите.
2 тест.
- Я покажу предложение, записанное на доске два раза с небольшим перерывом.
- В первый раз прочитайте предложение, поймите его смысл.
- Во время перерыва повторите его про себя.
- Второй раз прочитайте глазами так, как оно записано. Запомните.
- Пишите.
3 тест.
- Я прочитаю предложение два раза с небольшим перерывом.
- В первый раз прослушайте его, поймите смысл.
- Повторите про себя.
- Второй раз запоминайте, как звучит предложение.
- Пишите.
4 тест. А)
- Работаем в карточках.
- Прочитайте задание.
- Поймите его.
- Выполните задание.
Б)
- Прочитайте рассказ полностью.
- Поймите его.
- Добавьте нужные по смыслу слова.
- Прочитайте задание – выполните его.
5 тест.
- Сдайте работу.
- Проверочная работа №1 (Гласные 1 и 2 ряда, мягкий знак)
- Соедини пары слогов с гласными 1 и 2 ряда
ОМ | АС | ПЮ | УТ | ЕЛ | ПУ | ЮТ |
ЭЛ | ФО | РЁ | ЁМ | ЯС | ФЁ | РО |
- Прочитай текст. Подчеркни гласные 2 ряда
Как Люба варила компот
Мама и Люба сходили на базар. Там они купили разные фрукты и ягоды для компота. Потом мама вымыла сливы, клюкву, клубнику и груши. Люба достала большую кастрюлю и налила в нее воды. Мама поставила кастрюлю на плиту. Когда вода закипела, девочка насыпала в воду сахар и бросила ягоды и фрукты. Скоро вкусный и душистый компот был готов!
- Прочитай текст и вставь в слова, где необходимо, Ь. Спиши текст.
За малиной
Наступил июл_ . Стоит сил_ная жара. Ребята идут в лес_ за грибами и ягодами. На кустах круп_ные душистые ягоды. Вот Ол_га. Она л_юбит малину. У неё пол_ная корзина ягод. Никита помогант ол_ге нести ягоды. К вечеру жара спала. Надвинулас_ тём_ная туча. Ребята быс_тро бегут к дому.
- Проверочная работа № 2 (Дифференциация оппозиционных согласных)
- Вставь пропущенные буквы (Б –П, В – Ф, Г – К)и прочитай слова.
_очка, _елка, _а_ушка,_олк, _онарь, ло_ить, _илин, по_ранични_, вздро_нуть.
- Закончи предложения, спиши их в тетрадь.
Двор подметают______________. Дрова рубят ___________. На лугу растет сочная _______. Гвозди забивают ___________.
- Прочитай предложения и расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ. Подбери название рассказу. Запиши рассказ в тетрадь.
Зоя гуляла в саду. Оса укусила девочку. На берёзе были осы. Мама увела дочку из сада домой. В саду были берёзы. Зоя села под берёзой. Девочка заплакала.
- Составь словосочетания: соедини подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика линиями. Запиши словосочетания.
МОРОЗНЫЙ ВЕСЁЛЫЙ ИНТЕРЕСНАЯ ЗВОНКАЯ ПОЛОСАТАЯ ВЫСОКИЕ ЗНОЙНАЯ | ПУСТЫНЯ ЗАБОРЫ СМЕХ ИГРА ПЕСНЯ ВОЗДУХ ЗЕБРА |
- Проверочная работа № 3 (Дифференциация оппозиционных согласных, текст)
- Прочитай текст и вставь слова, обозначающие признаки предмета. Спиши текст и подпиши вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.
Первая прогулка
На -------- тропинку из ---------- кустов выскочил первый цыпленок. Следом за ним второй цыпленок. А потом и ----------- цыплята. Вот показалась мама-курица. Она посмотрела по сторонам и повела своих ----------- цыплят на прогулку.
- Прочитай текст и вставь слова, обозначающие действия предмета. Спиши текст и подпиши вопросы к словам, обозначающим действия предметов.
Лето
Вот--------- лето. Митя с отцом --------- на сенокос. Весь --------- день мальчик. Пока папа ------ траву, Митя ------ ягоды в лесу, ---- рыбу в ближайшем пруду, ----- в душистом сене. Вечером они ----- домой. Счастливый Митя с жаром ----- обо всем маме.
- Прочитай текст, подумай, чем могла закончиться эта история? Запиши свой рассказ в тетрадь.
Кот Васька и мышки
Кот Васька спал на подоконнике. В это время из норки тихонько вылезли две мышки. Они были серенькие. Хвостики у них длинные, лапки коротенькие. Ушки у мышек маленькие, а зубки остренькие. Стали мышки пробираться на кухню. Тут кот Васька уши навострил, втянул носом воздух и раскрыл широко глаза. Мышки замерли от страха. Прыгнул Васька с подоконника. Мышки бросились в разные стороны. Стал кот метаться по комнате: то за одной бросится, то к другой прыгнет………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...
Адаптированная программа для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи по предмету "Произношение"
Данная программа разработана для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ОВЗ
Формирование коммуникативных универсальных учебных действийу обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в специальной (коррекционной) школе с нарушениями речи (из опыта работы)....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Данный методический материал представляет работу двух учителей: учителя-предметника (математика) и специалиста службы сопровождения учреждения (коррекционно-развивающие логопедические занятия), которы...
Адаптированная рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями...
Методическая копилка к внедрению обновлённого ФГОС ООО И ФГОС СОО в работе учителя русского языка и литературы для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Материал для подготовительной работы и внедрения обновленного ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя русского языка и литературы с 01.09.023 г. ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми н...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Это Осени рецепт...»
Субъект: обучающиеся старшего дошкольного возраста с ТНР ( подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет).Цель: создать условия для обоб...