«Рабочая тетрадь для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи на уроках истории в 5 классе при изучении курса «Всеобщая история. История Древнего мира»
тренажёр по истории (5 класс)
В настоящее время отсутствуют пособия для работы с детьми с нарушениями письменной речи (дисграфии и дизорфографии) на уроках истории на уровне ООО.
С каждым годом в общеобразовательных учреждениях обучается всё больше детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие и обучение детей с ОВЗ является важной составляющей образования, и история, как учебная дисциплина, играет значимую роль в этом процессе.
В рабочей тетради содержатся следующие типы заданий:
1. Работа со слогами. Работа со слогами развивает навыки чтения и произношения. Дети учатся правильно разбивать слова на слоги, что помогает им развивать свою фонетическую, грамматическую и орфографическую компетенцию, правильно и четко произносить сложные слова, что помогает им лучше усваивать материал и выразительно излагать свои мысли на уроках истории.
2. Работа с понятиями. Исторические события и факты требуют от учеников критического мышления и способности анализировать информацию. Задания в рабочей тетради позволяют закрепить правила правописания, способы проверки слов, формируют лексический компонент языковой способности.
3. Расстановка слов в предложении. Правильная расстановка слов в предложении обеспечивает грамматическую точность и ясность выражения мыслей. Умение правильно расставлять слова позволяет избегать двусмысленности и неправильного понимания текста. Задания направлены на развитие умения правильно строить предложения, использовать грамматические правила, обогащать свой словарный запас и развивать свои письменные навыки.
Целевая группа: обучающиеся 5 классов ОУ (11-12 лет), коррекция дисграфии и дизорфографии на уроках истории.
Категория педагогических работников, которые могут использовать представленные материалы в практической деятельности: учителя истории.
В разработанном сборнике дидактических материалов (рабочей тетради) по курсу «Всеобщая история. История Древнего мира» задания для преодоления дисграфии и дизорфографии располагаются в соответствии с содержанием предмета, что существенно облегчает подготовку учителя к урокам в 5 классе. Задания структурированы, соответствуют поставленным задачам, просты в использовании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая тетрадь
курса «Всеобщая история. История Древнего мира»
для обучающихся 5 классов с тяжелыми нарушениями речи
Замятина Ксения Владиславовна,
учитель истории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76»
ГО «Котлас»
В рабочей тетради содержатся следующие типы заданий:
1. Работа со слогами. Работа со слогами развивает навыки чтения и произношения. Дети учатся правильно разбивать слова на слоги, что помогает им развивать свою фонетическую, грамматическую и орфографическую компетенцию, правильно и четко произносить сложные слова, что помогает им лучше усваивать материал и выразительно излагать свои мысли на уроках истории.
2. Работа с понятиями. Исторические события и факты требуют от учеников критического мышления и способности анализировать информацию. Задания в рабочей тетради позволяют закрепить правила правописания, способы проверки слов, формируют лексический компонент языковой способности.
3. Расстановка слов в предложении. Правильная расстановка слов в предложении обеспечивает грамматическую точность и ясность выражения мыслей. Умение правильно расставлять слова позволяет избегать двусмысленности и неправильного понимания текста. Задания направлены на развитие умения правильно строить предложения, использовать грамматические правила, обогащать свой словарный запас и развивать свои письменные навыки.
Целевая группа: обучающиеся 5 классов ОУ (11-12 лет) с нарушениями письменной речи (дисграфией, дизорфографией)
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
§ 1
Составь из слов предложения и запиши их. В конце предложения поставь точку.
до, и, люди, письма, первобытные, государств, жили, изобретения, появления
собирательство, и, занятиями, древнейших, первыми, были, охота, людей
Трудный выбор. Выбери слово, которое написано правильно. Объясни свой выбор (подбери проверочное слово)
□ палка-копалка □ палка-капалка
§ 2
Переставь слоги и прочитай понятие. Запиши его. Дай понятию определение.
РУ, ЛО, БИ
ПУН, ГАР
МОНТ, МА
Трудный выбор. Выбери слово, которое написано правильно. Объясни свой выбор (подбери проверочное слово)
□ радовая община □ родовая община
§ 3
Зоркий глаз. Найди спрятавшиеся слова и вставь их в предложения.
СИЩКОМАРХЕОЛОГИКАТАЛОФ
Испанский ________________ нашёл рисунки в пещере Альтамира.
МАКОВЕРОВАНИЯЩЕРБАЛОСК
У первобытных людей появились религиозные ___________________ – это вера в колдовство, в душу.
ГЛАВА 1
Найди слова: сородич, верование, огонь, дубина, колдовство
в | с | к | о | л | д | о |
е | о | с | о | г | д | в |
р | р | т | г | а | у | с |
о | о | р | о | р | б | т |
в | д | е | н | п | и | в |
а | и | л | ь | у | н | о |
н | ч | а | к | н | а | а |
и | е | л | у | к | о | з |
§ 4
Переставь слоги и прочитай понятие. Запиши его. Дай понятию определение.
ПОР, ТО
ТЫ, МО, ГА
МЯ, ПЛЕ
РЕЙ, СТА, НА, ШИ
§ 5
Трудный выбор. Выбери слово, которое написано правильно. Объясни свой выбор (подбери проверочное слово)
□ святилище □ светилище
ГЛАВА 2
Путаница. Составь из слогов понятия. Запиши их.
ЗО ВОДСТ ПРЯ ЛИТ Е ЛО ТО ДЕ МО ВА ПЛЕ ТО МЯ НИ СКО ВО
Металл, из которого первобытные ремесленники изготавливали украшения - ______________ .
Просьба, с которой люди обращались к богам и духам - ______________ .
Несколько родовых общин, живущих в одной местности - _____________ .
Изготовление нитей из шерсти животных или волокон растений - _______________ .
Возникшее из охоты занятие, надёжно обеспечивающее людей мясной пищей - ___________________ .
§ 6
Переставь слоги и прочитай понятие. Запиши его. Дай понятию определение.
ПИ, ПА, РУС
ОН, РА, ФАР
РОГ, ПО
Составь из слов предложения и запиши их. В конце предложения поставь точку.
стал, египетского, столицей, Мемфис, государства, город
зелени, в, оазисами, островки, пустыне, называют
§ 7
Составь из слов предложения и запиши их. В конце предложения поставь точку.
огороды, помощи, при, поливали, шадуфов, сады, и
фараона, для, писцы, налоги, вельмож, собирали, и
Трудный выбор. Выбери слово, которое написано правильно. Объясни свой выбор (подбери проверочное слово)
□ страшник □ стражник
§ 8
Путаница. Составь из слогов понятия. Запиши их.
ГРОБ ВЕЛЬ САДЬ ЖА НИ У БА ФА ОН МО РА ЦА
Знатный, родовитый и богатый человек - ____________________ .
Место захоронения, часто в виде богато украшенной комнаты - ____________ .
Большой и красивый дом, где жил знатный человек - _________________ .
Повелитель, который диктовал свою волю знатным людям в Египте - ____________ .
§ 9
Зоркий глаз. Найди спрятавшиеся слова и вставь их в предложения.
КОТУТМОСТОКОЛОСЩИФ
Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н.э. фараон _____________ .
ПОЗАВОЙСКОКОНСТИВАН
Фараоны предпочитали для своей охраны наёмное ____________ из чужеземцев.
§ 10
Составь из слов предложения и запиши их. В конце предложения поставь точку.
надписями, саркофаг, рисунками, и, украшали
и, жрецы, в, знали, молитвы, хранили, тайне, особые, их
§ 11
Переставь слоги и прочитай понятие. Запиши его. Дай понятию определение.
БЕ, О, ЛИСК
Я, МИ, МУ
ФАК, САР, КО
ЛОН, КО, НА
ГЛАВА 3
Найди слова: иероглиф, папирус, сфинкс, саркофаг, амулет
ш | а | д | у | ф | и | л |
и | е | р | о | г | л | и |
с | ф | и | н | к | с | ф |
п | а | п | и | р | у | с |
с | ф | а | р | а | о | н |
а | а | м | у | л | е | т |
р | б | а | р | е | л | ь |
к | о | ф | а | г | ф | е |
§ 13
Путаница. Составь из слогов понятия. Запиши их.
ШУ ДВУ ПИСЬ Е ГА МЕШ МЕ ГИЛЬ РЫ КЛИ НО РЕЧЬ
Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется - ________ .
Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали _______________ .
Древним народом, создавшим первые государства в Междуречье были ______ .
Особенное письмо Двуречья - _____________ .
Трудный выбор. Выбери слово, которое написано правильно. Объясни свой выбор
□ табличка □ табличька
§ 14
Переставь слоги и прочитай понятие. Запиши его. Дай понятию определение.
ТОВ, РОС, ЩИК
КОН, ЗА
НО, КЛИ, ПИСЬ
§ 15
Финикийский алфавит состоял только из согласных букв. Догадайся, что здесь написано:
СТКЛ
ПРПРН ЦВТ
БЛГВН
ФНК
КРБЛЬ
ДРВСН
§ 16
Трудный выбор. Выбери слово, которое написано правильно. Объясни свой выбор (подбери проверочное слово)
□ притиснение □ притеснение
§ 17
Переставь слоги и прочитай понятие. Запиши его. Дай понятию определение.
ЖЕРТ, НИК, ВЕН
ЧЕВ, НИК, КО
§ 18
Зоркий глаз. Найди спрятавшиеся слова и вставь их в предложения.
ЗАПОВЕДЕРЖАВАРЕЖЕСТЬНУ
Ассирийская военная __________________ охватывала огромную территорию.
ТРУХАБИБЛИОТЕКАТОККАТА
При царе Ашшурбанапале была собрана огромная ______________ , в которой хранились глиняные книги.
§ 20
Путаница. Составь из слогов понятия. Запиши их.
НИК ДЖУН ГИ ЛА И ГЛИ ТРОСТ МА
С севера границей Индии служат самые высокие горы в мире - ___________ .
Густые, труднопроходимые леса - ________ - покрывали долину Ганга.
В Индии выращивали сахарный ___________ и хлопчатник.
§ 21
Переставь слоги и прочитай понятие. Запиши его. Дай понятию определение.
ТА, КАС
ГЛИ, ЖУН
НИК, ШЕЛЬ, ОТ
НИК, ТРОСТ
§ 22
Путаница. Составь из слогов понятия. Запиши их.
АН КОН БАМ ЦИЙ БУК ХУ ХЭ ФУ
Мудрец, которого очень почитали китайцы - _________ .
Материал для письма - _________________ .
В первом тысячелетии до н. э. китайцы расселились между реками __________ и Янцзы.
§ 23
Трудный выбор. Выбери слово, которое написано правильно. Объясни свой выбор (подбери проверочное слово)
□ изобретение □ изобритение
ГЛАВА 6
Найди слова: Гималаи, каста, бамбук, Конфуций, дракон, брахман
б | р | а | х | м | а | н |
о | х | л | о | п | о | к |
т | б | а | м | б | у | к |
ш | е | л | ь | н | и | к |
Г | и | м | а | л | а | и |
р | о | с | т | н | и | к |
т | к | а | с | т | а | й |
К | о | н | ф | у | ц | и |
§ 24
Путаница. Составь из слогов понятия. Запиши их.
БИ МИ ЛО ФЕ ТАВР ЛА РА КО ДЕЦ РИНТ НО
Чудовище, имеющее туловище человека и голову быка - _______________ .
Большое здание со множеством запутанных ходов и помещений - ___________ .
Остров к северу от Крита, где произошло землетрясение и извержение вулкана - _______ .
Отверстие в крыше дворца на острове Крит – световой ______________ .
§ 25
Зоркий глаз. Найди спрятавшиеся слова и вставь их в предложения.
МУРПОВОРОТАНГОЛУНА
Вход в Микены проходил через Львиные _______________ .
ТАМААЗИЯЩЕРЫЦАРСТВОЛОКНО
Противником греков на полуострове Малая __________ было Троянское ________________.
§ 28
Составь из слов предложения и запиши их. В конце предложения поставь точку.
вершине, в, боги, Олимп, роскошных, большой, живут, семьёй, дворцах, на, горы
пёс, царство, свирепый, охранял, Цербер, Аида, чудовищный
§ 29
Переставь слоги и прочитай понятие. Запиши его. Дай понятию определение.
ЛИС, ПО
МОС, ДЕ
РЕ, А, О, ПАГ
ХОНТ, АР
§ 31
Путаница. Составь из слогов понятия. Запиши их.
КО И Е ЛО ЛА НИ Я ВОС ТЫ ПИ НИ ТА
__________ были рабами, принадлежавшими Спартанскому государству.
Несколько соседних поселений в области ___________ стали называться Спартой.
Спартанское ___________ - взращивание мальчиков в военно-героическом духе.
§ 32
Переставь слоги и прочитай понятие. Запиши его. Дай понятию определение.
ЛИН, ЭЛ
Я, КО, НИ, ЛО
Трудный выбор. Выбери слово, которое написано правильно. Объясни свой выбор
□ особеность □ особенность
§ 34
Составь из слов предложения и запиши их. В конце предложения поставь точку.
военные, стратег, персов, хорошо, Мильтиад, приёмы, знал
Марафонской, перестали, битвы, после, непобедимыми, считать, персов
§ 35
Зоркий глаз. Найди спрятавшиеся слова и вставь их в предложения.
РЕГИСТРИЕРЫБАКОФЕРКОРАБЛИЦОВАЛ
Военные _________________ афинян с тремя рядами вёсел назывались ______________ .
МУЗАСВОЙСКОБУРЕУЩЕЛЬЕНОСТЬПАД
Объединённое _________________ греков под командованием спартанского царя Леонида заняло Фермопильское ________________.
§ 36
Путаница. Составь из слогов понятия. Запиши их.
ДА ПИ ГРАЖ НЕ ЛИ НА ПОШ РЕЙ
В V веке до н. э. главным портом Афинского государства стал ___________ .
На военных кораблях служили только афинские _____ .
____________ - налог, который платил купец, привёзший товар в Афины.
§ 37
Составь из слов предложения и запиши их. В конце предложения поставь точку.
Агора, площадью, была, Афин, главной
украшала, статуя, Акрополя, огромная, Афины, вершину
§ 38
Путаница. Составь из слогов понятия. Запиши их.
ПЕ КРАС ДА РЕ Е СТИ ЛОС ПА ЛЕ ГОГ СТРА НО ЧИ
В переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребёнка2 - _____________ .
Металлическая или костяная палочка - ________ .
_____________ - школа, где занимались гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками , метанием копья и диска.
Умение отстаивать своё мнение при публичном выступлении - _________ .
§ 39
Зоркий глаз. Найди спрятавшиеся слова и вставь их в предложения.
КАПОРХЕСТРАМАСПЛОЩАДКАДУШКАФРАК
Круглая или полукруглая __________________ , на которой выступали актёры и хор, называлась __________________ .
СПЕКУМЭЛЛИНЫРОКОТОВАЛИК
Наряду с Олимпийскими играми __________________ любили театральные представления.
ГЛАВА 9
Найди слова: Микены, Афины, Пирей, Саламин, Крит, Марафон, Спарта. Почему эти слова пишутся с большой буквы? Какое слово можно написать с маленькой буквы? Почему?
М | а | р | а | ф | о | н |
М | С | п | а | р | т | а |
и | Т | А | К | К | Т | П |
к | р | з | р | и | и | и |
е | о | и | и | п | г | р |
н | я | я | т | р | р | е |
ы | А | ф | и | н | ы | й |
С | а | л | а | м | и | н |
§ 43
Составь из слов предложения и запиши их. В конце предложения поставь точку.
маяк, острове, на, располагался, Фарос, огромный
единому, Александрия, выстроена, была, по, плану
свитков, в, находилось, Александрийской, множество, библиотеке папирусных
§ 44
Переставь слоги и прочитай понятие. Запиши его. Дай понятию определение.
ТИ, НЫ, ЛА
ТРИ, ПА, ЦИЙ
БЕЙ, ПЛЕ
НАТ, СЕ
Путаница. Составь из слогов понятия. Запиши их.
РО ПА РЫ ЛА ЛИК МУЛ ТО ТИН
_______________ убил своего брата Рема. Он выбрал для строительства города холм ______________ . ______________ - это охранники первого царя Рима.
§ 45
Переставь слоги и прочитай понятие. Запиши его. Дай понятию определение.
БУН, ТРИ
РЕС, БЛИ, КА, ПУ
СУЛ, КОН
§ 46
Составь из слов предложения и запиши их. В конце предложения поставь точку.
ошибочные, Сенат, решения, не, ответственности, нёс, за
составляли, основную, воинов-легионеров, массу, земледельцы
для, народных, выборов, трибунов, на, собирались, граждане, Форуме
§ 49
Переставь слоги и прочитай понятие. Запиши его. Дай понятию определение.
ДИ, ГЛА, ТОР, А
АМ, ТЕ, ФИ, АТР
§ 51
Зоркий глаз. Найди спрятавшиеся слова и вставь их в предложения.
ФИЛОСАПОГЛАДИАТОРМОЖЕНАВЬ
Во главе заговора стоял _______________ Спартак родом из Фракии.
ПОТОПОРУЖИЕЖИРАФОПЫТКАФРАК
Прежде всего Спартак приказал ковать _____________ , восставшие перенимали боевой ___________ врагов.
Трудный выбор. Выбери слово, которое написано правильно. Объясни свой выбор
□ востание □ восстание
§ 52
Переставь слоги и прочитай понятие. Запиши его. Дай понятию определение.
ТЕ, ВЕ, РАН
ТОР, ТА, ДИК
Пишем правильно. Найди в предложении слово, в котором неправильно написана буква. Напиши его правильно.
Узнав о решении Сената, Цеεарь подошёл к речке Рубикон, где он в глубоком раздумье произнёс: «Жребий брошен!»
§ 53
Путаница. Составь из слогов понятия. Запиши их.
РА ТА КЛЕ АК О ПАТ ОК АН ЦИЙ ВИ
В судьбе Антония большую роль играла царица Египта ______________ .
Внуком любимой сестры Цезаря был хилый и болезненный юноша _______ .
В 31 году до н. э. флоты врагов встретились около мыса _____________ .
§ 55
Составь из слов предложения и запиши их. В конце предложения поставь точку.
императоров, фигурой, самой, Нерон, зловещей, среди, был
своего, и, Сенеку, Нерон, заговоре, воспитателя, учёного, обвинил, в
Трудный выбор. Выбери слово, которое написано правильно. Объясни свой выбор
□ опасность □ опастность
§ 56
Переставь слоги и прочитай понятие. Запиши его. Дай понятию определение.
НЕ, А, ТИ, ХРИС
А, ТОЛ, ПОС
НИК, СВЯ, ЩЕН
§ 57
Зоркий глаз. Найди спрятавшиеся слова и вставь их в предложения.
ЯСПОТРЕБЕТОНИКАНИКУЛАКОМСТВОЛ
При сооружении зданий римляне использовали ____________ .
МИФОКУСОКОЛОННЫРОМЮПОДАРКИВОК
Триумфальные _________ и ______________ возводились в память об одержанных победах.
§ 58
Составь из слов предложения и запиши их. В конце предложения поставь точку.
Колизей, десятки, огромный, вмещал, тысяч, амфитеатр, зрителей
общественные, Риме, бани, термы, в, назывались
ГЛАВА 14
Найди слова: Нерон, Октавиан, Клеопатра, Цезарь, Траян, Спартак, Ганнибал, Ромул. Почему эти слова пишутся с заглавной буквы?
С | п | а | р | т | а | к |
е | м | Н | е | р | о | н |
Р | Т | р | а | я | н | а |
л | е | о | п | а | т | р |
К | Р | о | м | у | л | л |
Г | а | н | н | и | б | а |
О | Ц | е | з | а | р | ь |
к | т | а | в | и | а | н |
Список использованной литературы: Рабочая тетрадь составлена по учебнику «История. Всеобщая история. История Древнего мира» / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. / Под ред. А. А. Искендерова – М.: Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прoграмма к учебнику Ф. А. Михайловского "Всеобщая история. История Древнего мира" .5 класс.
Представленная рабочая программа рассчитана на преподавание в 5 классе основной школы по учебнику Ф. А. Михайловского " Всеобщая история. История Древнего мира", создана с учетом требований Государств...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...
Рабочая программа по истории для 5 класса в соответствии с требования по ФГОС к УМК В.И. Уколова, Л.П. Маринович (под ред. А.О. Чубарьяна). Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс // М., «Сфера». 2015.
Структура данной рабочей программы полностью соответствует требованиям стандарта второго поколения....
Урок к главе 9(Греция) к учебнику Всеобщая история.История Древнего мира. А.А Вигасин
Интересный закрепляющий материал...
• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса.УМК Ф. А. Михайловского :ФГОС ООО,
Рабочая программма по Всеобщей истории для 5 кл. на 2018 - 2019 гг. ФГОС. УМК Ф. А Михайловского...
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.
Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68...
ТЕСТ ПО КУРСУ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ТЕМА «ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО»
ТЕСТ ПО КУРСУ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ТЕМА «ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО»...