Проект "В будущее через духовность"
проект на тему
Модель конструктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, направленная на духовно-нравственное воспитание учащихся посредством приобщения их к традиционным культурным ценностям через систему внеучебной, внешкольной, семейной, общественно-полезной внеурочной деятельности, педагогическое просвещение родителей.
«Школа будет территорией, где не только дают знания,
но и воспитывают нравственного человека»...
О. Ю. Васильева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2017.docx | 49.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ С(К)ШИ № 116
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа-интернат»
Калининский район
Телефоны: 271-35-55 (директор; факс), 271-35-22 (зам. директора по УВР), 271-35-53
Электронный адрес: internat-116@mail.ru
Номинация
«Социализация и развитие личности школьника»
Образовательный проект
«В БУДУЩЕЕ ЧЕРЕЗ ДУХОВНОСТЬ»
(Модель конструктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, направленная на духовно-нравственное воспитание учащихся посредством приобщения их к традиционным культурным ценностям через систему внеучебной, внешкольной, семейной, общественно-полезной внеурочной деятельности, педагогическое просвещение родителей)
«Школа будет территорией, где не только дают знания,
но и воспитывают нравственного человека»
О. Ю. Васильева
Автор проекта:
Еремина Елена Геннадьевна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Новосибирск 2017
Краткая аннотация проекта
«…Для меня самый важный приоритет — это воспитание человека — маленького, потом взрослого, у которого есть нравственный стержень, для которого небезразличны понятия: справедливость, доброта, любовь, уважение к старшим, забота о старших…»
О. Ю. Васильева,
(Министр образования и науки Российской Федерации)
Две важнейшие школьные задачи, которые Министерство образования будет решать в ближайшие годы - особое внимание к гуманитарным предметам и воспитание нравственного человека.
Что такое нравственность?
«Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова).
Сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания молодежи в современной России как нельзя актуален. Проблема в том, что в настоящее время материальные ценности явно преобладают над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
Решить эту проблему призваны новые образовательные стандарты.
Согласно требованиям Стандарта, в структуре основной образовательной программы предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция и примерная программа задают основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе.
В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей.
Согласно Стандарту, концепции должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: как учебную, так и внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Содержание воспитательного идеала определяет Закон "Об образовании", в котором сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования:
- самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;
- укрепление и совершенствование правового государства;
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграция личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общества и нацеленного на совершенствование этого общества;
- формирование духовно-нравственной личности;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Целью данного проекта является создание модели конструктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, направленной на духовно-нравственное воспитание учащихся посредством приобщения их к традиционным культурным ценностям через систему внеучебной, внешкольной, семейной, общественно-полезной внеурочной деятельности, педагогическое просвещение родителей.
Необходимость данного проекта вызвана падением уровня нравственности, духовной культуры, разрушением семейных и общественных устоев, снижением уровня общей культуры. Проект необходим учителям, учащимся, их родителям, так как призван обеспечить ценностно-смысловую определенность духовно-нравственного воспитания. В результате реализации проекта педагоги получат практический опыт духовно-нравственного воспитания школьников, на основе которого смогут сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности.
Реализация проекта планируется через педагогическое просвещение родителей; вовлечение детей в систему внеурочных занятий: университет педагогических знаний «Прикосновение к истокам», «Нравственные заповеди Д. С. Лихачева», эстафета семейных традиций «Что имеем и храним…», презентация позитивного опыта семейного воспитания, тематическая конференция по обмену опытом воспитания детей «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!», конкурс проектов «В будущее через духовность» для педагогов и др.
Для учащихся в рамках предметной недели истории «Вечные истины. Христианство» пройдет комплекс внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание: устный журнал «Христианство»; конкурс творческих работ (презентации, буклеты, коллажи, фотогалерея, тематические газеты, поделки и пр.), конкурс проектов; конкурс эрудитов «Из истории христианства».
В реализации проекта примут участие учителя 4-х классов, учителя-предметники 5-10 классов, учитель истории и обществознания, социальный педагог школы, воспитатели, школьный библиотекарь. Всего в проект будет вовлечено 12 педагогов, 78 учащихся 4-10 классов и их родители. Аналитическая группа из 3 человек: директор школы, заместители по учебной и воспитательной работе. Длительность проекта 1 год.
Информационная справка об образовательном учреждении
Специальная (коррекционная) школа-интернат № 116 создана для детей с тяжелыми нарушениями речи; учащихся с ОВЗ.
Уникальность нашего образовательного учреждения заключается в следующем: школа является единственным образовательным учреждением в городе и области, созданным специально для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, детей с ОВЗ, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей развития.
Целью образовательного учреждения является создание образовательного и воспитательного пространства, способствующего всестороннему развитию интеллектуального потенциала обучающихся, становлению и развитию духовных потребностей, формированию полноценной речи каждого воспитанника, способного адаптироваться к условиям окружающей действительности.
В центре образовательно-воспитательного процесса находится ребенок как субъект познания, поэтому отсюда вытекает одна из целей школы: гуманизация образования, включающая в себя создание образовательно-воспитательной системы, направленной на развитие и формирование нравственной личности, способной к самоопределению, к самостоятельному, осознанному выбору своей стратегии поведения, способа существования, направления самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.
Восприятие культурных ценностей невозможно без эмоционально-оценочного отношения, увлеченности, актуализированной потребности обучения, поэтому процесс обучения и воспитания может быть только личностно-ориентированным (индивидуализированным).
Школа имеет контингент учащихся, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении, поэтому личностно-ориентированная модель развития - это фундамент деятельности педагогов школы, без которого не возможно достижение поставленных целей. Определяющим признаком личностно-ориентированной школы является развитие способностей личности к самосовершенствованию.
Одной из основных задач школы является формирование духовно богатой, свободной личности школьника, ориентированной на общечеловеческие ценности с учетом культуры и традиций, потребностей современного общества.
Для решения главных задач школой осуществляются такие виды деятельности, как подготовка и переподготовка педагогических кадров в соответствии с требованиями времени, повышение квалификации, проведение семинаров, конференций, круглых столов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ООО ОВЗ, а также проведение конкурсов, соревнований среди педагогов, учащихся и родителей.
Специальная (коррекционная) школа-интернат № 116 сотрудничает с НГПУ, кафедрой воспитания, кафедрой коррекционной педагогики и психологии, охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО (на базе школы проводятся семинары, конференции, дни открытых дверей, школа является пилотной площадкой по реализации ФГОС НОО ОВЗ).
Постановка проблемы
Россия сегодня переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности (в т. ч. детской) вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Духовно-нравственное воспитание на основе культурных традиций призвано сформировать ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к культурным, православным традициям в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному воспитанию. Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к культурным традициям своего народа.
Особенность проекта в том, что он способствует развитию и сохранению духовного здоровья учащихся, их родителей, участников проекта, воздействует на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Проект знакомит учащихся с традициями русской культуры, с основами православной культуры.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях педагогов и родителей.
«…У людей, особенно у маленьких людей, должно быть много урочного и внеурочного времени, связанного с нравственными понятиями. С ними нужно доходчивым и доступным языком говорить о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо, о том, чем ты можешь помочь другим»
О. Ю. Васильева
Цель проекта:
Создание модели конструктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, направленной на духовно-нравственное воспитание учащихся посредством приобщения их к традиционным культурным ценностям через систему внеучебной, внешкольной, семейной, общественно-полезной внеурочной деятельности, педагогическое просвещение родителей.
Задачи:
- провести предметную неделю «Вечные истины. Христианство»;
- заседание университета педагогических знаний для родителей «Прикосновение к истокам», «Нравственные заповеди Д. С. Лихачева»;
- конкурс проектов по разработке факультативных курсов, внеклассных занятий «В будущее через духовность» для педагогов, с целью дальнейшего их внедрения в практику работы школы;
- обучающий семинар для педагогов «Роль факультативов (кружков) в духовно-нравственном воспитании учащихся»;
- эстафету семейных традиций «Что имеем и храним…»;
- тематическую конференцию по обмену опытом воспитания детей «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!»;
- презентацию позитивного опыта семейного воспитания;
- издать серию печатных материалов «Семейное духовно-нравственное воспитание»;
- подготовить банк аудио-, видеокассет, медиатеки, мультимедийных презентаций;
- укомплектовать библиотеку по духовно-нравственному воспитанию для всей семьи из цикла «В будущее через духовность». Разместить материалы проекта на школьном сайте.
Принципы реализации проекта
1. Принципы духовно-нравственного воспитания:
- принцип духовно-нравственного воспитания (построение жизни на основе требований общечеловеческой морали, «Золотого правила нравственности»);
- природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту);
- культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами морали, и особенностями, присущими традициям русской культуры);
- соответствие действующему законодательству РФ;
- гуманистическая направленность воспитания.
2. Принципы отбора содержания образования:
- научность;
- учет требований ФГОС, концепции духовно-нравственного воспитания;
- многоуровневость (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей учащихся).
3. Принципы организации факультативных курсов и внеклассных мероприятий:
- наглядность;
- сознательность;
- активность;
- доступность;
- научность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- систематичность и последовательность;
- прочность усвоения знаний;
- связь теории с практикой обучения и жизнью;
- воспитание в процессе обучения;
- личностно-ориентированный, вариативный подход.
Основные характеристики деятельности
Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Предполагаемые формы и методы работы с детьми:
- факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
- рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- проведение совместных праздников;
- просмотр слайд - фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей и информационных технологий, Интернет-источников;
- экскурсии;
- детская благотворительность («Рождественский подарок», «Пасхаленка» и пр.);
- тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
- постановка сценок, мини спектаклей духовно - нравственного содержания;
- творческие вечера и др.
Направления работы:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, экскурсии).
3. Культурно-познавательное (встречи, экскурсии, концерты, просмотр фильмов).
4. Нравственно-трудовое (подготовка костюмов к спектаклю, изготовление подарков к праздникам и др.).
Основное внимание уделяется работе с семьей.
Предполагаемые формы и методы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лекторий (родительский университет) для родителей;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса, мастер-классы;
- вечера вопросов и ответов, заседания родительского клуба;
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием компьютерных технологий);
- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы;
- экскурсии;
- совместные с родителями праздники.
Данная модель воспитательно-образовательной среды позволит приобщить учащихся и их родителей к нравственным и духовным ценностям; ориентировать семьи на духовно-нравственное воспитание детей; воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию; сформировать у школьников толерантное сознание, чувство милосердия и сострадания к ближнему; воспитать уважение к нравственным нормам христианской морали; научить отличать добро от зла.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта (апробация его как модели) рассчитана на 1 год и будет проходить в четыре этапа.
Первый этап - организационный, предполагает планирование, разработку положений и подготовку проведения мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание учащихся посредством приобщения их к традиционным культурным ценностям; организацию оргкомитета и аналитической группы, информирование о ходе проекта, разработку положения о конкурсе проектов «В будущее через духовность» для педагогов.
Второй этап – просветительский, предполагает проведение лекций (университет педагогических знаний «Прикосновение к истокам») для родителей по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве лекторов учителей, социального педагога, медиков.
Просвещение родителей предполагает издание и распространение серии печатных материалов «Семейное духовно-нравственное воспитание», подготовку и комплектование подборок аудио- и видеокассет, медиатеки, мультимедийных презентаций для всей семьи из одноименного цикла.
В рамках обозначенного плана работы осуществляется создание библиотечных и книжных выставок для учащихся и их родителей. Ознакомление их с литературой по данной тематике.
Третий этап – практический (этап организации совместной деятельности). Проведение запланированных мероприятий: эстафета семейных традиций «Что имеем и храним…», презентация позитивного опыта семейного воспитания, тематическая конференция по обмену опытом воспитания детей «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!», конкурс проектов «В будущее через духовность» для педагогов, проведение предметной недели «Вечные истины. Христианство».
Четвертый этап – заключительный. На этом этапе осуществляется оформление отчетной документации, результатов полученных в ходе проектной деятельности, подведение итогов конкурса проектов для педагогов, обобщение опыта. Размещение материалов проекта на сайте школы, персональных сайтах педегогов.
Вид деятельности | Ответственные | Форма, место проведения | Сроки |
I этап – организационный:
| Руководитель проекта. | Школа-интернат № 116. | 01.09-30.09. |
Информирование о проекте – подготовка и оформление материалов. | Руководитель проекта, члены оргкомитета. | Презентация проекта, школа-интернат №116. | 01.10-31.10. |
Разработка положения конкурса проектов для педагогов «В будущее через духовность». Подготовка конференции по обмену опытом воспитания детей. Подготовка предметной недели, эстафеты семейных традиций, заседания родительского клуба. | Руководитель проекта, члены оргкомитета, аналитическая группа, творческая группа родителей. | Школа-интернат №116. Заседания творческих групп. | 01.11-31.11. |
II этап – просветительский:
| Руководитель проекта, члены оргкомитета, аналитическая группа, педагоги школы, социальный педагог, медработники, библиотекарь, воспитатели. | Школа-интернат. Университет педагогических знаний. Экскурсия в школьную библиотеку, презентация книжной выставки. | 01.12-27.02. |
III этап – практический:
| Руководитель проекта, члены оргкомитета, аналитическая группа, педагоги школы, социальный педагог, медработники, библиотекарь, воспитатели, родительский актив, учащиеся школы. | Школа-интернат №116. (Формы и методы перечислены выше). | 01.03.- 29.05. |
Оформление материалов практического этапа проекта. | Руководитель проекта, члены оргкомитета. | 01.06-03.06. | |
IV этап – заключительный:
| Руководитель проекта, аналитическая группа, члены оргкомитета. | 04.06-30.08. |
План реализации проекта
Месяц | Дата / Мероприятие |
Сентябрь | 01 – 18 планирование, разработка положений, подготовка проведения мероприятий; 19 – 25 организация оргкомитета, определение графика работы, степени вовлеченности в проект; 26 – 29 организация аналитической группы для проведения мероприятий по оценке качества реализации проекта. |
Октябрь | 01 – 06 информирование о проекте; 07 – 31 подготовка и оформление материалов. |
Ноябрь | 01 – 09 разработка положения конкурса проектов для педагогов «В будущее через духовность»; 10 – 30 подготовка конференции по обмену опытом воспитания детей; 10 – 30 подготовка предметной недели, эстафеты семейных традиций, заседания родительского клуба. |
Декабрь | 01 – 26 подготовка и комплектование подборок аудио- и видеоматериалов, медиатеки, мультимедийных презентаций для всей семьи из одноименного цикла; 08 – 23 проведение лекций «Университет педагогических знаний». |
Январь | 12 – 30 издание и распространение серии печатных материалов «Семейное духовно-нравственное воспитание»; 12 – 30 создание библиотечных и книжных выставок для учащихся и их родителей; 16 – 28 проведение лекций «Университет педагогических знаний». |
Февраль | 01 – 27 ознакомление родителей с тематической выставкой; 14 – 24 проведение лекций «Университет педагогических знаний»; 10 – 26 распространение серии печатных материалов «Семейное духовно-нравственное воспитание». |
Март | 03 – 06 тематическая конференция по обмену опытом воспитания детей «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!»; 14 – 22 эстафета семейных традиций «Что имеем и храним…»; 12 – 15 экскурсия в православный храм. |
Апрель | 01 – 14 проведение предметной недели «Вечные истины. Христианство»; 15 – 30 конкурс проектов «В будущее через духовность» для педагогов; 10 – 15 комплектование библиотеки по духовно-нравственному воспитанию. |
Май | 01 – 12 обучающий семинар для педагогов «Роль факультативов в духовно-нравственном воспитании учащихся»; 14 – 19 конкурс проектов «В будущее через духовность» для педагогов; 10 – 26 заседание родительского клуба «Презентация позитивного опыта семейного воспитания». |
Июнь | 01 – 03 оформление материалов практического этапа проекта; 04 – 14 подведение итогов конкурса проектов для педагогов. |
Август | 14 – 19 оформление отчетной документации, результатов, полученных в ходе проектной деятельности; 20 – 30 подготовка методического пособия, обобщение опыта (августовский педсовет). Размещение материалов на сайте. |
Ресурсы
- Информационно-методическое обеспечение:
- Учебник «Основы православной культуры» А. В. Бородина.
- Учебно-методическое пособие «Читая Лихачева». Новосибирск, 2006.
- Домострой. Сильвестр.
- Видеотека, аудиотека, медиатека с православной тематикой (документальные и художественные фильмы).
- Комплект методических материалов по духовно-нравственному воспитанию (аудиоматериалы, конспекты занятий, методические рекомендации учителю). Издательство «Международная школьная программа». М., 1999.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
- Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
- Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.
- Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
- «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
- Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 -2012.
- Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
- Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. –№ 8- 2010.
- Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.
- Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. –№ 3-2010.
- Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. –№ 5-2009.
- Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.
- Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011.
- Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.
- Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№4-2011.
- Полезные ссылки:
http://www.predanie.ru/mp3/ - архив православных аудио и видео материалов
- Кадровое обеспечение:
- участники проекта (см. таблицу).
3. Материально-техническое:
- компьютер с возможностью выхода в Интернет, принтер, сканер, проектор, фотоаппарат, видеокамера;
- доступ к информационным источникам.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся 4 – 10 классов школы-интерната № 116, их родители будут включены в новую коммуникативно-познавательную деятельность и получат необходимые знания для сохранения их духовно-нравственного здоровья и формирования мотивации приобщения их к традиционным культурным ценностям (усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру; формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе; создание оптимистической детской картины мира; готовности и потребности проявлять сострадание и сорадование; субъективное психо-эмоциональное благополучие; гармонизация отношений с собой и миром; моральная ответственность за свои дела и поступки; воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к трудовым обязанностям, законопослушание и т.п.).
Если наши воспитанники усвоят вечные ценности: милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятие зла - наша цель будет достигнута!
- Увеличение количества учащихся, посещающих внеучебные занятия, вовлеченных во внеклассную работу.
- Проведение конференции с участием 35 педагогов, специалистов школы и 60 родителей, по результатам которой планируется размещение тезисов выступавших на сайте школы, издание буклетов с целью распространения опыта реализации проекта.
- Издание серии печатных материалов «Семейное духовно-нравственное воспитание»; формирование банка аудио- и видеоматериалов, медиатеки, мультимедийных презентаций; комплектование библиотеки по духовно-нравственному воспитанию для всей семьи из цикла «В будущее через духовность».
- Отбор лучших работ педагогов школы (разработки факультативных курсов, внеклассных занятий, программ и пр.) по итогам конкурса, внедрение их в практику работы.
- Оформление тематической выставки.
- Основным результатом реализации проекта будет обобщение и описание «Модели конструктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, направленной на духовно-нравственное воспитание учащихся посредством приобщения их к традиционным культурным ценностям через систему внеучебной, внешкольной, семейной, общественно-полезной внеурочной деятельности, педагогическое просвещение родителей» и ее публичное представление педагогической общественности.
- Выпуск методического пособия по реализации проекта для педагогов специальных школ, общеобразовательных школ, для школ, реализующих ФГОС ООО ОВЗ.
Оценка результатов
Оценка эффективности подразумевает:
- оценку качества знаний и умений педагогов. Будет оцениваться на заседаниях школьных методических объединений, конференции, по результатам конкурса проектов.
- оценку включенности детей во внеучебную деятельность, во внеклассную работу. Их активность, удовлетворенность - от участия во внеклассных мероприятиях, в предметной неделе будет отслеживаться через беседы с детьми (рефлексию), наблюдения за ними во время выступлений, через беседы с воспитателями.
- оценку вовлеченности родителей. Мотивация сохранения духовно-нравственного здоровья детей и самих родителей будет отслеживаться через беседы (рефлексию).
По окончании проекта будет проведено анкетирование педагогов и администрации по оценке эффективности проекта в целом.
По итогам реализации проекта предполагается обобщение материалов посредством создания банка фото-, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, медиатеки, анализа анкет и отзывов; комплектование библиотеки по духовно- нравственному воспитанию; выступление педагогов на августовском педсовете с обобщением опыта работы, налаживания сетевого взаимодействия.
Практическая значимость результатов
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики является возрождение духовности россиян. Национальные идеи терпимости, нравственности, духовности, благотворительности, трудолюбия, любви к Отечеству, сохранения семейных отношений всегда были основой быта и культуры россиян.
Путешествие детей в мир духовности, нравственности в значительной мере способствует воспитанию чувства причастности к культуре, традиционным ценностям русского народа.
Привлечение учащихся к внеучебной деятельности, внеклассным занятиям, организация конструктивного, продуктивного взаимодействия детей, педагогов, родителей, расширение знаний о культуре, традициях русского народа – необходимые условия для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальной компетентности кадет через духовно-нравственное воспитание
Работа образовательного учреждения по развитию ценностных ориентаций гражданственности и патриатизма у воспитанников способствует развитию нравственных качеств личности ребенка, поддержанию и укреплен...
Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности через духовно-нравственное воспитание
Школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным куль...
«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,п...
Будущее через народное приметы. 6 класс.
Знакомство с понятиями "Святки, Сочельник, Крещение, Святочные гадания"...
«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в...
Формирование личностных УУД через духовно-нравственное воспитание
Формы и методы работы на уроке, способствующие духовно-нравственному развитию учащихся...
Формирование дружеских отношений в коллективе через духовно-нравственное воспитание.
Формирование дружеских отношений в коллективе через духовно-нравственное воспитание....