Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности через духовно-нравственное воспитание
статья по краеведению на тему

Школа призвана  воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Цель спецкурса «Юный патриот» – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Огромный простор для исследовательской работы представляют уроки краеведения. В программе по краеведению уделяется немало времени изучению жизни людей родного края. Учащиеся выбирают наиболее интересные для изучения темы для проектов.

Итоги работы подводятся на школьной краеведческой  конференции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Два чувства равно близки нам.

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С.Пушкин

Есть народная поговорка: «Воспитывай ребёнка, пока он лежит поперёк лавки. Потом будет поздно.» В настоящее время очень важным оказался вопрос воспитания патриотизма. А что есть патриотизм? Это любовь к Родине. Но ведь Родина – это что-то необъятное, величественное.  А вот место, где ты родился, живёшь - это небольшой уголок России, где тебя любят и тебе рады. Любовь к этому уголку перерастает в любовь к нашей великой России.  

 Начальная школа призвана  воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Цель спецкурса «Юный патриот» – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему селу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к  жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных ууд:

 •        ставить и формулировать проблемы;

•        осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

•        узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

•        записывать и  фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ.

•        устанавливать причинно-следственные связи;

В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. Вот некоторые темы, позволяющие познакомить детей с их малой Родиной:

 Кировская область. Символика края. Город Киров . Достопримечательности края. Люди и их занятия.

Село моё родное.

Основание села Кувшинское. Село Кувшинское в наши дни.

Экскурсия «Наша улица».

Знакомство с улицами родного села. История названий улиц. Правила поведения на улице..

 Я - ученик..

  Родной дом и семья.

 Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.

Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в  школьный музей. .

: История сельского памятника. Основатель музея В. В. Ложкин

Понятия: памятник, память

.  На занятиях ребята узнают о прошлом нашей страны, о её героях. Дети осознают,  что они их семья – часть великой страны Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия  проходят не только в классе, но и на улице, музее. . По итогам занятий  учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания Об этом они рассказывали в презентациях и альбомах, которые составляли с помощью родителей. С каким интересом на занятии они знакомились с творчеством друг друга!

В среднем звене  простор для исследовательской работы представляют уроки краеведения. В программе по краеведению уделяется немало времени изучению жизни людей родного края. Учащиеся этих классов выбирают наиболее интересные для изучения темы.

Итоги работы будут подводиться на школьной краеведческой  конференции, которая будет посвящена 70-летию Победы советского народа в  Великой Отечественной войне. Учащиеся готовят исследования по темам:

 «Вятский тыл в годы Великой Отечественной войны»(Женские тракторные бригады)”

„Дети войны”

«История музея Кувшинской школы»

  Так как в школе учатся  в основном дети из приёмных семей, то ещё к 330-летию села  была проведена   школьная краеведческая конференция  «Я живу в Кувшинском,  При подготовке к конференции ребята встречались с жителями села, узнавали историю учреждений, находящихся на территории.

Итогом работы и стала конференция.,  на которой ребята рассказали об истории села, колхоза, школы, почты, медпункта, школы

К  175-летнему юбилею школы собирали материал об истории школы, её выпускниках и учителях.

Мы сотрудничаем с сельской библиотекой и с СДК. Учащиеся принимают участие  в конкурсах, которые проводятся этими учреждениями.

Что даёт ученикам участие в исследовательской работе?

- учит искать источники информации;

- выделять главное;

- развивает умение говорить с людьми;

- оформлять работу;

- расширяет кругозор.

- подходить с научной точки зрения к решению вопроса

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Кувшинское

        

Формирование
познавательных учебно-универсальных действий
во внеурочной деятельности через духовно-нравственное воспитание

(из опыта работы)

        

        

Учитель истории Мартынова А.В.

2015 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности через духовно-нравственное воспитание Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Кувшинское Учитель истории Мартынова А.В . 2015 год

Слайд 2

Два чувства равно близки нам. В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С.Пушкин

Слайд 3

«Юный патриот» Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Слайд 4

Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему селу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

Слайд 5

Условия для развития познавательных УУД • ставить и формулировать проблемы; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. • записывать и фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст. • устанавливать причинно-следственные связи

Слайд 6

Темы курса, позволяющие познакомить детей с их «малой» Родиной Кировская область. Символика края. Город Киров . Достопримечательности края. Люди и их занятия. Село моё родное. Основание села Кувшинское . Село Кувшинское в наши дни. Экскурсия «Наша улица». Знакомство с улицами родного села. История названий улиц. Я - ученик. . Родной дом и семья. Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут. Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в школьный музей. . История сельского памятника. Основатель музея В. В. Ложкин

Слайд 7

Мы были в музее! «В музее много макетов. Мне понравился макет партизанской землянки. А ещё в музее есть патефон, старое ружье, зуб мамонта» ( Детинова Оля 2 класс ) « Наш музей основал Виктор Владимирович Ложкин. Его ранили на войне. Он передвигался в инвалидной коляске. Его мама работала в школе, её любили ученики и она любила их» ( Акалов Даниил, 2 класс )

Слайд 8

«Мама Ложкина была награждена орденами и медалями, она много лет проработала в школе. Первый зал музея посвящён В.И.Ленину , а во втором несколько отделов » ( Горячкина Катя , 4 класс) « В музее две комнаты. Я видела краба, видела ракеты. Мне понравился пингвин » (Соловьёва Юля 1 класс )

Слайд 9

«Мне понравился китайский дом и пингвин» (Бурмистров Илья 2 класс) « В музее я видел макеты спутников и самолетов. В коробках лежат осколки снарядов. Мне понравились макеты кораблей.» (Мартынов Федя, 2 класс) «В музее мне понравился пингвин, патефон, рог мамонта» (Мартынов Костя, 2 класс) «Больше всего мне понравились исторические вещи: прялка, утюги, старинный фонарь, ружьё, патефон. А ещё мне понравились макеты кораблей, ракет, зданий» ( Шихов Антон, 4 класс).

Слайд 10

На занятиях ребята узнают о прошлом нашей страны, о её героях . Учатся работать с дополнительной литературой, со словарями, энциклопедиями.

Слайд 11

По итогам занятий учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания Об этом они рассказывали в презентациях и альбомах, которые составляли с помощью родителей. С каким интересом на занятии они знакомились с творчеством друг друга!

Слайд 12

Так как в школе учатся в основном дети из приёмных семей, то ещё к 330-летию села была проведена школьная краеведческая конференция «Я живу в Кувшинском ”, на которой ребята рассказали об истории села, колхоза, школы, почты, медпункта . .

Слайд 13

К 175-летнему юбилею школы собирали материал об истории школы, её выпускниках и учителях.

Слайд 14

Мы сотрудничаем с сельской библиотекой и с СДК. Учащиеся принимают участие в конкурсах, которые проводятся этими учреждениями.

Слайд 15

Что даёт ученикам участие в исследовательской работе? - учится искать источники информации; - выделять главное; - развивают умение говорить с людьми; - учатся оформлять работу; - расширяют кругозор. - учатся подходить с научной точки зрения к решению вопроса

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

Проект «Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию « Я - гражданин России» в 5 классе»

Данный проект разработан для учащихся 5 класса.  Станет большим подспорьем для классных руководителей в 5-6 классах общеобразовательныо школы....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственного воспитания"

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить...

Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьника.

Внеурочая деятельность в начальной школе позволяет решить много задач, обеспечивает благоприятную адаптпцию ребенка в школе, улучшает условия для развития ученика....

курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"

курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...