Формирование дружеских отношений в коллективе через духовно-нравственное воспитание.
методическая разработка
Формирование дружеских отношений в коллективе через духовно-нравственное воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_druzheskih_otnosheniy_v_kollektive_cherez_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование дружеских отношений в коллективе через духовно-нравственное воспитание.
Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания. Что же такое нравственность? В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что “нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках”. Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни. Главная характеристика нравственных ценностей – ориентация на добро (во благо). Духовное воспитание очень важно и оно заключается не только в религиозных нормах, духовное воспитание - это воспитание культурного человека вообще. Сегодня в обществе царит бездуховность, безнравственность. Такие вечные нравственные категории как дружба, любовь, совесть, образованность, ответственность, добродетель, ушли на второй план, в мире все измеряется деньгами.
Ведущей воспитательной задачей - формировать личность, способную к самореализации, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию, высоко нравственную, патриотическую, здоровую духом и телом. И, как следствие, - формирование крепкого, дружного коллектива. При этом решаются
задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием:
1. Воспитывать доброе, отзывчивое отношение ребят друг к другу.
2. Воспитывать уважение к старшим.
3. Прививать любовь к родному краю, стремление беречь и приумножать.
Наблюдая за детьми во время общения, мною было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или просто подойти и предложить помощь. Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, мы можем сделать вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в детском возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. За пределами семейного круга наиболее значительными для ребенка социальными отношениями является отношения с друзьями. Научить ребёнка дружить -это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого быть щедрым и внимательным. Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением. При формировании и укреплении дружеских отношений детей мы значительную роль отводим игре. Никакая другая деятельность не сможет сделать того, что может сделать игра. Играя , дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Ежемесячно в школе проходят тематические недели, в план проведения которых воспитатели включают знакомство с произведениями, при этом дети анализируют поступки героев,которые играютважную роль в формировании дружеских отношений.Ребята отличают справедливость от несправедливости, честность от лжи,нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личнойжизни, уважение к старшим. Так же знакомятся с русским фольклором , отгадывая загадки, решая кроссворды, анализируя пословицы и поговорки, инсценируя сказки.Художественное слово может вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Ну и конечно же тематические недели способствуют становлению групповой сплоченности:
- участие в соревнованиях, конкурсах;
- участие в школьных коллективных творческих делах.
Дежурство, совместный труд способствует формированию дружеских отношений, так как учит детей договариваться между собой, оказывать посильную помощь друг другу, добиваться поставленной цели, радоваться конечному результату.
Ну иглавной формой воспитательной работы с учащимися остаютсязанятия по программе «Школа общения».Особое требование к занятию -это активное участие в нём всех детей.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Тематическое планирование состоит из таких занятий как:
«Зачем быть вежливым», «Чем богат человек», «Мое настроение. Настроение других детей», «Я тебя понимаю» и мн.другие, которые решают следующие задачи:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
- формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Ежедневно проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, скромности непримиримости к равнодушию и лжи. Тема беседы зависит от возникшей в группе определенной проблемы. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. Успех воспитания зависит от систематичности и последовательности. Используя методы стимулирования, поощрение применяем в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Я избегаю общих оценок личности каждого ребёнка. Считаю, что может быть плох поступок, а не ученик. Поэтому можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. В завершении своего выступления хочу сказать, что нравственность воспитателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальной компетентности кадет через духовно-нравственное воспитание
Работа образовательного учреждения по развитию ценностных ориентаций гражданственности и патриатизма у воспитанников способствует развитию нравственных качеств личности ребенка, поддержанию и укреплен...
"Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в детском коллективе"
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировани...
Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности через духовно-нравственное воспитание
Школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным куль...
Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе »
Проблема духовно-нравственного воспитания. Воспитание и социализация. Реализация процесса становления духовно-нравственного сознания ребёнка через систему уроков и внеклассных мероприятий....
Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в классе
Отчет работы учителямузыки по внеурочной деятельности...
Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в классе
Презентация к отчету...