Адаптированная рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для детей с тяжёлыми нарушениями речи
рабочая программа

Малюкова Алла Евгеньевна

    Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями  речи  и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Программа отражает современные подходы к организации коррекционно-образовательного процесса для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Программа определяет содержание работы учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в группе компенсирующей направленности и рассчитана на трёхлетний срок обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_okruzhayushchim_mirom.docx120.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр психолого - педагогической реабилитации и коррекции

для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

        

                     Рассмотрено                                                         Утверждаю

   на заседании педагогического совета                                            Директор МБУ «Центр

Протокол № ___от « __»________2020 г.                                 психолого-педагогической

                                                                                                       реабилитации и коррекции

                                                                                           для детей дошкольного и

                                                                                          младшего школьного возраста»

                                                                                    _________ Бесшапочникова Л.Н.

                                                                                       «_______ » ________2020 г.

                                                             

                                                                         

Адаптированная рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для детей с тяжёлыми нарушениями речи

 

                 Программа рассчитана на  детей с тяжёлыми нарушениями речи  4-7 лет.                            

             Срок  реализации 3 года.

                                                                                                              Разработчик

                                                                                                       учитель-дефектолог:

                                                                                                            Малюкова А.Е.

г. Гусев

1.Пояснительная записка

     Адаптированная рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром составлена на основе программно-методических материалов «От рождения до школы» под редакцией   Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

     Программа, направлена на помощь детям с нарушениями в овладении необходимыми навыками и умениями в соответствии с ФГОС по образовательной области «Познавательное развитие».

    При подготовке детей к школе с тяжёлыми нарушениями речи, важное место занимает непосредственная образовательная деятельность «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

   Данный раздел  направлен на обогащение представлений детей о жизни природы и общества.

      Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность  Центра:

1.   Дошкольное образование в Центре осуществляется в соответствии с АООП Центра, а также нормативно - правовыми документами, обязательными   для   выполнения   в   полном   объеме,   предназначенные   для реализации требований ФГОС ДО к условиям и результатам образования обучающихся   начальной   ступени   образования   и   в   соответствии: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

2.  Сан Пин №1538 от 19.12.2014г;

3.  Приказ   Минобрнауки   от   17.10.2013г.      №1155   «Об   утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

4.  Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014г. №08-249;

5.  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной  деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; 

6. Об утверждении федерального государственного стандарта  дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

7.  Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении и введении   в   действие   федеральных   требований   к   образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

8.  Письмо   Минобрнауки   России   от   07.06.2013г.   №   ИР-535/07   «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»; с локальными документами Лицензией Центра,  Уставом Центра, Годовым планом работы Центра.

Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Познавательное развитие

  1. Цель и задачи образовательной деятельности

Цель непосредственной образовательной деятельности является уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.

          Основными задачами являются:

  • накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях;
  • сенсорное развитие: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
  • формирование объема знаний о растениях, животных, жизни людей, предметах быта и т.д.;
  • повышение уровня умственного развития;
  • обогащение и систематизация словаря.

  1. Место (роль) раздела программы в образовательном процессе

    Содержание раздела включает в себя доминирующую образовательную область «Познавательное развитие» в которую, входят следующие образовательные области «Социально-коммуникативное развитие»,  «Сенсорное воспитание»,   «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественно - эстетическое».

Раздел программы по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи включает следующие основные этапы:

  1. Человек
  2. Праздники

            3.   Мир природы (животные, растения)

            4.   Продукты питания

            5.   Знакомство с ближайшим окружением

            6.   Профессии

            7.   Родная природа (время года)

  1. Содержание образовательной деятельности

     Раздел программы предполагает, что основная задача ознакомления с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

     Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим, прописанная в данной рабочей программе, включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы. Во время образовательной деятельности детей знакомят с определенным типом свойств, связей и отношений, специфическим для каждого из четырех основных направлений коррекционно-педагогической работы, выделенных в программе: «Мир растений», «Мир животных», «Мир минералов», «Мир цвета и звука».

     В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними. В процессе разнообразных видов деятельности, осуществляемой вместе со взрослыми, дети узнают о функциональных свойствах и назначении объектов, учатся анализировать их, устанавливать причинные, временные и другие связи и зависимости между внутренними и внешними, простран-

ственными свойствами. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры.

     В процессе ознакомления с природой у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.

 

Учебный план подгрупповой непосредственной образовательной деятельности

 по разделу программы  «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

Образовательная область /Познавательное развитие/

Раздел программы

средний возраст

4-5 лет

старший возраст

5-6 лет

подготовитель-

ный возраст 

6-7 лет

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

НОД:

не более

20мин.

1 раз в неделю

НОД:

не более

25мин.

1 раз в неделю

НОД:

не более

30мин.

1 раз в неделю

   Основная нагрузка коррекционно – развивающего обучения приходится на первую половину дня. Поскольку наиболее продуктивными с точки зрения работоспособности, обучаемости и состояния высших психических функций детей с ЗПР являются вторник, среда (середина недели), именно в эти дни проводятся коррекционные занятия по ознакомлению с окружающим.

   Во время занятий (на 10-ой минуте) проводятся физкультурные минутки (СанПиН (п.11.11)). Перерыв между занятиями – 10 минут.

   

   НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи проводится 1 раз в неделю.

   

   Индивидуальные занятия проводятся после подгрупповых. Количество и временная протяженность занятий зависит от индивидуальных особенностей, тяжести дефекта и усвояемости материала каждым ребенком. Длительность индивидуального занятия в среднем возрасте 15-20 минут, в старшем и подготовительном возрасте 20-25-30 минут.

Объем образовательной нагрузки 

Группа

Кол-во  занятий

(всего)

Разделы

Количество занятий по разделам

Средняя группа

36

1.Человек

2

2.Праздники

2

2. Родная природа (времена года)

4

3.Знакомство с ближайшим окружением

9

4.Мир природы (животные, растения)

13

5.Продукты питания

1

6.Профессии

1

7.Диагностика

3

Старшая группа

36

1.Человек

2

2.Родная природа

4

3.Родная природа (времена года)

3.Животные

7

4.Растения

6

5.Ознакомление с отдельными объектами ближайшего окружения

11

6.Знания о себе и своей семье, о предметах быта и труда людей

2

7.Диагностика

3

Подготовительная группа

       36

1.Человек

2

2.Родная природа

4

3.Растения

6

4.Животные

7

5.Знакомство с ближайшим окружением

11

6.Профессии

1

7.Диагностика

3

  Оценка качества усвоения программы

     При оценке качества эффективности коррекционной работы учитываются параметры Федеральных государственных требований по образовательной области «Познавательное развитие».

     Результаты стартовой, промежуточной и итоговой диагностики фиксируются в диагностической карте коррекционной работы учителя-дефектолога, а также в индивидуальной карте сопровождения.

 

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Педагогические ориентиры:

– стимулировать познавательную активность детей, развивать их интерес к окружающему миру (миру людей, животных, растений, минералов, к явлениям природы), вызывать желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;

– формировать первоначальные представления детей о местах обитания, образе жизни и способах питания животных и растений;

– знакомить детей с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

– расширять и уточнять представления детей о предметах быта, необходимых человеку (одежда, обувь, мебель, посуда);

– расширять и уточнять представления детей о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь), сезонных и суточных изменениях (лето — зима, день — ночь), их связи с изменениями в жизни людей, животных, растений;

– формировать у детей первоначальные экологические представления (люди, растения и животные: строение, способ передвижения, питание, взаимодействие со средой — обладают способностью приспосабливаться к среде обитания, к суточным и сезонным изменениям в природе) и гуманное отношение к растениям и животным;

– развивать сенсорно-перцептивные способности детей: умение выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус;

– знакомить детей с праздниками (Новый год, день рождения, проводы осени, зимы, спортивный праздник);

– знакомить детей с доступными для их восприятия и игр художественными промыслами (расписная матрешка, деревянные ложки и т. п.);

– обучать детей элементарному планированию и выполнению каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»).

Содержание психолого-педагогической работы

Ребенок знакомится с миром растений. Наблюдение, игровые ситуации, отобразительные игры и этюды, направленные на знакомство детей с особенностями взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и природы. Формирование у детей понимания, что растения — живые организмы (им больно, они могут погибнуть, если за ними не ухаживать). Наблюдение за ростом растений в уголке природы в детском саду, дома, на улице. Растения летом и зимой: в саду, в огороде, в лесу (зависит от местных природных условий). Наблюдение за трудом взрослых в природе, элементарные трудовые поручения по уходу за растениями (вместе со взрослым). Рассматривание иллюстраций о заботливом отношении человека к растениям.

     Беседы, в ходе которых дети узнают о значении растений в жизни человека (использование в питании, в изготовлении предметов, необходимых в быту и т. д.). Рассматривание мебели, игрушек из дерева. Игры с игрушками из дерева.

     Чтение литературных произведений о растениях и беседы по ним с использованием натуральных растений, их моделей, игрушек, картинок, комментированного рисования (выполняет взрослый), детских рисунков и аппликаций, лепных поделок и др.

Ребенок познает мир животных. Наблюдение, беседы, игры, чтение литературы о домашних животных и их детенышах. Первоначальные представления о диких животных (живут в лесу). Наблюдение, беседы, чтение литературных произведений о птицах.

Воспитание заботливого отношения к животным и птицам. Многообразие насекомых (жуки, бабочки, мухи, комары). Человеческая семья и семья животного: сходство и различия. Родственные взаимоотношения в семьях животных и человека (как люди, так

и животные растят, кормят своих детенышей, живут вместе с ними, пока они не вырастут). Звукоподражание голосам животных и птиц (интеграция с логопедической работой). Театрализованные и настольно-печатные игры о животных и птицах.

Узнавание объемных и плоскостных моделей животных и птиц, называние их. Примеры из жизни знакомых детям домашних и диких животных. Стимулирование желания

детей повторять за взрослым фразы о повадках, голосах животных и птиц.

    Наблюдение за аквариумными рыбками. Стимулирование желания детей рассказывать взрослым и сверстникам о повадках, особенностях окраски, строении рыбок с помощью невербальных и вербальных средств общения.

     Упражнения на составление двухсловных предложений, включающих усвоенные ранее существительные в именительном падеже, вопросительные и указательные слова: вопросительное (указательное) слово + именительный падеж существительного (Это поросенок? Где собака?); указательное слово + именительный падеж существительного: (Вот волк. Это еж).

Ребенок познает мир минералов. Наблюдение, практическое экспериментирование с наиболее известными минералами (песок, камни). Их значение в жизни человека. Игры с песком, камешками, с водой.

     Чтение литературных произведений и беседы по ним с использованием минералов, игрушек из глины, картинок. Комментированное рисование (выполняет взрослый), детские рисунки, аппликации, простейшие лепные поделки из глины и др. Обучение детей составлению двухсловных предложений по сюжетам собственных рисунков, поделок и т. п.

Ребенок познает мир цвета и звука. Игры и игровые упражнения на ознакомление детей с разнообразием звуков (шум дождя, звучание ручья, звуки улицы, шелест листвы, скрип снега, шум воды, песни ветра, голоса птиц и зверей). Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (свистулька, барабан, дудочка, гармошка и др.).

     Игры, предметно-практическая деятельность по ознакомлению с цветом в природе (красный, желтый, зеленый, синий, белый). Упражнения и игры с предэталонами цвета: выделение цвета, характерного для травы, солнца, воды, снега. Игры на формирование представлений об основных цветах зимы и лета. Игры и игровые упражнения на формирование представлений о цвете как признаке состояния растений (зеленый и красный помидор, желтые и зеленые листья), окраски животных и растений в зависимости от времени года (заяц, белка, деревья).

     Чтение литературных произведений и беседы по ним с использованием разноцветных игрушек, картинок. Комментированное рисование (выполняет взрослый), детские рисунки, аппликации, различные поделки из цветной бумаги, ткани и т. д. Обучение детей составлению двухсловных предложений по сюжетам собственных рисунков, поделок и т. п.

Ребенок знакомится с явлениями природы и космосом. Наблюдение за явлениями природы зимой и летом: снег, дождь (в зависимости от природных условий). Наблюдение, игры и игровые упражнения: вода в реке, в посуде, в ванночке, тазу, в луже. Беседы, театрализованные игры, чтение литературы об осторожном поведении на воде и обращении с огнем.

      Рассматривание земли на участке детского сада, практическое экспериментирование с ней (проводит взрослый, а дети наблюдают): вскапывание, рыхление, полив. То же в цветочном горшке.

     Наблюдение, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками

зимой и летом.

     Наблюдение за движением солнца. Рассматривание светильников в форме солнца, луны. Знакомство с темной сенсорной комнатой (проводят воспитатели вместе с психологом), игровые занятия в условиях темной сенсорной комнаты с использованием панно «Звездное небо», «Звездной сети с контроллером», «Зеркального шар» и т. п.

Наблюдение за изменением освещенности утром, днем и вечером в разное время года: летом и зимой. Наблюдения за погодой. Знакомство с контрастными состояниями по-

годы: мороз и жара.

     Наблюдение за погодными явлениями: тучи, дождь и снег. Игры с детьми в разное время года (летом и зимой). Этюды, пантомимы, рисование (солнце, луна, туча, дождь, капли, снег, снежинки). Комментированное рисование (выполняет взрослый). Рисование

детьми. Выполнение взрослыми совместно с детьми аппликаций, различных поделок из цветной бумаги, ткани и других материалов.

Обучение детей составлению двухсловных предложений по сюжетам совместных со взрослыми собственных рисунков, поделок и т. П.

     Чтение и разучивание с детьми потешек, песенок, стихотворений, народные игры, чтение и рассказывание детям сказок о явлениях природы, о небесных светилах

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у воспитанников по окончанию изучения данного курса.

Дети могут научиться:

  • владеть на уровне импрессивной речи обобщающими понятиями (игрушки, одежда, обувь, посуда), не совершая при их дифференциации ошибок;
  • иметь первичные представления о смене времен года и сезонных изменениях в природе;
  • знать названия нескольких профессий и действий, совершаемых представителями этих профессий;
  • иметь первичные представления о праздниках, принимать посильное участие в их подготовке.

Тематическое планирование по разделу программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

                 

п/п

Темы занятий

Количество занятий в месяц

Время проведения

1

Диагностика.

1

сентябрь

2

Я – ребёнок. Я и моё имя. Части тела и лица и их назначение.

1

сентябрь

3

Я и моя семья. Мой дом.

1

сентябрь

4

Игрушки

1

сентябрь

5

Осень (признаки осени)

1

октябрь

6

Деревья осенью и их основные признаки (берёза, дуб, ель, сосна, клён)

1

октябрь

7

Овощи. Огород.

1

октябрь

8

Фрукты. Сад.

1

октябрь

9

Овощи. Фрукты.

1

ноябрь

10

Грибы (съедобные – маслята, опята, лисички и др.; несъедобные – мухомор, ложные опята).

1

ноябрь

11

Поздняя осень

1

ноябрь

12

Признаки зиме.

1

ноябрь

13

Домашние животные и их детёныши. Подготовка к зиме.

1

        декабрь

14

Домашние животные и их детёныши. Подготовка к зиме.

1

декабрь

15

Новый год.  Ёлка.

1

декабрь

16

Зимние забавы детей

1

декабрь

17

Признаки зимы.

1

январь

18

Дикие животные и их детёныши (заяц, волк, лиса, белка, медведь, ёж).

1

январь

19

Зимующие птицы (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь)

1

январь

20

Домашние птицы (курица, петух, цыплята, утка, утята, гусь)

1

февраль

21

Мебель (стол, стул, кровать, шкаф) и их назначение.

1

февраль

22

Посуда (кухонная, столовая)

1

февраль

23

Посуда (чайная)

1

февраль

24

Мамин день

1

март

25

Профессии наших мам (повар. учитель, врач, продавец, почтальон, воспитатель, мама)

1

март

26

Одежда.

1

март

27

Обувь.

1

март

28

Птицы прилетели (скворец, грач, ласточка).

1

апрель

29

Транспорт (наземный).

1

апрель

30

Транспорт (водный, воздушный).

1

апрель

31

Признаки весны. Весеннее явление природы (дождь, гроза, гром, молния, туман)

1

апрель

32

Насекомые (комар. бабочка. пчела, божья коровка, муха, стрекоза)

1

май

33

Ягоды (малина, смородина и др.)

1

май

34

Цветы весной (одуванчик, мать – и – мачеха, ромашка и др.).

1

май

35

Лето.

1

май

36

Диагностика

Итого: 36 занятий в учебном году

Уровни освоения  раздела программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

  1. Мир растений.

1 балл.  Ребёнок задание не понял и не принял.

2 балла:  Ребенок  частично принимает задание, самостоятельно его не выполняет. Задания выполняет в общей со взрослым деятельности.

3 балла:  Ребенок понимает и принимает задание, выполняет предложенное   задание  с помощью взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла:  Ребенок  понимает  и принимает предложенное задание, выполняет задание самостоятельно, заинтересован в конечном результате, переносит свои знания в другие образовательные области.                                                                    

2. Мир животных.

1 балл.  Ребёнок задание не понял и не принял.

2 балла:  Ребенок  частично принимает задание, самостоятельно его не выполняет. Задания выполняет в общей со взрослым деятельности.

3 балла:  Ребенок понимает и принимает задание, выполняет предложенное   задание  с помощью взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла:  Ребенок  понимает  и принимает предложенное задание, выполняет задание самостоятельно, заинтересован в конечном результате, переносит свои знания в другие образовательные области.                                                                    

3. Мир минералов.  

1 балл.  Ребёнок задание не понял и не принял.

2 балла:  Ребенок  частично принимает задание, самостоятельно его не выполняет. Задания выполняет в общей со взрослым деятельности.

3 балла:  Ребенок понимает и принимает задание, выполняет предложенное   задание  с помощью взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла:  Ребенок  понимает  и принимает предложенное задание, выполняет задание самостоятельно, заинтересован в конечном результате, переносит свои знания в другие образовательные области.                                                                    

4. Мир цвета и звука.  

1 балл.  Ребёнок задание не понял и не принял.

2 балла:  Ребенок  частично принимает задание, самостоятельно его не выполняет. Задания выполняет в общей со взрослым деятельности.

3 балла:  Ребенок понимает и принимает задание, выполняет предложенное   задание  с помощью взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла:  Ребенок  понимает  и принимает предложенное задание, выполняет задание самостоятельно, заинтересован в конечном результате, переносит свои знания в другие образовательные области.                                                                    

5. Явления природы.  

1 балл.  Ребёнок задание не понял и не принял.

2 балла:  Ребенок  частично принимает задание, самостоятельно его не выполняет. Задания выполняет в общей со взрослым деятельности.

3 балла:  Ребенок понимает и принимает задание, выполняет предложенное   задание  с помощью взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла:  Ребенок  понимает  и принимает предложенное задание, выполняет задание самостоятельно, заинтересован в конечном результате, переносит свои знания в другие образовательные области.                                                                    

Соответствие количественного показателя качественному

17 – 20 баллов - у ребенка высокий уровень развития.

13 – 16 баллов – у ребёнка средний уровень развития.

9 – 12 баллов – у ребёнка низкий уровень развития.

 5 – 8 баллов – у ребёнка очень низкий уровень развития.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Педагогические ориентиры:

– продолжать стимулировать развитие любознательности детей, их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;

– формировать познавательные установки: «Почему это происходит?», «Почему он такой (по цвету, форме, величине и т.д. )?»;

– расширять и углублять представления о местах обитания, образе жизни и способах питания животных и растений;

– формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

– углублять и расширять представления детей о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь), о сезонных и суточных изменениях (лето — зима, весна — осень, день — ночь, утро — вечер); учить детей связывать их с изменениями в жизни людей, животных, растений;

– продолжать формировать экологические представления детей, знакомить их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной);

– развивать сенсорно-перцептивную способность, исходя из принципа целесообразности и безопасности, обучать детей выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;

– продолжать знакомить детей с литературными произведениями (простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями), обучая их разыгрыванию содержания литературных произведений по ролям.

Содержание психолого-педагогической работы

Ребенок познает мир животных. Наблюдения, беседы, игры, чтение литературы о домашних и диких животных и их детенышах. Наблюдения, беседы, чтение литературы о птицах.

     Забота о животных и птицах. Многообразие насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары).

     Человеческая семья и семья животного: сходство и различия. Родственные взаимоотношения в семьях человека и животных (как люди, так и животные растят, кормят своих детенышей, живут вместе с ними, пока они не вырастут).

     Экскурсии в зоопарк с последующими беседами, чтением литературных произведений о жизни животных.

Театрализованные и настольно-печатные игры о животных и птицах.

     Наблюдения за аквариумными рыбками. Кормление и уход за рыбками вместе со взрослыми. Стимулирование желания детей рассказывать взрослым и сверстникам о повадках, особенностях окраски, строении рыбок.

     Чтение произведений о животных, птицах, рыбах и т. д. Беседы по прочитанным произведениям с использованием игрушек, картинок, комментированного рисования, детских рисунков и аппликаций, лепных поделок и др. Составление коротких рассказов детьми по сюжетам своих рисунков, поделок и т. п.

Ребенок знакомится с миром растений. Наблюдения, беседы, игры и чтение литературы о растениях. Расширение представлений детей об особенностях взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и природы (в различных игровых ситуациях, в театрализованных играх, пантомимах и этюдах).

Формирование понимания того, что растения — живые организмы.

     Наблюдение за ростом растений в уголке природы в детском саду, дома, на улице. Растения летом и зимой: в саду, в огороде, в лесу (зависит от местных природных условий). Наблюдение за трудом взрослых в природе, трудовые поручения в процессе совместного со взрослыми ухода за растениями, рассматривание иллюстраций о заботливом отношении человека к растениям.

     Наблюдения, экскурсии, дидактические игры о растениях родного края. Их названия. Характерные признаки (форма листьев, окраска цветов и т. п.). Комнатные растения, их характерные признаки (форма листьев, окраска цветов и т. п.). Корень, стебель, листья, цветок. Экспериментирование (наблюдение за ростом растений, посадка лука, луковичных растений, укропа).

     Беседы о значении растений в жизни человека (использование в питании, в изготовлении предметов, необходимых в быту). Рассматривание мебели, игрушек из дерева.

Игры с игрушками из дерева.

Самостоятельное (вместе со взрослым) изготовление простейших деревянных игрушек и бытовых предметов.

     Чтение литературных произведений и беседы по ним с использованием натуральных растений, их моделей, игрушек, картинок, комментированного рисования, детских рисунков и аппликаций, лепных поделок и др.

Бережное отношение к растениям, уход за растениями в детском саду, дома (опрыскивание, полив, рыхление).

Ребенок познает мир минералов. Наблюдения, практическое экспериментирование с наиболее известными минералами (песок, соль, камни, глина). Их значение в жизни человека. Соль в жизни человека и животных.

     Чтение литературных произведений и беседы по ним с использованием минералов, игрушек из глины, картинок. Комментированное рисование, аппликации с использованием природного материала, лепные поделки из глины и др. Составление детьми коротких рассказов по сюжетам своих рисунков, поделок и т. п.

Ребенок познает мир цвета и звука. Игры и игровые упражнения, расширяющие и уточняющие представления детей о разнообразии звуков природы и рукотворных предметов. Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (свистульки, барабан, триола и др.)

     Игры, предметно-практическая деятельность по ознакомлению детей с цветом в природе (основные цвета и оттенки). Формирование представлений об основных цветах времен года. Формирование представлений о цвете как признаке состояния растений, об окраске животных и растений в зависимости от времени года Цвета, присущие природе, одежде, окружающим предметам.

     Чтение литературных произведений и беседы по ним с использованием разноцветных игрушек, картинок, фотографий, комментированного рисования, детских рисунков, аппликаций, различных поделок из цветной бумаги, ткани и других материалов. Составление детьми коротких рассказов по сюжетам своих рисунков, поделок и т. п.

Ребенок знакомится с явлениями природы и космосом. Наблюдения, игры-экспериментирования с водой, песком с целью выяснения их разнообразного состояния. Наблюдения, игры и игровые упражнения: вода в реке, в посуде, в ванночке, в тазу, в луже

Беседы, театрализованные игры, чтение литературы об осторожном поведении на воде и обращении с огнем.

     Чтение произведений литературы, беседы об огне, воде, земле, воздухе, их значении в жизни природы и человека.

     Наблюдение за явлениями природы в разное время года и в разные части суток (в зависимости от природных условий).

     Рассматривание земли на участке и практическое экспериментирование с ней (вскапывание, рыхление, полив), в цветочном горшке. Наблюдение за ветром, игровые упражнения, экспериментирование с различными флюгерами, вертушками.

     Наблюдение за движением солнца. Игровые занятия в условиях темной сенсорной комнаты, позволяющей моделировать космические явления, с использованием различных панно и прожекторов.

     Наблюдения за погодой. Знакомство с состоянием погоды в разное время года. Беседы об играх детей, занятиях взрослых в разное время года. Наблюдения за погодными явлениями: тучи, дождь (проливной, моросящий), снег, град. Игры с детьми в разное время года. Этюды, пантомимы, рисование и называние погодных явлений. Составление коротких рассказов по картинному плану, по пиктограммам о погодных явлениях и их

изменениях.

     Комментированное рисование, детские рисунки, аппликации, различные поделки из цветной бумаги, ткани и других материалов. Составление коротких рассказов детьми по сюжетам своих рисунков, поделок и т. п.

     Чтение и разучивание с детьми потешек, песенок, стихотворений, проигрывание народных игр, чтение и рассказывание детям сказок о явлениях природы, о небесных светилах.

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у воспитанников по окончанию изучения данного курса.

Дети могут научиться:

  • Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
  • Называть сезонные изменения в природе.
  • Называть, где и как выращиваются овощи и фрукты, условия необходимые для роста растений; лесные ягоды и грибы (съедобные и несъедобные).
  • Называть домашних животных.
  • Называть зимующих птиц.
  • Имеют представление о переходе воды из жидкого в твёрдое состояние и из твёрдого в жидкое.
  • Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они

        сделаны.

  • Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.
  • Знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных,

            растений.

Тематическое планирование по разделу программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

                 

п/п

Темы занятий

Количество занятий в месяц

Время проведения

1

Диагностика.

1

сентябрь

2

Я – ребёнок. Я и моё имя. Части тела и лица и их назначение.

1

сентябрь

3

Я и моя семья. Мой дом.

1

сентябрь

4

Игрушки

1

сентябрь

5

Осень (признаки осени)

1

октябрь

6

Деревья осенью и их основные признаки (берёза, дуб, ель, сосна, клён)

1

октябрь

7

Овощи. Огород.

1

октябрь

8

Фрукты. Сад.

1

октябрь

9

Овощи. Фрукты.

1

ноябрь

10

Грибы (съедобные – маслята, опята, лисички и др.; несъедобные – мухомор, ложные опята).

1

ноябрь

11

Поздняя осень

1

ноябрь

12

Признаки зиме.

1

ноябрь

13

Домашние животные и их детёныши. Подготовка к зиме.

1

        декабрь

14

Домашние животные и их детёныши. Подготовка к зиме.

1

декабрь

15

Новый год.  Ёлка.

1

декабрь

16

Зимние забавы детей

1

декабрь

17

Признаки зимы.

1

январь

18

Дикие животные и их детёныши (заяц, волк, лиса, белка, медведь, ёж).

1

январь

19

Зимующие птицы (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь)

1

январь

20

Домашние птицы (курица, петух, цыплята, утка, утята, гусь)

1

февраль

21

Мебель (стол, стул, кровать, шкаф) и их назначение.

1

февраль

22

Посуда (кухонная, столовая)

1

февраль

23

Посуда (чайная)

1

февраль

24

Мамин день

1

март

25

Профессии наших мам (повар. учитель, врач, продавец, почтальон, воспитатель, мама)

1

март

26

Одежда.

1

март

27

Обувь.

1

март

28

Птицы прилетели (скворец, грач, ласточка).

1

апрель

29

Транспорт (наземный).

1

апрель

30

Транспорт (водный, воздушный).

1

апрель

31

Признаки весны. Весеннее явление природы (дождь, гроза, гром, молния, туман)

1

апрель

32

Насекомые (комар. бабочка. пчела, божья коровка, муха, стрекоза)

1

май

33

Ягоды (малина, смородина и др.)

1

май

34

Цветы весной (одуванчик, мать – и – мачеха, ромашка и др.).

1

май

35

Лето.

1

май

36

Диагностика

Итого: 36 занятий в учебном году

Уровни освоения  раздела программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

1. Мир растений.

1 балл.  Ребёнок задание не понял и не принял.

2 балла:  Ребенок  частично принимает задание, самостоятельно его не выполняет. Задания выполняет в общей со взрослым деятельности.

3 балла:  Ребенок понимает и принимает задание, выполняет предложенное   задание  с помощью взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла:  Ребенок  понимает  и принимает предложенное задание, выполняет задание самостоятельно, заинтересован в конечном результате, переносит свои знания в другие образовательные области.                                                                    

2. Мир животных.

1 балл.  Ребёнок задание не понял и не принял.

2 балла:  Ребенок  частично принимает задание, самостоятельно его не выполняет. Задания выполняет в общей со взрослым деятельности.

3 балла:  Ребенок понимает и принимает задание, выполняет предложенное   задание  с помощью взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла:  Ребенок  понимает  и принимает предложенное задание, выполняет задание самостоятельно, заинтересован в конечном результате, переносит свои знания в другие образовательные области.                                                                    

3. Мир минералов.  

1 балл.  Ребёнок задание не понял и не принял.

2 балла:  Ребенок  частично принимает задание, самостоятельно его не выполняет. Задания выполняет в общей со взрослым деятельности.

3 балла:  Ребенок понимает и принимает задание, выполняет предложенное   задание  с помощью взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла:  Ребенок  понимает  и принимает предложенное задание, выполняет задание самостоятельно, заинтересован в конечном результате, переносит свои знания в другие образовательные области.                                                                    

4. Мир цвета и звука.  

1 балл.  Ребёнок задание не понял и не принял.

2 балла:  Ребенок  частично принимает задание, самостоятельно его не выполняет. Задания выполняет в общей со взрослым деятельности.

3 балла:  Ребенок понимает и принимает задание, выполняет предложенное   задание  с помощью взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла:  Ребенок  понимает  и принимает предложенное задание, выполняет задание самостоятельно, заинтересован в конечном результате, переносит свои знания в другие образовательные области.                                                                    

5. Явления природы.  

1 балл.  Ребёнок задание не понял и не принял.

2 балла:  Ребенок  частично принимает задание, самостоятельно его не выполняет. Задания выполняет в общей со взрослым деятельности.

3 балла:  Ребенок понимает и принимает задание, выполняет предложенное   задание  с помощью взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла:  Ребенок  понимает  и принимает предложенное задание, выполняет задание самостоятельно, заинтересован в конечном результате, переносит свои знания в другие образовательные области.                                                                    

Соответствие количественного показателя качественному

17 – 20 баллов - у ребенка высокий уровень развития.

13 – 16 баллов – у ребёнка средний уровень развития.

9 – 12 баллов – у ребёнка низкий уровень развития.

 5 – 8 баллов – у ребёнка очень низкий уровень развития.

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

Педагогические ориентиры

– развивать речевую активность детей;

– расширять и углублять представления детей о местах обитания, образе жизни, способах питания животных и растений;

– продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

– углублять и расширять представления детей о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь), сезонных и суточных изменениях (лето — зима, весна — осень, день — ночь, утро — вечер); учить детей связывать их с изменениями в жизни людей, животных; растений в различных климатических условиях;

– продолжать формировать экологические представления детей, знакомить их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной);

– развивать сенсорно-перцептивную способность детей, исходя из принципа целесообразности и безопасности, обучать их выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;

– учить детей последовательности, содержательности рассказывания, правильности лексического и грамматического оформления связных высказываний;

– учить детей использовать при рассказывании сказок и других литературных произведений наглядные модели, операциональные карты, символические средства, схематические зарисовки, выполненные взрослым;

– учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, составлять рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры и участие в играх, предполагающих импровизированные диалоги и монологи, и т. д.;

– учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, составлять с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

– учить детей понимать и устанавливать логические связи (причина — следствие, часть — целое, род — вид).

Содержание психолого-педагогической работы

Ребенок познает мир животных. Наблюдения, беседы, игры, чтение литературы о домашних и диких животных и их детенышах. Животные Северного и Южного полушарий. Наблюдения, беседы, чтение литературы о птицах.

     Зимующие и перелетные птицы. Многообразие птиц в природном мире. Места обитания птиц. Забота о животных и птицах. Краеведческие сведения о птицах родного края. Представления о потребностях конкретных животных (свет, воздух, благоприятная температура, пища, места обитания, приспособляемость к сезонным изменениям и т. п.).

     Многообразие насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары). Насекомые зимой и летом. Среда обитания различных насекомых. Рассказы, сказки, стихотворения, загадки о насекомых.

     Человеческая семья и семья животного (расширение перечня животных для ознакомления детей): сходство и различия. Родственные взаимоотношения в семьях животных и человека (как люди, так и животные растят, кормят своих детенышей, живут вместе с ними, пока они не вырастут, и т. П.)

Экскурсии в зоологический и краеведческий музеи, в зоопарк, последующие беседы, чтение литературных произведений о жизни животных в зоопарке. Правильный уход за животными в зоопарке и забота о них.

     Театрализованные и настольно-печатные игры о животных и птицах.

     Рыбы. Форма тела, строение органов, различная водная среда обитания, питание рыб и т.п. Рыбы озер, рек, морей и океанов. Наблюдения за аквариумными рыбками. Кормление и уход за ними (вместе со взрослыми). Стимулирование желания детей рассказывать взрослым и сверстникам о повадках, особенностях окраски, строении рыбок.

Беседы по произведениям о животных, птицах, рыбах с использованием игрушек, картинок, комментированного рисования, детских рисунков и аппликаций, лепных поделок и др. Составление детьми коротких рассказов по сюжетам собственных рисунков, поделок и т.п.

Ребенок знакомится с миром растений. Расширение представлений детей о взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и природы(в ходе наблюдений, в различных игровых ситуациях, в театрализованных играх, пантомимах и этюдах). Формирование понимания того, что растения — живые организмы. Плоды разных растений. Особенности их созревания.

     Наблюдение за ростом растений дома, на улице, в природном уголке детского сада. Растения летом и зимой: в саду, в огороде, в лесу (зависит от местных природных условий). Наблюдение за трудом взрослых в природе, выполнение трудовых поручений по уходу за растениями. Наблюдения, беседы, игры и чтение литературы о растениях, рассматривание иллюстраций о том, как человек заботится о растениях.

     Наблюдения, экскурсии, дидактические игры, отражающие представления о растениях родного края. Их названия. Характерные признаки (форма листьев, окраска цветов и т. п.). Комнатные растения, их характерные признаки (форма листьев, окраска цветов и т. п.). Корень, стебель, листья, цветок. Экспериментирование (наблюдение за ростом растений, посадка лука, луковичных растений, укропа).

     Беседы, практические примеры о значении растений в жизни человека (использование в питании, в изготовлении предметов, необходимых в быту и т. д.). Рассматривание мебели, игрушек из дерева. Игры с игрушками из дерева. Самостоятельное (или при участии взрослого) изготовление простейших деревянных игрушек и предметов быта.

     Чтение и беседы по прочитанным произведениям с использованием живых растений, их моделей, игрушек, картинок, комментированного рисования, детских рисунков и аппликаций, лепных поделок и т.д.

     Образовательные ситуации по формированию у детей бережного отношения к растениям, уход за растениями в детском саду, дома (опрыскивание, полив, рыхление).

Ребенок познает мир минералов. Наблюдения, чтение литературы, практическое экспериментирование с наиболее известными минералами (песок, соль, камни, глина). Горы и песок. Пустыни. Различные состояния песка, глины. Песчаные бури. Соляные озера. Пресная и соленая вода. Соль в жизни человека и животных.

     Чтение литературных произведений и беседы по прочитанным произведениям с использованием минералов, игрушек из глины, поделок из пата, иллюстраций. Комментированное рисование, рисунки детей, аппликации с применением природных материалов, лепные поделки из глины, пата и др. Составление коротких рассказов детьми по сюжетам собственных рисунков, поделок и т.п.

Ребенок познает мир цвета и звука. Расширение представлений детей о разнообразии звуков природы и звуков, издаваемых рукотворными предметами. Музыкально-дидактические игры с народными музыкальными игрушками (свистульки, барабан, триола и др.), с самодельными музыкальными инструментами (элементы системы К. Орфа)

     Ознакомление детей с цветом в природе (основные цвета и оттенки). Дидактические и театрализованные игры на формирование представлений об основных цветах времен года. Формирование представлений о цвете как признаке состояния растений, окраски животных и растений в зависимости от времени года. Цвета, присущие природе, одежде, окружающим предметам. Использование различных цветов в живописи, в изготовлении тканей, в одежде людей.

Выбор цвета человеком как характеристика его настроения (педагог, исходя из цветовых характеристик состояний человека по тестам Люшера, на элементарном уровне поясняет зависимость выбора человеком определенного цвета от его настроения в настоящий момент(интеграция с психологической работой). Цвет одежды для разных событий.

Цвета национальных флагов.

Цветовая палитра для украшения города (поселка), детской организации к разным праздникам (по временам года, по датам и т. Д.

Цвет, музыка и состояние человека и растений Цветомузыка —направление в искусстве.

Чтение литературных произведений и беседы об использовании цвета для образного обозначения явления природы, состояния человека, животного, растений.

Совместные занятия педагогов-психологов и воспитателей, включающие прослушивание и просмотр музыкальных компьютерных программ на CD-дисках из серии «Волшебные голоса природы» («Малыш в лесу», «Малыш у моря» и др.), сочетающих цветомузыкальные аранжировки звуков живой природы и классической музыки, рисование под музыку (с элементами арттерапии) и т.п.

Ребенок знакомится с явлениями природы и космосом. Чтение литературы, беседы об огне, воде, земле, воздухе, их значении в жизни природы и человека. Наблюдение за явлениями природы в разное время года и разные части суток (в зависимости от природных условий). Наблюдения, игры и игровые упражнения: вода в реке, в посуде, в ванночке, в тазу, в луже. Беседы, театрализованные игры, чтение литературы, об осторожном поведении на воде и обращении с огнем (стихии воды и огня).

Рассматривание земли на участке, практическое экспериментирование с ней (вскапывание, рыхление, полив), то же в цветочном горшке. Наблюдение за ветром, игровые упражнения, экспериментирование с различными флюгерами, вертушками.

Наблюдения за погодными явлениями: тучи, дождь (проливной, моросящий), снег, град. Игры детей в разное время года, труд людей в разное время года, отдых взрослых с детьми в разное время года. Этюды, пантомимы, рисование и называние погодных явлений. Составление коротких рассказов по картинному плану, по пиктограммам о погодных явлениях и их изменениях.

     Знакомство с планетой Земля, с планетами Солнечной системы в разных видах детской деятельности, в процессе слушания литературных произведений, рассматривания картинного материала, объемных и плоскостных наглядных моделей (глобус, звездная карта, карта мира и др.). Наблюдение за движением светил в течение суток. Наглядное моделирование с использованием плоскостных и объемных моделей светил. Экспериментирование для уточнения представлений о значении солнца в жизни расте-

ний.

     Игровые занятия в условиях темной сенсорной комнаты (проводит педагог-психолог), позволяющей моделировать космические явления, с использованием различных интерактивных панно и прожекторов.

     Рассматривание картин художников, прослушивание музыкальных произведений, в которых отражаются различные состояния природы, даются образы (зрительные и аудиальные картины) огня, воды, воздуха, земли. Комментированное рисование, детские рисунки, аппликации, отражающие разные природные явления и др.

Сочинение детьми коротких рассказов по собственным впечатлениям о разных явлениях природы.

     Чтение и разучивание с детьми потешек, песенок, стихотворений, проигрывание народных игр, чтение и рассказывание детям сказок о явлениях природы, о небесных светилах.

 

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у воспитанников по окончанию изучения данного курса.

К концу года дети могут уметь:

  • Называть времена года, отмечать их особенности.
  • Иметь представления о труде людей по пошиву одежды, на строительстве, в сельском хозяйстве, в библиотеке, в школе.
  • Иметь представления о  способах вегетативного размножения комнатных растений.
  • Иметь представления о  перелётных птицах.
  • Иметь представления о  зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
  • Иметь представления об охране природы.

Тематическое планирование по разделу программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

                 

п/п

Темы занятий

Количество занятий в месяц

Время проведения

1

Диагностика.

1

сентябрь

2

Я – ребёнок. Я и моё имя. Части тела и лица и их назначение.

1

сентябрь

3

Я и моя семья. Мой дом.

1

сентябрь

4

Игрушки

1

сентябрь

5

Осень (признаки осени)

1

октябрь

6

Деревья осенью и их основные признаки (берёза, дуб, ель, сосна, клён)

1

октябрь

7

Овощи. Огород.

1

октябрь

8

Фрукты. Сад.

1

октябрь

9

Овощи. Фрукты.

1

ноябрь

10

Грибы (съедобные – маслята, опята, лисички и др.; несъедобные – мухомор, ложные опята).

1

ноябрь

11

Поздняя осень

1

ноябрь

12

Признаки зиме.

1

ноябрь

13

Домашние животные и их детёныши. Подготовка к зиме.

1

        декабрь

14

Домашние животные и их детёныши. Подготовка к зиме.

1

декабрь

15

Новый год.  Ёлка.

1

декабрь

16

Зимние забавы детей

1

декабрь

17

Признаки зимы.

1

январь

18

Дикие животные и их детёныши (заяц, волк, лиса, белка, медведь, ёж).

1

январь

19

Зимующие птицы (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь)

1

январь

20

Домашние птицы (курица, петух, цыплята, утка, утята, гусь)

1

февраль

21

Мебель (стол, стул, кровать, шкаф) и их назначение.

1

февраль

22

Посуда (кухонная, столовая)

1

февраль

23

Посуда (чайная)

1

февраль

24

Мамин день

1

март

25

Профессии наших мам (повар. учитель, врач, продавец, почтальон, воспитатель, мама)

1

март

26

Одежда.

1

март

27

Обувь.

1

март

28

Птицы прилетели (скворец, грач, ласточка).

1

апрель

29

Транспорт (наземный).

1

апрель

30

Транспорт (водный, воздушный).

1

апрель

31

Признаки весны. Весеннее явление природы (дождь, гроза, гром, молния, туман)

1

апрель

32

Насекомые (комар. бабочка. пчела, божья коровка, муха, стрекоза)

1

май

33

Ягоды (малина, смородина и др.)

1

май

34

Цветы весной (одуванчик, мать – и – мачеха, ромашка и др.).

1

май

35

Лето.

1

март

36

Диагностика

Итого: 36 занятий в учебном году

Уровни освоения  раздела программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

 

1. Мир растений.

1 балл.  Ребёнок задание не понял и не принял.

2 балла:  Ребенок  частично принимает задание, самостоятельно его не выполняет. Задания выполняет в общей со взрослым деятельности.

3 балла:  Ребенок понимает и принимает задание, выполняет предложенное   задание  с помощью взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла:  Ребенок  понимает  и принимает предложенное задание, выполняет задание самостоятельно, заинтересован в конечном результате, переносит свои знания в другие образовательные области.                                                                    

2. Мир животных.

1 балл.  Ребёнок задание не понял и не принял.

2 балла:  Ребенок  частично принимает задание, самостоятельно его не выполняет. Задания выполняет в общей со взрослым деятельности.

3 балла:  Ребенок понимает и принимает задание, выполняет предложенное   задание  с помощью взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла:  Ребенок  понимает  и принимает предложенное задание, выполняет задание самостоятельно, заинтересован в конечном результате, переносит свои знания в другие образовательные области.                                                                    

3. Мир минералов.  

1 балл.  Ребёнок задание не понял и не принял.

2 балла:  Ребенок  частично принимает задание, самостоятельно его не выполняет. Задания выполняет в общей со взрослым деятельности.

3 балла:  Ребенок понимает и принимает задание, выполняет предложенное   задание  с помощью взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла:  Ребенок  понимает  и принимает предложенное задание, выполняет задание самостоятельно, заинтересован в конечном результате, переносит свои знания в другие образовательные области.                                                                    

4. Мир цвета и звука.  

1 балл.  Ребёнок задание не понял и не принял.

2 балла:  Ребенок  частично принимает задание, самостоятельно его не выполняет. Задания выполняет в общей со взрослым деятельности.

3 балла:  Ребенок понимает и принимает задание, выполняет предложенное   задание  с помощью взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла:  Ребенок  понимает  и принимает предложенное задание, выполняет задание самостоятельно, заинтересован в конечном результате, переносит свои знания в другие образовательные области.                                                                    

5. Явления природы.  

1 балл.  Ребёнок задание не понял и не принял.

2 балла:  Ребенок  частично принимает задание, самостоятельно его не выполняет. Задания выполняет в общей со взрослым деятельности.

3 балла:  Ребенок понимает и принимает задание, выполняет предложенное   задание  с помощью взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 балла:  Ребенок  понимает  и принимает предложенное задание, выполняет задание самостоятельно, заинтересован в конечном результате, переносит свои знания в другие образовательные области.                                                                    

Соответствие количественного показателя качественному

17 – 20 баллов - у ребенка высокий уровень развития.

13 – 16 баллов – у ребёнка средний уровень развития.

9 – 12 баллов – у ребёнка низкий уровень развития.

 5 – 8 баллов – у ребёнка очень низкий уровень развития.

Литература:

1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для

дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В.

Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; под ред. Проф. Л.В. Лопатиной.

2. Бабаева Т.И., Березина Т.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация» /Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе.

3. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи (методическое пособие, альбом для обследования восприятия и произнесения слов, картинный материал для проведения игр)

4. Бартош Н.Т., Савинская С.П. Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе.

5. Белая К.Ю. Программы и планы ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО.

6. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда.

7. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание»:

8. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательные области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

9. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения.

10. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст).

11. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

12. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

13. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.

14. Левина Р. Е. Нарушение слоговой структуры у детей // Р. Е. Левина. Нарушения речи и письма у детей.

15. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под. ред. Л. С. Волковой.

16. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп.

17. Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей.

18. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).

19. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

20. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа

дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

21. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов, и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.

22. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева.

23. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Под ред. Н. В. Нищевой.

24. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной.

25. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом — природа»: Пособие для

педагогов.

26. Рыжова Н. А. Я и природа: Учебно-методический комплект.

27. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.

28. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика.

29. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ: методические рекомендации.

30. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику.

31. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми.

32. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

33. КРО. Ознакомление с окружающим миром. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева  М.А.

«Мозаика  Синтез» Москва 2006 г.

34.  Знакомство  с  грамотой  и  окружающим  миром.  Крылова  О.Н.,  Самсонова  Л.Ю.

«Экзамен» Москва 2010г.

 Приложение

Приложение

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Программа  «От  рождения  до  школы»  не  предъявляет  каких-то  особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды (как, например, в программе Монтессори), помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения,  которое  уже  имеется  в  дошкольной  организации,  главное, соблюдать  требования  ФГОС  ДО  и  принципы  организации  пространства, обозначенные в программе.

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной.

Организация   образовательного   пространства   и   разнообразие   материалов,   оборудования   и инвентаря  в  кабинете  учителя-дефектолога  в  соответствии  с  Программой должны обеспечивать:  

—   игровую,      познавательную,      исследовательскую      и      творческую      активность      детей,  экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);  

—  двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;  

—   эмоциональное    благополучие    детей    во    взаимодействии    с    предметно-пространственным окружением;  

—   возможность самовыражения детей.

Основные принципы организации среды

Оборудование  помещений  дошкольного  учреждения  должно  быть  безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной,  пригодной  для  совместной  деятельности  взрослого  и  ребенка  и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Все  предметы  должны быть доступны детям Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Материально-техническое и методическое обеспечение программы для  осуществления  деятельности

Материально-техническое обеспечение программы

Функциональное

использование

кабинета-

дефектолога

Оснащение

Коррекционно-

развивающая

подгрупповая

деятельность

 

 

Коррекционно-

развивающая

индивидуальная

деятельность

 

 

Консультативная

работа с педагогами,

родителями.

    Компьютер.

    Компьютерные программы  для индивидуальных занятий.

    Магнитофон аудиозаписи, кассеты, диски.

    Перечень дидактических игр и упражнений:  

- по развитию элементарных математических представлений;

 - по развитию восприятию и внимания;

- по развитию мышления;

- по развитию памяти;

- по развитию речи;

- по ознакомлению  с окружающим;

- по развитию ручной и мелкой моторики.

    Иллюстративный материал по лексическим темам.

    Подбор дидактических игр с использованием природных  

    материалов для развития восприятия и мелкой моторики.

    Перечень дидактических игр по всем  разделам программы.

    Мебель для практической деятельности (столы и стулья)

    Магнитная доска, набор магнитов.

    Шкафы для методической литературы, пособий.

    Полочки для пособий  и игрушек.

    Музыкальные инструменты.

    Дидактические пособия по сенсорному воспитанию.

    Муляжи овощей и фруктов, наборы домашних и диких животных.  

    Развивающие игры.

Программно-методическое обеспечение рабочей программы

Образоват

ельная

область

Основные

направления

развития детей

Вид

деятельности

Используемые программы, методические

пособия

Познавате-

льное

развитие

Развитие      связной

речи: диалогической

и    монологической.

Обогащение

активного  и

пассивного словаря.

Ознакомле-

ние с

окружающим

миром и

развитие

речи.

Шевченко   С.Г.,   Капустина   Г.М.      «Предметы  вокруг        нас»        Учебное        пособие        для

индивидуальных   и   групповых   коррекционных  занятий;

Созонова   Н.   Н.,   Куцина   Е.   В.   «Рассказы   о  временах  года»  (для  детей  5-7  лет);

Ткаченко Т. А. «Картины с проблемным сюжетом

для развития мышления и речи у дошкольников».

Ткаченко    Т.    А.   «Формирование    и    развитие  связной    речи».    Альбом    дошкольника    «Учим говорить правильно».

Теремкова   Н.   Э.«Логопедические   домашние  задания для детей 5-7 лет с ОНР». Альбомы 1-4.

КРО. Ознакомление с окружающим миром. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева  М.А.

Знакомство  с  грамотой  и  окружающим  миром.  Крылова  О.Н.,  Самсонова  Л.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...

Олимпийские зимние виды спорта. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития разновозрастной диагностико – коррекционной группы

       В  Сочи очень редко зимой бывает снег, а если и бывает, то тает через несколько часов. В такие дни родители стараются вывести детей на прогулку и покатать их ...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет.Программное содержание. Систематизировать представления детей о комнатных растениях, обращая внимание на внешний вид, особенности строения,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР....

План-конспект занятия по развитию связной речи в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Моя Родина»

Расширение знания детей об истории малой Родины. Воспитание любви и гордости за вой край, город. Упражнение детей в работе с кассами. Развитие связанной речи, умение высказывать свои мысли....

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Я рисую солнце» Для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска  РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024г.№ 3РАССМОТРЕНО На ...