Разработки уроков ОПК 4 класс
учебно-методический материал на тему

Зенкова Виктория Александровна

Технологическая карта и презентация урока ОПК 4 класс тема "Храм"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

  Храм

Цель урока

Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи урока

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить учащихся с назначением и устройством православного храма.
  3. Развивать интерес  к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогатить, активизировать историко культурный словарь учащихся.
  4. Воспитать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Образовательные
ресурсы

Учебник «Основы православной культуры» 4 класс, мультимедийная презентация.

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Храм. Свеча. Икона. Канун. Иконостас. Царские врата. Алтарь.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; развитие навыков продуктивного чтения.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; учатся соотносить события с принятыми этическими принципами. проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть.Надеюсь, что тема нашего урока будет вам интересна, и вы сможете  активно проявить свои способности.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

Беседа и задания для выполнения на рабочих листах. Прием «кластер».

  1. Ребята, пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит.

Звучит колокольный звон.

Какие первые ассоциации у вас возникли? Запишите на листах слова, которые у вас ассоциируются с колокольным звоном. Назовите эти слова.

Слова записываются на листах и вывешиваются на доске, в ходе обсуждения остается одно слово «Храм».

Вывод: у большинства колокольный звон ассоциируется с храмом.

А что такое «храм»? Попробуем дать определение .

Храм –это место в котором люди молятся богу, ставят свечки.

В храме происходят обряды венчания.

Много икон.

Давайте запишем тему урока в тетрадь.

Прочитайте на стр.70 определение термина «храм».

 «Храм» - Божий дом, здание, построенное для совместной молитвы верующих.

Учащиеся слушают колокольный звон, предлагают варианты формулировок темы урока.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

Знакомятся с термином, записывают в тетрадь.

Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.

Записи в тетради

III. Изучение нового материала

Беседа с учащимися, работа с терминами

Работа в группе

Виртуальная экскурсия.

Изучение устройства храма.

Работа с терминами

Физминутка.

Сегодня на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма и узнаем правила поведения в храме.

Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал: «Храмы нужны не Богу, престол которого-небо и подножие –земля, а нам они нужны».

Действительно ли человеку нужны храмы?

Докажите свою точку зрения:

- Я считаю, что человеку нужны храмы…

Вывод. Нам нужны знания о православных храмах. Чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа.

Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в храм.

Церковь Христову часто сравнивают с кораблем на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов.

Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.

Притвор-славянское слово. Которое означает «перед дверями». В притворе раньше стояли те,кто готовился к крещению и кающиеся . временно отлученные от причастия. Над притвором обычно строится колокольня.

Самая большая часть- сам  храм. Место для прихожан. Собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника.

Аналой- это небольшой высокий четырехугольный столик с покатым верхом.

В православном храме прихожан встречают иконы, свечи.

Найдите в тексте учебника на стр.72 определение. что такое «икона».

Давайте запишем его в словарик.

Икона-это изображение того или иного лица или события из Библии или церковной истории.

Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно помолится о друзьях, и  нужно о врагах.

Мы немного устали давайте проведем минутку отдыха.

Проводится физминутка «Ветер».

В храме мы можем увидеть целую стену из икон. Она называется иконостас.

В центре иконостаса- двери. Они называются Царские врата. Через них к людям выносят Евангелие и через них никто кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева- всегда икона Божией Матери.

За иконостасом находится алтарь, главнейшая часть храма, святое место , поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм-землю. Священник молится там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.

Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку. Что не все нужно переделывать по своей воле. Есть система запретов , направляющих рост человека. Его развитие. На этом пути происходит переплавка низших желаний в более высокие, человеческие, стремления.

Ну и немного поговорим о церковном этикете.

Работа с текстом слайда.

Высказывают свои суждения, если необходимо обсуждают мнения одноклассников.

Слушают учителя, просмотр презентации.

Записывают термины в словарик

1. Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

Беседа.

Сегодня мы узнали много нового. Давайте вспомним оценим на сколько вы были внимательны, ответьте на вопросы:

Что такое иконостас?

Может ли христианин молиться без иконы?

Какие правила поведения необходимо соблюдать в храме?

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

 В храме нет ничего лишнего, все находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели- спасению души человека.

Тысячи лет люди ходят в храм.

Идут страждущие и плачущие- и там утешаются.

Идут растерявшиеся- и там получают наставление.

Идут провинившиеся- и получают прощение.

Идут счастливые- политься радостью и поблагодарить Бога.

Береги храм в своей душе и созидай его всю жизнь.

А теперь закончим урок фразой . которая вам больше  понравилась:

Мне понравилось…

Мне запомнилось…

Я узнал…

Мне бы хотелось…

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке  

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Самоанализ

Домашнее задание

Расскажите родителям, о том, что узнали на уроке.

Подготовьте стихотворение о храме, нарисуйте рисунок.

Индивидуальная работа

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Урок № 14. Храм.

Слайд 3

«Храмы нужны не Богу, престол которого-небо и подножие земля, а нам они нужны»

Слайд 4

Действительно ли человеку нужны храмы? Докажи свою точку зрения. Продолжи предложение. Я считаю, что человеку нужны храмы…

Слайд 5

купол Экскурсия по храму

Слайд 6

Самая большая часть храма. Место для прихожан.

Слайд 7

Аналой- это небольшой покатый столик с иконой праздника.

Слайд 8

В православном храме прихожан встречают иконы и свечи.

Слайд 9

ФИЗМИНУТКА

Слайд 10

Иконостас

Слайд 11

Царские врата

Слайд 12

Алтарь

Слайд 13

Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они... Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой. Мальчику и девочке: Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом Осени себя крестом. Церковный этикет

Слайд 14

Рефлексия. Мне понравилось… Мне запомнилось… Я узнал… Мне бы хотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...