ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
методическая разработка (5 класс) на тему
В рамках реализации внеурочной деятельности я разработала программу для 5 класса «В мире неизведанных слов», которая даёт возможность более углубленного изучения русского языка, а также прививает познавательный интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа посёлка Шумовский муниципального района Большечерниговский Самарской области.
Доклад на тему:
«Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС».
Разработала: Ладыгина О.Д,учитель русского языка и литератуы
п. Шумовский,2017 уч.г.
Содержание
1.Введение…………………………………………………………… 3-5
2. Форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС….6-7
3. Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В стране неизведанных слов»- 5 класс…………….8-9
4.Заключение…………………………………………………….....10
5.Приложение……………………………………………………..11-12
6.Список литературы……………………………………………..13-14
Ввведение
Актуальность своей работы я вижу в том, что воспитание, в свою в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
- создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширять рамки общения в социуме.
Согласно требованиям ФГОС среднего общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Приоритетом средней школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе.
Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;
При такой организации внеурочной деятельности обучающихся среднего звена имеются следующие преимущества:
- рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;
- организация совместной деятельности школы, родителей, социума;
- учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;
- программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности определены в результате диагностических работ (анкетирование, опросы обучающихся и их родителей, отзывы и наблюдения привлеченных педагогов, специалистов). Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.
Внеурочная деятельность позволяет ребенку раскрываться как личности.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Предполагаемые результаты
∙ внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
∙ улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
∙ укрепление здоровья обучающихся;
∙ развитие творческой активности каждого ребёнка;
∙ укрепление связи между семьёй и школой
Форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Внеурочная деятельность может быть организована в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, познавательная практика, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
В средней школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности.
Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.
Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Главные принципы клуба – добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом.
Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Ее отличительными признаками принято считать:
- специфические образовательные задачи;
- принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;
- ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;
- демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).
Студия — форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи, единые ценности совместной деятельности, эмоциональный характер межличностных отношений.
Студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких-либо действий, знаний, умений.
Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды).
Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей.
Вся внеурочная деятельность образовательного учреждения может проходить под единой воспитательной темой. Эти вопросы должны найти место своего обсуждения на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и формы организации. Причем это обсуждение должно происходить по определенному алгоритму:
- исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений);
- информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);
- применение новой информации;
- оценка результатов применения.
Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В стране неизведанных слов»- 5 класс.
В школе я работаю по программе общеинтеллектуального направления «В стране неизведанных слов».
Цель программы– развитие речи, мышления, воображения школьников, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь.
В процессе работы школьники увидят «волшебство знакомых слов», смогут понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к языку должно пробуждать стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.
«В мире неизведанных слов» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач: 1.углубление нормами современного русского языка и употреблением разговорной лексики.
2. обеспечение полноты и глубины знаний.
3. развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно- справочной и научно - популярной литературой по предмету.
Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ:
- беседа, рассказ, диалог.
- экскурсия,
- участие в конкурсах
- индивидуально-групповая, коллективная.
- обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.
- создание проектов
- предметные олимпиады
- сюжетно-ролевые игры
- трудовые акции
- просмотры фильмов
- ярмарки, выставки
Результаты работы.
В течение учебного года наблюдается пробуждение познавательного интереса со стороны обучающихся к русскому языку. Но и в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность играет важную роль в учебной деятельности обучающихся:
- удовлетворяется потребность в общении;
-обучающиеся учатся самовыражаться;
- самоутверждаются в коллективе сверстников;
- создаются бдагоприятные условия для включения обучающихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности;
- развиваются творческие способности.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС позволил мне сделать следующие выводы.
Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и, в первую очередь, у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество взаимосвязаны. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов.
Приложение
Учебно-тематический план для 5 класса
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Практика | Теория | Всего | ||
1 | Введение | |||
1.1 | Вводное занятие. «Заочная экскурсия в курс 5 класса» | 0 | 1 | 1 |
Итого: | 0 | 1 | 1 | |
2 | Встречи с фразеологизмами | |||
2.1 | Фразеологизмы – что это? | 0 | 1 | 1 |
2.2 | Игра-конкурс «Кто больше?» | 1 | 0 | 1 |
2.3 | Почему мы так говорим? | 0 | 1 | 1 |
2.4 | Фразеологизмы и народные обычаи. | 1 | 0 | 1 |
2.5 | Практическая работа «Литературные произведения». | 1 | 0 | 1 |
2.6 | Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов» (начало). | 1 | 0 | 1 |
2.7 | Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов» (продолжение). | 1 | 0 | 1 |
2.8 | Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов» (окончание). | 1 | 0 | 1 |
2.9 | Итоговая работа. Презентация «Словаря фразеологизмов». | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 7 | 2 | 9 | |
3 | Русский народ-носитель языка | |||
3.1 | Поговорим о лексике. | 0 | 1 | 1 |
3.2 | Историзмы. | 1 | 0 | 1 |
3.3 | Архаизмы. | 1 | 0 | 1 |
3.4 | Алгоритм определения архаизмов и историзмов. | 0 | 1 | 1 |
3.5 | Современная лексика. Заимствованные и иностранные слова. | 1 | 0 | 1 |
3.6 | Работа в группах «Справочник слов» (начало). | 1 | 0 | 1 |
3.7 | Работа в группах «Справочник слов» (продолжение). | 1 | 0 | 1 |
3.8. | Работа в группах «Справочник слов» (окончание). | 1 | 0 | 1 |
3.9 | Итоговая работа. Презентация «Справочника слов». | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 7 | 2 | 9 | |
4 | Юные исследователи | |||
4.1 | Кто такие полиглоты? | 0 | 1 | 1 |
4.2 | Эсперанто – универсальный язык. | 0 | 1 | 1 |
4.3 | Полезные сведения переноса слов в русском языке. | 1 | 0 | 1 |
4.4 | Интересные факты русского ударения. | 1 | 0 | 1 |
4.5 | Понятие о проектной работе. | 0 | 1 | 1 |
4.6 | Работа в инициативных группах. | 1 | 0 | 1 |
4.7 | Формы продуктов проектной деятельности. | 1 | 0 | 1 |
4.8 | Виды презентационных проектов. | 1 | 0 | 1 |
4.9 | Исследовательская работа – что это? Исследования в нашей жизни. | 0 | 1 | 1 |
4.10 | Проблема, объект, предмет, гипотеза исследования. | 0 | 1 | 1 |
4.11 | Методы исследования. | 1 | 0 | 1 |
4.12 | Исследовательская работа. Работа в группах (начало). | 1 | 0 | 1 |
4.13 | Исследовательская работа. Работа в группах (продолжение). | 1 | 0 | 1 |
4.14 | Исследовательская работа. Работа в группах (окончание). | 1 | 0 | 1 |
4.15 | Исследовательская конференция. | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 10 | 5 | 15 |
Литература
- Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А. В. Баранова. – М. : Просвещение, 2013ю – 96 с.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011 – 111 с. – ( Стандарты второго поколения).
- Григорьев Ю. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников»/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. –225 с.
- Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №3. – с. 15-26.
- Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №4. – с. 15-21.
- Куприянов Б.В. статья: Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции/ Б. В. Куприянов // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №6. – с. 3-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы "Опыт социального проектирования и социальной практики во внеурочной деятельности как важная составляющая реализации ФГОС"
Выступление на VIII межшкольной научно-практической конференции для педагогов г. Сургута по теме «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в ...
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС ООО
Слайдовая презентация составленная для районного метеодического объединения....
Внеурочная деятельность пятиклассников в условиях реализации ФГОС .
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учре...
Организация внеурочной деятельности ребенка в условиях реализации ФГОС
Организация внеурочной деятельности ребенка в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на примере курса "Наглядная геометрия" 5-6 класс...
ВСЕРОССИЙСКАЯ НПК "Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС»
науСТАТЬЯ НА ТЕМУ: "Проектная деятельность при интеграции филологических дисциплин"...
Развитие творческой личности через внеурочную деятельность детей в условиях реализации ФГОС
Актуальность темы проекта в том, что, активизируя творческую деятельность обучающихся при личностно ориентированном подходе, учитель создаёт условия для самореализации личности обучающегося. Ориентиру...