ВСЕРОССИЙСКАЯ НПК "Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС»
статья по английскому языку на тему

Бикмиева Нурия Зиннуровна

 нау

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "Проектная деятельность при интеграции филологических дисциплин"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность при интеграции филологических дисциплин

Н.З. Бикмиева

учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 140» г. Казани

Современная школа ставит перед учащимися задачи активного, творческого и, конечно, осознанного восприятии знаний. В связи с введением федеральных государственных стандартов (ФГОС) начального и основного образования повышается значимость использования методов, технологий, средств, которые помогают формированию метапредметных и личностных результатов учащихся. Особое значение в условиях введения ФГОС приобретают исследовательские, проблемные методы проектной деятельности школьников. В своей статье мне бы хотелось рассказать о применении таких видов проектной деятельности как интегрированные проекты в практике работы нашей гимназии.

Не секрет, что мы учителя практики часто сталкиваемся с такой проблемой, когда при изучении страноведческого или культурологического материала по английскому языку, мы вынуждены заполнять пробелы знаний учащихся по географии, истории, литературе, особенно зарубежной литературе. Такая ситуация объясняется целым рядом причин, в том числе и несовпадением программного материала, либо отставанием в изучении тех или иных тем по разным предметам.

Решить эту проблему помогает технология проектной деятельности, и в частности интегрированные проекты. Проектный метод органично интегрируется в учебный процесс и позволяет сформировать и реализовать компетентностный подход в учебном процессе и во внеурочной деятельности. Что касается интегрированных проектов, то стоит отметить, что это не просто объединение различных предметов, это способ интенсификации обучения, форма воплощения межпредметных связей на новой ступени, на качественно новом уровне.

В чем же эффективность и привлекательность интегрированных проектов? Интегрированные проекты помогают решить целый ряд задач:

- изучить достаточно объемный материал по разным дисциплинам в свете объединения смежных тем, т.е. установить связи между различными областями знаний, а, следовательно, помогает представить картину мира как целостный и непрерывный процесс;

- активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать их познавательную активность, расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас и развить их  речь;

- способствуют  пониманию, того что для овладения научными и культурными достижениями, нужно уметь видеть связь между прошлым и современностью;

- самостоятельно систематизировать и обобщить знания по смежным дисциплинам и др.

- применять базовые знания и умения, усвоенные на уроках, для поиска и решения разнообразных проблем;

С чего же начать работу над интегрированным проектом? Выходя за рамки изучения программного материала, чтобы не менять кардинально  рабочие программы по предмету, целесообразно организовать внеурочную деятельность по интегрированным проектам. Этот процесс довольно трудоемок для учителя, если он работает один. Но если организовать работу методических объединений учителей-предметников (филологических дисциплин) по выявлению сходных тем, провести сопоставление и анализ этих тем, составить программу внеурочной деятельности, которая тематически перекликалась бы с основной учебной программой, но имела бы корректировку последовательности тем, то в этом случае положительный результат будет очевиден. Такая работа уже не первый год проводится в гимназии № 140 г. Казани, где интегрированное обучение отражено не только в организации проектной деятельности учащихся, но и в создании авторских программ по интегрированным спецкурсам таких дисциплин как английский, русский и татарский языки, русская и татарская литература, история. Для успешной организации проектной деятельности и реализации интегрированных проектов немаловажно, чтобы учителя были единомышленниками обладающими общими взглядами на исследуемую проблему, иметь творческий подход, быть энтузиастами, находящимися в поиске новых путей и решений. педагогам важно координировать свои действия, направляя учащихся на поиск, помогая им объединить навыки по различным предметам в неразрывное целое, что помогает обновить содержание гуманитарных предметов, укрепляет их позиции в школе.

В МБОУ «Гимназия № 140» г. Казани успешно реализованы такие интегрированные проекты как «Концепт “война и мир” в английской, русской  и татарской фразеологии»; «Англицизмы в русском и татарском языках»; «Роль омофонов в английском, русском и татарском языках»; «Эвфемизмы в английском, русском и татарском языках»; «Интерпретация легенды о Пигмалионе в пьесе Б. Шоу «Пигмалион» и в повести В.Казакова «Роман Флобера»; «Чеховские традиции в литературе 21 века (на примере анализа рассказов А.П. Чехова «Тоска», Р. Мухаммадеева «Глаза души», Элис Монро, «Лицо»); «Интерпретация средневековой легенды о Фаусте в произведениях И. Шписа «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике», И.В. Гёте «Фауст», М. Суэнвика «Джек-Фауст»; «Фразеологизмы английского, русского и татарского языков и способы их классификации»; «Особенности восприятия поэтического текста русской литературы носителями русского и татарского языков»; «Юмор в творчестве английского писателя Колоина Веста»; «Сопоставительный синтаксис русских и татарских народных примет» и многие другие.

Темы проектов определяются практической значимостью, а также доступностью их выполнения и, конечно же, заинтересованностью участников проекта по выбранной проблеме. Кроме того, темы проектов требуют знаний не по одному, а по нескольким предметам, что естественно обеспечивает интеграцию знаний. Интегрирующим моментом в таких проектах является проблемный вопрос. Здесь главное - вычленить проблему, которая должна быть не только толчком для запуска проекта, но комплексной и значимой для интегрируемых предметов.

Методика интегрированного преподавания доказывает на практике свою эффективность так как благодаря ей в сознании учеников формируется объективная и всесторонняя картина мира, дети начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания приобретают прикладной характер. В свою очередь, учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение со смежными предметами. Всё это ведёт к повышению роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

Очевидно, что справиться с подобной работой, учащиеся смогут только если владеют приемами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое время.

    В свою очередь интегрированные проекты позволяют нам педагогам оптимизировать сроки изучения отдельных тем, избежать дублирования материала по разным предметам, уделить больше внимания тем целям, которые следует выделить в данный момент обучения, например,  развитию речи, мышления, орфографической грамотности, творческого потенциала и др.

Литература

  1. Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников «Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах», М. Просвещение, 2013.
  2. Балагурова М.И. «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2003-2004 уч. год. – G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября».
  3. Н.А. Малышева «Интегрированные творческие проекты как средство формирования учебной активности старших подростков: диссертация кандидата педагогических наук»//Брянск, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

ВысткплениеПамятка для учителяпо формированию и развитию универсальных учебных действий...

Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Презентация к высткплению по теме"Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС "...

Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности...

Развитие творческих способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС ООО

laquo; Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. к тренировке памяти … хочется . Чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» В.А. Сухомли...

Видеоролик Чан О.Л., Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка".

Видеоролик Чан О.Л., Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка"....