Статья на тему: Духовная культура России -реальность воспитательной системы образования.
статья на тему

Федотова Александра Сергеевна

В наше время одной из самых важных проблем воспитания нового поколения стала проблема очерствения общества. Опустошенность  внутреннего духовного мира характерна для многих современный детей. Еще одна проблема – это уход в виртуальный мир, затуманенность жизненных взглядов ,позиций средствами массовой информации, где все ярко, легко, интересно, где все мгновенно получается, а ведь в реальном мире все намного труднее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fedotovoy_a.s.g.pyt-yah_2016g.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Духовная культура России  -реальность

воспитательной системы образования.

автор:

Федотова А.С.

г. Пыть - Ях

МОУ ДО"Центр детского творчества"

педагог изобразительного искусства

"Студия "Веселая палитра"

В наше время одной из самых важных проблем воспитания нового поколения стала проблема очерствения общества. Опустошенность  внутреннего духовного мира характерна для многих современный детей. Еще одна проблема – это уход в виртуальный мир, затуманенность жизненных взглядов ,позиций средствами массовой информации, где все ярко, легко, интересно, где все мгновенно получается, а ведь в реальном мире все намного труднее.

Ребенок отдаляется от реальности, от общества, получая возможность быстрого овладения информацией, теряет возможность живого общения. Дети не умеют общаться, не умеют играть. Родители вынуждены большую часть времени проводить  на работе, в заботе о материальном благосостоянии семьи, и чаще всего  теряют контакт с собственным ребенком.

Проблемы эти связаны с изменениями самого общества, с переосмыслением его  культурных  ценностей. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате разрушительных взглядов оказывает  негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой, в результате безразличия к истории традиционных культурных ценностей нашего народа, смысла жизни, лишившийся жизненных ориентиров, и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.  

Сфера образования несет в себе вою немалую долю ответственности за многое негативные явления, так как, их причиной в конечном счете является человек воспитанный в нашей системой  образования, в нашем обществе...Но именно образование может переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человечества используя в своей деятельности информационное поле содержащее в себе культуру традиционных ценностей нашего народа!.

Сегодня в качестве цели воспитания предлагается формирование человека культуры, способного ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, готовности принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

Необходимо разрабатывать программы и методики формирования у нового поколения системы ценностей порядочного человека, способного уважать чужие верования и традиции, любящего свою страну, культуру, опирающихся на достижения своих предков.

Духовные традиции обладают возможностью  возрождать культуру, гуманизм  нового подрастающего поколения, путем  изучения  и  воспроизведения  праздников православной, христианской культуры в образовательной сфере, на занятиях изобразительным творчеством в сфере дополнительного образования. Введение детей в духовную культуру должно проходить  через воспроизведение годового цикла праздников,  использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм ,воспроизведение музыкальных и живописных произведений на евангельские сюжеты при развитии  творческой деятельности  ребенка.

Важным средством нравственно - художественного воспитания детей в центрах дополнительного образования является  изучение  компонента этнокультуры, традиций, народных празднований    России. Народные обычаи имеют  большую воспитательную силу нравственно-художественного характера. Многие народные  обычаи сберегались и   передавались  из поколения к поколению :мудрость, взгляды, убеждения и идеалы прекрасного, образцы истинно нравственного поведения. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Вместе с тем не следует идеализировать все народные традиции, т.к. в них немало консервативного, но даже их такая черта нередко оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета.

Одной из главных функций образования  является передача молодому поколению всего содержания социальной культуры во взаимодействии с духовными ценностями России. Человек становится личностью, членом социума, именно в меру овладения содержания социального опыта. От духовного  опыта зависит уровень и характер мировоззрения как отдельного человека, так и целых групп людей (возрастных, профессиональных, национальных и т.д.). С этих позиций должно осмысливаться и содержание образования.

В воспитании художественной культуры широко использовались семейные традиции. Без соблюдения народных традиций, без верности им, без сохранения заветов старины не могло быть полноценного овладения нравственно-художественной культурой. Народное искусство отражающее в себе библейские сюжеты все наполнено содержанием мудрости ,помогающей раскрывать смысл добра в жизни человека.

 Знакомство детей со Священной историей и Ветхим заветом начинается с доступного знакомства героев Книги Бытия, эпизодов библейской жизни, ценностей, отражают в себе течение истории общечеловеческой. Очень важно ввести ребенка в мир нравственных ценностей, заложив основы нравственного поведения.

На занятиях по изобразительному  и декоративно-прикладному творчеству  можно использовать темы для  работ освещающие  яркие календарные праздники как  "Рождество"; "Благовещенье"; "Пасха";"Троица"   др..Такие уроки дают прекрасные результаты, даря детям моменты развития и самовыражения. Библейские истории, сказания, верований, былины, легенды,  имеют определенную дидактическую направленность. Они всегда обращены к действительности, обобщают народный житейский опыт, пропагандируют добро, справедливость, правду, красоту. Образность описания сюжетов     облегчает  их нравственно-художественное воздействие на детей. Когда ученики твёрдо усвоят традиционные каноны, можно перейти к созданию самостоятельных композиций.

Поскольку развитие личности ребенка связывается психологами со многими важными моментами, в том числе и с моментом начала развития самосознания детей  (B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Ушаков, А.А. Меграбян и др.), то, воспитывая самосознание ребенка в процессе эстетического восприятия им искусства, учитель развивает его личность. Самосознание, воспитываемое учителем у детей в процессе уроков искусства, является основой для проектирования собственной жизнедеятельности. Опыт эмоционально-ценностного отношения человека к жизни, приобретаемый ребенком в процессе восприятия искусства, позволяет ему производить выбор цели данной жизнедеятельности.

Ознакомление учащихся с тематическими композициями на   библейские   сюжеты  на уроках  изобразительного и декоративно-прикладных творчества  должна проводиться согласно принципам дидактики, от простых к более сложным. Все первоначальные упражнения должны быть направлены на формирование знаний, умений, навыков технологий изготовления. Строгость в оценках работ учащихся и взыскательность к ним должны возрастать, соответственно росту умений и мастерства учащихся. Необходимо, чтобы задания носили посильный возрастным особенностям характер, были интересны и увлекательны в исполнении. Все задания по изготовлению тематических творческих работ  на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным творчеством должны подаваться в определенной последовательности, от простого к сложному.

При этом не ставится задача подведения всех учащихся к единому уровню. Выдвинутые этапы творческой подготовленности сформированности опыта следует использовать не для оценки творческого потенциала подростков, а для учета преподавателем возможностей творческого продвижения каждого учащегося и дифференцированного подхода включения учащихся в творческий процесс.

Педагоги использующие   на занятиях библейскую ,духовную  тематику предполагающие  высокие  результаты  в творческой и воспитательной деятельности  должны обратить внимание на достижение следующих целей:

-  системное разъяснение учащимся норм, принципов, традиций народной этики и эстетики;

- дать школьникам круг первоначальных теоретических знаний о нравственно-художественном воспитании, об народных  традиций народов;

-формировать у школьников интерес и позитивное отношение к изучению этнопедагогической культуры;

-воспитывать уважение к наследию прошлого, истории народа, его традициям и обычаям, искусству;

-  воспитание потребности и стремления следовать прогрессивным народным традициям в повседневной жизни предполагающим основу гуманитарной платформы видения мира;

-   привлечение родителей учащихся к решению задач нравственно-художественного воспитания школьников, познавательного интереса (выставки, экскурсии, выездные классные мероприятия и т. д ) т. е. интеграция усилий школы и семьи в решении данных проблем .

Особенностью познавательного интереса является также его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, осуществляет более эффективно и заинтересованно. Поэтому, воспитательное значение, с использованием тем урока раскрывающих духовную  культуру России, должно быть главным связующим звеном на занятиях изобразительным искусством. Усвоение учащимся социального опыта, направленного на его трансформацию в личный опыт, позволит учащимся действовать самостоятельно, успешно функционировать в обществе и передавать его своим потомкам.

                           

                                           Библиография:

1.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика дошкольного образования"/Т.Г. Казакова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 255 с.: ил.

2.Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М.: Наука, 1987.-333 с.

3.Разенков И. В. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования [Текст] / И. В. Разенков // 4.Актуальные задачи педагогики: материалы V международной научной  конференции (г. Чита, апрель 2014 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 171-173. Источник: http://www.akvarelka.kz/?p=327.

5.Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн.для учителя. -М: Просвещение 1991.-93с.

6.Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников./Под ред.И.Б.Первина.-М.:Педагогика.1985.-144с.

7.Материалы из исследовательских методических работ, диссертационного материала А.Ш.Матвеевой.

8.Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества. Орел, ОГУ, 2000. - 104 с.

9. Интернет ресурсы: https://azbyka.ru/deti/ Сайт"Азбука воспитания"

10. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое. воспитание детей дошкольного возраста.   Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС  2010.- с-192 11.http://portal.pskovlib.ru Библиотечный портал Псковской области Р.Н.Дмитриева. "Духовное возрождение и культура"

12. Цыгикало А. Нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема. Журнал "Международный студенческий научный вестник". – 2015. – № 5 (часть 4) – С. 594-59 Раздел Педагогические науки. С-594–595


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по праву на тему: Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"...

Духовный кризис Европы и российская система образования

О духовном кризисе Европы и российском образовании  ...

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание подростка в современной школе"

Духовно-нравственное воспитание  - это передача детям знаний, которые формирую их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирования опыта поведения и жизнедеятельности....

«Метод проектов как один из принципов развития одаренности детей на уроках физической культуры в условиях модернизации системы образования»

На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности. Перед школой стоят очень важные задачи максимального раскрыт...

Статья на тему: «ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Современное образование находится в процессе динамичных изменений, вызываемых радикальными политическими и социально-экономическими реформами. Одной из тенденций в его развитии является переход ...

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...