Статья по праву на тему: Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников
статья по праву по теме

Пулинец Галина Борисовна

 

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуривать». Правовая культура - это добротный результат правового образования. Вместе с политической они составляют суть гражданственности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правовая культура, одна из составляющих гражданского

образования школьников.

Неотъемлемым условием правового государства и гражданского общества является наличие нравственной и правовой культуры. Причем правовая культура общества в целом невозможна без целенаправленной политики, чьей бы то ни было - государства, педагогической общественности. Согласно словарю справочнику, правовая культура - это комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Эти три вида культуры личности самым непосредственным образом поддерживают, усиливают друг друга.

Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении.

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуривать». Правовая культура - это добротный результат правового образования. Вместе с политической они составляют суть гражданственности.

Что относиться к кругу явлений правовой культуры? Это:

  1. «Юридический» язык, юридическая терминология.
  2. Формы правовых актов - законов, указов, приговоров, решений ит.д.
  3. Принципы и порядок осуществления прав: разделение властей, законодательный процесс, судопроизводство и т.д.
  4. Определенные навыки и умения совершать различные юридические действия. А что же надо уметь простому гражданину?

  1. Он должен уметь читать и понимать правовые акты.
  2. Он должен правильно формировать свои требования.
  3. Он должен знать, в какой орган надо обращаться по тому или иному вопросу.
  4. Должен привыкнуть к тому, что все спорные вопросы, если их невозможно разрешить полюбовно, должны разрешаться в суде или иными установленными законом способами.

Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание, которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых неблагоприятных социальных условиях.

Личность, восприимчивая к ценностям права, справедливости, добра, является тем фундаментом, на котором строится здание спокойной, обеспеченной, стабильной жизни.

Необходимость овладения правовой культурой и обществом, и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Гармония нравственной, политической, правовой культуры формирует духовную личность.

Под правовой культурой личности мы понимаем систему взглядов, оценок, убеждений и установок относительно важности и необходимости, юридических прав и обязанностей, которые определяют ее правовое поведение. Основными компонентами правовой культуры являются:

  1. культура правового мышления, которая проявляется в знании норм права, умении пользоваться правовыми знаниями и умении применять их на практике;
  2. культура правового сознания - понимание природы общественно-правовых явлений и осознание необходимости права как регулятора общественных отношений;
  3. культура правового поведения - осознанное совершение поступков в соответствии с усвоенными правовыми нормами.

На основе компонентов правовой культуры правовая культура гражданина проявляется;

  1. В знании им действующего законодательства, прежде всего Конституции, основных прав, свобод и обязанностей.
  2. В чувстве справедливости, уважительном отношении к праву
  3. (предполагает уважение чужих прав и исполнение своих обязанностей)
  4. В стремлении строить свое поведение в соответствии с предписаниями юридических норм, так, чтобы их исполнение стало привычкой.

Осмысленное отношение к действиям, направленным на соблюдение, исполнение, применение норм права и закона, можно определить как правосознание. Правосознание - совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Обычно правосознание граждан называют правовой психологией. Оно включает в себя ряд практических, конкретных суждений и психологических установок. Основная психологическая установка, составляющая стержень правосознания,- это уважение к праву и закону, готовность исполнять его требования. Эта установка может быть принудительной или добровольной. Иными словами, человек может быть законопослушен из страха перед наказанием, а может по внутреннему убеждению, воспитанному с детства.

Правовая культура создается постепенно. Раньше всего закладывается фундамент - элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без них правовая культура не может быть полноценной. Развиваясь, мы познаем доступные нам законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства.

Правопорядок - это основанная на праве и сложившаяся в результате идеи и принципов законности, такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Представления о том, «что такое - хорошо и что такое - плохо», помогают получить первые, самые простые знания в области права: какие действия закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют снисхождение.

Без правовых знаний человек беспомощен..

Итак, основа правовой культуры - юридические знания. Но, конечно, одних знаний и умений ими пользоваться недостаточно для покорения вершины правовой культуры. Следующая ступень - правовые чувства, и прежде всего чувство справедливости и чувство уважения к праву. Серьезный недостаток нынешнего состояния правовой культуры - плохое знание законов. О том, что нельзя грабить и убивать, знают все. Но что касается, скажем, избиений «за дело» или «под горячую руку», то найдется немало людей, готовых оспорить тот непреложный факт, что рукоприкладство находиться под прямым запретом норм административного и уголовного права (единственное исключение действия в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости). Многие искренне удивляются, узнав, что применение в воспитательных целях физических наказаний в отношении детей является преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом.

Учащемуся склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям.

Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм) либо готовы использовать законы только в корыстных целях (правовой цинизм) И в том и в другом случае говорить об уважении к праву не приходиться. Правовая безграмотность выражается в незнании или в очень плохом знании норм права, но может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития.

   Особенно опасен двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан. Яркое проявление правовой антикультуры - неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Конечно, достоянием общественного мнения стали неблаговидные поступки некоторых из них. Но можно ли на основе отдельных примеров судить обо всех? Итак, правовая антикультура взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и правовом цинизме. Все эти элементы свойственны и тем учащимся, у которых не сформировано уважительное отношение к праву.

Уровень правовой культуры означает не только знание законов и правовой информированности. Правовая культура - это соблюдение законов и умение им подчиняться. Правовая культура - это уважение к правосудию, обращение к судам для защиты своих прав. Правовая культура - это неприменение незаконных сил и средств в решении различных конфликтов и споров.

Приоритетными задачами в данном направлении являются:        

- обеспечение повышения правовой культуры лицеистов в урочное и внеурочное время;

- достижение уважительного отношения к закону и праву всех государственных органов, институтов гражданского общества, должностных лиц и граждан;

- усиление роли органа самоуправления лицея. Они призваны более эффективно использовать различные формы правового обучения и правового воспитания, внести существенный вклад в усиление политической и правовой активности лицеистов;

- политическая и правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры. В сознании лицеистов должно укорениться убеждение, что культурным, образованным, с высоким правосознанием может считаться только тот, кто обладает правовыми знаниями и умеет применить их на практике;

Без формирования и развития правовой культуры невозможно построить правовое государство. Человек, не обладающий ею, чувствует себя в обществе и государстве бесправным «винтиком» или внутренним эмигрантом. Только тот кто обладает правовой культурой, осознает свою роль полноправного и активного гражданина страны, неравнодушного к ее проблемам и трудностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовая культура, одна из составляющих гражданского образования школьников.

Слово «культура» в переводе с латинского - это «возделывание», «выращивание». Недаром трудясь над огромным растением, добиваясь повышения уровня его плодородия, употребляют понятие «окультуриват...

Культура питания как одна из составляющих здорового образа жизни школьника

Презентация о здоровом образе жизни и культуре питания обучающихся...

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

    Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

Краеведческий компонент в гражданском образовании школьников: опыт ЦГО и языкового клуба.

Использование краеведения способствует решению задач социальной адаптации учащихся школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем родном городе, участвовать в его развитии, социал...

«Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания»

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания...

Доклад "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ"

Доклад "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ"...