Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание подростка в современной школе"
статья на тему
Духовно-нравственное воспитание - это передача детям знаний, которые формирую их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирования опыта поведения и жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание подростка
Одной из ведущих задач модернизации образования является повышение воспитательного потенциала учебного процесса, усиление воспитательной функции образовательных учреждений. Проблема духовно-нравственного воспитания является общенациональной. Это связано с тем, что разрушены прежние идеалы, произошло падение нравственных устоев, утратились существовавшие нормы и принципы морали. Всё это привело к усилению неблагополучия в детской и подростковой среде, снизило воспитательный потенциал мощных факторов социализации: семьи, СМИ, общественных организаций и учреждений дополнительного образования.
В Концепции модернизации образования говорится, что воспитание-это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности на основе общечеловеческих ценностей и для самореализации личности. Одним из приоритетных направлений воспитания детей в Российской федерации является формирование духовно-нравственного мира, гражданско-патриотическое воспитание детей. Одной из приоритетных задач деятельности классного руководителя является формирование нравственных смыслов и духовных ценностей.
Человек не рождается с определённым уровнем духовности, она начинает формироваться в детском возрасте. Роль классного руководителя в этом процессе велика, одной из ведущих задач классного руководителя является оказание помощи детям в понимании величайших духовных ценностей, развитии основ нравственности. Воспитание-это взаимодействие взрослых и детей по реализации совместных планов в поиске жизненных ценностей. Только совместная выработка нравственных ценностей,правил, законов жизни составляет суть воспитания.
В своей работе я использую различные формы воспитательной работы на основе комплексной программы «Я - человек. Я – гражданин. Я - личность». Каждая часть программы предназначена для определённого возраста. Раздел программы «Я – личность» охватывает учащихся 5-9 классов. Цель программы –создание условий для интеллектуального,духовно-нравственного, физического и эмоционального развития учащихся.
Духовно-нравственное воспитание -это передача детям знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности. Необходимо целенаправленно развивать у учащихся такие качества, как доброта, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, то есть духовно-нравственные ценности, выработанные христианской культурой.
Содержание программы выстраивается по шести основным блокам.
- « Я и мир знаний. Я в этом мире»- формирует нравственный смысл учения, представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда, значения творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества.
- «Истоки культуры и духовности»-способствует формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств, представления о душевной и физической красоте человека; формированию эстетических идеалов , чувства прекрасного и способности видеть красоту природы, труда и творчества; развивает интерес к чтению, произведениям искусства, музыке, занятиям художественным творчеством и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
- «Природа-творец. Я – творец самого себя»-формирование ценностного отношения к природе и окружающей среде, сознательного отношения к самому себе; развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе и элементарного опыта природоохранной деятельности. Бережного отношения к растениям и животным.
- «Мир и общество. Я и мир»-воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам и обязанностям человека.
- «Я, моя семья и мои друзья»-формирование отношения к семье как основе российского общества, представлений о семейных ценностях, уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство с культурно –историческими и этническими традициями российской семьи.
- «Я и мои жизненные ориентиры»-формирование основ морали, осознанной необходимости поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, укрепление позитивнойнравственной самооценки,самоуважения и жизненного оптимизма.
Содержание программы отражает социально-значимые ценности, которые признаются обществом. Воплощение в жизнь этих ценностей создаёт условия для развития в человеке гуманизма. Ответственности, долга, чувства собственного достоинства, чувства эмпатии, толерантности и гражданственности.
Ожидаемый результат реализации программы: ученик, умеющий общаться в различных ситуациях со сверстниками. Педагогами. Родителями и другими окружающими людьми; умеющий выбирать ориентиры, анализировать собственные поступки и поступки окружающих людей; противостоять отрицательным явлениям среды; знающий обязанности человека и гражданина, умеющий рассуждать, высказывать своё мнение; социально активный и социально ответственный; проявляющий интерес к окружающим людям, имеющий чувство собственного достоинства.
Воспитание гражданина страны- одно из главных условий национального возрождения. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мыпрежде всего должны видеть в нём человека. Поэтому «гражданин» с педагогической точки зрения-это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. В течение тысячелетней истории русская культура утверждала приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы русской культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого вакуума в современной школе, сформировать у подростков нравственные установки. Технология воспитания человеческого в человеке на основе комплексной программы «Я-человек, Я-гражданин, Я-личность» является хорошей основой для создания системы работы с классом по формированию духовно-нравственных ценностей у учащихся.
Литература:
- Государственная программа «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года»
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.Начальная школа.5-11 классы . 2003 год.
- Степанов Е.Н. Воспитание в начале 20 века: тенденции развития. Воспитание школьника -2000,№2.
- Степанов В.М. О воспитании, воспитателе и гуманной педагогике,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.
"Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида". Выпускная работа в КРИПК и ПРО по специальности "Олигофренопедагогика"....
Программа воспитания подростков в кадетской школе-интернате.
ВОСПИТАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружё...
Статья - "Родителям обучающихся - о воспитании детей в современном обществе "
Родителям обучающихся - о воспитании детей в современном обществе....
Статья на тему: «Эмоциональное состояние подростка на примере школы Енсан г. Пусан (Республики Корея) и гимназии № 33 г. Улан-Удэ (Российская Федерация).
Человеческие эмоции — огромная сила, которой подвластны не только наши мысли, но и наши действия. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственны...
Духовно – нравственное воспитание подростков в современных условиях.
В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране неэффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим...
Статья "Духовно-нравственное воспитание ребенка в современной школе"
Проблема нравственного развития ребенка в современном обществе...