Программа по основам духовно-нравственной культуры народов России
рабочая программа (5 класс) на тему
Воспитание толерантности, уважительного отношения,культуре народов России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от «26» августа 2016 г.: __________ _/Л.П.Колабаева/ подпись руководителя МО | Согласовано с зам. директора по УВР _____________ /Т.А.Черноухова/
«29» августа 2016 г. | «Утверждаю»: Директор школы _____________ /М.С. Алиев/ Приказ № 72 -а от «31 » августа 2016 г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: основы духовно-нравственной культуры народов России
Ступень обучения: основное общее образование
Сроки реализации программы: 1 год (5 классы)
Составители: учитель русского языка и литературы ВКК Колабаева Л.П.
р.п. Таловая, 2016
Аннотация
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
- Примерной программы основного общего образования по предмету.
- «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,В. А. Тишков)-М. 2011.
- Авторской программы по предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России». Н. Ф. Виноградова и др.
- Учебного плана МКОУ Таловская СОШ, составленного на основе регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений в соответствии с Приказом № 760 от 27.07. 12 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Рабочая программа предназначена для организации процесса обучения основам духовно – нравственной культуры народов России учащихся 5 классов в МКОУ Таловская СОШ р.п. Таловая Воронежской области на основе линии УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков. -2-е издание, испр. – М.: Вентана-Граф. 2017. -160с.: ил. УМК рассчитан на 34 часа в год, т.к. предусматривает изучение предмета 1 час в неделю. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включен в Федеральный перечень учебников. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010г.)
Введен внутрипредметный обучающий модуль «Духовное богатство» в количестве 7 часов, с целью закрепления нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества.
Цель:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Задачи:
1. Совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно- нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию.
2. Углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования.
3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.
4. Становление внутренних установок личностных, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями.
Предмет создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его разделы согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей школьников.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству, чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ и историю России;
- принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание уважительного отношения к своей стране; её истории, любви к родному краю, своей семье;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседника и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера, способность работать с информацией, представленной в разной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых ситуаций и отвечать за него.
Ученик научится:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Анализировать текст, выделять главное и формулировать своими словами.
- Формулировать смысловое содержание иллюстраций.
- Открывать значение этических понятий, объяснять их смысл.
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.
- Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, задавать вопросы.
- Излагать свое мнение, используя аргументы.
Ученик должен знать:
Духовность человека есть преобладание в нём нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.
Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 класс (34 часа)
- Раздел 1. В мире культуры.
- Величие многонациональной российской культуры. Российская культура- плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры- представители разных национальностей (К.П.Брюллов, И.Е.Репин, К.С. Станиславский, Шолом - Алейхем, Г.С. Уланова, Д.Д. Шостакович, Р.Г. Гамзатов, Д.С. Лихачев, С.Д. Эрьзя, Ю.С. Рытхэу и др.)
- Человек- творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
2. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.
- «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.)
- Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий- патриоты (Сергей Радонежский, Рабби Шнеур- Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
- В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов ( сказках, легендах, пословицах).
- «Плод добрых трудов славен» Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
- Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники и пр.).
- Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
- Семья- хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья- первый трудовой коллектив.
3. Раздел 3. Религия и культура.
- Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
- Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
- Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно- прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть- часть исламской культуры. Исламский календарь.
- Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора- Пятикнижие Моисея. Синагога- молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
- Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь
4. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
- Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторический памятников, связанных с разными религиями.
- Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
5. Раздел 5. Твой духовный мир.
- Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях Нравственные качества человека.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел и темы курса | К/ч |
| Характеристика вида учебной деятельности |
I | Раздел 1. В мире культуры. | 4ч | ||
| 2 2 |
|
| |
2 | Раздел 2. Нравственные ценности российского народа. | 15 ч | ||
| 2 3 1 1 2 1 5 |
|
| |
3 | Раздел 3. Религия и культура. | 11ч | ||
| 1 3 3 2 2 |
|
| |
4 | Раздел 4. Как сохранить духовные ценности. | 2ч | ||
2.Хранить память предков. | 1 1 |
|
| |
5 | Раздел 5. Твой духовный мир. | 2ч |
| |
| 1 1 |
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | ||||
по плану | фактически | ||||||
1 | Величие многонациональной российской культуры. | 1 | |||||
2 | Величие многонациональной российской культуры. | 1 | |||||
3 | Человек – творец и носитель культуры. | 1 | |||||
4 | Человек – творец и носитель культуры. ВОМ. | 1 | |||||
5 | Береги землю родимую, как мать любимую. | 1 | |||||
6 | Береги землю родимую, как мать любимую. ВОМ. | 1 | |||||
7 | Жизнь ратными подвигами полна. | 1 | |||||
8 | Жизнь ратными подвигами полна. ВОМ. | 1 | |||||
9 | Жизнь ратными подвигами полна. | 1 | |||||
10 | В труде- красота человека. ВОМ. | 1 | |||||
11 | Плод добрых трудов славен. | 1 | |||||
12 | Люди труда. | 1 | |||||
13 | Люди труда. | 1 | |||||
14 | Бережное отношение к природе. ВОМ. | 1 | |||||
15 | Семья – хранитель духовных ценностей. | 1 | |||||
16 | Семья – хранитель духовных ценностей. | 1 | |||||
17 | Семья – хранитель духовных ценностей. | 1 | |||||
18 | Семья – хранитель духовных ценностей. | 1 | |||||
19 | Семья – хранитель духовных ценностей. | 1 | |||||
20 | Роль религии в развитии культуры. ВОМ | 1 | |||||
21 | Культурное наследие христианской Руси. | 1 | |||||
22 | Культурное наследие христианской Руси. | 1 | |||||
23 | Культурное наследие христианской Руси. | 1 | |||||
24 | Культура ислама. | 1 | |||||
25 | Культура ислама. | 1 | |||||
26 | Культура ислама. | 1 | |||||
27 | Иудаизм и культура. | 1 | |||||
28 | Иудаизм и культура. | 1 | |||||
29 | Культурные традиции буддизма. | 1 | |||||
30 | Культурные традиции буддизма. | 1 | |||||
31 | Забота государства о сохранении духовных ценностей. ВОМ, | 1 | |||||
32 | Хранить память предков. | 1 | |||||
33 | Твой духовный мир. | 1 | |||||
34 | Твой духовный мир. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России
Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...
рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС
Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России
Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России...
Программа по основам духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «Программа по истории и культуре народов Марий Эл» (авторы Л.Е. Майкова, Г.И. Соловьёва). 1 – 11 классы. Йошкар – О...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса
Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России
Рабочая программа к учебнику Н. Ф. Виноградовой...