Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_odnknr_5_klass.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №201 «Согласие»
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании ШМО учителей ООО и С(П)ОО Протокол № ____ от ________2013г. | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ № 201 «Согласие»:_______И.Н.Нагибина Приказ № ___ от ________2013г. |
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Составитель: Копанцева Татьяна Александровна,
учитель русского языка, литературы,
первая квалификационная категория
Екатеринбург, 2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ООП ООО МБОУ СОШ № 201 «Согласие» на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 5 класс» ОС «Школа 2100» и обеспечена учебно-методическим комплектом Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой.
Цель данной программы: создать условия для реализации ООП ООО в рамках одного учебного предмета через приобщение к следующим национальным ценностям:
- ценность жизни;
- ценность природы;
- ценность добра;
- ценность истины;
- ценность семьи;
- ценность труда и творчества;
- ценность свободы;
- ценность социальной солидарности;
- ценность гражданственности;
- ценность патриотизма;
- ценность человечества
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
- формирование гражданской позиции;
- умение ориентироваться и действовать в современном обществе;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» осуществляется становление таких универсальных учебных действий, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
Рабочая программа обеспечивает возможность продолжения образования на второй ступени обучения, а также выдерживает преемственность начального и основного общего образования. В 4 классе в рамках предмета ОРКСЭ был реализован модуль «Основы мировых религиозных культур».
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает интеграцию с литературой, предметами общественно-научного, естественного цикла, ИЗО с метапредметными курсами ИКТ –компетентности и программой формирования основ функционального чтения.
Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей, поэтому 30% занятий проходит в формах отличных от классно–урочной.
Особенности учебника.
Обогащение личностных качеств через постановку личностно-ориентированных учебных целей:
- понимать и объяснять значения трудных слов (добро, долг, совесть и т.д.), на которых основаны общечеловеческие нормы и культура народов России;
- определять и формулировать свое отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие нормы и традиции народов России;
- учиться самостоятельно извлекать информацию этического характера из художественного, публицистического, научно-популярных текстов.
Использование ситуативности и коммуникативной направленности: погружение учеников в нравственную и речевую ситуацию через чтение и осмысление диалогов главных героев учебника – ребят, живущих в одном доме.
Использование технологии деятельностного типа.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 201 «Согласие» объем учебного времени на освоение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе составляет 17 часов в первом полугодии (1 час в неделю). В соответствии с календарным графиком на 2013-2014 учебный год – 16 часов. Выполнение программы обеспечено интеграцией тем обобщения.
Для реализации курса используется учебник Р.Н.Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремневой «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика», рекомендуемый к использованию в ОУ в 2013-2014 учебном году.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основ общечеловеческих нравственных ценностей). Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях. Формирование ответственность за свой выбор. Формирование качеств: отзывчивость, доброжелательность, сопереживание другим. Формирование умения не создавать конфликты, выходить из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему). Анализировать текст, выделять главное и формулировать своими словами. Формулировать смысловое содержание иллюстраций. Открывать значения этических понятий, объяснять их смысл. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.). Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, задавать вопросы. Излагать свое мнение, используя аргументы. Организовывать работу в паре и группе, сотрудничать с одноклассниками. Выступать перед знакомой аудиторией с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентации, отдельные слайды ). | Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях. Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. |
Оценка достижения планируемых результатов
Занятия безотметочные. Ученики ориентированы в большей степени на самооценку. Диагностика успешности достижения результатов выполняется в ходе проектной работы обучающихся.
Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя.
Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
Модуль | 1 глава | 2глава | 3глава | 4 глава | тематические проекты | Всего |
Вводный урок. Как работать с учебником. | 1 | |||||
1.Что такое хорошо и как не делать плохо? | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
2.Какие правила мужские, а какие - женские? | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
3.Что можно и что нельзя людям разных профессий? | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
4.Что хранит многоликую Россию? | 1 | 1 | 2 |
Содержание учебного курса
Тематическое планирование и содержание деятельности обучающихся
Раздел | Тема | Дата проведения | Корректировка Даты | Характеристика учебной деятельности обучающихся |
1 четверть | ||||
| 04.09 | |||
Что такое хорошо и как не делать плохо? |
| 11.09 | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему) Открывать значения этических понятий, объяснять их смысл (духовные ценности, совесть, дружба, честь). | |
| 18.09 | Анализировать текст, выделять главное и формулировать своими словами. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Организовывать работу в паре и группе, сотрудничать с одноклассниками (сформулировать советы как научиться держать слово). | ||
| 25.09 | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Анализировать текст, выделять главное и формулировать своими словами. Формулировать смысловое содержание иллюстраций. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, задавать вопросы. | ||
| 02.10 | Организовывать работу в паре и группе, сотрудничать с одноклассниками. Излагать свое мнение, используя аргументы. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Выступление перед знакомой аудиторией. | ||
Какие правила мужские, а какие – женские? |
| 09.10 | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл. Научиться оценивать поступки людей с точки зрения их ролей в обществе. Действовать по плану, оценивать результат. | |
| 16.10 | Определять и формулировать цель своей деятельности; решаемую проблему, поставленную задачу; строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Составлять разные виды планов; следовать плану, ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нем главное и формулировать своими словами. | ||
| 23.10 | Научиться оценивать поступки людей с точки зрения их ролей в обществе. Анализировать текст, выделять в нем главное и формулировать своими словами. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников; задавать вопросы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их высказываниях. | ||
2 четверть | ||||
| 06.11 | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения(какие правила подходят, а какие не годятся на сегодняшний день). Организовывать работу в паре и группе, сотрудничать с одноклассниками. | ||
| 13.11 | Выступать перед знакомой аудиторией с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентации, отдельные слайды ). Использовать информационные технологии для создания презентаций. | ||
Что можно и что нельзя людям разных профессий? |
| 20.11 | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему). Анализировать текст, выделять главное и формулировать своими словами. Работать в группе. | |
| 27.11 | Формулировать проблему на основе противоречий. Определять понятия, создавать обобщение. Открывать значения этических понятий, объяснять их смысл. Анализировать текст, выделять в нем главное и формулировать своими словами. | ||
| 04.12 | Формулировать проблему на основе противоречий. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг. | ||
| 11.12 | Организовать свои действия – ставить цель ,планировать работу действовать по плану , оценивать результат. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл (народ, национальность, толерантность). Развивать хорошие качества своей личности, оценивать свои и чужие слова и поступки.
| ||
Что хранит многоликую Россию? |
| 18.12 | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему). Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл (отечество, патриотизм, многонациональный народ) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | |
| 25.12 | Выступать перед знакомой аудиторией с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентации, отдельные слайды, таблицы и т.д.) Использовать информационно-коммуникативные технологии для создания презентаций. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
ФГОС ООО | 1 экземпляр | В наличии у учителя | |
Методическое пособие «Основы духовно-нравственной культуры народов России » | 1 экземпляр | В наличии у учителя | |
Учебник «Светская этика» | На каждого ученика | Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. | |
Толковый словарь С.И. Ожегова | 1экземпляр | В наличии у учителя | |
Цифровые образовательные ресурсы | |||
Коллекция ЦОР | Авторские разработки педагогов в сети Интернет | ||
DVD-диски | Демонстрационный материал | БИЦ | |
Оборудование для мультимедийных демонстраций | |||
АРМ учителя | 1 экземпляр | В кабинете | |
Экран и мультимедийный проектор | 1 экземпляр | В кабинете | |
Средства фиксации окружающего мира | |||
Фотокамера | 1 шт. | В БИЦ | |
Видеокамера | 1 шт. | В БИЦ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России
Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса
Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....
Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5 класс...
Программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России
Программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России...
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Данная программа направлена на формирование патриотизма у подрастающего поколения Пермского края и соответствует задачам, определенным в новых образовательных стандартах, «Концепции духовно-нрав...
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России ( Модуль "Основы мировых религиозных культур")
Целью рабочей программы является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многона...
Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов
Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов...