Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
рабочая программа (5 класс) по теме

Копанцева Татьяна Александровна

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  для 5  класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_odnknr_5_klass.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №201 «Согласие»

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании ШМО учителей ООО и С(П)ОО

Протокол № ____ от ________2013г.

Утверждаю:

Директор  МБОУ СОШ  №  201

 «Согласие»:_______И.Н.Нагибина

 Приказ № ___ от ________2013г.

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Составитель: Копанцева Татьяна  Александровна,                                                                                                                                                                

учитель русского языка, литературы,

первая квалификационная категория

Екатеринбург, 2013 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  для 5  класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ООП ООО МБОУ СОШ № 201 «Согласие» на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 5 класс» ОС «Школа 2100» и обеспечена учебно-методическим комплектом Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой.

Цель данной программы: создать условия для реализации ООП ООО в рамках одного учебного предмета через приобщение к следующим национальным ценностям:

  • ценность жизни;
  • ценность природы;
  • ценность добра;
  • ценность истины;
  • ценность семьи;
  • ценность труда и творчества;
  • ценность свободы;
  • ценность социальной солидарности;
  • ценность гражданственности;
  • ценность патриотизма;
  • ценность человечества                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Для достижения  поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
  • формирование гражданской позиции; 
  • умение ориентироваться и действовать в современном обществе;                          
  • обобщение знаний, понятий и  представлений о духовной культуре и морали, полученных  обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Общая характеристика учебного предмета

При изучении курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» осуществляется становление таких универсальных учебных действий, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

Рабочая программа обеспечивает возможность продолжения образования на второй ступени обучения, а также выдерживает преемственность начального и основного общего образования. В 4 классе в рамках предмета ОРКСЭ был реализован модуль «Основы мировых религиозных культур».

Курс  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает интеграцию с литературой, предметами общественно-научного, естественного цикла, ИЗО с метапредметными курсами ИКТ –компетентности и программой формирования основ функционального чтения.

Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей, поэтому 30% занятий проходит в формах отличных от классно–урочной.

Особенности учебника.

Обогащение личностных качеств через постановку личностно-ориентированных учебных целей:

- понимать и объяснять значения трудных слов (добро, долг, совесть и т.д.), на которых основаны общечеловеческие нормы и культура народов России;

- определять и формулировать свое отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие нормы и традиции народов России;

- учиться самостоятельно извлекать информацию этического характера из художественного, публицистического, научно-популярных текстов.

Использование  ситуативности и коммуникативной направленности: погружение учеников в нравственную и речевую ситуацию через чтение и осмысление диалогов главных героев учебника – ребят, живущих в одном доме.

Использование технологии деятельностного типа.

Место предмета в учебном плане 

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 201 «Согласие» объем учебного времени на освоение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе составляет 17 часов в первом полугодии (1 час в неделю). В соответствии с календарным графиком на 2013-2014 учебный год – 16 часов. Выполнение программы обеспечено интеграцией тем обобщения.  

Для реализации курса используется учебник Р.Н.Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремневой «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика», рекомендуемый к использованию в ОУ в 2013-2014 учебном году.


Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Самостоятельно определять и  формулировать  самые простые, общие для всех людей правила поведения  

(основ общечеловеческих нравственных ценностей).

Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

Формирование ответственность за свой выбор.

Формирование качеств: отзывчивость, доброжелательность,  сопереживание другим.      

Формирование умения не создавать конфликты, выходить из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Анализировать текст, выделять главное и формулировать своими словами.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций.

Открывать значения этических понятий, объяснять их смысл.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, задавать вопросы.

Излагать свое мнение, используя аргументы.

Организовывать работу в паре и группе, сотрудничать с одноклассниками. Выступать перед знакомой аудиторией с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентации, отдельные слайды ).

Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

                                     

Оценка достижения планируемых результатов

Занятия безотметочные. Ученики ориентированы в большей степени на самооценку. Диагностика успешности достижения  результатов выполняется в ходе проектной работы обучающихся.

Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка  и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя.

Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

Модуль

1 глава

2глава

3глава

4 глава

тематические проекты

Всего

Вводный урок. Как работать с учебником.

1

1.Что такое хорошо и как не делать плохо?

1

1

1

1

4

2.Какие правила мужские, а какие - женские?

1

1

1

1

1

5

3.Что можно и что нельзя людям разных профессий?

1

1

1

1

4

4.Что хранит многоликую Россию?

1

1

2

Содержание учебного курса


Тематическое планирование и содержание деятельности обучающихся

Раздел

Тема

Дата

проведения

Корректировка

Даты

Характеристика учебной деятельности

обучающихся

1 четверть

  1. Как работать с учебником

04.09

Что такое хорошо и как не делать плохо?

  1. Сокровища нравственности.

11.09

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему)

 Открывать значения этических понятий, объяснять их смысл (духовные ценности, совесть, дружба, честь).

  1. Доброе слово и дело.

18.09

Анализировать текст, выделять главное и формулировать своими словами.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Организовывать работу в паре и группе, сотрудничать с одноклассниками (сформулировать советы как научиться держать слово).

  1. Строитель своей души.

25.09

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 Анализировать текст, выделять главное и формулировать своими словами.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций.

 Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, задавать вопросы.

  1. Обобщение главы 1, представление проектов.

02.10

Организовывать работу в паре и группе, сотрудничать с одноклассниками.

 Излагать свое мнение, используя аргументы.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 Выступление перед знакомой аудиторией.

Какие правила мужские, а какие – женские?

  1. Образцы мужского поведения.

09.10

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл.

Научиться оценивать поступки людей с точки зрения их ролей в обществе.

 Действовать по плану, оценивать результат.

  1. Кого называют  настоящим мужчиной?

16.10

 Определять и формулировать цель своей деятельности; решаемую проблему, поставленную задачу; строить предположения, прогнозировать круг возможных  действий.

  Составлять разные виды планов; следовать плану, ориентируясь во времени.

   Анализировать текст, выделять в нем главное и формулировать своими словами.

  1. Образцы женского поведения.

23.10

Научиться оценивать поступки людей с точки зрения их ролей в обществе.   

   Анализировать текст, выделять в нем главное и формулировать своими словами.        Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников; задавать вопросы.

   Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их  высказываниях.

2 четверть

  1. Отличаются ли нравственные правила поведения женщин и мужчин?

06.11

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения(какие правила подходят, а какие не годятся на сегодняшний день).

 Организовывать работу в паре и группе, сотрудничать с одноклассниками.

  1. Обобщение главы 2, представление проектов.

13.11

Выступать перед знакомой аудиторией с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентации, отдельные слайды ).

 Использовать информационные технологии для создания презентаций.                                    

Что можно и что нельзя людям разных профессий?

  1. Кодексы чести разных профессий

20.11

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Анализировать текст, выделять главное и формулировать своими словами.

Работать в группе.

  1. Порядочность истинного  интеллигента.

27.11

 Формулировать проблему на основе противоречий. Определять понятия, создавать обобщение. 

Открывать значения этических понятий, объяснять их смысл.

 Анализировать текст, выделять в нем главное и формулировать своими словами.

  1. Мир добрых соседей.

04.12

Формулировать проблему на основе противоречий.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

  1. Как сохранять мир между людьми разных национальностей и культур.

11.12

Организовать свои действия – ставить цель ,планировать работу  действовать по плану , оценивать результат.

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл (народ, национальность, толерантность).

 Развивать хорошие качества своей личности, оценивать свои и чужие слова и поступки.

 

Что хранит многоликую Россию?

  1. Чувство родной страны

18.12

   Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

 Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл (отечество, патриотизм, многонациональный народ)

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  1. Обобщение курса светской этики.

25.12

Выступать перед знакомой аудиторией с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентации, отдельные слайды, таблицы и т.д.)

 Использовать информационно-коммуникативные технологии для создания презентаций.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств учебно-методического и

материально-технического обеспечения

Необходимое

 количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

ФГОС ООО

1 экземпляр

В наличии у учителя

Методическое пособие «Основы духовно-нравственной культуры народов России »

1 экземпляр

В наличии у учителя

Учебник «Светская этика»

На каждого ученика

Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева.

Толковый словарь С.И. Ожегова

1экземпляр

В наличии у учителя

Цифровые образовательные ресурсы

Коллекция ЦОР

Авторские разработки педагогов в сети Интернет

DVD-диски

Демонстрационный материал

БИЦ

Оборудование для мультимедийных демонстраций

АРМ учителя

1 экземпляр

В кабинете

Экран и мультимедийный проектор

1 экземпляр

В кабинете

Средства фиксации окружающего мира

Фотокамера

1 шт.

В БИЦ

Видеокамера

1 шт.

В БИЦ

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5 класс...

Программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России

Программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России...

Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"

Данная программа направлена на формирование патриотизма у подрастающего поколения Пермского края и соответствует задачам, определенным в новых образовательных стандартах, «Концепции духовно-нрав...

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России ( Модуль "Основы мировых религиозных культур")

Целью рабочей программы является  формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многона...

Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов

Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов...