Программа по основам духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса (17 часов)
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Ямулова Лидия Алексеевна

Рабочая программа составлена на основе примерной общеобразовательной  программы «Программа по истории и культуре народов Марий Эл» (авторы Л.Е. Майкова, Г.И. Соловьёва). 1 – 11 классы. Йошкар – Ола. Марийское книжное издательство. 2009.

Программа рассчитана на 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю. Данный учебный предмет входит в предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В Федеральном государственном образовательном стандарте основного

общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_osnovy_5_kl.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

   

«Одобрено»

Решением педсовета лицея,

протокол №1 от 27. 08. 2015

Председатель педсовета

______________      Л.В. Чернова

«27»    августа    2015 г.        

«Утверждаю»

Директор МОУ «Звениговский лицей»                    

________________ Л.В. Чернова              «27»      августа    2015 г.

                                                

        

        

                                                                 

Программа

по основам духовно-нравственной культуры народов

России для 5 класса

(17 часов)

                                                           Разработала:

                                                           Ямулова Лидия Алексеевна,      

                                                           учитель ИКН  РМЭ и

                                                           марийского языка высшей

                                                           квалификационной категории

                                                           

Звенигово, 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной общеобразовательной  программы «Программа по истории и культуре народов Марий Эл» (авторы Л.Е. Майкова, Г.И. Соловьёва). 1 – 11 классы. Йошкар – Ола. Марийское книжное издательство. 2009.

Программа рассчитана на 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю. Данный учебный предмет входит в предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает

воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

 формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

осознание ценности человеческой жизни.

Системно–деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

В процессе изучения учебного предмета обращается внимание на формирование основ гражданской идентичности,  на развитие духовно-нравственной личности. Ведущими идеями программы являются приобщение обучающихся к духовному богатству национальной культуры, усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия.

Ознакомлению с религиозной культурой народов республики в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным педагогическим шагом. В настоящее время идёт процесс изменения отношения к религии не только в обществе, но и на уровне семьи и личности.

Учебный материал расположен по блочным темам. Блочное построение даёт возможность последовательно проводить уроки.

Весь комплекс ознакомления обучающихся с основой духовно-нравственной культуры народов России направлен на духовно-нравственное воспитание личности, на рост у обучающихся национального самосознания на основе знаний этнокультурных особенностей, усвоения национальных и общечеловеческих ценностей.

Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

        Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

        Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

        Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

        Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

        Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

        Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

        Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

        Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

        Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

        Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

        Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

        Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

        Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
  • Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

        Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

        Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

        Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

        Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

        Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

             Цель: - формирование у подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 Задачи:

знакомство обучающихся с основами религиозной культуры (православие в Марийском крае, марийская традиционная религия как основа духовной культуры народа мари, мусульманство в Марийском крае);

развитие представлений подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

В своей работе учитель может использовать различные теоретические и практические формы передачи материала: уроки-беседы, приглашение творческих работников, очно-заочные экскурсии в пределах города, села, района, республики, викторины, интегрированные уроки, КВНы, тематические викторины, кроссворды, зачётные уроки, использование проектной деятельности, обсуждение телепередач и видеофильмов и т.д.

        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основы духовно-нравственной культуры народов России

(17 часов)

  1. класс

1. Россия – наша Родина (1 ч.)

           Страна, в которой мы живём, - Россия. Президент Российской Федерации. Моя Родина – Россия.

           Государственная символика Российской Федерации.

2. Религия мира и их основатели (1 ч.)

        Возникновение религий. Религия мира и их основатели.

3. Этнокультурное содружество в республике (2 ч.)

Многонациональная семья Республики Марий Эл. Краткие сведения о быте и традициях.

Отражение темы дружбы в художественной литературе, в музыке, в изобразительном искусстве.

4. Основы религиозной культуры.

Православие в Марийском крае  (6 ч.)

Православие в Марийском крае. Нравственные основы христианства. Православные церкви, монастыри, часовни. Православные двунадесятые праздники.

5. Марийская традиционная религия (7 ч.)

Марийская традиционная религия как основа духовной культуры народа мари. Нравственная основа язычества. Ото, кÿсото – священные молельные рощи. Злые языческие духи. Марийские традиционные праздники. Стихотворение С. Чавайна «Ото».

6. Ислам в Марийском крае (2 ч.)

Мусульманство в Марийском крае. Нравственные ценности ислама. Мечети в Марийском крае. Мусульманские праздники.

5. Итоговый урок (1 ч.)

Творческие работы обучающихся. Презентация творческих работ.

Календарно – тематическое планирование по основам духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе

на 2015 – 2016 учебный год

17 часов

Содержание урока

Кол-во

часов

Дата

IV этап

Россия – наша Родина

1.

Россия – наша Родина

1

21. 01. 16

Религии мира и их основатели

2.

Возникновение религий.

Религии мира и их основатели.

1

28. 01. 16

Этнокультурное содружество в республике

3.

Краткие сведения о быте и традициях жителей Республики Марий Эл.

1

04. 02. 16

Основы религиозной культуры.

Православие в Марийском крае

4.

Православие в Марийском крае

1

11. 02. 16

V этап

5.

Православные святые. Нравственные основы христианства

1

25. 02. 16

6.

Православные  Двунадесятые праздники

1

04. 03. 16

7.

Православные церкви. Православные часовни.  Православные монастыри

1

11. 03. 16

8.

Творческие работы обучающихся.

Презентация творческих работ

1

18. 03. 16

Марийская традиционная религия

9.

Марийская традиционная религия как основа духовной культуры мари

1

25. 03. 16

10.

Марийские священные рощи (кӯсото)

1

01. 04. 16

VI этап

11.

Злые языческие духи

1

15. 04. 16

12.

Марийские традиционные праздники

1

22. 04. 16

13.

Жизнь и творчество С. Чавайна. Анализ стихотворения «Ото»

1

29. 04. 16

14.

Творческие работы обучающихся.

Презентация творческих работ

1

06. 05. 16

Ислам в Марийском крае

15.

Ислам в Марийском крае. Мусульманские мечети

1

13. 05. 16

16.

Мусульманские праздники. Религиозный этикет у мусульман

1

20. 05. 16

Итоговый урок

17.

Творческие работы обучающихся.

Презентация творческих работ

1

27. 05. 16

Список литературы

1. История и культура марийского народа. Учебное пособие для 5 класса. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 2012.

2. Иванов А.Г., Сануков К.Н. История марийского народа. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 1999.

 3. Сепеев Г.А. Этнография марийского народа. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 2001.

4. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 2003.

5. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола. 2005.

6. Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС

Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России ( Модуль "Основы мировых религиозных культур")

Целью рабочей программы является  формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многона...

Аннотация к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс

Аннотация к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуры народов России (5 класс) включает в себя: 1) Место учебного предмета в структуре основной общеобразовательной программы школ...

Аннотация к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуры народов России, 6 класс

Аннотация к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуры народов России (6 класс) включает в себя: 1) Место учебного предмета в структуре основной общеобразовательной программы школ...

Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов

Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов...